Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 18:38

Йошкар-Ола — Россия Август 2024

Когда маршрут поездки по Поволжью был только в стадии разработки, у меня возник вопрос. Что я напишу об Йошкар-Оле, отчитываясь по итогам путешествия? На Туристере впечатлениями о столице Марий-Эл делились и маститые авторы и начинающие. Повторяться как-то не хотелось, по душе торить нехоженные тропки. Потихоньку делал отметки в навигаторе, и тут случайно на глаза попадается заметка — в Йошкар-Оле добавились новые достопримечательности. Жители города решили продолжить обыгрывать топонимику одного из трендов — Йошкиного кота. К котяре и его подруге Йошкиной кошке добавились котята. Миниатюрные бронзовые фигурки нашли себе место на улицах и площадях города. Быстренько отыскал координаты и, вуаля, пазл сложился! Новые точки аккуратно разместились среди уже отмеченных. Мучивший много времени вопрос отпал. Организую квест по поискам котят и по пути осматриваю известные всем достопримечательности.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Снятые на две ночи аппартаменты находились в самом центре города, у входа в Центральный парк культуры.

Недалеко от входа лучезарно улыбающаяся Ириска приглашает гостей весело провести время в парке.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Подставка с милым котенком стоит рядом с «Деревом жизни». Этот монумент олицетворяет духовную жизнь и преемственность поколений марийского народа. Три фигуры с национальными музыкальными инструментами: юноша с барабаном, мужчина средних лет со свирелью и старец с гуслями. В центре дерево, как символ жизни или мировое древо.

Солнце уже зашло за горизонт, оставался какой-то час до наступления темноты, чтобы сделать более-менее внятные фото. Пришлось поторопиться. Пройдя через парк, вышли к зданию Марийского театра оперы и балета.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Сравнительно новое, построено в 2014 году, но выдержанное в классическом стиле, без современных выкрутасов. А на ступеньках у входа театралов, да и не только, ждет маленькая балерина Бусинка.

Тем временем условия квеста внезапно расширились. На афише театра тоже напоминание о кошачьем племени.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Подходим к Ленинскому проспекту. На площади перед зданием национального театра драмы о чем-то задумался Ильич, спрятав руку в карман.

А через дорогу, в пустом скверике, положив нога на ногу лапа на лапу, вальяжно развалился котяра, своей кличкой Йошкин кот создавший целое направление в туриндустрии марийской столицы.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Магниты, колокольчики, кружки-тарелки, ликеро-водочная и кондитерская продукция, одежда — всего не перечислишь. И везде — Йошкин кот! Или кошка. Почесав коту за ухом, прошли на площадь Оболенского — Ноготкова.

Об Йошкар-Оле сейчас все, кому не лень, говорят как о городе-копии. Мол, понастроили зданий, копирующих известные сооружения Европы. Посмотрев йошкаролинские и сравнив мысленно с теми, которые видел, скажу так — не копии, а по мотивам. Ну, знаете, фильмы снимают по мотивам произведений, где зачастую от оригинала только имена героев остаются. В Йошкар-Оле так же. Здания построены по мотивам. Есть элементы, неуловимо (или явно) похожие на конструкцию первоисточника, но в целом это все свое, сделавшее город таким притягательным. Национальная художественная галерея.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Есть похожести, из-за которых ее сравнивают с Дворцом дожей. Но в Венеции нет такой фишки, как в Йошкар-Оле. Каждый час на циферблате башенных часов разыгрывается представление. С первым боем курантов поочередно открываются нарисованные дверцы и ослик перевозит икону Божьей Матери из монастыря в храм. Вечером смотреть было интересней из-за почти полного отсутствия туристов, но фото и видео получились темные. На следующий день ради хороших фото сходили на площадь еще раз. Конечно, мини-спектакль на башне интересней смотреть в видео, но по всем известной причине выставлю только фото-ряд.

В основе композиции события XIII века, когда на Сербию напали турки. В то время в стране находилась одна из христианских святынь — икона Божией Матери Троеручица. Чтобы спасти ее, сербы положили икону на ослика, накрыли покрывалами и пустили животное в свободное путешествие. Ослик пришел в Грецию, на святую гору Афон. Ослик в Йошкар-Оле, выполненный в натуральную величину, за год проходит 75 километров и в 2049 году дойдет до г. Афон. Дошли днем мы и до храма, нарисованного на циферблате. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

На площади перед художественной галереей стоит памятник первому воеводе Царева города на Кокшаге Ивану Андреевичу Оболенскому — Ноготкову и Царь-пушка.

Это уже четвертый город, где я видел артиллерийское орудие с таким названием. Москва, Ижевск, Пермь. И все пушки разные! Не надо обвинять йошкаролинцев в клонировании!

На улице к тому времени совсем стемнело, город расцвел электрическим светом. Кошачьи на сегодняшний день кончились, и мы прошли на набережную посмотреть ночной город. С Гоголевского моста открылся прекрасный вид на Воскресенскую набережную.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Прошлись по набережной Амстердам. Здесь здания стояли в темноте, лишь некоторые скульптуры были освещены. Гоголь, Рембрант, Пушкин с Онегиным…

Площадь у Благовещенской башни — место вечерней молодежной тусовки. Сама башня, Благовещенский собор и фонтан-памятник Архангелу Гавриилу между ними ярко освещены.

Где-то здесь спрятались котята, но искать их, уворачиваясь от электромашинок с детворой за рулем, да еще в темноте, не стали. Подождем до утра.

Утреннее продолжение квеста с кошачьими началось со сказки. В просветах между кронами деревьев в одном из дворов вдруг засияли золотом шпили на замковых башнях. Что это? Где мы? Хогвардс? Нет, это просто «Обыкновенное чудо», средняя школа № 5.

Мои попытки проникнуть внутрь оказались бесплодными. Калитки и ворота сказочного зАмка были закрыты на магические замкИ. Не помогли ни пассы руками с зажатой палочкой, ни бормотание заклинаний «Сезам, откройся!» и «ахалай — махалай». Не было у меня и магнитного магического ключа. Конечно, магии в этой школе не обучают, но, думаю, ходить в нее гораздо приятней, чем в унылую трехэтажную бетонную коробку.

Царевококшайский кремль мне не понравился. Большой внутренний двор оказался наполовину пустым. У одной из стен сиротливо стояли реплики пушек эпохи Оболенского — Ноготкова, а на другой стороне плотно сомкнув ряды стояли торговые палатки. Ребята, ну это же Царевококшайск, какие палатки! Столько места, сделайте мини-кремль с макетами построек. Еще что-то придумайте из истории. Да, в Йошкар-Оле хороший национальный музей. Но большинство туристов приезжает в город на один день, а то и на несколько часов. Некогда им по музеям ходить. Сделайте в кремле историческую реконструкцию, народ доволен будет. А сувенирных лавок по городу хватает.

В немного минорном настроении вышел из ворот кремля и взгляд уперся в вывеску магазина на другой стороне дороги. «Йошкин кот». Шо, опять?.. Квест есть квест, мимо котов не проходим. Зашли. Этот магазин сделал наш день!!! Продукцию на витринах и полках показывать не буду, чтоб не сочли за рекламу. А вот все остальное… Стенды с юморными объявлениями, надписи на дверях и витринах, фигурки котиков. Посетителей было мало, но хохотали все от души! Полистайте фото-ряд, почитайте объявления. Уверен — ваше плохое настроение сразу улетучится.

С прекрасным настроем на успешное преодоление квеста покидали мы этот магазин. Дальше по Вознесенской улице любовались шикарными образцами старинной и современной церковной архитектуры.

Троицкая церковь, построенная в 1736 году, стала первой каменной постройкой в Царевококшайске. Интерьер поражал роскошью утвари и икон. Наиболее известным был деревянный резной образ Христа, сидящего в темнице. В 1939 году все кончилось. Здание разобрали до первого этажа, много десятилетий руины стояли во дворе автохозяйства. В 1991 году началось восстановление под руководством архитектора А. М. Кривцова. В 2008 году храм засиял воссозданной красотой.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

в одном стиле с ним и часовня святого Владимира, построенная в 2017 году А. М. Кривцовым. Перед часовней памятник А. Е. Котомкину (Савинскому) — русскому поэту первой половины ХХ века, гусляру, участнику I Мировой войны.

По соседству с Троицкой церковью в 2009 году восстановлен на месте уничтоженного в 1961 году Воскресенский собор.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Напротив собора герои русских сказок зазывают посетителей в магазин «Вален*Ок».

Чуть дальше, у входа в музей истории города на крыльце нас встречает котенок Василий. Наш брат — турист! С фотоаппаратом, в кепке, штаны с боковыми карманами — ну точь-в-точь автор этих строк!

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

В 80-90-х годах ХХ века в Йошкар-Оле не было ни одного действующего храма. С возрождением православия стали восстанавливать церкви из руин. Одной из первых восстановленных стала Вознесенская церковь, построенная в 1756 году.

Напротив храма на первом этаже жилого дома неприметный музей скандинавской ходьбы. На ступеньках у входа сидит замученный победитель соревнований, потерявший где-то свои палки. Фигурка — самая свежая из установленных. Спортсмену даже имени приличного не придумали. Ну что это за Котоход?

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Возвращаемся к Благовещенской башне, где гуляли поздно вечером. Совсем другой вид!

И, зная примерное расположение, без труда находим Мурзика. Этакий уличный музыкант, вместе с пацанами развлекающий народ по вечерам.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Наверняка его мурлыканье под гитару слышит и Йошкина кошка, кокетничающая с каким-то котярой неподалеку,

среди небольших домиков в слободе, построенных в разных стилях и заполненных гостиницами и кафешками.

С Воскресенской набережной прекрасный вид на набережную Брюгге и Патриаршую площадь.

Нам срочно надо на другую сторону Кокшаги — скоро на балкончике здания, чем-то похожего на замок Шереметевых, начнется интересное действо. Прежде чем дойти до пешеходного Воскресенского моста, надо миновать целый ряд скульптурных памятников. Пресвятой Богородице, Лоренцо Медичи, Кириллу и Мефодию, царю Федору Иоанновичу.

Стрелки часов стремятся сойтись на 12.00. Балкончик пока пуст. И вот ударили куранты, ворота распахиваются, и из них появляется Иисус, сидя на ослике. Действо «Вход Господень в Иерусалим» началось! Звучит колокольный перезвон и песнопение «Да молчит всяка плоть человеча». Вслед за Иисусом выходят 11 апостолов. Последним, чуть отстав, сжимая в руке мешочек с 30 серебрениками, появляется 12-й, Иуда. Зрелище завораживает. Многосотенная толпа зрителей затаила дыхание, и только шум внезапно начавшегося ливня заглушает песнопение. Из-за ливня мало кто ушел, пришлось только спрятать фотоаппарат и телефон, чтоб не залило. Поэтому фото-ряд не до конца.

Йошкар-Ола — единственный город, где расположены двое часов-курантов с движущимися фигурами. Высота фигур — 1,5 метра. Выполнены они так реалистично, что на открытии композиции собравшиеся горожане долго аплодировали, вызывая «на бис», как им казалось, актеров местного театра.

Летние ливни беспощадны, но скоротечны. Вновь выглянуло солнце и пошли осматривать Патриаршую площадь. Центральное место занимает памятник Патриарху Алексию II.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Чуть поодаль, перед театром кукол, памятник Петру и Февронии. Довольно необычный, в отличии от сделанных чуть ли не под копирку по всей стране.

И напротив этого каскада фонтанов, на парапете набережной сидит рыбачок Барсик со своим уловом. Или с уловом того рыбака, что расположился внизу на берегу Кокшаги.

Проходим мимо памятника Лизавете Петровне, лихо гарцующей в придворном платье, а не в мундире Преображенского полка

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

и продолжаем знакомиться с Йошкар-Олой и искать котят. При этом стараемся совместить несовместимое — смотреть под ноги, чтобы не угодить в лужу и задирать головы вверх, чтобы рассмотреть барельефы и скульптуры на портиках. Видим уже знакомых по памятнику «Дерево жизни» юношу с барабаном и мужчину со свирелью, музу с лирой в руках (Эрато или Евтерпа, кто из них?).

На другом здании весь фасад украшен 13-ю фигурами святых. Ярослав Мудрый, Николай Чудотворец, Целитель Пантелеймон, Серафим Саровский, Серафим Вырицкий, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Нестор Летописец, Косма и Дамиан, Гурий Казанский, Митрополит Вениамин.

Скульптуры на крышах и фасадах есть не только на набережной Брюгге. На набережной Амстердам мы наблюдали, по всей видимости, отсыл к легенде о Крысолове, а на балкончике гостиницы «Людовико Моро» на туристов свысока поглядывает сам хозяин.

Напротив сказочного здания ЗАГСа как пожелание долгой и счастливой любви новобрачным памятник Грейс Келли и принцу Монако.

Под памятником, на берегу стояли грустные из-за непогоды лодочки. Желающих совершить свадебный или познавательный круиз по Кокшаге не было…

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Пустынным был и берег городского пляжа.

У входа в здание Сбера очередной котенок. Сберик или по другим данным Карл. И если возле некоторых других котят лежат скромные копеечки, положенные сердобольными гражданами, то Карлуша (мне так больше нравится) держит в лапке целый червонец. Банкир, как-никак.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Недалеко отсюда и железнодорожный вокзал Йошкар-Олы.

Здесь гостей города встречает и провожает Дымка. Маленькая сумочка в лапке намекает, что кошечка сама любительница путешествовать.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Уставшие, мы направились в сторону нашего временного дома, не забывая отмечать интересные места. Такие, как фонтан «В космос» и памятник Юрию Алексеевичу на проспекте Гагарина.

Меня удивило одно — я практически не видел купеческих особняков. Или они стоят где-то вдали от нашего маршрута по новодельным кварталам, или в позапрошлом веке местные купцы строили себе усадьбы из дерева, которые не сохранились. Вот то, что попалось на глаза. Дома купцов Булыгина и Наумова, стоящие по ул. Советской напротив друг друга.

Дом купцов Кореповых. Первый этаж занимали магазины, на втором размещалась почтово-телеграфная контора.

Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Усадьба лесопромышленника Чулкова, где сейчас расположился музей истории города. На парапете крыльца справа можете оценить размеры котят, которых мы разыскивали.

Наш квест закончился. Собрано все семейство кошачьих — 8 котят, кот и кошка. Параллельно прошло знакомство со столицей республики Марий Эл. Город понравился. Пусть злопыхатели говорят что угодно, но Йошкар-Ола имеет свое лицо, которое (благодаря фото в многочисленных отзывах, в т. ч. отрицательных) узнаваемо даже для не бывавших здесь.

Цикл материалов "Поволжье 2024"

1. Поволжье — 2024
  2. Вятские Поляны
  3. В гостях у Шляпника
  4. Неожиданный квест в Йошкар-Оле

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.