Вторая часть рассказа про дворцовый ансамбль в Казерте посвящена его парку (рассказ про дворец — здесь).
Знаменитый парк королевского дворца в Казерте раскинулся на 120 га, поднимаясь вверх по склону холма. Как и дворец, он вдохновлен Версалем и сочетает элементы регулярного итальянского парка с дальними перспективами и пейзажного парка английского типа. Заложен парк был ещё при Ванвителли, но закончил его, немного при этом упростив, сын архитектора, Карло. Парк состоит из трёх частей: «Водного пути» с каскадами и фонтанами, «Английского сада» свободной планировки и «Старого леса» с небольшой крепостью Кастеллучча для забавы принцев.
План парка: 1-Водный путь; 2-Английский сад; 3-Кастеллучча.
Водный путь
Главная часть парка, и наиболее впечатляющая, называется «Водный путь» (Via d’Acqua). Это уходящая вверх от дворца череда вытянутых водоёмов и каскадных водопадов, прерываемых «многолюдными» фонтанами на темы классической мифологии.
Водный путь (фото из сети).
Длина этого пути — почти 3 км, поэтому вдоль него курсируют шаттлы, доставляющие самых ленивых туристов к верхнему фонтану. Мы поднялись туда пешком, подробно всё рассматривая и снимая по пути, получив при этом огромное удовольствие. Чтобы позволить себе такую роскошь, правда, на Казерту нужно отвести полный световой день, дабы без спешки осмотреть и дворец, и парки.
Водный путь начинается с "Фонтана Маргариты" (1871), имеющего круглую форму и украшенного цветочными клумбами. По внешнему периметру фонтан окружён изваяниями Апполона и девяти Муз. Расстояние от дворца до этого фонтана - примерно 800 м.
За фонтаном Маргариты находится длинный водоём (475 м) под названием "Верхний рыбный пруд".
Рыбы там действительно плавают, да ещё какие!
В дальнем конце рыбного пруда находится первый фонтан каскада, под названием Фонтан дельфинов, заложенный в 1799 г.
После фонтана дельфинов, пройдя вдоль длинной ровной площадки, посетитель попадает к фонтану Эола. Сюжет фонтана был задуман на основе эпизода из «Энеиды» Вергилия, в котором повелитель ветров Эол по просьбе богини Юноны насылает бурю на корабли троянцев, спасающихся из поверженной Трои. Это незавершенная работа, поскольку согласно первоначальному проекту, фонтан должен был иметь 54 статуи, из которых установили только 29. В его центре предполаглось расположить статуи Эола и Юноны на колеснице, запряженной павлинами.
Фонтан Эола был задуман очень большим...
Кроме незавершенности, можно отметить достаточно запущенное состояние фонтана, поэтому разобраться в присутствующих на нём персонажах довольно затруднительно. Судя по крылышкам на некоторых фигурах, они олицетворяют различные ветра.
Скульптурные группы фонтана Эола.
По верху фонтана проходит балюстрада, украшенная статуями рабов, несущих вазы в форме раковин.
Семь расположенных друг над другом бассейнов (аллегория семи дней недели) отделяют фонтан Эола от следующего фонтана на «Водном пути», носящем имя Цереры и построенном в 1783–84 гг. Римская богиня плодородия и урожая, Церера одицетворяет здесь изобилие Неаполитанского королевства. Вся символика фонтана при этом связана с Сицилией, подчинявшейся в те времена королю Неаполя.
Семь каскадных бассейнов.
Детали оформления бассейнов.
Фонтан Цереры: окруженная купидонами и нереидами, богиня находится в центре композиции, окруженная по сторонам двумя мужскими фигурами - персонификацией двух главных сицилийских рек.
Следующие двенадцать каскадных бассейнов (аллегория двенадцати месяцев года) заканчиваются вдалеке фонтаном Венеры и Адониса.
Сюжет фонтана, созданного в 1784—1789 гг., основан на мифе об Адонисе в изложении «Метаморфоз» Овидия. Богиня Венера влюбилась в смертного охотника Адониса, отличавшегося незаурядной красотой. Адонис отправляется на охоту, во время которой его растерзал дикий кабан, под которым скрывался Марс, приревновавший красивого охотника к Венере.
Cкульптурная группа изображает момент, когда Венера, обуреваемая нехорошими предчувствиями, пытается убедить Адониса не ходить на охоту в лес.
Заканчивается «Водный путь» большой площадкой с балюстрадами с обоих концов, к которой ведёт широкая лестница. В середине площадки находится самый знаменитый фонтан всего комплекса — Дианы и Актеона — построенный в 1786–89 гг. В этот фонтан с высоты 80 м низвергается искусственный водопад, который запитывается водой из специально построенного акведука.
Верхняя и последняя точка "Водного пути".
Сюжет, изображённый в фонтане на фото ниже, также почерпнут из «Метаморфоз» Овидия и оформлен в двух скульптурных группах. Справа Диана (римская богиня охоты), окруженная своими нимфами, негодует из-за того, что охотник Актеон увидел её обнажённой во время купания. Слева Актеон, превращенный Дианой в оленя, пытается убежать, но его собственные собаки, не узнавая хозяина в новом образе, атакуют его и разрывают на части.
Фонтан Дианы и Актеона - общий вид.
