Реализация давно задуманного, долгожданного, волнительного, а порой и тревожного события наконец-то свершилась! Теперь я с наслаждением воспроизвожу в мыслях волшебные картинки, сопровождающие меня в течении этой невероятной недели июля. Увиденное не дает повода литься словам бесконечной нитью, ведь они лишь попытка сформировать мое восприятие, подкрепив его фотографиями.
Все тщетно, никакие подручные средства не в состоянии выразить реальные эмоции при виде самых совершенных природных творений. Невозможно описать и состояние души, буквально разрывающейся от восторга при виде очередного шедевра. Казалось, что, создавая Памир, всевышний пребывал в самом благостном настроении и не жалел ни красок, ни форм. Процесс настолько увлек его, что в ход пошли самые разнообразные не сочетаемые сочетания и в итоге получилось фантастическая, сюрреалистическая Крыша Мира!
Позже я попытаюсь показать вам ее такой, какой увидела сама, а пока прелюдия: что, как, каким образом и почему?
Итак, как это зачастую и происходит, мечта жила, жила так давно, что притомилась даже, но однажды интернет услужливо подкинул турсайт по Средней Азии, реализующий именно эти заветные мечты.
Листая варианты и изучая детали маршрутов, я пришла в неописуемый восторг-настоящий Клондайк. В замешательстве делала попытки определиться, но лишь через несколько дней остановилась на туре: «Курортный Памир». Само сочетание этих двух слов это уже своего рода подвох, на то и сделан расчет умелыми организаторами: активный отдых с комфортом в горах Памира, приключенческий тур с легким треккингом и погружением в культуру кочевников.
Не любитель курортов, я мгновенно уловила кодовое слово-Памир,
и оно сразу же решило трудности выбора. Не в моем вкусе спонтанные поездки, поэтому и в этот раз все подготовила задолго заранее: в январе оформила заявку на тур, в феврале купила авиабилеты Москва-Ош-Москва. Да, да, опять Кыргызстан, я ведь езжу не за подсчетом количества стран, а за эмоциями и умопомрачительными видами.
Удивила подруга моего возраста, задав, на мой взгляд глупейший вопрос:
-Памир? А где этот город находится?
Без комментариев, что называется. Я же принялась мечтать об огромном и еще не ведомом мне горном мире, где все иное: захватывающие дух панорамы, масштабы, высоты, бесконечные просторы, совершенно неповторимый горный воздух, даже погода другая и конечно же люди.
Я давно знаю, что в неведомый и непознанный многим мир гор любители едут за перезагрузкой, вдохновением, отдыхом для души. В любом волшебном природном крае мне всегда хочется замедлить темп жизни, свой суетный ритм и по максимуму напитаться энергетикой величественных гор, чтобы потом медленно смаковать его, вспоминая каждое мгновение.
Не стоит лукавить- ожидание июля было томительным, но не бесконечным. В преддверии этой поездки особенно волнительным был вопрос: а как поведет себя мой организм, заброшенный на высоту 3600 метров над уровнем моря?! Не чуждый аллергическим реакциям именно на высоте в горах Кавказа, что он выкинет мне на Памире? Поэтому не единожды посетила аптечную сеть и запаслась всевозможными средствами, обещающими поддержку и, если что, помощь.
Когда термометры юга били все немыслимые температурные рекорды, я отправилась поближе к горным рекам и снежникам, к ледникам и прохладе.
Калейдоскоп сменяющихся картинок растянулся на полтора суток- фирменный скоростной двухэтажный поезд, опоздавший в столицу на какой-то там час с небольшим,
суетливое московское метро
и смена вокзалов с Казанского на Павелецкий, аэроэкспресс в Домодедово,
четырехчасовой полет, рассвет в небе, горная гряда, с покрытыми снегом вершинами
и, наконец финал — аэропорт города Ош.
Ош, так называемая «южная столица» и второй по величине город Кыргызстана, увиденный мною исключительно из окна микроавтобуса не впечатлил совершенно. Я похвалила себя за то, что не взяла дополнительное время для его осмотра, как поступила в прошлый приезд с Бишкеком.
Ранний прилет в Ош — шесть часов утра по местному времени, ни повод расстраиваться- принимающая сторона решила эту проблему: встреча в аэропорту на персональном транспорте, трансфер в отель, заселение и завтрак!
Немного об отеле: самый обычный современный отель, предназначенный большей частью для туристов разных стран, следующих в горы.
Мы ночевали в нем и в последний день перед отлетом, а поэтому есть возможность показать сразу два номера. Второй, при выезде понравился больше, возможно кабинкой в ванной комнате.
Остальные детали видны на фото, главное: это кондиционер, которым я пользовалась и широкие удобные кровати.
Завтракать получилось два раза, зона ресторана большая, питание разнообразное и обильное, нарезки, фрукты, горячее — каши, вторые блюда, выпечка — в общем никаких претензий.
В день приезда 10–30 в фойе отеля произошел не менее волнительный момент: знакомство с гидом и группой. Нас, как и в предыдущем туре по Кыргызстану, было шесть человек: молодая пара из Перми, мужчина, в прошлом москвич, но сваливший уехавший в Грузию, мама с 8-летним сыном из Екатеринбурга и я. Маленький любитель гор с четырех лет буквально бредил восхождением на Эверест. Уникальный человечек, просивший на подарок к своему дню рождения настоящий рюкзак и путевки в горы на время отпуска мамы.
Несмотря на заявленный в программе комфортный тур в горах Памира, его организаторы прекрасно отдают себе отчет, что в основной массе туристы не подготовлены к такого рода высотам и их действию на организмы, поэтому на протяжении всего тура отношение к нам было трепетным и заботливым. И первое условие сохранения здоровья каждого — это постепенное привыкание к высоте, плавная акклиматизация перед завтрашней поездкой в высокогорье и что для этого необходимо?
Правильно — легкая пешая прогулка в национальном парке «Кыргыз-Ата», расположенном в 40 километрах от города Ош.
Рассаживаемся в наш микроавтобус и отправляемся в путь. По выезде из города асфальтовая дорога вскоре перешла в грунтовку, автобус замедлил ход и поехал гораздо медленнее.
Почти через два часа мы приехали в долину реки Кыргыз-Ата,
пользующуюся невероятным спросом у местного населения: все ее берега и склоны были заняты юртами, многочисленными кафе, отовсюду слышалась музыка, шум, веселый гомон.
Нам раздали трекинговые палки, дождевики — а вдруг и прогулка по живописному урочищу в предгорьях Алайского хребта началась.
Национальный парк «Кыргыз-Ата» основан в 1992-м году, он занимает территорию в 11 172 гектаров, он расположен на северных склонах Алайского хребта, на высотах от 2000 до 2400 метров и для нас это было прекрасное начало знакомства с Памиром.
Дорога плавно уходила вверх и не сопротивляясь мы с наслаждением следовали по ней.
Ландшафт парка очень живописен: долину реки со всех сторон окружают молодые остроконечные вершины и отвесные скалы с вкраплениями разноцветного мрамора.
Территория национального парка богата природными красотами и историческими достопримечательностями: огромные массивы арчовых лесов, узкие глубокие каньоны, колоритные ущелья, минеральные источники, пещеры. Парк уникален еще и тем, что здесь находится много исторических и культурных памятников, древних городищ и могильников, наскальные рисунки. Многого из перечисленного разнообразия мы не увидели, но были свидетелями, как местные жители, перегоняя нас на тропе или идя уже навстречу, делились впечатлениями.
Можно сожалеть, что мы не поднялись выше, а лишь на высоту в 300 метров, но надо учитывать сложный день и перелет, все в группе были утомлены, а поэтому просто медленно брели вверх, восторгаясь открывающимися панорамами, параллельно знакомясь и фотографируя друг друга.
Подбадривая друг друга и визуально очерчивая ближайшую цель, мы метр за метров поднимались выше, а потом цель отодвигалась и вот мы уже на пару тройку десятков метров еще выше. Сытые коровки, валяющиеся на солнышке, добавляли экзотики и восторженных возгласов,
а количество фотографий стремительно увеличивалось.
Наконец гид сжалился, и мы с большим энтузиазмом отправились вниз, ведь по завершении увлекательной прогулки нам предстоял обед в юрте кочевников.
А благодаря моим прошлым материалам про киргизские обеды, уверена, вы помните, что это много, сытно и очень вкусно!
Порции мяса с картошкой были такими огромными, что их, наверное, только мужчины и смогли осилить, а после сытнейшей трапезы и по несколько выпитых чашек зеленого чая все…отвалились на подушки вокруг стола!
Животы стонали и возмущались, но что делать — меру не каждый и не во всем знает!
Немного придя в чувства, собрались, поднялись, смеясь и охая в развалочку двинулись в сторону автобуса.
А затем была ночь и было утро следующего дня, когда, собрав вещи и покинув временное пристанище в Оше, по знаменитому Памирскому тракту мы направились в базовый лагерь «Поляну Эдельвейсов», «базлаг», как его тут же кратко окрестил наш юный любитель гор.
Но вначале заехали на рынок за дынями и арбузами.
Переезд в юртовый лагерь не близкий, дорога заняла что-то около пяти часов. Поездка на комфортабельном автотранспорте не особо и утомительна, все расселись уютно и с удовольствием созерцали сменяющиеся разноплановые пейзажи из окон автобуса. Памирский тракт — это уникальная автомагистраль, одна из самых высокогорных и протяженных дорог в мире. Протяженностью 1252 километра тракт соединяет город Ош в Кыргызстане и столицу Таджикистана Душанбе.
Первая колёсная дорога, давшая начало тракту, была построена русским отрядом под командованием генерал-лейтенанта Александра Константиновича Абрамова в 1876-м году и соединила Ош, расположенный в Ферганской долине и Алайскую долину. Позднее это небольшой участок дороги длиной всего 88 верст (чуть больше 88 километров) получил название «Старый Памирский тракт». В советское время с 1930 по 1937 годы методом ударной стройки велось строительство автомобильной дороги, соединяющей города Ош и Хорог (Таджикистан) а участок Старого Памирского тракта стал составной частью большого Памирского тракта.
В настоящее время участок дороги, связывающий таджикский Хорог с киргизским городом Ош, по которому традиционно идут наибольшие перевозки, получил название Восточный Памирский тракт.
Передвигаясь по исторической горной автомагистрали всем нам хотелось увидеть, как можно больше природных достопримечательностей, о чем и было доложено водителю. Просьба наша была услышана, но проигнорирована, что вызвало волну возмущения. Сей момент мы все запомнили и в конце тура отыгрались на …но об этом потом.
Тем не менее на Памирском тракте у нас были три остановки. Одна санитарная, совершенно в обычном месте. Тем не менее я попыталась извлечь из нее как можно больше приятных моментов.
На перевале благодаря просьбам остановка на пару-тройку минут. Стремительно забравшись на гору успела запечатлеть несколько фрагментов и панорам.
Далее водитель буквально летел, словно вез не людей, а лед, который таял под палящими лучами солнечных лучей и его жизнь зависела от количества сохранившегося груза. Следствием этого были фото из окна, из целой массы которых удалось выбрать несколько, показывающих великолепие и разнообразие природы Кыргызстана.
Перед поворотом с Памирского тракта на грунтовку, последний отрезок пути — еще одна санитарная остановка, да, да, в степи! Все разбежались кто куда, а я срочно выбирать ракурсы.
А далее сплошная тряска, выражение: как по стиральной доске вполне уместно.
Далеко впереди уже маячил заснеженный Памир…