Считается, что Клайв Стэйплз Льюис в своей серии основывал описание мира «Нарнии» на базе пейзажей гор Морн графства Даун в Северной Ирландии, где он родился. Но откуда взялось название? Уолтер Хупер, секретарь писателя, вспоминал, что Льюис задолго до выхода книги нашёл его на карте Италии и подумал, что оно хорошо звучит. Но не только. Позднее источником для заимствования могло послужить полемическое сочинение раннехристианского писателя Тертуллиана «Апология», или «К язычникам» (200 год н. э.), где этот древний город упоминается в качестве центра культа языческого бога Визидиана Нарниенского. Не случайно, ведь «Хроники Нарнии» содержат много намёков на религиозные идеи. В дополнение к христианским темам Льюис описывает персонажей, имеющих прообразы в греческой и римской мифологии и в традиционных британских и ирландских сказках.
При этом Льюис использовал римское название этого древнего умбрийского города — Нарния. Потому что на карте Италии его современное название звучит, как Нарни. На этом параллели заканчиваются, разве что — исторический факт, что в античный город можно было попасть только через одну дверь, вернее ворота. Высокое расположение города при этом делало практически невозможным его взятие. Поэтому в 299 году до н. э., после долгой осады, город был захвачен римлянами только с помощью двух предателей внутри стен. А умбры, жившие здесь с 600 года до н. э., называли свой город — Неквинум.
И ещё одна особенность Нарни — это географический центр Италии. Город недалеко от Терни на юге Умбрии, расположенный высоко на горе с видом на долину, окружает множество лесов. Римляне дали городу название Нарния в честь реки, которая протекает в долине, «Нар», теперь известной как Нера. Город стал стратегическим пунктом на дороге Виа Фламиния.
Античного в Нарни осталось, впрочем, мало. Этот старинный городок с небольшими переулками дышит атмосферой Средневековья. Но Средневековья именно раннего, когда во многих постройках, особенно религиозных, можно встретить материал или целые фрагменты римских зданий.
После падения Римской империи стратегическое значение Нарни сохранялось в Средние века, город стал спорной крепостью в эпоху конфликтов гвельфов и гибеллинов.
Его средневековые укрепления, узкие улочки и каменные здания рисуют яркую картину ушедшей эпохи, приглашая посетителей вернуться назад во времени.
После бурных событий раннего средневековья в XI веке город переживал период могущества и богатства, пока Фридрих Барбаросса в 1174 году не подчинил его своей власти, в последующие годы Нарни вёл непрерывную борьбу против Фридриха II и Герцогство Сполето. В XIV веке он был включён во владения церкви благодаря вмешательству кардинала Альборноса.
Но борьба с врагами не прекращалась. После оккупации королём Сицилии он был вновь отвоёван церковью, а в 1527 году был опустошён Карлом V. Нестабильность продолжалась до XVII века, когда Нарни стал частью Папского государства, под властью которого, за исключением Наполеоновской оккупации, город находился до 1860 года.
Идём к площади Гарибальди, где находится тот, когда-то единственный, вход в город — Порта Супериор.
По пути встречаем бронзовый бюст, изготовленный в начале 2000-х годов, изображающий одного почётного гражданина города (каково это — жить в городе, где подобная почётная книга, когда-то ещё и не книга, начинается с античных времён…) Один из выдающихся сыновей города: Марк Кокцей Нерва, родившийся в Нарни 8 ноября 30 года, консул при Веспасиане и Домициане, был избран императором 18 сентября 96 года. Он — основатель династии Антонинов и первый из «пяти хороших императоров».
Площадь Гарибальди когда-то называлась площадью Озера из-за огромной цистерны, которая использовалась в Средние века для обеспечения водой во время осад. Сегодня площадь является центром Нарни, а водохранилище осталось под землёй. В центре площади находится великолепный средневековый фонтан, немного перестроенный в 1527 году. В центре фонтана видна бронзовая колонна, увенчанная чашей, под ободом которой расположены десять голов животных семейства кошачьих, перемежающихся гербами с крылатым грифоном. Так характерно для сказочной Нарнии.
Над площадью возвышается средневековая башня с часами, под ней — боковой вход в собор Сан-Джовенале.
Прислоненный к римским стенам, собор Сан-Джовенале и Кассио находится на том месте, где был похоронен покровитель города, первая церковь здесь стояла уже в VI веке. Нынешний собор был построен в римском стиле, освящён в 1145 году папой Евгением III и стал тем величественным архитектурным произведением, которым мы сегодня можем восхищаться в старом городе.
Конечно же, определённые реконструкции проводились и позднее. После 1322 года апсида была полностью отремонтирована в готическом стиле, достроен фасад. Дальнейшие вмешательства относятся к пятнадцатому веку, когда ломбардские мастера добавили портик к главному фасаду и перекрыли все нефы крестовыми сводами.
Строительство склепа началось в 1642 году, когда епископ Боччарелли перенёс мощи святого Ювеналия из первоначальной часовни в склеп, создав под алтарем обширное пространство из цветного мрамора, которое было завершено только в начале следующего столетия.
План базилики имеет три нефа в форме латинского креста, разделённые колоннами. Центральный неф, все ещё романский, датируется XI веком, к которому в XIV веке был добавлен правый неф с боковыми часовнями. Сохранились остатки оригинального пола XI–XII веков.
Пресвитерий, оборудованный балюстрадой XVII–XVIII веков в центральной части, приподнят, чтобы освободить место для склепа внизу.
Здесь находится ценный деревянный хор 1474 года, заказанный кардиналом Берардо Эроли, с концевыми панелями, изображающими фигуры архангела Гавриила и Мадонны, призванные представлять Благовещение в целом.
Достойна внимания четвёртая часовня, расположенная на правой стороне церкви, а именно часовня святых Ювеналия и Кассия (известная также как ораторий Сан-Кассио). По бокам — полихромная деревянная статуя, изображающая Сан-Джовенале (первая половина XIV века) и пиета 1525 года.
Войдя в часовню, вы сможете полюбоваться алтарём второй половины XVII века и двумя картинами XV века.
За алтарём слева находится небольшая дверь, ведущая в самую древнюю часовню, с саркофагом Сан-Джовенале VII века.
А за ним- ещё лесенка вниз, где находится самое первое место погребения святого. Ювеналий умер 3 мая 376 года, вероятно, над захоронением существовало самое первое, до строительства церкви VI века, культовое здание, посвящённое святому. Но как оно выглядело, история не сохранила.
В средние века рядом с собором был построен дворец епископа, отреставрированный в XVII веке по воле тогдашнего епископа Раймондо Кастелли. Архитектура дворца очень проста. Сегодня на первом этаже располагается Епархиальный центр документации и епархиальная библиотека, где хранятся древний фонд, принадлежащий епископской курии и муниципалитету Нарни, а также исторический архив епархий Терни и Амелии.
Идём на север от собора, где вскоре выходим на площадь Пьяцца деи Приори. Она изумительна, здесь, в дополнение к Палаццо дель Подеста тринадцатого века, построенного путём объединения трёх жилых башен, ныне резиденции муниципалитета, стоит Палаццо деи Приори четырнадцатого века, старый фонтан и ещё несколько дворцов.
Палаццо деи Приори — это здание, богатое великолепными элементами, которые делают его прекрасным украшением Нарни: сдержанный портал, небольшая лоджия городского глашатая и великолепная лоджия, приписываемая Гаттапоне. Верхняя часть дворца представляет собой здание эпохи Возрождения. Построенный примерно в третьей четверти XIII века на месте античного форума Нарнии, Палаццо деи Приори был украшен в XVI веке ценной лоджией, спроектированной Гаттапоне, архитектором из Губбио.
Дворец включает Гражданскую башню 1200 года, возвышающуюся над городом и всей долиной.
На фасаде дворца находится небольшая лоджия городского глашатая, где зачитывались публичные объявления. По сведениям, её использовал святой Бернардино да Сиена для проповеди народу, здесь был провозглашён первый мэр в День освобождения Нарни (13 июня 1944 года).
На другой стороне площади стоит Палаццо Комунале, также был построен в конце тринадцатого века.
В 1213 году епископ Уголино, как рассказывает легенда, призвал Франциска Ассизского в Нарни, который прожил в его дворце несколько дней. За это недолгое пребывание он сотворил множество чудес, например, исцелил паралитика, совершил изгнание нечистой силы, освободив женщину от дьявола, и вернул зрение слепой женщине. За эти добрые дела после его смерти в 1226 году жители Нарни в знак преданности и благодарности решили построить церковь его имени прямо в центре города. Церковь представляет собой большое здание в позднероманском стиле XIII–XIV веков, ближе к церквям Абруццо или Лацио, чем к типично умбрийским. Фасад имеет портал XIV века с концентрическими арками. Внутри несколько фресок, но церковь была закрыта.
На Пьяццо деи Приори находится ещё несколько дворцов, среди которых можно выделить Палаццо Сакрипанте, здание, созданное из нескольких домов-башен и принадлежавшее кардиналу Джузеппе, щедрому покровителю города с 1695 по 1727 год, Палаццо Кальдерини — великолепный образец гражданского строительства начала семнадцатого века.
Перед ними — великолепный фонтан XIV века.
Идём дальше по улице на север и встречаем церковь Санта-Мария-Импенсоле. Это романская церковь, построенная бенедиктинцами в 1175 году. Строительство велось на остатках более старого сооружения, отождествляемого с храмом Вакха, опорную конструкцию которого церковь сохранила, в подвале находятся две римские цистерны.
Входной портал украшен фризами с изображениями растений и животных, имеющих символическое значение.
Каменное здание имеет трёхнефный план, причём нижние боковые нефы разделены колоннами, поддерживающими сегментные арки, с капителями, изображающими аллегорические фигуры. В конце нефа находится небольшая апсида и каменный алтарь, где стоит статуя Марии Ассунты, датируемая XVII веком.
В 1960-е годы во время реставрации под штукатуркой были обнаружены средневековые фрески.
Если в самом городе мало найдётся остатков римского присутствия, то на окраине их больше, чем достаточно, и каких! Так, сохранилась грандиознейшая арка Моста Августа. Это римский арочный мост, построенный на Виа Фламиния через реку Нера. Это восхищает — для того, чтобы дорога на противоположном высоком берегу прямо продолжалась к центру Нарнии на холме, не ныряя вниз и не вползая снова по серпантину наверх. Как на современных автобанах. Из первоначальных четырёх пролётов моста, каждый длиной 160 метров, сохранился только самый южный. Мост был построен при Августе около 27 года до н. э. с использованием мраморных блоков. Это был один из крупнейших мостов, построенных римлянами на своих магистральных дорогах.
Для того, чтобы посмотреть Римские ворота, надо пройти от центра 2 км, или проехать на машине. Эти ворота стояли на Виа Фламиниа, оформляя южный вход в город. В конце концов они стали мешать строительству новых улиц, в 1857-м году по случаю визита в город Папы Пия IX за три недели были перенесены на то место, где они находятся сегодня, на окраине Нарни.