Группа Дианы: сопровождающие богиню нимфы поражены её гневом - видимо, по их мнению, прегрешение Актеона было пустяковым:)
Группа Актеона: охотник, превращённый в оленя, пытается скрыться, но атакован собственными собаками.
Главные персонажи крупным планом.
Английский сад
В верхней части парка, справа от фонтана Дианы и Актеона, находится ботанический сад площадью 24 га под названием «английский» (Giardino Inglese). Спроектированный в 1780-х годах Карло Ванвителли и немецким ботаником и садоводом Джоном Грефером, это один из ранних примеров английского пейзажного парка. Инициатором создания «Английского сада» стала тогдашняя неаполитанская королева Мария Каролина, действовавшая по совету своей сестры, печально известной Марии Антуанетты. В те годы пейзажные парки как раз входили в моду в Европе. Мария Каролина использовала для создания ботанического сада свои личные средства, и в результате в нём представлено большое разнообразие редких и экзотических растений. Не будучи специалистами в ботанике, мы обращали больше внимания на ландшафтные красоты сада, а также находящиеся в нем архитектурные сооружения. Деревья и растения идентифицировались по мере возможности.
Прямо около входа посетителя встречают экзотические деревья. На снимке - араукария Бидвилла родом из Австралии. Достигает 50 м в высоту.
Между двух пальм - кортадерия Селло, или пампасская трава - многолетний злак, образующий плотные кусты высотой до 3 м. Родом из Патагонии в Южной Америке.
Пампасская трава хорошо смотрится среди небольших пальм.
Это место называется Аперия, тут когда-то была пасека (ит. ape - пчела), а потом большой парник.
Здесь в центре - итальянская сосна пиния.
Пальма из Юго-Восточной Азии.
Одно из самых романтических мест в Английском саду — полукруглый криптопортик, имитирующий полуразрушенный нимфеум (античный храм, посвящённый водным нимфам). Архитекторы постарались создать полную иллюзию нахождения в руинированной римской постройке с мозаичными полами, и это у них хорошо получилось. Со временем руины выглядят натуральнее:) Стены криптопортика украшены колоннами и классическими статуями, найденными при раскопках Помпей и позаимствованными из коллекции Фарнезе (сейчас, вероятно, стоят уже копии).
Статуя, скорее всего Венеры, в дальнем конце криптопортика.
Прямо к криптопортику примыкает ещё одно чудесное место: спрятавшийся под сводами деревьев пруд под названием «Купальня Венеры» (Bath of Venus). На прибрежном камне установлена статуя богини, как бы выходящей из воды. Это уже не античный мрамор, в творение скульптора Томмазо Солари 1762 г.
Обнажённая Венера любуется своим отражением в воде.
Купальня также знаменита растущим там огромным Ягодным тисом (лат. Taxus baccata). Все части этого растения ядовиты, поэтому древние считали его деревом смерти. Почему такое дерево оказалось рядом с Венерой, остаётся загадкой. Может архитектор пострадал от несчастной любви? :)
Среди прочих растений вокруг купальни Венеры преобладают различные папортники.
Протока, вытекающая из купальни Венеры.
Небольшая речка, вытекающая из венериного прудика, заканчивается в искуственном водоёме под знакомым названием «Лебединое озеро» (лебедей, правда, мы в нём не обнаружили, а лишь уток). В центре озера, на небольшом островке, возведён ещё один полуразрушенный римский храм, при строительстве которого использовались фрагменты настоящих античных руин, найденных в Помпеях.
Лебединое озеро с римской руиной.
По Лебединому озеру плавали утки, а под ними - большие рыбы.
В этом большом особняке в английском стиле (построенном Карло Ванвителли в 1790-94 гг.) жил создавший парк садовник Джон Эндрю Грефер. Его апартаменты располагались на 2-м этаже, а на 1-м он проводил свои ботанические изыскания, а также хранил семена и садовый инвентарь.
Большая оранжерея Английского сада, ныне не действующая.
Огромный черешчатый дуб, или дуб английский, достигающий 30-40 м в высоту. Мы были в Казерте в начале ноября, но осенних красок было еще немного.
Платан восточный, или чинара. Произрастает вокруг Средиземного моря и достигает колоссальных размеров (40-50 м) и исключительного долголетия.
Помимо экзотических растений, в Английском саду встречаются также некоторые масонские символы. Это результат увлечения масонством королевы Марии Каролины, спонсировавшей создание парка. К таковым относят расположенные в южной части сада готическую часовню, пирамиду и круглый античный храм (толос).
Каркас южный, произрастает по берегам Средиземного моря.
Грех не сняться на фоне такого дерева.
Кастеллучча
Слева от начала «Водного пути» находится так называемый «старый лес», внутри которого в 1769 году была построена игрушечная крепость Кастеллучча со рвом и подъемными мостами. Изначально она предназначалась для развлечения принцев, но впоследствии стала местом отдыха двора после охоты.
После перестройки в 1819 году Кастеллучча приобрала вид трёхэтажного павильона на восьмиугольном основании.
Вокруг крепости высажены магнолии, пальмы, араукарии и камелии. Одна гигантская магнолия (их родина — Восточное побережье США) произвела особое впечатление.
Эта весёлая статуя в парке рядом с Кастеллучча явно нуждается в услугах Мойдодыра.
Вот таким интересным объектом может похвастаться Казерта.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия