Все путеводители по Неаполю дружно упоминают рождественские вертепы (итал. презепе, или презепио) как одну из «фишек» этого района Италии. Но пока мы туда не прибыли, даже представить не могли, насколько эта тема там животрепещущая. Был октябрь, до рождественских праздников вроде бы еще неблизко, но на рождественские вертепы мы натыкались постоянно: в храмах, в музеях, не говоря уже о том, что в Неаполе есть целая улица, где этой продукцией торгуют круглый год.
Тема Рождества — одна из центральных в Священном Писании, и всегда была популярна в живописи. Самые разные художники посвятили ей свои полотна, по-своему интерпретируя это событие и ее участников.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423. Галерея Уффици, Флоренция. Это одно из самых любимых наших полотен с рождественским сюжетом.
Но в этом рассказе речь не о живописи, а о рождественских композициях, которые итальянцы называют презЕпе (ударение на 2-й слог). Это слово произошло от латинского «praesepium», что означает стойло, хлев, ясли, где по легенде и родился Христос. В России для места рождения Господа используют термин «вертеп» в значении «пещера, грот». Так что вертеп и презепе — это смысловые аналоги.
Презепе - это трёхмерное изображение сцены Рождества Христова с декоративными элементами и фигурами, которые можно перемещать, следуя замыслу художника. Фото сделано в музее Каподимонте, Неаполь.
Считается, что первый в истории христианства рождественский вертеп был устроен Св. Франциском Ассизским в 1223 году (800 лет назад!) близ итальянской деревни Греччо — чтобы сделать рождественскую историю более понятной и наглядной для ее жителей. Как гласит предание, тогда святой приготовил в пещере ясли с сеном для Богомладенца, привёл туда быка, осла, — создав своего рода «живой презепе», а затем в присутствии множества людей отслужил мессу. Вертеп стал своеобразной «Библией для неграмотных», не знавших греческого или латыни.
Традиция «живого» презепе жива и по сегодняшний день. В частности, одно из самых масштабных событий этого рода проводится в Матере. Матера, с ее «библейскими» видами и многочисленными пещерами, словно рождена выступать декорацией для подобного рода реконструкций сцен Священного Писания.
Эта идея оказалась плодотворной: родилась новая традиция, быстро распространившаяся в христианском мире, а Италия с тех пор считается родиной рождественских вертепов. Однако наибольшее распространение в католическом мире получила иная разновидность вертепов — а именно, трехмерные скульптурные композиции рождественских событий, изготовленные из разнообразных, но недорогих материалов и дополненные соответствующим реквизитом.
Одним из первых презепе, дошедших до наших дней, считается тот, что создал около 1290 г. итальянский скульптор Арнольфо ди Камбио. Оно размещено в римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Как сейчас считают, попытка тогда изобразить животных в качестве участников события оказалась не самой удачной: от вола и осла "остались" только головы. Зато Святое Семейство и три короля очень хороши. Здесь это мрамор, но теперь в презепе используют материалы попроще. Фото из сети.
Поначалу вертепы размещали в основном в храмах, затем идея была подхвачена переносными кукольными театрами, в которых разыгрывались сценки из Священного Писания (театральные вертепы были очень популярны в России). В 14-16-м веках изготовлением презепе начали заниматься не только монахи, но и ремесленники, и искусство презепе постепенно стало одной из рождественских традиций Италии. К 17-му веку презепе появляется в знатных домах как способ продемонстрировать свое финансовое благополучие.
Часовня Святого Рождества с презепе авторства Альтобелло Персио. 1534. Дуомо в Матере.
Сцена Рождества Христова из раскрашенного известняка. Автор - Альтобелло Персио. 1534. Дуомо в Матере. Эту скульптурную группу можно считать прототипом современных вертепов.
В Италии теперь даже существуют специализированные музеи презепе, а в других — вертепам посвящены отдельные секции. Из того, что нам довелось увидеть, выделим Национальный музей Сан-Мартино (Чертоза Сан-Мартино) в Неаполе, а также Королевский дворец в Казерте.
В 1478 году поставщик специй герцога Калабрийского заказал для неаполитанской церкви Сан-Джованни-а-Карбонара деревянный вертеп с фигурами почти в натуральную величину, каждая из которых была отдельно вырезана, расписана и позолочена. Фигур было 41 (сохранилось только 14), в том числе — одиннадцать овец и две собаки. Сейчас этот вертеп находится в Национальном музее Сан-Мартино в Неаполе.
В этом вертепе были только фигуры (Святое Семейство, ангелы, два пророка и две сивиллы) и отсутствовали бытовые элементы. Сейчас при составлении вертепов соответствующий реквизит используется очень активно.
В 16-17-м веках в вертепы добавили пейзаж, а к традиционным деревянным фигурам — персонажей, изготовленных из более дешевых материалов: папье-маше, проволоки, обмотанной паклей и скрытой одеждами разнообразного покроя (только головы и конечности остались деревянными или глиняными). Но главной новинкой таких фигур стали подвижные соединения частей тела. Используя поворотные и сгибающиеся элементы и меняя таким образом позы персонажей, переодеваемых в разные одежды, теперь можно было создавать бесконечное число жанровых мизансцен.
Фрагменты вертепов из королевского дворца в Казерте.
