Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 0:28

Ассизи — Италия Июнь 2024

Ассизи — это волшебный атмосферный город, который переносит вас прямо в Средние века. Будучи постоянно заселённым в течение последних 3000 лет, он был сформирован и перестроен последующими поколениями, которые строили поверх сооружений, оставленных их предшественниками, ведь каждый хотел жить под защитой городских стен.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Средневековые улицы Ассизи постепенно разрастались по римским дорогам, их направление немного менялось в последующие столетия, поскольку на каждом метре доступного пространства строилось всё больше зданий. Получившийся лабиринт улиц и переулков удивительно нерегулярен, с неожиданными изгибами и поворотами, идущими вверх и вниз по склону горы Субазио, часто открывая фантастические виды на долину внизу.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

По всему Ассизи спрятано множество очаровательных переулков, но два лучших района находятся вокруг базилики Святого Франциска и собора Сан-Руфино, на противоположных концах города.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Эти две важных точки города связаны между собой улицами Святого Франциска, Портичи, Святого Руфина, по которым мы пройдём, покинув Базилику Святого Франциска. И познакомимся с некоторыми интересными объектами на этом пути.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Палаццо Бернабей, некогда Сперелли, построенное для епископа Сан-Северино-Марке, был спроектирован Джорджетти в середине 1400-х годов. Палаццо позже перешло к римскому патрицию Алессандро Торлони, а в 1881 году было передано отцам-капуцинам. В 1928 году он стал резиденцией Францисканского музея.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Палаццо дель Монте Фрументарио, зародившийся как древняя больница муниципалитета Ассизи, которая была одной из первых во всей Италии, был построен в 1267 году на нижней стороне дороги, которая и сейчас ведёт к базилике Сан-Франческо. Название Монте Фрументарио восходит к 1746 году, когда епископ Оттавио Рингьери перенёс сюда штаб-квартиру Монте Фрументарио Барберини, благотворительного учреждения, основанного в 1634 году кардиналом Антонио Барберини.

На площадь Пьяцца дель Комуне, где доминирует римский храм Минервы I века до н. э. мы вышли около небольшого здания — бывшей церкви Сан-Николо, внутри находится филиал археологического музея, позволяющий посетить древний римский форум, который был обнаружен во время раскопок, проведённых в 1836 году. Для этого надо спуститься в подземелье.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва — великолепное украшение Пьяцца дель Комуне. Используется для богослужений с 1539 года, когда она была сооружена внутри древнеримского храма в соответствии с пожеланиями Папы Павла III. Древнеримский храм был построен в I веке до н. э. по воле Гнея Цезия и Тита Цезия Приска, которые были двумя городскими магистратами и финансировали строительство. В Средние века в храме размещался трибунал с прилегающей тюрьмой, о чём свидетельствует одна из фресок Джотто в базилике Святого Франциска, на которой изображены окна церкви с решётками. От древнего храма сохранился фасад с шестью коринфскими колоннами, поддерживающими архитрав и небольшой фронтон. Колонны изначально были покрыты очень прочной штукатуркой, которая, возможно, была цветной. Целла храма была полностью разрушена во время строительства церкви в XVI веке.

Нынешний облик интерьера относится к XVII–XVIII векам; в 1634 году церковь была надстроена и удлинена по проекту Джакомо Джорджетти. Свод был полностью расписан фресками в середине XVIII века Франческо Аппиани. Главный алтарь украшен изысканной лепниной семнадцатого века.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Рядом с храмом Минервы стоит очень высокая башня Торре дель Пополо. 47 — метровая башня была построена для магистратуры Народного Капитана (Капитано дель Пополо), эта должность появилась в Ассизи в 1267 году. Здание было в основном завершено в 1274 году, полностью было готово в 1305 году, во времена капитана Кабрино из Пармы. По случаю седьмого столетия со дня смерти святого Франциска в 1926 году башня была увенчана зубцами.

Непосредственно к башне примыкает Палаццо дель Капитано дель Пополо. В 1275 году муниципалитет приобрёл несколько домов рядом с Торре-дель-Пополо, чтобы построить новую штаб-квартиру капитанской магистратуры. В 1282 году строительство было уже завершено, и на фасаде появился герб капитана Гвидо де Росси из Флоренции, тогдашнего главы города.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Площадь Пьяцца дель Комуне представляет собой обширное вытянутое пространство, соответствующее центральной части Форума древнего города, где когда-то доминировал храм, по периметру было окружено портиками. С падением Римской империи свободное пространство постепенно занимали средневековые здания, за исключением открытого квадрата на перекрёстке дорог. Возрождение площади связано с возникновением средневекового муниципалитета, который основал свою первую штаб-квартиру в келье храма Минервы в 1212 году. Первые дома были снесены во время беспорядков 1198 года. Другие экспроприации произошли в 1228 и 1275 годах. В 1881 году площадь достигла своих нынешних размеров с открытием проезжей части, ведущей к горе.

На восточной стороне площади доминирует монументальный фонтан, окружённый балюстрадами. Нижний бассейн украшен тремя львами, символизирующими три городских района. Впервые фонтан упомянут в 1303. В 1467 году он был немного перестроен маэстро Джентиле, который украсил его гербами папы Павла II и папского казначея. Сегодняшний фонтан возник после реконструкции 1772 года каменщиком из Ассизи Джузеппе Мартинуччи по проекту архитектора Валери.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

На другой стороне площади стоит Палаццо дей Приори. Строительство дворца началось в 1275 году путём слияния трёх существовавших ранее зданий. В 1442 году был разрушен кондотьером Никколо Пиччинино во время войны с Перуджей. Дворец был восстановлен в 1493 году по приказу папы Сикста IV и кардиналов Орсини и Савелли, которые расширили его, включив в него францисканский ломбард и резиденцию губернатора. Приоры, начиная с 1330-х годов, жили на верхнем этаже, а внизу работали магазины.

Великолепный романский фасад Собора Сан-Руфино с тремя окнами-розетками и тремя порталами величественно возвышается на одноименной площади. Здание занимает часть римского Форума, на которой тоже стоял какой-то античный храм. Богато украшенный скульптурой фасад представляет собой один из высочайших образцов романского искусства.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Святой Руфин умер задолго до появления в городе Святого Франциска и Святой Клары, в III веке. Он также был родом из Ассизи и считается тем, кто обратил город в христианство. Его останки находятся в склепе собора.

Церковь, построенная в 1029 году, получила звание кафедрального собора в 1036 году. В 1140 году она была перестроена по проекту Джованни да Губбио. В нижней части расположены три портала со львами и грифонами по бокам. Центральный портал богато украшен растительными мотивами, фигурами и аллегорическими животными.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Внутри храм, разделённый на три нефа, был полностью отремонтирован в 1571 году Галеаццо Алесси (который одновременно был архитектором недалёкой базилики Санта-Мария-дельи-Анджели). Удаление боковых алтарей в левом нефе позволило обнаружить части римской стены и древнюю цистерну.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Апсиду украшает великолепный резной деревянный хор работы Джованни ди Пьерджакомо да Сан-Северино, 1520 год. Здесь же можно найти фрески Карлоне, Джованни Антонио Греколини и Джорджетти.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Первые исторические сведения об укреплённом сооружении, которое сейчас называют Главной крепостью Ассизи, относятся к 1173–1174 годам, когда здесь находился Кристиан, архиепископ Майнца, который от имени Фридриха Барбароссы занял Ассизи. В 1198 году замок был разрушен народным восстанием. Тогда горожане изгнали герцога Сполето, Конрада Урсиленгенского и маленького Фридриха II, которому было всего четыре года. Крепость оставалась в заброшенном состоянии до 1362 года, когда кардинал Эджидио Альборнос решил восстановить её на фундаменте германского укрепления. Рокка Маджоре выглядит внушительно и строго над историческим центром внизу, посещение сооружения даёт возможность увидеть выдающийся пример военной архитектуры четырнадцатого века. Так говорят, мы не пошли — далеко, высоко и жара 33. Вон она, на горе.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Зато сбоку от собора мы нашли небольшой переулок — Виколо-делла-Фортеза, нырнув в который, начали спускаться вниз по склону. Потом свернули в следующий, в следующий. Здесь самое запутанное расположение улиц в городе.

Эти очаровательные улочки возвращают нас в Ассизи начала XIII века. Они застыли во времени, как, впрочем, и большая часть Ассизи. Дверные проёмы вставлены в средневековые арки, дома построены над узкими переулками, соединяющими соседние дома и создающими сводчатый туннель внизу.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Даже мостовая здесь сохранилась со времён бурно развивавшейся торговли в Ассизи — она выложена из знаменитого розового известняка из карьеров на горе Субазио. Так мы спустились совсем вниз к автостоянке, наш визит в Ассизи закончен.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

А сейчас обещанный сюрприз для любителей истории. Чтобы попасть в это место, надо проехать всего 20 километров от Ассизи в направлении Сполето. В километре от источников реки Клитунно находится Темпьетто-дель-Клитунно, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый, кто взглянет на это небольшое здание, скажет — да это же римская святыня в форме коринфского храма, да ещё и в отличном состоянии.

И да, и нет. Это место, упомянутое Плинием Младшим, было священным ещё со времён Римской империи. Сюда приезжали паломники, чтобы послушать оракула, в том числе и император Калигула. Начиная с I века до нашей эры, 1 мая каждый год отмечались фестивали в честь Юпитера Клитумналиса, также известные как «клитуннали», где молодые римляне пробовали свои силы в плавании на парусных лодках вверх по течению и других играх. По словам Публия Виргилио Мароне, сюда «были пригнаны предназначенные для жертвоприношения стада белых быков, которые, окропляясь собой воды реки, сопровождали римских триумфаторов к храмам богов».

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Но на самом деле мы видим небольшую церковь, построенную примерно между V и VII веками нашей эры лангобардами. Которые пособирали по священной области остатки римских строений и, не владея в то время практически никакими собственными познаниями в области строительства и архитектуры, автоматически сложили римский храм, примеры в то время найти можно было повсюду. Повторив даже целлу — внутреннее помещение. Только лестница появилась гораздо позднее, как лангобарды попадали в храм, непонятно.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

На плакате около храма показано происхождение частей этого «конструктора». Учёные установили, что изумрудное было создано в эпоху Августа (начало I века), зелёное — в эпоху Золотого века империи (II век), розовое — не определились.

Ассизи. Путь к Сан-Руфино

Предполагается, что церковь была посвящена Сан-Сальваторе, здесь сосуществуют изысканный классический язык и символика первых веков христианства. Внутри крохотной апсиды находится мраморная эдикула, созданная с повторным использованием скульптурных элементов I века нашей эры. Вокруг очень ценные фрески VII века (Пантократор между апостолами Петром и Павлом). Они считаются старейшими в Умбрии.

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.