Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 18:06
Пишу рассказы о совершённом туре

Стамбул — Турция Сентябрь 2024

После посещения Хургады в 2022 году у меня появился некоторый интерес к пляжному отдыху. Не то чтобы это было стремлением променять привычные экскурсионные маршруты на ленивый «тюленинг» на берегу моря, но и посмотреть на другие курорты стало интересно. Не меньше чем египетская Хургада известна турецкая Анталия. Рейсов на это направление из Санкт-Петербурга более чем достаточно. Но чтобы данный вояж меньше походил на чисто курортный отдых мы решили перед Анталией два дня провести в Стамбуле. Табло Пулково в тот день, а точнее ночь, выглядело необычно.

Нужен нам берег турецкий

Целых шесть зарубежных авиакомпаний следуют из Санкт-Петербурга в Москву — как такое может быть? Интернет быстро дал ответ. Над подмосковьем летали беспилотники, рейсы в Москву заворачивали и отправляли на запасной аэродром. Вот так, например, кружил Pegasus на подлёте к Москве перед тем уйти в Пулково. Хорошо хоть нам в Москву не надо было.

Несмотря на такое своеобразное начало, рейс Turkish Airlines доставил нас в Стамбул вовремя. В Стамбуле огромный аэропорт, множество рейсов прилетают и улетают по самым разным направлениям, включая Новый Свет и Австралию.

Мы долго провозились с паспортным контролем. Один гейт закрылся прям перед нашим носом. Пока нашли другой и отстояли там очередь наш рейс с табло багажа успел пропасть, пришлось долго искать нужную ленту. Из аэропорта в Стамбул ведёт отдельная ветка метро. Для проезда по ней купили trkart. Почему-то других вариантов в автомате не было, возможно особенная карточка для этой особенной ветки. Вообще почти весь общественный транспорт Стамбула оплачивается istanbulkart.

Слева trkart, справа istanbulkart

Пока добрались до нашего отеля, успели проголодаться. На рейсе Turkish Airlines нас, конечно, покормили завтраком, но это было в 7 утра. Хорошо хоть в Стамбуле на каждом шагу рестораны. Порция чего-нибудь местного обходится порядка 300 лир (около 800 рублей). Недёшево, но и порции довольно большие. В обязанности управляющего рестораном, кажется, входит и зазывание посетителей с улицы.

Стамбул — это город очень древний. Собственно Стамбулом он стал лишь в 1930 году. А ещё в VII  в. до н. э. на его месте существовал Византий. В IV  в. н. э. римский император Константин Великий развернул на территории Византия большое строительство, перенёс в него столицу империи и переименовал в Константинополь. От тех времён в Стамбуле сохранились различные античные постройки, например Цистерна Феодосия.

Нужен нам берег турецкий

Это было подземное водохранилище, построенное в первой половине V  в. н. э., в правление византийского императора Феодосия II. Сейчас здесь световая инсталляция, посвящённая 100-летию образования Турецкой Республики.

Ещё одно сооружение той эпохи в представлении не нуждается. Айя-София или Собор Святой Софии был первоначально построен ещё при Константине Великом в виде Базилики Константина. Правда она сгорела в 532 году и тогда император Юстиниан I повелел построить тот самый собор, который стал известным на весь мир.

Нужен нам берег турецкий

За свою более чем полутора тысячелетнюю историю Айя-София успела побывать христианским храмом, мечетью и музеем. Четыре года назад ей снова был возвращён статус мечети, теперь туристам доступен для осмотра только верхний ярус. Цена невероятно высокая — 1872 лиры (около 5 тыс. руб.) за посещение собора и посвящённого ему музея.

Первый раз Айя София стала мечетью в 1453 году, когда Константинполь пал под натиском армии османского султана Мехмеда II. От византийского периода на стенах сохранились различные мозаики. В центре этой мозаики — Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, слева — император Иоанн II Комнин, справа — его супруга императрица Ирена. На контрфорсе — их сын Алексей.

Нужен нам берег турецкий

Вот так выглядит восстановленное изображение.

Мраморная дверь, которая отделяла личные покои Императора и место встречи Синода от других частей собора.

Нужен нам берег турецкий

Мозаика с изображением императора Александра, X век.

На другой мозаике справа изображён Константин Великий, в руках он держит модель города. Слева император Юстиниан, он тоже держит ее модель, они оба преподносят модели Деве Марии и Младенцу Иисусу.

Нужен нам берег турецкий

Об истории Айя София можно узнать в Hagia Sophia History & Experience Museum. Музей выглядит совсем новым, в комментариях на гугл карте пишут, что открылся он в 2023 году. Посещения музея — по сеансам, на входе выдают бесплатный аудиогид, есть русский язык. Посетителей последовательно проводят по мультимедийным залам, рассказывающим историю Айя София, фотографировать там нельзя.

После посещения этих залов можно осмотреть музейную экспозицию, в который представлены различные экспонаты связанные с Айя София.

Икона Иоанна Златауста, XIX век

Самая главная мечеть Стамбула — это Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет. Была построена в начале XVII века. Для Османской Империи то время было непростым. Война на два фронта вынудила султана Ахмеда I заключить мир с Австрией. Подорвав тем самым свой авторитет султан решил умилостивить Аллаха, построив мечеть.

Стамбул обладает уникальным расположением — часть его расположена в Европе, а часть в Азии. Город разделён на две части проливом Босфор, который соединяет Чёрное море с Мраморным морем.

Нужен нам берег турецкий

Конечно, воды Босфора бороздит множество судов. Нередко сюда заходят и круизные лайнеры.

С воды открывается красивый вид на азиатскую часть Стамбула.

Нужен нам берег турецкий

По воде можно добраться до Девичьей башни, расположенной на небольшом островке у восточного берега Босфора. Первоначально, в 410 году до н. э., здесь был таможенный пункт, а затем для контроля за судами, прибывающими из Черного моря, и сбора налогов была построена башня.

Об этой башне ходят различные легенды. Согласно самой из них, гадалка предсказала королю, что его дочь умрет от укуса змеи. Поэтому он построил Девичью башню на скалах у Саладжака, чтобы защитить свою дочь, и поместил ее в эту башню. Король посылал дочери различную еду в корзине в определенное время. В одной из таких корзин спряталась змея, укусила королевскую дочь и та всё-таки умерла.

Нужен нам берег турецкий

Как видно из прошлых фото, наверху башни есть смотровая площадка, куда можно подняться.

Внизу башни выставлены пушки XVIII-XIX веков.

Нужен нам берег турецкий

Как я уже сказал, Босфор соединяет Чёрное и Мраморное моря. Название последнего восходит к острову Мармара на котором осуществлялись крупные разработки белого мрамора.

В Мраморном море расположена группа из 9 островов, Принцевы острова. Во времена Византии сюда в качестве наказания ссылали принцев и других особ, приближенных к императорам. Ближайший к Стамбулу остров называется Кыналыада.

Нужен нам берег турецкий

У пристани много катеров.

Рядом с пристанью — памятник Ататюрку. Под его портретом надпись «Yurtta sulh, cihanda sulh», что означает «Мир в стране, мир в мире».

Нужен нам берег турецкий

Живописная дорога вдоль морского побережья. С одной стороны пальмы, с другой стороны местные коттеджи.

В естественных условиях растёт виноград, в сентябре он уже вполне себе созрел.

Ещё один остров, Хейбелиада. Он второй по величине среди Принцевых островов.

Нужен нам берег турецкий

Самый большой остров — Бююкада.

Небольшая прогулка по Стамбулу подошла к концу и рейсом Turkish Airlines мы вылетаем в Анталию, о которой я расскажу в следующих рассказах этого цикла.

1. Нужен нам берег турецкий

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.