Пересчитав по головам бронзовых котов, кошек и котят, ранним утром буквально сорвались из Йошкар-Олы. Дело было в том, что в городке на Волге, куда мы стремились, по утрам останавливаются круизные теплоходы. Отмеченные точки в навигаторе предполагали спокойную прогулку, без лавирования между групп туристов в сопровождении экскурсоводов с зычными голосами.
К причалу Коротни паромной переправы подъехали аккурат к моменту, когда паром СП-45 опустил сходни на песчаный берег и прибывшие машинки освободили палубу для ожидающих погрузку. Первая в этой поездке паромная переправа.
На том берегу — старинный городок Козьмодемьянск.
После похода на Казань Иван Грозный остановился на отдых в живописном месте на берегу Волги в день памяти Космы и Дамиана. «Лепота!» — наверное воскликнул Иван Васильевич и повелел воздвигнуть на этом месте острог, назвав его Козьмодемьянском.
В 1583 году крепость была построена.
Шли годы, века. Из-за отсутствия опасности набегов острог превратился в торговый купеческий городок. Еще бы — стоит на берегу оживленной торговой магистрали. Богател, хорошел. Потом случилась революция, НЭП. И однажды таким же летним утром, если верить летописцам Ильфу и Петрову, к причалу городка, именованного у них Васюками, пришвартовался пароход «Скрябин», по трапу которого на берег сошли граждане Воробьянинов и Бендер.
Макет парохода в музее сатиры и юмора.
До последнего момента Козьмодемьянск в моих мыслях ассоциировался только с Васюками из «12 стульев». Да и надпись на пирсе не давала повода в этом усомниться.
У причала уже стоял теплоход. Конечно, это был не «Скрябин».
Армия туристов готовилась к высадке десанта. Сошедшие на берег бодренько занимали свои места в колоннах во главе с экскурсоводами, держащими в руках пронумерованные флажки. Надо бы мне поторопиться…
Выехав с пристани, свернул на одну из центральных, но пока еще пустынную, улицу и всё. Васюки в моей голове отодвинулись на задний план. Во главе угла стал купеческий Козьмодемьянск.
Музей купеческого быта расположился в домике, построенном в 1897 году лесопромышленником А. И. Шишокиным. В начале ХХ века разорившийся купец продал особняк Торговому дому братьев Губиных. Тихонечко, словно боясь разрушить деревянное кружево, поднимаемся по лестнице
и заходим в музей. Посетителей — никого. В тот момент пожалел время на экскурсию — день обещал быть насыщенным. В осмотре этого памятника волжским купцам-лесопромышленникам сопровождавшая сотрудница доходчиво отвечала на возникающие вопросы.
На первом этаже в комнатах отражена повседневная жизнь семей купеческого сословия в XIX веке. Вроде бы все такое знакомое — не первый, и даже не пятый музей посвященный этому периоду в Российской империи в моих поездках. Но в любом обнаруживаешь что-то особенное.
Гостиная.
На полу сохранившийся дубовый паркет, на стенах зеркала в изумительных по красоте резных рамах, портрет музицирующей купеческой жены или дочери, скромно стоящее в углу пианино. Хозяева ждут гостей. На накрытой кружевной скатертью столе пузатый самовар и дорогое лакомство — конфекты из самого Петрограда.
Жены купцов — это вам не какие-то там мещанки, могут себе позволить и конфеты, и шоколад.
В кабинете хозяина довольно аскетично.
Шкаф, бюро и большой письменный стол с лежащими на нем счётами. Картины с водной стихией на стенах напоминают, что главная статья дохода купца — сплав леса.
В небольшой витрине предметы, которые никак не ожидал здесь увидеть. Стереоскопы.
Оказывается, этой заокеанской диковиной развлекались на рубеже XIX — XX веков и в глубинке России.
В кухне-столовой тоже не какие-то глиняные горшки-плошки. В шкафах только стекло и фарфор.
Да что там фарфор. Даже примус и стиральная машина, как в столицах.
На втором этаже спальни. Детская с плюшевыми медведями и деревянным коником.
Комната хозяйки дома, где она рукодельничала.
Ее же спальня. На стене у кровати гобелен не с какими-то оленями. Выбор царевой невесты, во как!
Спальня хозяина.
Скромно, некоторые детали подчеркивают достаток и выдают увлечения купца охотой. Кровать с инкрустацией разными породами дерева,
над письменным столом добытые трофеи, на стенах картины со сценами охоты.
Козьмодемьянские мастера исстари славились умением работы с деревом. В наши дни мастера резьбы в этом краю не перевелись. Небольшая выставка резных картин художника Сергея Кораблева разместилась здесь же, на втором этаже. Посмотрите на эти панно-барельефы с видами города и местной природы.
Отдельная комната отдана тому, чем славился Козьмодемьянск. Во-первых, это лесосплав. Здесь вам не обыденные плоты с плотогонами. Все по серьезному. Для самосплава уже обработанного, «белого» леса (брус, доски) в верховьях Ветлуги, в лесном краю, строились специальные плоскодонные суда. Беляна.
Плоское дно делалось из еловых брусьев, борта из сосны. На эту конструкцию укладывался штабелями пиломатериал — 25–30 тысяч кубометров. Окрашенные известью торцы теса сверкали белизной. Может, название судна еще и отсюда. По течению, кормой с рулем вперед, беляна сплавлялась в низовья Ветлуги и дальше вниз по Волге. На местах беляны полностью разбирались. Спрос на такие суда был большой, до 120 в навигацию. После революции круглый лес стали обрабатывать в низовьях, и беляны ушли в небытие. Но единичные сплавы практиковались и в 30-е годы. На фотографиях можно посмотреть репортаж о сплаве беляны имени Л. М. Кагановича в 1935 году.