Мощный толчок развитию неаполитанской индустрии презепе дала династия Бурбонов, правивших в Неаполитанском королевстве более 120 лет, начиная с 1735 года. Вертепы в 18-м веке были настоящим увлечением всего королевского двора. Неаполитанские короли каждый год заказывали все новые и новые презепе к Рождеству. Вот и появились в Неаполе замечательные мастера, которые создавали из глины, тряпочек и дерева настоящие произведения искусства. От короля старалась не отставать знать, за ними подтянулись мещане и простолюдины. Королевская страсть вызвала к жизни целую индустрию по изготовлению фигурок и предметов презепе, которая до сих пор существует в Неаполе.
Фрагменты королевских презепе. 18-й век. Королевский дворец в Казерте близ Неаполя.
Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный Младенец-Иисус, а рядом — Дева Мария и Иосиф.
В 18-м веке в рождественских вертепах стало принято изображать не только Святое семейство, но также и типичные сцены неаполитанской реальной жизни того времени.
Рождество Христово в этом презепе происходит не в пещере, не в хлеву, а на руинах римского монумента. Считается, что это – отражение интереса к античности в связи с археологическими раскопками в Помпеях и Геркулануме в начале 18-го века. Этот вертеп - из комплекса Санта-Кьяра в Неаполе.
В композициях рождественских ясель регулярными персонажами стали пастухи с овцами и собаками, волхвы с верблюдами и чернокожими слугами, царь Ирод с его угрюмыми солдатами и прочие.
Фрагмент презепе 18-го века из комплекса Санта-Кьяра в Неаполе.
Постепенно количество персонажей увеличилось, а вокруг священного действия развернулась городская жизнь.
Кроме персонажей, описанных в Евангелии, тут очень много разных фигур: торговцы, ремесленники, музыканты, охранники, прачки, поварихи — все, кто живёт и трудится в этом городе. А также много животных — домашних и диких — вплоть до самых экзотических!
В вертепе Казерты множество фигурок животных, в том числе целые стада буйволиц – черных и белых, славившихся несравненным качеством своего молока, из которого уже тогда делали знаменитую «моцареллу».
Со временем число всевозможных персонажей презепе выросло настолько, что строились целые кукольные города со всеми категориями населяющих их людей и животных. Жилые дома, мельницы, мосты, мастерские, конюшни, таверны — с тысячами мелких подробностей — изображали как бы сцену, случившуюся когда-то в «маленькой пещере» в древней пустыне.
Многие королевские презепе изображают целый город,с его повседневными занятиями, точно жители его в один момент внезапно застыли.
Во многих композициях фигура Святого Младенца оказывается вовсе не на переднем плане и зачастую в этой толпе, как на картинах Брейгеля, где нелегко отыскать главных персонажей.
Ангелы рассматривают сверху дары волхвов:)
А как интересно разглядывать детали! Художники так бережно воспроизводили особенности поселений и костюмов отдельных персонажей, что по рождественским вертепам теперь возможно изучать историю быта в том или ином регионе.
Удивляет, с какой реалистичностью и аккуратностью создан каждый фрагмент презепе, каждый отдельно взятый персонаж. Это не просто рождественские вертепы, а энциклопедия городской жизни того времени.
Куклы из неаполитанского Национального музея Сан-Мартино. Они украшали, пожалуй, самые дорогие «презепе» – те, что в 18-м веке стояли в королевском дворце.
Презепе демонстрирует и разнообразие используемых материалов: папье-маше, дерево, камень, терракота, гипс, древесная кора, пробковое дерево и многое другое.
В 1825 году, при короле Неаполя Франциске I Бурбоне был составлен поразительный документ, который назывался «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского вертепа».
Витрины с персонажами королевских презепе. Национальный музей Сан-Мартино в Неаполе.
В сегодняшней Италии презепе занимает особую нишу в рождественском бизнесе, и неаполитанские вертепных дел мастера до сих пор считаются в этом непревзойденными. Существуют специальные места, где можно купить не только сами фигурки действующих лиц, но и различные аксессуары для создания вертепной композиции. В Неаполе есть целая улица, целиком и полностью отданная на откуп создателям презепе. Называется она Виа Сан-Григорио-Армено. На ней расположились множество мастерских и лавок ремесленников, специализирующихся в вертепном бизнесе.
На вид - обычный сувенирный рынок. Но он - особый: здесь круглый год продают презепе - рождественские композиции и все, что нужно для их составления.
Виа Сан-Григорио-Армено в Неаполе.
На этой улице находятся маленькие магазинчики, где продаются многочисленные презепе и комплектующие к ним (фигурки персонажей, крошечная мебель, маленькие животные, предметы обихода, блюда с едой и т. п.). Говорят, что нигде в Италии не найти большего разнообразия: начиная от вертепных каркасов и до миниатюрных компонентов, которыми можно заполнить рождественские домики и пещеры.
Все это различается по размеру, цвету, качеству, цене. Простор для творчества желающим создать вертеп для собственного дома! А еще там нередко можно увидеть кукол с лицами политиков, певцов и актеров, которые тоже пользуются спросом.
Так что рождественская традиция презепе в Италии очень даже жива: королевские презепе остались в музеях, а вертепы попроще стали обычной рождественской деталью в домах многих рядовых итальянцев. Домашние вертепы могут быть маленькими или чуть больше - в зависимости от финансовых и жилищных условий хозяев. Пишут, что многие итальянцы ежегодно покупают хотя бы одну новую фигурку или иную деталь для вертепа. Не так ли многие из нас действуют в отношении елочных украшений? А как же рождественские елки? Их в Италии теперь тоже наряжают - начиная с 19-го века.
С наступающим Рождеством!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия