Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:39

Бишкек — Киргизия Август 2023

В названии не сожаление, а попытка ухватить суть и одной фразой, никого не обижая, пояснить, что вряд ли найдется путешественник, решивший изучить именно Бишкек и ничего более в Кыргызстане. Бишкеку уготована иная роль-он промежуточный пункт на пути к перевалам Тянь-Шаня, он отправная точка, он своего рода ворота в Тянь-Шань.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Пункт важный, ведь именно в столицу страны, хотя и не только, прилетают самолеты из Москвы с русскими туристами, которые затем разбредаются, рзъезжаются по интереснейшим и красивейшим местам Кыргызстана. Можно прилететь впритык и стремительно, не оглядываясь рвануть в горы, а можно, пользуясь замечательным случаем, запланировать время на знакомство с Бишкеком. Именно так поступила и я, подарив городу два полных дня: один до тура, второй — после.

Приятные моменты предстоящего путешествия начались еще при выборе авиабилетов: накопленные непосильным трудом бонусы Аэрофлота берегла на какой-нибудь исключительно дальний перелет. Исключительностей, как всем известно, в последнее время хоть ковшом загребай, но желания все меньше находили контакт с возможностями, повергая меня в глубокое раздумье: Что делать с бонусами? Они словно жгли мозг, раззадоривая, подстегивая к авантюризму и поупрямившись какое-то время, я сдалась-а пусть они покроют часть затрат на перелет в Бишкек. Но Аэрофлот приготовил следующий не столько волнительный, сколько расточительный этап — Бишкек? Да пожалуйста, только бизнес, а что, вам слабо?

И ушли на билеты почти все бонусы, но так живем ведь один раз. Возможно кто-то, летающий регулярно в бизнес-классе и посмеется над моими эмоциями, мне-то что?

Итак, Шереметьево и я,

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

давно забывшая о привилегии бизнеса в своем билете, пристроилась в длиннющую очередь простых смертных и взбодрилась лишь в момент, когда стюардесса за локоток направила меня в противоположную от основного потока сторону. Обычный такой бизнес: сидела одна на двойном кресле, спиртные напитки, меню от шеф-повара и невероятно вежливый, скорее даже услужливый персонал! Я решила устроить себе рыбный день.

В 9 утра, преодолев шеренгу из таксистов, я выскользнула на улицу перед зданием аэропорта Бишкека

и обомлела — жара, это не о том утре, скорее удушающее пекло, раскаленный воздух и полное отсутствие ветерка. Доверилась первому, бросившемуся мне под ноги водителю, спихнула ему чемодан и едва дыша плюхнулась в машину без кондиционера.

Путь, словно в бреду пропускаю, следующий этап — заселение в отель, непродолжительный отдых в номере и вновь бросок на улицу — а что делать, впереди целый день, только и оставалось что изучать город, и я, едва волоча ноги, гуляла.

Начну свой обзор с ближайшего к отелю объекта — Аллеи молодежи. Тротуарная плитка словно выжженная земля, не только мне, но и заботливо высаженным цветочкам не хватало тени от деревьев.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Памятник влиятельному лидеру киргизских племен Северной Киргизии второй половины 19 века Шабдану Баатыру установлен на аллее в 1980 году. Сын хана Джантая Карабекова и потомок Атаке-Батыра, один из родовых правителей кыргызов племени сарыбагыш.

В 1862 году Шабдан Баатыр принял русское подданство. Содействовал российским властям в изгнании кокандцев из Северного и Южного Кыргызстана. Представлен к чину капитана, а затем войскового старшины, награжден Георгиевским Крестом. В 1873 году в составе туркестанской делегации присутствовал на приеме у Александра III. Мудрость и проницательность Шабдан-батыра привела его к пониманию исторической неизбежности присоединения кыргызских земель к Российской Империи.

Далее за памятником аллея замыкается главным входом в Киргизский национальный государственный университет. Построено здание в 1938 году, реконструировано в 1951-м.

Внимание привлек арт-объект «Ак Илбирс», т.е «белый барс». В переводе с тюркского ирбис — снежный кот. Только в Кыргызстане снежного барса называют «Илбирс». Снежный барс как символ изображен на флаге и гербе столицы Кыргызстана города Бишкек.

В культуре древнего кыргызского народа снежный барс олицетворял величие, благородство, смелость, мужество и выносливость. Снежный барс внесен в Красный список Международного союза охраны природы, а также имеет статус редкого или исчезающего вида в 12 государствах.

С другой стороны аллея замыкается красивым зданием Мэрии города Бишкека.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Вдалеке, в разряженном воздухе то ли мираж, то ли реальность, на солнце поблескивали покрытые снегом горные вершины.

А впереди моего следования показался фонтанчик, хотелось постоять под его струями, но они были невероятно скромны, изящны, в общем крошечны.

Оглядев необычный Бизнес-центр Шар, я повернулась к зданию Кыргызской национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова, мемориальный музей которого мы посетили в один из дней путешествия.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Вся территория вокруг филармонии оформлена клумбами с яркими разноцветными цветами, смотрится очень красиво. Здание начало функционировать в 1980-м году и в этот же год перед главным фасадом филармонии по проекту скульптара Т. Садыкова и архитектора А. Печёнкина установлена архитектурно-скульптурная группа на тему эпоса «Манас».

Далее путь продолжила по улице Рыскулова, большая левая часть которой была в процессе великой стройки жилых многоэтажек. Через сквер имени Максима Горького прошла к дворцу спорта имени Кожомкула, перед которым в 2004-м году установлен памятник легендарному батыру кыргызов Каба уулу Кожомкулу.

Пять минут на солнышке превратили меня в флегматичный мякиш, и я поспешила в тенистую аллею. Кстати сказать, огромная территория вокруг меня и впереди — это скверы и парки, что несказанно порадовало, значит можно гулять, не выходя из зоны комфорта.

Впереди в просвете деревьев уже маячило монументальное здание Управления делами Президента Кыргызской Республики.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Несколько раз проходя мимо, мне так и хотелось запечатлеть все его ракурсы.

За зданием расположен Городской парк имени И. В. Панфилова с множеством аттракционов, но так как они меня не прельщали не обессудьте-не дошла.

Но по пути вновь сквер и это — Сквер Дружбы народов и сразу остановилась у Памятника жертвам апрельских и аксыйских событий. Памятник установлен в апреле 2012-го года и это дань светлой памяти погибших за свободу во время Аксыйских событий 2002 года и апрельских событий 2010 года.

Внутри сквера Монумент Дружбы народов в честь 100-летия вхождения Киргизии в состав России. Монумент, высотой 28 метров оформлен из бетона, белого и серого мрамора. Композиция горельефа из меди включает 13 фигур, символизирующих нерушимую дружбу кыргызского и русского народов. В центре композиции — две женщины-матери: русская и кыргызка, руки которых скреплены в рукопожатии.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

И далее выхожу наглавную площадь киргизской столицы- Площадь Ала-Тоо, где проходят все торжественные мероприятия, народные гуляния и празднуются главные события города.

На площади установлен 45-метровый флагшток с национальным флагом Кыргызстана,

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

возле которого ежедневно несет службу почетный караул.

В разные моменты я весьма удачно оказалось рядом и запротоколировала этот интересный для обывателя процесс.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

А еще в центре площади установлена 10-метровая конная статуя Манаса, мемориальный музей которого в рамках путешествия по Западному Кыргызстану мы тоже посетили.

Венчает площадь Национальный исторический музей Кыргызской Республики,

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

его я тоже не могла обойти своим вниманием и в последний день нахождения в республике посетила, о чем отчитаюсь отдельно.

С площади по улице Пушкина я поспешила в тень аллей старинного Дубового парка, также известного как парк имени Чингиза Айтматова и образованного в далеком 1890-м году.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Тихие аллеи ухоженного парка, красивые клумбы с ярко-цветущими растениями, впечатляющий музей скульптур под открытым небом

и главное -свежий воздух и приятная тень от почти полуторавековых раскидистых дубов дали возможность отдохнуть.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Красивой архитектурой привлекло здание Министерства культуры, информации спорта и молодежной политики КР.

Двигаясь по улице Пушкина, проходящей прямо по парку, подошла к памятнику Курманжан Маматбек кызы,

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

о которой совсем недавно рассказывала Марина.

Государственный и военный деятель, предводительница и правительница алайских кыргызов, которую они часто называют «Алайской царицей». Курманжан имела звание «датка» (генерал) в Кокандском ханстве и звание полковника Российской императорской армии. Автором данной скульптурной композиции является скульптор В. А. Шестопалов.

В парке под открытым воздухом находится так называемая художественная галерея, где проходят регулярные выставки-продажи работ местных художников.

Далее я отправилась в Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, о посещении которого вам уже рассказывала. Напротив музея находится Театр оперы и балета.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

В Театральном парке увидела еще одну скульптуру акына Токтогула Сатылганова.

На пьедестале из красного гранита расположена бронзовая фигура акына с комузом в руке. Высота памятника 7 метров, автор архитектор А. Исаев.

Далее по аллее парка я направилась к бишкекской площади Победы.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

В центре площади среди огромного количества цветущих клумб в 1985-м году установлен один из самых необычных мемориалов, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Архитектурно-скульптурная композиция представляет собой три огромных изогнутых каменных полудуги, символизирующие юрту, в центре которой стоит женщина с чашей в руках. У ног этой женщины, пристально смотрящей вдаль в ожидании возвращения с поля битвы мужа и сыновей, горит вечный огонь.

Практически бессонная ночь, насыщенный день и жара сделалали свое дело, я едва смогла по улице Ибраимова дойти до ТЦ Дордой Плаза. Поднявшись на 2-й этаж, зашла в понравившееся своим интереьером кафе Navat и буквально рухнула в мягкие подушки, разбросанные на диване.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Заказала чая, много зеленого чая и конечно что-то из еды — кажется пельмени в бульоне, все было очень сытно и вкусно.

Отдохнувшая, расслабленная я больше не хотела ни хлеба ни зрелищ, но идти-то в отель надо. Поэтому медленно, не отрабатывая намеченную еще дома программу, просто пошла вдоль главной улицы Бишкека — Чуй проспекта.

Улица, пересекающая весь центр город, образована одновременно с ним, много раз меняла названия и свое нынешнее получила после получения Кыргызстаном независимости. Вы уже заметили, что я показала много самых различных памятников, так и есть, вот еще один, попавший в поле зрения: Памятник борцам революции в сквере Революции.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Я шла и рассматривала интересные объекты и здания:

вкрапления национального колорита:

Наблюдала за мирным течением обычной ежедневной жизни большого города: вот национальные прохладительные напитки. Максым- изготовлен из растительных злаков, чалап-кисло-молочный, хорошо утоляют голод и жажду. Здесь попробовать не рискунула, но позднее, в поездке, меня уговорили — на любителя, конечно.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

Поравнявшись с главной площадью Ала-Тоо, разделенной на двое проспектом Чуй, присела на скамейку и расслабившись замерла в созерцании пляски фонтанов, суеты и гомона ребятишек, ловивших ускользающие струи, местных мамочек, гуляющих с детьми — пусть Бишкек подождет.

По обе стороны от площади вдоль проспекта Чуй располагаются огромные, квадратные, протяженностью в квартал здания с аркадами, смотрятся очень эффектно.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

По проспекту Чуй я гуляла несколько раз, умышленно отказываясь от общественного транспорта, поэтому и была возможность увидеть одни и те же объекты в разное время суток. Например, красивые здания западного кампуса Международного Университета Кыргызстана и Национальный банк КР расположенные рядом с филармонией и по обе стороны проспекта эффектно дополняют друг друга: башенки, колонны придают зданиям запоминающийся вид.

Рассказ о Бишкеке будет неполным, если не упомянуть о самом большом рынке города-Ошском базаре. Сразу возникает вопрос — откуда такое название? Ответ прост — базар в 1983-м году возводили строители из города Ош. Восточный колорит, особая атмосфера 90-х годов, хаотичная торговля, суета, гомон голосов, умопомрачительные запахи и прочее-все это Ошский базар.

Попав на его территорию сложно разобраться в хитросплетениях рядов и конечно же, я пользовалась подсказками местных жителей. Побродив в поисках желаемых восточных сладостей и сухофруктов, я с полными пакетами покидала рынок вполне довольной.

Халва.

Что можно сказать о сувенирах в Кыргызстане? Самое первое — это войлочные изделия, ведь войлок, производимый в Кыргызстане признан лучшим во всем мире. Еще пользуется спросом керамика, различные изделия из кожи.

И вот пришел момент обратного полета в Москву и тут меня ожидал полнейший сюрприз — отдельная каюта изолированное от посторонних глаз персональное место:

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

хочешь, вытянув ноги и положив их в специальное дополнительное место перед креслом, пей вино или соки, хочешь наслаждайся отличными изысками от шеф-повара, а потом утомленный от такого чревоугодия и изобилия просто спи.

В любом случае, завершение моего 12 -дневного вояжа по Кыргызстану, было прекрасным и запоминающимся, как и все путешествие.

Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня

В Шереметьево к трапу для Vip-персон подогнали отдельные маршрутки. Мелочь, а приятно! Видно, что народ, сидящий в них привык к таковым полетам, ну, а мне просто подфартило!

1. Западный Кыргызстан и Тянь-Шаньские Небесные горы
  2. Бишкек – ворота к красотам Тянь-Шаня
  3. Западный Кыргызстан: перевалы Тоо-Ашуу и Отмек, долина Суусамыр, музейный комплекс Манас
  4. Западный Кыргызстан: Таласская долина, город Талас, озера Ак-куль
  5. Западный Кыргызстан: Кировское водохранилище, музей Чингиза Айтматова, перевал Кара-Буура
  6. Западный Кыргызстан: Чаткал, палаточный лагерь, пробный поход и Ослик в поисках подруги
  7. Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова
  8. Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед
  9. Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край
  10. Западный Кыргызстан: лазурные берега реки Нарын, Токтогул, пчелиный край и ужас в ночи
  11. Западный Кыргызстан: природный парк «Алатай». Разгадка ночного переполоха, форель, пчелы и релакс