В 1734 году власть в Неаполитанском королевстве (включавшем и Сицилию), перешла к Карлу III, сыну короля Филиппа V Испанского и Елизаветы Фарнезе. Карл стал основателем Неаполитанской династии Бурбонов, правившей до 1860 года, когда Неаполитанское королевство вошло в состав объединённой Италии. Он был образованным и просвещённым монархом, проводившим эффективные реформы государственного управления. Впоследствии (в 1759 году) он отрёкся от престола, чтобы занять испанский трон, где тоже очень хорошо себя зарекомендовал.
Будучи в Неаполе, Карл III, по-видимому, страдал от отсутствия достойного его статусу дворцово-паркового комплекса и решил превзойти славу своих французских кузенов с их Версалем. Поэтому в 1752 году он заложил новую королевскую резиденцию в местечке Казерта (Reggia di Caserta), в 22 км к северу от Неаполя. Необходимость загородного дворца король объяснял не только соображениями престижа, но и тем, что основная королевская резиденция на площади Плебисцита в Неаполе была плохо защищена от возможных нападений со стороны моря.
Дворец в Казерте с прилегающим гигантским парком: вид сверху (фото из сети).
Проект разработал придворный архитектор Луиджи Ванвителли, и поначалу строительство продвигалось очень быстро. Затем, после отъезда короля в Испанию, строительство замедлилось, а потом почти полностью остановилось. В итоге дворец был завершен только в 1845 году, причем после смерти Ванвителли строительство продолжал его сын Карло и другие архитекторы. Помимо зданий дворца и придворного театра, Ванвителли распланировал огромный парк с водоёмами, фонтанами и скульптурами, заботясь о наиболее эффектных видах на дворец. Для водоснабжения он спроектировал «Акведук Ванвителли», считавшийся чудом инженерного искусства. Все эти планы были в конце концов реализованы, но в несколько урезанном виде.
Дворец: вид со стороны главного входа.
Два главных фасада дворца, длиной 247 м и высотой 41 м, имеют по 243 окна и по несколько монументальных входов. Судя по количеству комнат (1200), лестниц (43) и площади (61 тыс. м2), дворец в Казерте — одно из самых больших зданий, возведённых в Европе в 18-м веке. Дизайн дворца с самого начала вызывал противоречивые отклики. В то время как некоторые считали его одним из благороднейших зданий в Европе, другие называли его каменным воплощением избыточной мании величия. Как бы то ни было, в 1997 году королевский дворец Reggia di Caserta был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Детали главного фронтона.
Мы побывали в Казерте в самом конце нашего путешествия по Южной Италии, по дороге из Неаполя в Рим, откуда уже улетали домой. Огромное сооружение произвело впечатление, однако его размеры действительно отдавали мегаломанией. Правы мы или нет, судите сами.
Первоначальный проект Ванвителли.
Из-за отъезда короля и смерти архитектора проект был реализован в упрощённом виде — без угловых башен и центрального купола. В плане дворец имеет прямоугольную форму с четырьмя огромными внутренними дворами с закругленными углами. Отделка дворов так и не была до конца закончена.
Парадная лестница дворца (Scalone d’onore, № 1 на плане ниже) считается шедевром архитектора Ванвителли. Она расположена в середине дворца (на пересечении двух внутренних галерей), благодаря чему посетитель сразу же оказывается в центре дворцового ансамбля.
План дворца: 1-Парадная лестница; 2-Вестибюль; 3-Капелла; 4-Зал алебардщиков; 5-Зал телохранителей; 6-Зал Александра; 7-Зал Марса; 8-Зал Астреи; 9-Тронный зал; 10-Зал Совета; 11-Апартаменты Мюрата; 12-Апартаменты Фердинанда I; 13-Библиотека; 14-Рождественский вертеп; 15-Пинакотека.
Парадная лестница — «двусветная» (охватывающая два этажа), её стены облицованы разноцветным мрамором, а сама она выполнена из белого караррского мрамора.
Первый пролёт парадной лестницы. Фигура в центральной нише, олицетворяющая некое королевское величество, имеет портретное сходство с Карлом III.
Лестницу стерегут два симпатичных льва.
Если в целом композицию дворца в Казерте считают одним из прототипов Мраморного дворца в Санкт-Петербурге работы Антонио Ринальди (ученика Ванвителли), то Парадную лестницу в Казерте полагают одним из прообразов Иорданской лестницы Зимнего дворца Петербурга.
Лестница приводит посетителя в Верхний вестибюль (№ 2), на тот уровень, где расположены королевские апартаменты.
Сам вестибюль - восьмиугольной формы и окружён восемью центральными столпами трапециевидной формы из красного мрамора, поддерживающими свод, и шестнадцатью колоннами из жёлтого мрамора во втором ряду.
Из Верхнего вестибюля можно попасть в Палатинскую капеллу (№ 3. Палатинская значит «дворцовая», термин происходит от названия Палатинского холма в Риме, где находились императорские дворцы). Спроектированная по образцу аналогичной капеллы в Версале, она была завершена уже в 1756 году, через три года после начала строительства дворца. Однако её отделка заняла много лет, и она была открыта только на Рождество 1784 года во время полуночной мессы, проводимой в присутствии короля Фердинанда I.
Палатинская капелла: общий вид. Пол и стены капеллы инкрустированы разноцветным мрамором...
... а потолок обильно позолочен.
Капелла сильно пострадала во время бомбардировок союзников в 1943 году, следы повреждений на стенах и колоннах видны в ней до сих пор. Из восьми больших полотен, когда-то находившихся в капелле, уцелело только одно.
На колоннах справа хорошо видны повреждения от американской бомбардировки.
«Непорочное зачатие» в алтаре принадлежит кисти Джузеппе Бонито, 1789. Это единственное сохранившееся полотно в капелле после американской бомбардировки 1943 г.
Для лучшей ориентации в многогочисленных помещениях дворца приводим ниже его план с открытыми для посещения залами.
Если, поднявшись по лестнице в Верхний вестибюль, повернуть налево, попадаешь в череду пяти больших залов (№ № 4–8), в конечном итоге приводящих в Тронный зал дворца (№ 9). По-итальянски эти залы называются anticamera (то есть вестибюль, прихожая, приёмная), что по-русски звучит несколько странно, но означает просто помещение, находящееся перед каким-то более важным пространством. Далее мы поочерёдно «пройдем» эти пять залов, пока не доберёмся до залы с императорским троном.
По верху стен зала алебардщиков установлено восемь женских бюстов - аллегорий различных искусств. Под ними - лилии Бурбонов.
Свод зала алебардщиков с фреской, прославляющей дом Бурбонов.
Зал телохранителей (№5), который также называют Зал лепнины - из-за лепных украшений на стенах. Он посвящен семейству Фарнезе (герцогов Пармских), из которого происходила мать Карла III. Нам показалось, что это один из самых красивых залов дворца.
Зал телохранителей: двенадцать барельефов, расположенных по верху стен, изображают эпизоды Второй Пунической войны; на консолях внизу - бюсты королей Неаполя.
Зал телохранителей: мраморная скульптура Алессандро Фарнезе (1545-1592), успешного полководца испанского короля Филиппа II, которого Победа венчает лавровым венком.
Зал Александра (№6). Большое полотно на стене изображает момент отречения Карла III (когда он отправился в Испанию) в пользу своего сына Фердинанда. Назван зал по большой фреске на потолке, изображающей...
...свадьбу Александра Македонского с Роксаной (бактрийской принцессой) работы Мариано Росси, 1787. Это аллегория брачного союза 1768 года между Фердинандом I Неаполитанским (Бурбоном) и Марией Каролиной Австрийской (из Габсбургов).
Элементы декора Зала Александра: медальон с портретом Александра Македонского и напольные часы (Неаполь, 1828).
В следующий зал, называемый Залом Марса (№ 7), попадаешь, повернув из Зала Александра направо (в западное крыло дворца). Зал Марса интересен тем, что его отделка была осуществлена в период французской оккупации Неаполя в наполеоновские времена. Королём тогда был Иоахим Мюрат, один из наполеоновских маршалов, и декор зала прославляет военную мощь французов, покоривших в то время почти всю Европу.
Зал Марса. По замыслу Ванвителли, тут должны были "тусоваться" важные персоны: титулованная знать, высшие чиновники, военачальники.
Эпизод Троянской войны: Гектор уходит на поединок с Ахиллом. Андромаха пытается его удержать.
Зал Марса: в центре торцевых стен помещены крылатые богини Победы (слева). Над камином находится барельеф под названием "Сила, Благоразумие и Слава" (справа).
Зал Астреи (№8) - один из ошеломляющих во дворце. Астрея — в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Зал был предназначен для дипломатических приёмов и встреч с иностранными послами.
В потолочном своде на фреске виден «Триумф Астреи» работы Жака Бержера (1815). Художник, изобразивший Астрею-Справедливость, взял за образец Каролину Бонапарт, жену маршала Мюрата. А сама она, как нетрудно догадаться, была родной сестрой императора Наполеона Бонапарта. Вот такую семейственность развели:)
Два позолоченных горельефа изображают Минерву (богиню мудрости) между Стабильностью и Законодательством (на фото слева), а также Астрею - между Геркулесом и женской фигурой, олицетворяющей Неаполитанское королевство (на фото справа).
Одна из четырёх пар ангелов, парящих в Зале Астреи.
Седующий по курсу — Тронный зал (№ 9). Для его обустройства потребовалось полвека: работа началась в 1811 году при Иоахиме Мюрате и была завершена Фердинандом II Бурбонским в 1845 году.
Тронный зал дворца. Фото из интернета (при нас часть зала была на ремонте, мешая сделать фото общего вида).
На потолке в Тронном зале находится большая фреска с изображением закладки первого камня дворца 20 января 1752 года. На этом мероприятии присутствовал весь двор во главе с Карлом III.
По фризу вверху стен размещены 44 медальона с портретами королей Неаполя от Роджера Отвиля (1095-1154) до Фердинанда II (1830-1859). Для Мюрата там места, увы, не нашлось:)
Под позолоченным барельефом, олицетворяющим славу Бурбонов, установлен резной деревянный трон, покрытый позолотой и оббитый светлым бархатом.
Бурбонская геральдика на потолке Тронного зала с инициалами Фредерика II и его жены Марии Терезии Австрийской.
За Тронным залом следует Зал Совета (№ 10), где король встречался со своими министрами. Этот зал завершает череду представительских помещений дворца; за ним начинаются личные королевские апартаменты.
Главная достопримечательность зала - красивый нео-барочный стол с вазой с элементами севрского фарфора.
В королевских апартаментах, как это ни странно, первым делом попадаешь в комнаты Иоахима Мюрата (№ 11). Французы правили в Неаполе с 1806 по 1815 гг., успели хорошо во дворце обосноваться и даже отделали несколько его помещений на свой вкус.
Спальня Иоахима Мюрата с роскошным балдахином.
Спальня Франциска II (1836-1894), последнего неаполитанского короля, правившего всего два года (1859-1860), перед самым вхождением Неаполитанского королевства в состав объединенной Италии.
Закончив осмотр западного крыла дворца, мы вернулись в Зал Александра и оттуда направились в восточное крыло. Там находилась резиденция короля Фердинанда I (№ 12), правившего в Неаполе и Сицилии с 1759 по 1825 год (с прерыванием правления в 1806—1815 гг. во время французской оккупации). Кроме того, там же расположена дворцовая библиотека и картинная галерея.
По дороге из западного крыла в восточное сняли из окна дворца его наружный парк и вид на Везувий.
Весенний зал. Первая комната в западном крыле из четырёх в серии "Времена года".
Гардеробная комната короля.
Палатинская (дворцовая) библиотека (№ 13) была основана Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда I. Библиотека состоит из трех комнат со шкафами и стеллажами для книг и насчитывает более 14 000 томов по литературе, истории, философии, театру, праву и военному искусству. Собрание библиотеки было пополнено во время правления Иоахима Мюрата (в основном его женой Каролиной) и Фердинанда II.
Палатинская библиотека расположена в 3-х помещениях.
Зал библиотеки с огромными картинами, глобусами и телескопом. Там же находится и некая современная инсталляция на "книжные темы", выглядящая довольно инородно.
Из последней комнаты библиотеки можно пройти в Эллиптический зал (№ 14), где, в 1988 году, был установлен королевский рождественский вертеп, очень популярный вид искусства в Неаполе (под названием презепе). Во времена Неаполитанского королевства презепе устанавливались в этом зале на каждое Рождество.
Королевский рождественский вертеп.
В Пинакотеке (№ 15) представлены портреты неаполитанских и испанских Бурбонов (обе линии которых часто связывались браками) и членов их семей.
Пинакотека с портретами неаполитанских монархов.
На этапе проектирования королевского дворца Карл III поручил Ванвителли построить небольшой театр, предназначенный для развлечения двора. Расположенный в западном крыле дворца, театр имеет форму подковы с пятью ярусами лож, богато украшенных лепниной и позолотой. Несмотря на скромные размеры (он мог вместить максимум 500 человек), дворцовый театр является жемчужиной театральной архитектуры 18-го века — благодаря совершенству пропорций, качеству акустики и роскоши декора.
Придворный театр. Фото из интернета (во время нашего посещения театр был закрыт).
Вторая часть рассказа будет посвящена замечательным паркам, входящим в дворцовый комплекс Казерты.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия