Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 11:15

Тотьма — Россия Июль 2024

Моё представление о Тотьме, что в Вологодсокой области, до её посещения было таким — маленькая, тихая, очаровательная деревня с какими-то необыкновенными церквями на берегу реки СУхона (ударение на первый слог).

Тотьма — маленький город с большой историей

С первых же минут моего пребывания в Тотьме, я поняла, что моё представление было немного неправильным. На самом деле Тотьма оказалась небольшим городком с прямыми улицами, по обеим сторонам которых — старинные каменные и деревянные дома, с площадями и ухоженными скверами, и оживлённым движением.

Вид на город с колокольни Входоиерусалимской церкви
Тотьма — маленький город с большой историей

И конечно же, удивительные по красоте церкви в стиле, который называется Тотемское борокко.

А ещё Сухона — река, которая придаёт городу неповторимый колорит, атмосферу и восхищает своими видами. Прогуливаясь по небольшой, уютной набережной, можно бесконечно любоваться речными пейзажами и бесконечно их фотографировать. Что я и делала.

Городок Тотьма входит в перечень 45 особо ценных исторических поселений федерального значения и состоит в Ассоциации «Самые красивые деревни и городки России», в Ассоциации соляных городов и в Союзе русских Ганзейских городов.

Тотьма — маленький город с большой историей

Абы какое поселение в этот почётный список не вносят, и Тотьма, с её богатой историей и некогда важным значением, по-праву занимает в нём своё место. В Тотьме сохранилась первоначальная планировка и большая часть старинной застройки. На территории города находится немалое количество памятников федерального и регионального значения.

Дом купца Белова на углу улиц Белоусовской и Володарского.

Датой основания Тотьмы принято считать 1137 год. История города весьма богата на различные события: ему довелось отражать набеги казанских татар, собирать рать на войну с поляками, испытать опричнину Ивана Грозного и крестьянские бунты.

Наверняка, у многих на слуху словосочетание «Соль земли Русской». Это гордое звание закреплено за Тотьмой совершенно серьёзно и документально, как товарный знак.

Тотьма является одним из древних центров соляного производства на Русском Севере. Начало солеваренного промысла на Тотемской земле относится к ХIV — XV векам. Ученые считают, что именно здесь впервые на Руси были вырыты шахтные колодцы, из которых поднимали соляные воды и выпаривали кристаллы соли. Соль была в те времена дорогой, а ее концентрация в соляных ключах в окрестности — достаточно высокой. На протяжении многих веков Тотьма была одним из ведущих центров соляного производства русского севера.

Дальнейшая разработка соляных промыслов усилила торговое значение города, что способствовало Тотьме стать одним из наиболее богатых и значимых городов Российского государства.

Тотьма — маленький город с большой историей

XVII век становится веком расцвета для Тотьмы, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути.

Вся жизнь города, и особенно торговля, была связана с Сухоной. К берегу Тотьмы причаливали не только российские, но и иностранные суда: английские, голландские, персидские. Велась торговля хлебом и солью, пушниной и льном, лесом и воском, а в начале ХХ века — домашней утварью и игрушками, которые изготавливались в Петровской ремесленной школе. Всего за год мимо города проходило от 500 до 1000 судов, что способствовало появлению в Тотьме дворов и представительств иностранных купцов и торговых миссий.

Памятный знак 60-я параллель
Памятный знак "60-я параллель"

Отметились в Тотьме и русские цари. Пётр I трижды посещал Тотьму, интересовался соляными варницами, их конструкциями. Как-то он самостоятельно вытащил тяжёлую бадью из колодца, потребовав плату за свой труд, и получил медную монету.
Есть легенда о том, как Пётр I в свой первый приезд в Тотьму сказал: «То не город — то тьма». Этим иногда объясняют происхождения названия города. Однако, некорректность данной легенды подтверждается тем, что своё нынешнее название город носил задолго до петровской эпохи.