Второе, чем славились козьмодемьянские резчики — это декоративная отделка домов. Сейчас таких резных наличников становится все меньше. Гниют, ветшают, заменяются пластиковым сайдингом. Чтобы сохранить память о чудо-резьбе, в музее создана композиция из мини-макетов самых интересных наличников (работа сотрудника музея А.Воронова) с фотографиями.
И под фотографиями указаны адреса домов. Как удобно для туристов! Тут же забил точки в навигатор. Нам все равно гулять по городу, информация оказалась очень полезной.
С осмотром макетов наличников закончилось и знакомство с Музеем купеческого быта. На мой вопрос, где посетители, ведь огромный теплоход причалил, ответили, что с круизов до них практически не доходят. Позже убедился в этом. Группы ходили по городу, экскурсоводы, остановившись у очередного домика, рассказывали что-то, но в сторону музея никто не шел. Хотя от пристани до него минут 5–7 от силы.
Почти напротив деревянного красавца домика-музея стоит не менее красивый образец уже церковного зодчества. Собор Смоленской иконы Божией Матери.
Храм-памятник императору Александру II, поставленный еще при его жизни. Поводом для строительства этого величественного сооружения стало чудесное спасение жизни императора после покушения на него Каракозова 4 апреля 1866 года. На собранные купцами и горожанами деньги был заказан проект храма в русско-византийском стиле у одного из архитекторов школы Константина Тона. Освященный в 1872 году Смоленский собор имеет внешние черты, схожие с храмом Христа Спасителя. В отличии от многих других храмов, собор в Козьмодемьянске менее пострадал от разрушений в ХХ веке. Храм спасло то, что после закрытия в 1929 году здесь расположился краеведческий музей. Были только разобраны пятиглавие и колокольня, да росписи закрашены известковой побелкой. В начале XXI века были закончены все реставрационные работы, построена новая колокольня.
От Смоленского собора направились в сторону пристани, не забывая про домики, макеты наличников которых видели в музее.
Рядом с Городским парком
стало ясно, где коротают время стоянки в Козьмодемьянске туристы с теплохода. Несколько групп стояли возле, наверное, самого красивого дома в городе.
Построенный в конце XIX века дом купца Овчинникова выделяется тем, что он единственный, где в резьбе наличников имеются фигурки василиска.
Так в старину в сказках называли дракона. Он есть и на утвержденном Указом Екатерины II в. 1781 году гербе Козьмодемьянска, как символ Казанской губернии, к которой был приписан этот уездный город. Несколько групп выходили из здания напротив дома Овчинникова.
Зайдем сюда и мы, вспомним Васюки из «12 стульев». У лестницы на 2-й этаж гостей встречают Остап Ибрагимович и Ипполит Матвеич.
Карикатуры из «Крокодила», цитаты из романа, кадры из фильмов, размещенные на стене вдоль лестницы
ненавязчиво подготавливают к полному погружению в атмосферу бурлеска, ярмарочного балагана, фантасмагории. Как еще назвать это шоу, я не знаю. Все декорации, инсталляции настраивают только на то, чтобы начать хохмить и отрываться по-полной.
Градус веселости достиг максимума. Примерив на себя образ Бендера, и в шахматы с одноглазым сыграл, и ситечко на стул у Эллочки обменял.
В экспозицию ненавязчиво вплетены цитаты из «Золотого теленка». Это и «Антилопа Гну», и печатная машинка с"акцЭнтом», и бессмертная вывеска «гласящая «Штанов нет».
В довершении ко всему, в зале, наполненном картинами и мини-скульптурами
в ожидании общения с посетителями сидел гражданин Паниковский.
Это был автор выставленных работ заслуженный работник культуры скульптор Николай Леденейкин. Художник, который нашел призвание в работе с глиной. С его слов, он с детства впитывал в себя сюжеты марийских сказок. Оттуда и герои его скульптур, оберегов, оригинальных картин. Его работы можно найти в галереях по всему миру.
В Козьмодемьянске уже много лет в предпоследнюю субботу июля проходит фестиваль сатиры и юмора «Бендериада», и этот старинный город, пусть всего на пару выходных дней, превращается в Васюки эпохи НЭПа, так и не ставшие «элегантнейшим центром Европы» Нью-Москвой.
Нам пора прощаться с козьмодемьянскими наличниками и «Бендериадой». По пути на выезд подъехали к Троицкой церкви, стоящей на горе.
Где-то на этом месте, на высоком мысу в 1552 году остановился на отдых Иван Грозный после взятия Казани. В 1733 году на месте обветшавшей церкви на средства прихожан был построен Свято-Троицкий храм. Несмотря на то, что начавшаяся в конце ХХ века реставрация еще продолжается, эта белоснежная церковь одна из главных достопримечательностей города.
Если бы не отметка в навигаторе, на облупившуюся колонну я не обратил бы внимания. Памятник стулу из романа. Только состояние такое, словно его поставили на постамент сразу после того, как Бендер выловил его из Волги после бегства из Васюков.
Козьмодемьянск — это центр проживания горных мари. На окраине расположилась небольшая марийская деревушка — Этнографический музей под открытым небом имени В. И. Романова. Посещение этнодеревни было в наших планах. Как жили в горномарийском краю — в следующем материале.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия