«Мои тотемские воспоминания ещё приятнее вологодских… Тотьма — очаровательный, узорный городок, с церквами в стиле рококо, на берегу громадной реки, за которой тянутся тёмные леса…» писал в своих воспоминаниях революционер А. В. Луначарский (у многих он на слуху прежде всего как революционер, а вообще-то, он был ещё писателем, переводчиком, публицистом, критиком и искусствоведом).
К слову сказать, Луначарский прибыл в Тотьму не на отдых и не затем, чтобы полюбоваться храмами. Как неблагонадёжный элемент, он отбывал здесь в ссылку с 1903 по 1904 год.
Да-да, были в истории Тотьмы и тёмные страницы: помимо всех своих званий, как «Соль земли русской» и «Город мореходов», Тотьма была местом политической ссылки ещё с XVII века, и особенно много ссыльных прошло через город во второй половине XIX — начале XX веков.
Отчасти, впечатления Луначарского совпадают с моими. Городок по-прежнему очарователен, да. Церкви в «стиле рококо» есть, но их осталось совсем немного. А вот река Сухона в наше время никак не тянет на статус «громадной», «тёмные леса» по ней уже не тянут. Какой я увидела Тотьму можно прочитать в моём рассказе Тотьма — маленький город с большой историей
Троицкая церковь и река Песья Деньга
Но всё же, Тотьма почти не изменилась с тех давних пор, когда отсюда отходили суда мореплавателей и первопроходцев, которые предпринимали экспедиции к далёким берегам Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Плыли торговать и добывать, а вернулись с составленными картами новых мест и описанием аборигенов.
Этими экспедициями была вывезена 1/5 часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека — рекордный показатель среди городов России. Торговля пушниной приносила огромную прибыль; тотемские мореходы-путешественники были сказочно богатыми. На средства, вырученные в Сибири, тотемские купцы имели возможность строить в Тотьме храмы, богато украшенные и достаточно большие по размерам для столь небольшого города.
Но купцы хотели, чтобы храмы в Тотьме были не такие как у всех и везде, а особенные, которые бы соответствовали духу и стремлениям мореходов. Так появились удивительные церкви, похожие то ли на корабли с поднятыми парусами, то ли на стройные свечи. Стиль этих храмов получил впоследствии название «тотемское барокко».
Первый из них — Храм Воскресения в Варницах начали строить в 1743 году.
До Варницы (деревня в трёх километрах от Тотьмы) я не дошла, поэтому церковь эту своими глазами на видела. Вставляю фото из интернета.
Старейший тотемский слободской храм Воскресения Христова пребывает ныне в плачевном состоянии. Завершающий восьмерик и купол церкви утрачены, отчего она стала похожа на старинные палаты. Но даже в таком состоянии, она завораживает. Может быть, и эта церковь дождётся когда-нибудь своей лучшей участи. Хотелось бы видеть такую красавицу во всей её былой красоте.
Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу (от «избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей.
Тотемские церкви очень высокие, буквально устремленные в небо. Их силуэты напоминают силуэты парусных кораблей.
Церковь Рождества Христова.
Изысканные орнаменты (клейма) на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты были так необычны для русской архитектуры XVIII века, что специалисты окрестили их иностранным словом «картуш». Тотемские картуши отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных). Они представляют собой внешний элемент убранства храмов — часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича и обрамленную валиком кирпичного набора. На внутренних полях картушей — звезды, цветы, трилистники, кресты и раковины. На иных нет ничего, но и такими каменными кружевами, сделанными не по штампу, а живой рукой мастера, можно любоваться без конца.
Картуши Входоиерусалимской церкви.
Успенская церковь была первой, которую я увидела в Тотьме, по дороге в свою гостиницу. Вернее, обратила внимание я, прежде всего, на белоснежную колокольню.
Храм Успения — один из самых камерных и уютных в Тотьме. Возможно, этому способствует его расположение на невысоком холме близ реки Сухоны, прекрасный вид на которую открывается и от самой церкви, и со смотровой площадки на колокольне.
Церковь начали возводить ещё в середине XVIII века, но из-за просчётов в строительстве уже в 1800 году были вынуждены почти полностью её разобрать. На месте разобранной церкви выстроили первый этаж нового храма и закрыли его деревянным куполом с маленькой главкой. Вероятно, предполагалось, что со временем найдутся средства и храм будет достроен, однако второй этаж у новой церкви так и не появился.
Сейчас храм Успения отреставрирован, в нём располагается музей церковной старины с собранием деревянной скульптуры из церквей бывшего Тотемского уезда — одним из самых значительных собраний деревянной храмовой скульптуры в России вообще. Музей этот я не посетила, к сожалению.
Великолепная колокольня является доминантой восточной части города. Её начали строить рядом со старой Успенской церковью в 1790-е годы, а завершили одновременно с новым скромным храмом. В основе колокольни — мощный четверик в три света, на четверике стоит высокий восьмерик с открытым звоном.
Колокольня Успенского собора
Предполагается, что старейшие из сохранившихся картушей украшают колокольню Успенской церкви.
Картуши Успенского собора
Колокольня Успенского храма является смотровой площадкой, на которую можно подняться в летний период. Конечно, я не могла не подняться на колокольню (платное мероприятие), раз уж есть такая возможность.
Вначале подъём довольно комфортный, по широкой леснице. По ходу, на площадках расположены музейные экспонаты: колокола, картины местных художников.
Почти все картины посвящены Вологодским красотам, Тотьме, её храмам и великолепным пейзажам.
Е. Р. Курочкин "Тотемский мотив"
Е. Р. Курочкин "Прогулка по Тотьме"
Е. Р. Курочкин "Легенда о Спасе Каменном"
А потом… Путь наверх был по очень крутым ступенькам, выдолбленным в узком проёме. Я вполне поместилась в этот проём, но на смотровую площадку поднялась уже на дрожащих ногах, едва переводя дух.
Наверху пришла в себя, передохнула, осмотрела окрестности. Хорош городок сверху, прямо утопает в зелени.
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Входоиерусалимская) — красивейший храм города, бесспорный шедевр тотемского барокко.
Построена она на средства местных купцов, братьев Пановых, основателей крупнейшей торговой компании «Русской Америки».
Церковь строили 20 лет с 1774 по 1794 год в ту пору, когда в столицах уже господствовал классицистический стиль. Обычный для северной Руси бесстолпный пятиглавый храм с гранёной алтарной апсидой, притвором и колокольней создан с удивительным мастерством и своеобразием. Двухъярусная церковь с теплым нижним и холодным верхним храмами как будто взлетает в небо.
Её устремлённость ввысь особенно хорошо заметна с востока, со стороны алтаря. Позже подобный тип церквей назовут «тотемским кораблём».
Клейма на стенах церкви очень разнообразны и даже вычурны. Именно эти узорочья представляют собой высшую стадию развития барочных картушей в тотемской культовой архитектуре. Всего на стенах Входоиерусалимского храма можно насчитать не менее семи различных по композиции картушей.
Входоиерусалимская церковь
Сейчас церковь недействующая, в ней располагается Музей мореходов. Музей я посетила, но особого впечатления он на меня не произвёл и ни одной фотографии в музее я не сделала. А вот на колокольню забралась. Рассмотрела луковки церкви и колокола. Тотьма с неё — как на ладони.
В советское время у Входоиерусалимской церкви были разобраны завершение колокольни, барабан главки над алтарной апсидой, входная арка крыльца. Оформление интерьера храма было почти полностью утрачено. Долгое время в помещениях самого великолепного памятника тотемского стиля находились цеха завода по производству алкогольных и безалкогольных напитков.
По соседству с великолепной Входоиерусалимской церковью стоит более скромная церковь Рождества Христова. Стены храма богато изукрашены разнообразными картушами: внизу растянутыми, посередине звёздчатыми и, наконец, устремлёнными ввысь по типу фигурных фронтонов.
Церковь особенно характерна для северного зодчества, потому что строилась в два этапа, как и большинство тотемских церквей. В 40-е годы XVIII столетия построили нижний тёплый храм, а спустя еще 40 лет, на рубеже 80-х-90-х годов над ним возвели стройную летнюю церковь. Отдельно стоящая колокольня не сохранилась. Нижний тёплый храм выгляди скромно: его наличники и порталы напоминают о традициях древнерусского зодчества. Интереснее рассматривать картуши верхнего, холодного храма.
Изначально, в паре с церковью Рождества Христова располагалась Параскево-Пятницкая церковь, которая была уничтожена в 30-е годы прошлого столетия. На её месте сейчас стоит поклонный крест.
Храм Рождества Иисуса Христа был закрыт в 30-е годы XX века. Колокольня была разрушена.
В 1995 году строение храма было передано Вологодской епархии. В 1999 году церковь вновь была освящена. В храме регулярно проходят богослужения.
Троицкая церковь находится в одном из самых живописных районов Тотьмы — в Зеленской рыбачьей слободе, известной с 1499 года. Из центральной части города сюда ведёт самый длинный деревянный мост — Зеленский пешеходный, начинающийся под Соборной горкой.
Купец С.Черепанов построил церковь в два этапа, подобно тому, как строили Христорожденственский храм. Вначале в 1768–72 годах возвели нижнюю церковь, а спустя примерно 10 лет в 1780–82 годах прямо на ней надстроили верхнюю.
В сохранившейся рядной записи нашли имена мастеров тотемского стиля — Федор Иванов Титов и его сын Максим. В этой же рядной указано, что церковь необходимо было украсить картушами.
Колокольня церкви не сохранилась. Летний храм украшен изящными картушами на «ножках» и своеобразными витыми фронтончиками.
Интересное место в Тотьме — Соборная горка. Древняя Соборная гора является тем местом, с которого начиналось новое тотемское поселение на берегу Сухоны. Соборная горка была значимым местом в городе. С двух сторон гора круто спускается к Сухоне и к впадающей в неё реке Песья Деньга. Именно здесь была построена тотемская деревянная церковь, разобранная в виду ветхости в XVIII веке. Тогда же на Соборной горе началось строительство каменных храмов.
Сейчас мы видим на ней монументальное сооружение. Это то, что осталось от Богоявленского собора, некогда главного храма в городе.
В 1764 году на средства купца Алексея Потемина была возведена Казанская церковь «под колоколы» в стиле тотемского барокко. В том же стиле рядом был построен крупный собор Богоявления, но после большого пожара 1815 года он был существенно перестроен в духе провинциального классицизма. Ансамбль был главенствующим в панораме Тотьмы XIX — начала XX века.
В советское время Казанская церковь была снесена. Завершение Богоявленского собора было уничтожено. От культовой архитектуры в Богоявленском соборе ничего не осталось. Скорее он напоминает общественное здание эпохи классицизма.
В здании долгое время размещался кинотеатр, сейчас здесь Городской центр культуры.
В начале ХХ века в Тотьме находилось 17 каменных церквей, удивительно для такого маленького города.
Борьба воинствующих атеистов с религией завершилась сносом более чем половины храмов города. Входоиерусалимский храм переоборудовали в винный завод, а помещения Спасо-Суморина монастыря в лесотехнический техникум.
До настоящего времени сохранилось всего пять храмов: Входоиерусалимский, Успенский, Воскресенский (в Варинцах), Рождественский, Троицкий. Два последних переданы Русской православной церкви, там возобновлены богослужения.
Продолжение воспоминаний А. В. Луначарского о Тотьме:
«…Недалеко от города лежит монастырь, куда можно ездить на санях сквозь серебряные зимние леса и где дают хлеб, квас и уху, каких я ни до, ни после никогда не едал… Я вспоминаю Тотьму как какую-то зимнюю сказочку, какую-то декорацию для «Снегурочки».
Здесь Луначарский упоминает Спасо-Суморин монастырь. Комплекс монастырских построек находится на расстоянии 3 км от центра города. От Входоиерусалимской церкви, по улице Бабушкина, я дошла до монастыря минут за 20.
Вот этот красавец, каким монастырь был в начале XX века, и к сожалению, таким мы его больше не увидим.
Двадцатый век монастырь едва пережил: сначала масштабный пожар 1917 года, уничтоживший часть колокольни и келейного корпуса, затем закрытие монастыря и разграбление храмов, надругательство над мощами Феодосия, дальнейшее существование в виде детского дома, лесотехнического техникума и воинской части, ещё один пожар.
Руинированный монастырь с 1995 года является объектом культурного наследия федерального значения и был передан Тотемскому музейному объединению. В 2014 году создано архиерейское подворье, проводятся службы.
Монастырь основал монах Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосий (в миру Фёдор) из благочестивого и состоятельного рода Сумориных. В 1554 году его отправили в Тотьму надзирать за работой соляных варниц, принадлежавших Спасо-Прилуцкому монастырю. Феодосий Суморин, прийдя в Тотьму, решил основать здесь монастырь.
Его поддержали местные жители и, в феврале 1554 года, Феодосий получил жалованную грамоту Ивана Грозного о назначении его настоятелем нового монастыря. В следующем году Иоанн Васильевич пожаловал монастырю «соляную трубу», доходы от которой велено было употребить на строительство и содержание монастыря.
При Феодосии монастырь был полностью деревянным. Каменное строительство началось в царствование Михаила Федоровича Романова, когда в 1623 году заложили Спасо-Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор
Неоднократно перестроенный и полуразрушенный в советское время, старейший каменный храм Тотьмы сейчас выглядит довольно неприглядно.
Похоже, что проводится вялотекущая реставрация.
Спасо-Преображенский собор
На фоне этой разрухи и неухоженности, эффектно выглядит отреставрированный снаружи Вознесенский собор.
Каменный храм Вознесения построили на месте деревянной церкви в середине XVIII века. Однако при строительстве зодчие допустили ошибку, не учтя слабость грунта. Храм начал оседать и трескаться, поэтому в 1796–1801 году на его месте возвели новый собор в торжественном классицистическом стиле.
Считается, что автором проекта собора был сын Матвея Казакова Василий, умерший ещё при жизни отца. Во время строительства Вознесенского собора случайно обрели мощи Феодосия Тотемского. 25 лет спустя к собору пристроили массивную двусветную трапезную.
С приходом советской власти внутреннее убранство храма было разрушено и разграблено.
Понятно, что интерьер Вознесенского собора почти не сохранил своего прежнего богатого убранства, кроме лепнины в стиле классицизма в отделке стен. Стены и купол покрывают сильно испорченные росписи, выполненные в 1860-х годах академиком живописи П. С. Тюриным.
Так же была уничтожена монастырская колокольня, вторая по высоте во всей Вологодской губернии. Строили её 43 года, разрушали тоже долго: с 30-х по 60-е годы XX столетия.
Прежде монастырь окружала ограда с четырьмя декоративными башенками и Святыми воротами. Сохранилась только одна башня, стоящая в долине реки Песья Деньга.
В 1870 году в монастыре была возведена встроенная в ограду церковь Успения Пресвятой Богородицы. В настоящее время церковь находится в руинированном состоянии.
Братский и настоятельский корпус с разрушенной домовой церковью представляет собой печальное зрелище. После пожара, случившегося в конце XX столетия, большая часть его оказалась заброшена.
В уцелевшем крыле находится открытое хранение фондов Тотемского музея.
Монастырское кладбище под стенами монастыря было уничтожено. На его месте утроили спортивную площадку и футбольное поле.
Не хочется заканчивать рассказ на грустной ноте. Возвращаясь из монастыря в Тотьму, вы никак не пройдёте мимо Входоиерусалимской церкви. Обязательно отсановитесь, чтобы вновь восхититься белоснежным, украшенным картушами храмом, устремляющимся ввысь.