По другой версии легенды, эти слова якобы принадлежат Ивану Грозному. Бытует также легенда, что в городе побывал Иван IV Грозный и якобы успел даже отдохнуть на привале близ города, отчего позже в городской топонимике появилось понятие Государев Луг. Но документальных свидетельств пребывания Ивана Грозного в Тотьме нет.

Примем к сведению эти легенды и пойдём по истории Тотьмы дальше.
Вскоре торговое и экономическое значение Тотьмы стало падать ввиду основания Санкт-Петербурга и полного прекращения торговли на Сухоно-Двинском пути, а также обнаружением новых источников соли на юге России.

Но тотемские купцы смогли найти новые источники доходов и обеспечить городу не менее впечатляющий экономический расцвет.

Тотьма — «город мореходов».

Тотьма — маленький город с большой историей

Путешественник Юрий Сенкевич называл Тотьму — «сухопутный порт морской».

Во второй половине XVIII века компании тотемских купцов собрали 20 экспедиций (это больше, чем компании московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых), которые направись на Дальний Восток и к берегам далёкого Американского континента для добычи ценной пушнины. Тотьмичами были открыты Алеутские острова, составлены карты ряда островов и освоено западное побережье Аляски. Именно поэтому Тотьму и называют «городом мореходов».

Славную одиссею местных мореходов великолепно завершил Иван Кусков, ставший основателем и первым правителем знаменитой крепости Форт Росс — самой южной точки «Русской Америки».

Торговля пушниной приносила ощутимую прибыль и на средства, вырученные в Сибири, тотемские купцы-мореходы строили богато украшенные и достаточно большие по размерам для столь небольшого города дома и храмы (Входоиерусалимский, Троицкий, Рождественский).

Входоиерусалимская церковь
Тотьма — маленький город с большой историей

Во второй половине XIX века Тотьма постепенно становится обычным уездным городом. Соляные промыслы в Тотьме несколько потеряли своё значение.
Но город продолжает строиться: возводятся каменные жилые и казённые дома, городские храмы.

Тотьма — маленький город с большой историей

Развивается образование: открываются высшее начальное училище, женская прогимназия, духовное и реальное училища. В начале XX века Тотьма считалась одной из «образовательных столиц» Вологодской губернии.

Здание бывшего духовного училища. Сейчас в нём находится общеобразовательная школа №3

Особым успехом пользовалась Петровская ремесленная школа. Целью школы было обучение детей из крестьянских семей изготовлению игрушек и предметов домашнего обихода. Решение об учреждении школы было принято в год 200-летнего юбилея со дня рождения Петра Великого. В 1902 — 1904 годах для школы было построено великолепное трёхэтажное здание. Средства на строительство выделил меценат, тотемский купец Николай Токарев.

Бывшая Петровская ремесленная школа. Сейчас в здании находится средняя школа №1

Оборудование и образцы для мастерских закупались за границей. В школу принимались дети 12–13 лет после окончания начальной школы. Курс обучения был 4 года. В школе действовало несколько мастерских: слесарная, токарная, плотницкая, жестяницкая, корзиночная, игрушечная.

Тотемские игрушки стали известны в Париже, Берлине и Нидерландах. В 1905 году на международной выставке в Льеже (Бельгия) школа была удостоена гран-при. В прессе Тотьму стали называть русским Нюрнбергом — городом игрушечников.

Сохранившееся изделия ремесленников этой школы можно увидеть в Тотемском краеведческом музее.

Тотьма — маленький город с большой историей

На этом, пожалуй, закончу краткий обзор тотемской истории и продолжу рассказ о своём путешествии.

О Тотьме я узнала из рассказов на Туристере. Прочитала, подумала, что неплохо было бы посмотреть этот городок. Но Тотьма — не такое популярное направление у туристов, по сравнению с той же Вологдой и рассказов о ней совсем немного.

Тотьма — маленький город с большой историей

Планируя своё прошлогоднее путешествие в Вологду и монастыри, о Тотьме я не подумала совсем. А местные жители, с удивлением узнав, что я аж из Читы приехала в их город, настоятельно советовали съездить ещё и в Тотьму. Но в том году не сложилось, поэтому восполнила пробелы этим летом: вновь приехала в Вологду и из неё самостоятельно съездила в Тотьму и Великий Устюг, побывала на экскурсиях в усадьбе Бренчаниновых, селе Устье и Спасо-Каменном монастыре.

Из Вологды через Тотьму рейсовые автобусы ходят несколько раз в день. Я поехала самым ранним, в 7–15, в Тотьму прибывает в 10–15. Билеты покупала заранее, на сайте автовокзала Вологды. А вот обратно рейсов не много, ночью или рано утром и самый подходящий тот, что идёт из Бабушкино в Вологду, делая остановку в Тотьме в 14–30. По приезду в Тотьму я сразу купила билет на следующий день в Вологду на этот автобус.

Самый выгодный вариант — остановиться в Тотьме на 1 ночь или же воспользоваться экскурсией из Вологды. Но, при доступной транспортной возможности я предпочитаю съездить и ознакомиться с каким-то местом самостоятельно. А информацию нетрудно отыскать в интернете.

Гостиница Русский причал (мой отзыв о ней здесь), в которой я остановилась на одну ночь стоит на берегу реки в тихом месте, вдали от шума и туристической суеты.

Тотьма — маленький город с большой историей

От автовокзала к отелю я шла сначала по оживлённой улице, а потом, ближе к реке, вышла на набережную Кускова. Очень приятное место для прогулок, отдыха и созерцания природных красот.

Вдоль набережной находятся старые купеческие дома.

Тотьма — маленький город с большой историей

От набережной поднялась к Успенской церкви. Церковь недействующая, в ней находится музей церковной старины. В музей не заходила, а на колокольню, с которой открываются красивые виды на Сухону и город, поднялась. Подъём нелёгкий. Каменная лестница (наверху) очень узкая, с крутыми ступеньками.

Возле церкви построен Амфитиатр путешественников с видом на реку.

Тотьма — маленький город с большой историей

Совсем рядом — смотровая площадка с дивным видом на Троицкую церковь.

Но добраться до этой церкви не так и просто. Она находится за крохотной речушкой под названием Песья Деньга. Живописный путь проходит по Зеленскому пешеходному мосту.

Тотьма — маленький город с большой историей

Небольшой прогулочный катер стоит на реке напротив гостиницы Русский причал. Думала совершить на нём речную прогулку, но не получилось. Расписания рейсов я не обнаружила. В гостинице мне дали телефон хозяина катера. Позвонила ему узнать время, на что он мне ответил: собирайте людей. Наберётся 10 человек — звоните, договоримся о времени. Вот делать мне нечего: собирать народ. Короче, нет никакой организации и заинтересованности в отъёме денег у туристов.

Ещё одно уютное и атмосферное местечко на горке возле отеля — сквер Николая Рубцова с памятником поэту.

Несколько лет будущий поэт провёл в Тотьме, учась в лесотехническом техникуме. Позже он воспел город в своих стихах.

Тот город зелёный и тихий
Отрадно заброшен и глух.
Достойно, без лишней шумихи,
Поёт, как в деревне, петух
На площади главной… Повозка
Порой громыхнёт через мост,
А там, где овраг и березка,
Столпился народ у киоска
И тянет из ковшика морс,
(отрывок из стихотворения «Тот город зелёный…»
(1969 г.)

Памятник поэту был открыт в 1985 году, через 14 лет после смерти поэта.

Надпись на постаменте:
За всё добро расплатимся добром
За всю любовь расплатимся любовью
Н. Рубцов
Надпись на постаменте: За всё добро расплатимся добром За всю любовь расплатимся любовью Н. Рубцов

Центром города считается Торговая площадь, вокруг которой располагаются старинные каменные дома, купеческие особняки.

