Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 10:50

Полевской — Россия Август 2024

На днях весь путешествующий люд отметил День туризма. Сейчас при слове «турист» мы представляем человека с чемоданом на колесиках в аэропорту или с фотоаппаратом возле какой-то достопримечательносьи. Полвека назад представления были немного иные. Человек в штормовке с рюкзаком за плечами или сидящий у костра возле брезентовой палатки где-то в тайге — вот что такое турист в те далекие времена…

Примерно такие мысли посетили меня погожим летним днем, когда парковал свой внедорожник на обочине асфальтовой дороги в лесу под Полевским. Прошло полвека, как впервые оказался здесь. После сдачи экзаменов за 8-й класс группа школьников отправилась в категорийный пеший многодневный маршрут по Бажовским местам. Не было тогда здесь никакого асфальта, да и такой дороги, уходящей на подъем в глубину леса, тоже не было.

Азов-гора и окрестности

Неширокая тропа и следы медвежьих когтей на поваленных деревьях — это осталось в памяти навсегда. Моему железному коню не составило бы труда проехать здесь, но я специально оставил его на небольшой полянке у обочины. Захотелось ощутить себя 14-летним и пройти ножками до вершины едва заметными лесными тропками. Не хватало только огромного рюкзака с привязанным закопченным котелком…

Бажовские места. Это понятие охватывает огромный участок Сысертского и Полевского округов Свердловской области. На небольшой части этой территории вблизи Сысерти образован природный парк «Бажовские места». О некоторых локациях я уже рассказывал. Полевской район в этот парк не попал. А ведь сколько здесь мест, неоднократно упомянутых в «Малахитовой шкатулке». Зюзелка, Косой Брод, Мраморский, Шунут-камень, Азов-гора…

Азов-гора — одна из вершин хребта Ревдинский высотой 589 метров. Вершину венчает зубчатый гребень — скальная стена, рассеченная трещинами, высотой до 25 метров. Место это давно стало довольно посещаемым, и территорию немного благоустроили, так что ее смело можно отнести к природному парку.

Метров через 200 сошли с широкой лесной дороги —

справа показались первые скальные останцы.

Азов-гора и окрестности

В начале малозаметной тропки, как предостережение — мало ли что почудится в скалах в лесном полумраке, напоминание от Павла Петровича.

Забегая вперед, скажу, что такие бажовские цитаты часто встречаются на тропе к вершине. Как и стенды, рассказывающие о геологии Азов-горы и легендах, связанных с ней.

Азов-гора и окрестности

У этих первых останцев тропинка потерялась, пришлось аккуратно идти по таким курумам вдоль скалы.

Вроде совсем невысокая горка, но уже можно считать смотровой точкой. Стою вровень с вершинами берез и сосен, за которыми вдалеке виднеется Полевской пруд.

Азов-гора и окрестности

Вытоптанная за десятилетия вершина скалы выглядит безжизненной.

Но только на первый взгляд. Здесь маленькая рябинка алеет от обилия ягод,

Азов-гора и окрестности

здесь колокольчики вцепились корешками в небольшую трещину,

а здесь целый микромир.

Азов-гора и окрестности

Тропка ведет все дальше, все выше, стремясь к вершине Азов-горы.

Откуда вообще такое название? Существует много легенд. С некоторыми можно познакомиться на тропе.

Азов-гора и окрестности

Еще одна легенда связана с народом, в давние времена жившим в этом краю. Чудь белоглазая. Русский Север, Коми, Урал, Алтай — везде в памяти людей хранятся предания о горном народце, с появлением царевых людей подземными ходами ушедшими в неизвестность. Демидовские и турчаниновские рудознатцы говорили, что все месторождения руд были им указаны чудскими метками. П. П. Бажов не мог не упомянуть в своих сказах про этот народ. В «Дорогом имечке»: «…Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет „дорогое имечко“, и тогда выйдет чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими…» Кто знает, может вот этими расщелинами в скалах и уходила в подземные города чудь белоглазая.

Тропинка то исчезает, заставляя пробираться сквозь заросли папоротника,

Азов-гора и окрестности

то превращается чуть ли не в торную дорогу, образовавшуюся когда по весне с потоками талой воды вниз стремятся и небольшие валуны.

В августе природа переживает период зрелости, если сопоставить с человеческой жизнью. Последние цветы еще привлекают насекомых-опылителей, но шиповник и рябина уже наливаются спелостью, из-под земли тут и там повылазили плодовые тела грибниц, и не только съедобные, кипит жизнь в муравейнике — тащат в дом все, что пригодится зимой.

Вершина уже близко. Справа от тропы в просветах между сосенками открывается вид на «бескрайнее море тайги»,

Азов-гора и окрестности

а слева высится громада скальной гряды.

По заваленной крупными валунами расщелине, как по лестнице, поднимаемся наверх.

Азов-гора и окрестности

Вокруг на многие километры только бесконечный лес.

Долго не задерживаемся, спускаемся и идем к другой гряде.

Азов-гора и окрестности

На одной из этих скал в 1956 году художник Николай Суренков нарисовал девку Азовку. Со временем рисунок выцвел, и в 2016 году Елена Бажова, внучатая племянница писателя, доработала рисунок.

Кто же это такая, девка Азовка? На стенде неподалеку от скалы приведены несколько легенд.

Азов-гора и окрестности

Мне же нарисованный образ показался похожим на Хозяйку медной горы. Тем более, что и Данила-мастер с Каменным цветком присутствуют.

Азовка — Азовкой, легенда — легендой, а ведь клад на Азов-горе действительно нашли! В сентябре 1940 года полевские школьники, наслушавшись легенд, пошли на гору искать сокровища. И под каменной плитой на вершине нашли не серебро-золото, а множество медных и бронзовых предметов: фигурки птицевидных идолов, бляхи, наконечник копья и пр. Находки отнесли к IV — II  вв. до н. э. На горе было мансийское святилище-жертвенник. По поверьям, эти медные фигурки вмещали душу умершего и их захоранивали на вершинах гор. Сейчас эти фигурки хранятся в Областном краеведческом музее и в Полевском историческом музее.

Фото из интернета.

Прогулка на Азов-гору закончилась. Можно было пройтись до родника «Азовкины слезы», но были еще кое-какие планы.

В трех километрах от Азов-горы расположился поселок Зюзельский, или Зюзелка, как у Бажова в «Синюшкином колодце». В начале прошлого века в этой болотистой местности старатели били шурфы, мыли золото. Охраняла богатство бабка Синюшка.

Азов-гора и окрестности

А что за колодец у нее? Опять же — чудь. Древние люди добывали «болотную"руду и плавили из нее железо. Колодец — это старая шахта, а Синюшка — воплощение скрытого в земле богатства. Принимает она самый разный облик

и превращает в самоцветы лесные ягоды — подарок смелому и «простой душе» Илюхе.

Музей камнерезного искусства. Минеральная горка.

В наши дни почти ничего не напоминает о временах 100-летней давности, когда здесь стоял Зюзельский рудник. Изменения в селе большие. В 2009 году для прихожан открыла двери Казанская церковь.

Азов-гора и окрестности

Мусульманам (испокон веков на этой земле жили башкиры) тоже есть где пообщаться с Аллахом.

Для туристов же на окраине леса облагородили родник и назвали его «Синюшкин колодец».

Азов-гора и окрестности

Окрестности Полевского, наверное, наиболее часто упоминаются в сказах П. П. Бажова. В наше время в городе установлено самое большое количество воплощенных в металле героев «Малахитовой шкатулки» и самого писателя. Данила-мастер и Хозяйка медной горы стоят на ул. Бажова.

Азов-гора и окрестности

Это ближе к окраине города. Недалеко от автовокзала, перед Центром развития творчества им. П. П. Бажова установлен памятник писателю. Рядом, на небольшом постаменте Хозяйка в образе ящерки.

Перед памятником небольшой фонтан, вокруг которого скульптурные композиции, напоминающие о некоторых сказах. «Голубая змейка»,

«Таюткино зеркальце»,

«Ермаковы лебеди»,

«Две ящерки»,

«Огневушка-поскакушка»,

«Серебряное копытце».

Чудь поодаль Танюшка несет сито, полное самоцветов,

Азов-гора и окрестности

чтобы сложить их в малахитовую шкатулку.

Перейдя на ул. Карла Маркса, оказываешься на небольшой пешеходной улице Трояна.

Азов-гора и окрестности

С одной стороны вас встречает Хозяйка медной горы,

со стороны ул. Победы — Данила-мастер.

Азов-гора и окрестности

В центре улочки фонтан Каменный цветок. Судя по конструкции, работающий фонтан должен впечатлять.

Воле автовокзала 3D граффити напоминают о кладе, найденном на Азов-горе.

На самом здании автовокзала такие же 3D граффити рассказывают о некоторых уральских минералах. Рисунки, увы, уже сильно «уставшие».

Такой получился у нас выезд по бажовским местам. Вспомнил первые походы с рюкзаком, полюбовались уральской природой, освежили в памяти сказы П. П. Бажова. Завершить же хочу бажовской цитатой, встреченной на тропе в лесу.

Азов-гора и окрестности

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.