Турист quagdu

К Владимиру Ивановичу в Вернадовку

Вернадовка — Россия Август 2021

Вступление

Многие из тех, кто откроет этот рассказ, наверняка осведомлены о Владимире Ивановиче Вернадском и слышали о его трудах «Биосфера» и «Ноосфера». Уверен, что слышали. Также как уверен и в том, что никто их не читал.

Сам Вернадский считал эти труды не теориями и не учениями, а «курсами», т. е. изложенными в историческом и логическом порядке фактами, снабжёнными обобщениями. Освоить всё это скопише фактов мало кому доступно, поэтому мы просто сразу верим Владимиру Ивановичу и читать его труды не собираемся. Тем более, что некоторый неприятный осадочек от такого чтения остаётся благодаря «стараниям» экологических демагогов, которые растащили Вернадского на цитаты для своих манипулятивных измышлений.

Вернадский был последним гением от естествознания, а сам он себя считал биогеохимиком, т. е. сосредоточил свои искания на стыке этих трёх наук: биологии, геологии и химии. Так получилось, что наиболее известные его труды это те самые «Биосфера» и «Ноосфера». Но Владимир Иванович думал иначе. Он до конца своих дней работал над тем, что считал ещё более важным. Книга «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» вышла в свет уже после его смерти, но такой известности не получила.

Однако, возвращаясь к «Биосфере» и «Ноосфере», следует отметить, что так или иначе их написание было связано с переносимыми самим их автором и его Родиной войнами и сопутствующими бедствиями. Известно, что идеи о биосфере посетили Вернадского в тифозном бреду. Находясь в Крыму, он одновременно с болезней пережил его штурм Красной армией в 1920 году. Опубликована эта нетолстая книга была уже спустя 6 лет.

Для «Ноосферы» нет такой чёткой даты, чтобы сказать, когда она было создана. Очевидно Вернадский работал над данным курсом многие годы. По сути это цикл разновременных текстов. В кратком очерке «Несколько слов о ноосфере», он прямо утверждает, что вопроса о ноосфере детально касается в книге «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», которую, как мы знаем, закончить не успел.

Однако в 1944 году, за год до смерти, вероятно предвидя её, Вернадский выпустил краткое изложение своих мыслей о ноосфере. Этот очерк «Биосфера и ноосфера» вышел сразу на английском языке в журнале «American Scientist», а на русском — впервые только в 1989 г.

Вот и получается, что войны способствовали творчеству В. И. Вернадского и по этому поводу он сам написал пророческую статью «Война и прогресс науки» (1915). Всё, что там написано, можно сразу перекладывать на сегодняшние реалии. Гений, однако…

Наследие Вернадского является общим достоянием, оцифровано и свободно доступно.

Цель

Столь длинное вступление было написано, чтобы пояснить зачем мы поехали в музей-усадьбу В. И. Вернадского. Очевидно приобщиться к жизни и судьбе великого человека, а также почтить его память. Однако это место находится в глуши на границе Тамбовщины и Пензенщины. Расстояние по дороге от Вернадовки до Тамбова 112 км, до Пензы — 234 км, до Рязани — 390 км. Вроде бы от Тамбова ехать не очень далеко, но надо учесть, что дороги там не быстрые и, чем ближе к границе области, тем они хуже.

Более того, посещение музея-усадьбы В. И. Вернадского было частью большого автопутешествия, включавшего пробег по Тамбовской, Пензенской областям, Мордовской республике, Рязанской, Московской, Тульской и Липецкой областям. При этом путь наш был бы значительно проще (длиннее, но быстрее), если бы мы в Вернадовку не поехали. Но мы не ищем лёгких путей. Поэтому в путь!

Путешествие

Заранее созвонился с директором музея-усадьбы В. И. Вернадского и предупредил, что будем долго ехать из Воронежа и приедем уже вечером. Он попросил позвонить ещё раз за полчаса до прибытия.

Расчёт был выехать из Воронежа с утра, пообедать в Тамбове, погулять немного по его центру и двинуть сразу в Вернадовку. Ночёвка планировалась в палатке (какие могут быть гостиницы в такой глуши?), поэтому график дня был напряжённым.

К тому же за день до выезда на сайте earth.nullschool.net (его точности в прогозировании погоды доверяю больше всего) я увидел, что над Тамбовом и северной частью области после обеда разразится гроза. Следующие дни путешествия погода обещалась хорошая, но этот день надо будет как-то перетерпеть.

Место для ночлега (плюс 1–2 запасных) всегда предварительно выбираю заранее по картам и космоснимкам. Обычно редко ошибаюсь. Выбираю места при водоразделах со светлыми (предпочтительно берёзовыми) посадками или рощами на удалении не менее километра от населённых пунктов и шоссе. Машина позволяет ехать по залежной целине, а при сухой погоде — по пашне, чем я часто и пользуюсь. Обычно стараюсь въехать прямо под деревья.

Однако впереди нас ждала буря, поэтому все эти приготовления легко могли пойти прахом.

Про Тамбов особо рассказывать не буду. Побродили немного. Ничего, приятный город, если сравнивать с Воронежем. Река тихая Цна живописно протекает через центр. Когда догуливали уже по Казанскому монастырю с его криминально высокой колокольней (106,1 м вместо разрешённых 100 м), начали собираться мрачные облака и поднялся недобрый ветер…

Вид на центр Тамбова с моста через канал реки Цны

Ясно, что погода торопила нас в путь. Около 15 часов прыгнули в машину и помчали на север. Чем дальше, тем сильнее разыгрывалась буря!

В какой-то момент даже наблюдали ползающий дождь. Дорога проходила через открытые поля по невысокой насыпи. Сильный боковой ветер затягивал свежевыпавший ливень с левого поля на асфальт и перетаскивал воду дальше на поле, что было справа. Разумеется, я ехал очень медленно, так как легко начиналось аквапланирование машины. А горячие тамбовские парни умудрялись и в такую непогодь разъезжать без включённых фар, ближнего света или ходовых огней (ниже пример хорошего водителя).

Горизонтальный дождь по дороге между Тамбовом и Вернадовкой

Вскоре, наблюдая за прогнозом времени прибытия у навигатора, я понял, что мы безнадёжно опаздываем и не поспеваем к закрытию музея. Остановился в безопасном месте и позвонил его директору. Этот милый человек сказал, что отпустит экскурсовода и сам подождёт нас, когда бы мы ни приехали.

Только добрались до Пичаево (центр сельского поселения, к которому относится Вернадовка) и до цели нашего путешествия оставалось ещё около 15 км, гроза начала стихать. Я ещё раз позвонил директору музея и предупредил, что скоро будем у него.

Вот показалась и заветный указатель. Небо при этом даже начало слегка проясняться.

На въезде в Вернадовку против электроподстанции 35/10 кВ надо повернуть налево

Кстати, въезжать в саму Вернадовку не надо. На окраине посёлка (это не село, там даже железнодорожная станция есть, действующая!) справа хорошо заметна электроподстанция 35/10 кВ. Ровно напротив неё имеется поворот налево. Музей как раз там. Дело в том, что в Вернадовке жили крестьяне, а барская усадьба была чуть в стороне, за прудами. При Советской власти её заняло правление колхоза, вокруг которого образовался посёлок, который сейчас имеет даже собственное очень длинное название — посёлок совхоза Подъём, 1-е отделение.

Заблудиться там невозможно. Гостей встречает приглашающая стела. Рядом с ней надо оставить машину. Кроме нашей других машин не было.

От стоянки к музею ведёт пешеходная дорожка, пролегающая по дамбе меж двух небольших живописных прудов.

Входная стелла

Первое впечатление весьма благоприятное. Видно, что небогато живёт музей, но всё ухожено и содержится в прекрасном порядке.

После прудов начинается парк. Дорожка вывела на открытую поляну, посреди которой стоит на высоком постаменте узнаваемый нахмуренный лик с характерной бородкой, а за ним прячется небольшой деревянный дом с четырёхколонным портиком. Классический стиль провинциальной барской усадьбы.

Вокруг ни души…

От пруда появляется небольшой усадебный дом

Но нас ждут, мы и так опоздали к закрытию на 45 минут, поэтому скорее внутрь! Директор при нашем приближении даже вышел на крыльцо и встретил как дорогих гостей. Билеты были по такой смехотворной цене, что нечего даже говорить. Для нас персонально он устроил очень интересную экскурсию. Времени не жалел, отвечал на все наши вопросы, фотографировать не мешал. Спасибо ему огромное!

Отзыв о музее — это отдельный жанр, которым я не увлекаюсь, поэтому экспозицию специально описывать не стану. Ниже приведу только пару фотографий интерьера для общего представления.

Усадебный интерьер

Поблагодарив любезного директора и попрощавшись, не стали его долее задерживать и вышли осмотреть парк.

Панорама придомовой части усадьбы

Парк небольшой, но очень мил. Кто был в Ясной или Спасском может себе представить что-то подобное, но в миниатюре. Также среди рядов высоченных деревьев проложены тенистые дорожки. Каскадом следуют живописные пруды с естественно ухоженными берегами. Первый и второй пруды невелики, метров по сто, а третий протянулся на километр и его, скрытого деревьями, невозможно даже увидеть целиком за изгибами русла.

Верхний пруд самый живописный

Хорошо бы тут на лодочке покататься, но вряд ли прокат будет рентабельным — спрос невелик.

По берегам прудов растут толстенные ивы, которые не то что Владимира Ивановича, прадеда его наверняка помнят.

Толстенные вётлы помнят не только Владимира Ивановича

В целом впечатление самое лучшее. Спасибо людям, на чьих плечах всё это держится! Да, имеются благотворители, есть фонд Вернадского, но все они где-то там, а здесь нужен постоянный пригляд.

В такие милые укромные уголки хочется приезжать снова. К счастью не только Ясной Поляной и зажиточными подмосковными усадьбами богата наша необъятная страна.

Заключение

Но тем временем начало уже быстро темнеть, а нам предстояло найти ещё место для ночёвки. Все заранее намеченные места имели подмоченную репутацию. После грозы их напрочь залило. И мы решили просто продолжить маршрут в надежде, по пути что-то увидеть подходящее. А нет — так и поедем уже ночью дальше по Пензенской области.

На такой случай у меня заранее отмечены и все попутные гостиницы. Однако ближайшая приличная была найдена только в Наровчате, до которого ехать 160 км по дорогам, которые местами плохи. Это значит полночи в пути после трудного дня — тяжеловато, но делать нечего.

Через Вернадовку проходит оживлённая железнодорожная ветка, сразу за которой простирается уже Пензенская область. Как и водится, приграничные дороги очень разбиты.

Но вдруг через час пути, т. е. уже почти в потёмках я присмотрел с дороги подходящий ландшафт и съехал с шоссе. О чудо, нам повезло! Грунт там был совсем сухой. Эту часть Пензенской области буря обошла стороной. Поле со злаковой стернёй — один из самых лучших вариантов. Рядом роща. Не светлая правда, внутрь не въехать. Обогнул её и встал с западной стороны, чтобы утром машина не отсвечивала.

Мы никогда не встречали недобрых людей в наших путешествиях, но бывают просто любопытствующие и навязчиво сердобольные.

Быстро разбили лагерь, приготовили ужин и усталые, но довольные легли спать. Спокойной ночи!

Стоянка в Пензенской области

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.