Дом крестьянина, конец XIX века

Вот только бы очистить историческое наследие от рекламы. Как же её много!

К Торговой площади примыкает сквер Мореходов

Сквер мореходов

с памятником мореходам и землепроходцам.

Памятник мореходам и землепроходцам

Надо отметить, что планировка улиц города сохраняется со времён дарованного Екатериной II генерального плана. По улицам надо обязательно погулять, чтобы увидеть интересные дома. Некоторые совсем старые, покосившееся и облезлые, а какие-то очень даже в хорошем состоянии.

Многие дома похожи на Вологодские: с угловыми балкончиками, резными наличниками и антресольными этажами.

А с какой любовью относятся жители к своим стареньким, покосившемся домам! Посмотрите, как украшен балкон домика, что на улице Володарского.

Тотьма — маленький город с большой историей

Обязательно надо прогуляться по улице Ворошилова. Улица чистая, ухоженная, вдоль домов высажены цветы. Часть её застроена приятными, аккуратными и относительно современными двухэтажными домами.

Далее, современные дома сменяю старые постройки.

Здесь располагается небольшое общественное пространство — Бульвар Дилакторских.

Тотьма — маленький город с большой историей

Бульвар, воссозданный в 2019 году носит имя семьи Дилакторских — выдающихся представителей тотемской интеллигенции начала XX века. Леонид Николаевич был директором реального училища, Людмила Васильевна преподавала иностранные языки, хорошо пела и музицировала. Их дети стали выдающимися людьми. Дочь Наталья — детской писательницей, сын Николай — доктором геолого-минералогических наук, профессором.

Дом Дилакторских находился на этом месте. Соседом и другом семьи был художник Ф. М. Вахрушов, картины которого размещены на бульваре

По этой же улице, возле здания Управления образования, которое разместилось в чудесном старинном доме, расположен выполненный из дерева памятник «Читающая». Чуть подальше — деревянный циркуль. Находясь близко от этого сооружения, никак не могла понять, что это. А когда отошла подальше, то сразу увидела такой знакомый школьный предмет.

Тотьма — город музеев, здесь находится 5 музеев и 1 музейно-выставочный центр. Я успела посетить два. В первый день посмотрела музей мореходов, который размещается в Входоиерусалимской церкови. Церковь великолепная, я зашла в неё узнать, можно ли подняться на колокольню. Мне сказали, что можно и предложили осмотреть музей. Отказываться было неудобно. Билет стоит совсем недорого (пенсионерам есть скидка). Честно сказать, музей меня не впечатлил. У меня было желание посетить дом-музей Ивана Кускова, но он был закрыт на ремонт.

А на колокольню я поднялась, причём наверху была совершенно одна.

Тотемский краеведческий музей мне понравился. Располагается он в здании бывшего духовного училища.

Краеведческий музей

В музее 25 залов с удивительными экспонатами, рассказывающими о богатой истории Тотьмы.

Так зачем же приезжать в Тотьму? Может, и не стоит занятому туристу тратить на неё своё драгоценное время? Моё личное мнение — если вы оказались в Вологде не одним днём — стОит.
Причин несколько: посмотреть на великолепные церкви, таких больше нигде нет в Вологодской области, пройтись по улицам города, планировка которых осталась с давних времён и полюбоваться на старинные дома каменные и деревянные, ну, и за чудесными панорамами. Городок стоит на четырёх холмах и причудливо изрезан оврагами, через которые перекинуты мостики. Красота сопровождает здесь почти на каждом шагу, стоит только захотеть её увидеть.

Тотьма — маленький город с большой историей

На этом заканчиваю своё повествование о маленьком, но чудесном северном городе. Не смогла уместить всё в один рассказ. Но город и правда, очень интересный и картинок у меня много, хочется многое показать, но возможности рассказа ограничены.

Поэтому продолжение следует. О главных достопримечательностях Тотьмы — необычных красавицах-церквях расскажу и покажу их в следующий раз.

Тотьма — маленький город с большой историей

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.