Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 8:01

Козьмодемьянск — Россия Август 2024

Пересчитав по головам бронзовых котов, кошек и котят, ранним утром буквально сорвались из Йошкар-Олы. Дело было в том, что в городке на Волге, куда мы стремились, по утрам останавливаются круизные теплоходы. Отмеченные точки в навигаторе предполагали спокойную прогулку, без лавирования между групп туристов в сопровождении экскурсоводов с зычными голосами.

К причалу Коротни паромной переправы подъехали аккурат к моменту, когда паром СП-45 опустил сходни на песчаный берег и прибывшие машинки освободили палубу для ожидающих погрузку. Первая в этой поездке паромная переправа.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

На том берегу — старинный городок Козьмодемьянск.

После похода на Казань Иван Грозный остановился на отдых в живописном месте на берегу Волги в день памяти Космы и Дамиана. «Лепота!» — наверное воскликнул Иван Васильевич и повелел воздвигнуть на этом месте острог, назвав его Козьмодемьянском.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

В 1583 году крепость была построена.

Шли годы, века. Из-за отсутствия опасности набегов острог превратился в торговый купеческий городок. Еще бы — стоит на берегу оживленной торговой магистрали. Богател, хорошел. Потом случилась революция, НЭП. И однажды таким же летним утром, если верить летописцам Ильфу и Петрову, к причалу городка, именованного у них Васюками, пришвартовался пароход «Скрябин», по трапу которого на берег сошли граждане Воробьянинов и Бендер.

Макет парохода в музее сатиры и юмора.

До последнего момента Козьмодемьянск в моих мыслях ассоциировался только с Васюками из «12 стульев». Да и надпись на пирсе не давала повода в этом усомниться.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

У причала уже стоял теплоход. Конечно, это был не «Скрябин».

Армия туристов готовилась к высадке десанта. Сошедшие на берег бодренько занимали свои места в колоннах во главе с экскурсоводами, держащими в руках пронумерованные флажки. Надо бы мне поторопиться…

Выехав с пристани, свернул на одну из центральных, но пока еще пустынную, улицу и всё. Васюки в моей голове отодвинулись на задний план. Во главе угла стал купеческий Козьмодемьянск.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера
Музей купеческого быта расположился в домике, построенном в 1897 году лесопромышленником А. И. Шишокиным. В начале ХХ века разорившийся купец продал особняк Торговому дому братьев Губиных. Тихонечко, словно боясь разрушить деревянное кружево, поднимаемся по лестнице

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера
и заходим в музей. Посетителей — никого. В тот момент пожалел время на экскурсию — день обещал быть насыщенным. В осмотре этого памятника волжским купцам-лесопромышленникам сопровождавшая сотрудница доходчиво отвечала на возникающие вопросы.

На первом этаже в комнатах отражена повседневная жизнь семей купеческого сословия в XIX веке. Вроде бы все такое знакомое — не первый, и даже не пятый музей посвященный этому периоду в Российской империи в моих поездках. Но в любом обнаруживаешь что-то особенное.

Гостиная.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

На полу сохранившийся дубовый паркет, на стенах зеркала в изумительных по красоте резных рамах, портрет музицирующей купеческой жены или дочери, скромно стоящее в углу пианино. Хозяева ждут гостей. На накрытой кружевной скатертью столе пузатый самовар и дорогое лакомство — конфекты из самого Петрограда.

Жены купцов — это вам не какие-то там мещанки, могут себе позволить и конфеты, и шоколад.

В кабинете хозяина довольно аскетично.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Шкаф, бюро и большой письменный стол с лежащими на нем счётами. Картины с водной стихией на стенах напоминают, что главная статья дохода купца — сплав леса.

В небольшой витрине предметы, которые никак не ожидал здесь увидеть. Стереоскопы.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Оказывается, этой заокеанской диковиной развлекались на рубеже XIX — XX веков и в глубинке России.

В кухне-столовой тоже не какие-то глиняные горшки-плошки. В шкафах только стекло и фарфор.

Да что там фарфор. Даже примус и стиральная машина, как в столицах.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

На втором этаже спальни. Детская с плюшевыми медведями и деревянным коником.

Комната хозяйки дома, где она рукодельничала.

Ее же спальня. На стене у кровати гобелен не с какими-то оленями. Выбор царевой невесты, во как!
Спальня хозяина.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Скромно, некоторые детали подчеркивают достаток и выдают увлечения купца охотой. Кровать с инкрустацией разными породами дерева,

над письменным столом добытые трофеи, на стенах картины со сценами охоты.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Козьмодемьянские мастера исстари славились умением работы с деревом. В наши дни мастера резьбы в этом краю не перевелись. Небольшая выставка резных картин художника Сергея Кораблева разместилась здесь же, на втором этаже. Посмотрите на эти панно-барельефы с видами города и местной природы.

Отдельная комната отдана тому, чем славился Козьмодемьянск. Во-первых, это лесосплав. Здесь вам не обыденные плоты с плотогонами. Все по серьезному. Для самосплава уже обработанного, «белого» леса (брус, доски) в верховьях Ветлуги, в лесном краю, строились специальные плоскодонные суда. Беляна.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Плоское дно делалось из еловых брусьев, борта из сосны. На эту конструкцию укладывался штабелями пиломатериал — 25–30 тысяч кубометров. Окрашенные известью торцы теса сверкали белизной. Может, название судна еще и отсюда. По течению, кормой с рулем вперед, беляна сплавлялась в низовья Ветлуги и дальше вниз по Волге. На местах беляны полностью разбирались. Спрос на такие суда был большой, до 120 в навигацию. После революции круглый лес стали обрабатывать в низовьях, и беляны ушли в небытие. Но единичные сплавы практиковались и в 30-е годы. На фотографиях можно посмотреть репортаж о сплаве беляны имени Л. М. Кагановича в 1935 году.

Второе, чем славились козьмодемьянские резчики — это декоративная отделка домов. Сейчас таких резных наличников становится все меньше. Гниют, ветшают, заменяются пластиковым сайдингом. Чтобы сохранить память о чудо-резьбе, в музее создана композиция из мини-макетов самых интересных наличников (работа сотрудника музея А.Воронова) с фотографиями.
И под фотографиями указаны адреса домов. Как удобно для туристов! Тут же забил точки в навигатор. Нам все равно гулять по городу, информация оказалась очень полезной.

С осмотром макетов наличников закончилось и знакомство с Музеем купеческого быта. На мой вопрос, где посетители, ведь огромный теплоход причалил, ответили, что с круизов до них практически не доходят. Позже убедился в этом. Группы ходили по городу, экскурсоводы, остановившись у очередного домика, рассказывали что-то, но в сторону музея никто не шел. Хотя от пристани до него минут 5–7 от силы.

Почти напротив деревянного красавца домика-музея стоит не менее красивый образец уже церковного зодчества. Собор Смоленской иконы Божией Матери.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Храм-памятник императору Александру II, поставленный еще при его жизни. Поводом для строительства этого величественного сооружения стало чудесное спасение жизни императора после покушения на него Каракозова 4 апреля 1866 года. На собранные купцами и горожанами деньги был заказан проект храма в русско-византийском стиле у одного из архитекторов школы Константина Тона. Освященный в 1872 году Смоленский собор имеет внешние черты, схожие с храмом Христа Спасителя. В отличии от многих других храмов, собор в Козьмодемьянске менее пострадал от разрушений в ХХ веке. Храм спасло то, что после закрытия в 1929 году здесь расположился краеведческий музей. Были только разобраны пятиглавие и колокольня, да росписи закрашены известковой побелкой. В начале XXI века были закончены все реставрационные работы, построена новая колокольня.

От Смоленского собора направились в сторону пристани, не забывая про домики, макеты наличников которых видели в музее.
Рядом с Городским парком

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

стало ясно, где коротают время стоянки в Козьмодемьянске туристы с теплохода. Несколько групп стояли возле, наверное, самого красивого дома в городе.

Построенный в конце XIX века дом купца Овчинникова выделяется тем, что он единственный, где в резьбе наличников имеются фигурки василиска.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Так в старину в сказках называли дракона. Он есть и на утвержденном Указом Екатерины II в. 1781 году гербе Козьмодемьянска, как символ Казанской губернии, к которой был приписан этот уездный город. Город деревянных кружев и... Остапа Бендера Несколько групп выходили из здания напротив дома Овчинникова.

Зайдем сюда и мы, вспомним Васюки из «12 стульев». У лестницы на 2-й этаж гостей встречают Остап Ибрагимович и Ипполит Матвеич.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Карикатуры из «Крокодила», цитаты из романа, кадры из фильмов, размещенные на стене вдоль лестницы

ненавязчиво подготавливают к полному погружению в атмосферу бурлеска, ярмарочного балагана, фантасмагории. Как еще назвать это шоу, я не знаю. Все декорации, инсталляции настраивают только на то, чтобы начать хохмить и отрываться по-полной.

Градус веселости достиг максимума. Примерив на себя образ Бендера, и в шахматы с одноглазым сыграл, и ситечко на стул у Эллочки обменял.
В экспозицию ненавязчиво вплетены цитаты из «Золотого теленка». Это и «Антилопа Гну», и печатная машинка с"акцЭнтом», и бессмертная вывеска «гласящая «Штанов нет».
В довершении ко всему, в зале, наполненном картинами и мини-скульптурами
в ожидании общения с посетителями сидел гражданин Паниковский.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Это был автор выставленных работ заслуженный работник культуры скульптор Николай Леденейкин. Художник, который нашел призвание в работе с глиной. С его слов, он с детства впитывал в себя сюжеты марийских сказок. Оттуда и герои его скульптур, оберегов, оригинальных картин. Его работы можно найти в галереях по всему миру.

В Козьмодемьянске уже много лет в предпоследнюю субботу июля проходит фестиваль сатиры и юмора «Бендериада», и этот старинный город, пусть всего на пару выходных дней, превращается в Васюки эпохи НЭПа, так и не ставшие «элегантнейшим центром Европы» Нью-Москвой.

Нам пора прощаться с козьмодемьянскими наличниками и «Бендериадой». По пути на выезд подъехали к Троицкой церкви, стоящей на горе.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера

Где-то на этом месте, на высоком мысу в 1552 году остановился на отдых Иван Грозный после взятия Казани. В 1733 году на месте обветшавшей церкви на средства прихожан был построен Свято-Троицкий храм. Несмотря на то, что начавшаяся в конце ХХ века реставрация еще продолжается, эта белоснежная церковь одна из главных достопримечательностей города.

Если бы не отметка в навигаторе, на облупившуюся колонну я не обратил бы внимания. Памятник стулу из романа. Только состояние такое, словно его поставили на постамент сразу после того, как Бендер выловил его из Волги после бегства из Васюков.

Город деревянных кружев и... Остапа Бендера
Козьмодемьянск — это центр проживания горных мари. На окраине расположилась небольшая марийская деревушка — Этнографический музей под открытым небом имени В. И. Романова. Посещение этнодеревни было в наших планах. Как жили в горномарийском краю — в следующем материале.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.