Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 10:54

Новопрохладное, Мезмай, Белореченск, Краснодар + 5 городов — Россия Июнь 2024

Настало время для очередного путешествия, нужно определиться с направлением. Одним из давних желаний было поближе узнать загадочную Адыгею. А разгадывать ее мы решили с Наташей вместе, ведь две головы лучше, чем одна.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Чтобы поездка состоялась, надо сложить все пазлы вместе, тогда на карте России откроется новый регион. С первым пазлом «Где поселиться» мы справились блистательно. О нашем замечательном отеле я написала отдельный отзыв, кто не видел, приглашаю заглянуть по ссылочке: Отзыв об отеле Господин Постоялец.

Может кому-то понравится и пригодится в обозримом будущем.

Почему мы решили остановиться именно в посёлке Каменномостский? Ответ прост: выигрышная логистика и природные красоты вокруг.

Но есть и альтернативные места для проживания:

— Майкоп.

Несравнимые плюсы: ниже стоимость проживания, большой выбор кафе, ресторанов, магазинов, экскурсионных бюро, а значит стоимость туров ниже, к тому же многие гиды проживают в городе, а значит не будут брать дополнительные деньги за крюк до вашей локации. Но мы же едем за глотком свежего воздуха вне городской суеты, ищем уединение и гармонию с природой, а значит нам не сюда.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

— Станица Даховская или село Хамышки также предлагают большой выбор отелей, баз отдыха, но это вариант подойдет больше тем, кто приезжает на своей машине.

Пазл № 2. Как добраться?

Наверное, самый простой и удобный вариант сейчас — это на машине. Да и на месте будет очень удобно путешествовать: путь ко всем локациям асфальтированный, есть платные стоянки вблизи must see мест.

А теперь рассмотрим вариант для «безлошадных» как мы:

— Наверное самый дорогой вариант — прилететь в Минеральные Воды и заказать трансфер, такси до Адыгеи (даже страшно представить сколько могут запросить водители);

— Еще один не самый бюджетный вариант — прилететь в Сочи, далее пересесть на Ласточку до Майкопа, а уже после на такси/автобусе до места жительства;

— Более доступный вариант приехать на поезде в Краснодар, далее вызвать такси или заказать трансфер, но это будет весьма дорого. Расстояние между Краснодаром и посёлком Каменномостским 175 км. Стоимость услуги трансфера в нашем отеле составляла 9000 рублей, такси до Каменномостского выйдет от 4 500 руб, но далеко не каждый таксист захочет ехать в такую даль, так что будьте готовы на многочисленные попытки вызова машины в приложениях Яндех или Убер.ру. Если вы готовы потратить много сил и времени отпуска, то можно отправиться на автобусах с пересадками в Майкопе.

Есть и еще один лайфхак, но о нем я расскажу ближе к концу обзора.

— И самый оптимальный путь на наш взгляд: доехать до Белореченска, а там взять такси. Расстояние от ЖД вокзала Белореченска до поселка Каменномостского составляет примерно 70 км, стоимость начинается от 1 500 руб, а по времени занимает около часа. Этим вариантом с удовольствием воспользовались мы.

Пазл № 3. Поселок Каменномостский и Хаджохская теснина.

Сбросив дорожную пыль, приняв душ, немного освежившись в бассейне, понежившись в лучах ласкового июньского солнышка, подкрепившись, мы решили познакомиться с местом нашей пятидневной дислокации.

Многие называют поселок Каменномостский — «ворота» в Горную Адыгею, так приоткроем же их скорее. Расположен он вдоль реки Белая, ее поток, размывший и пробивший в горных известняковых породах себе путь, образовал многочисленные каменные мостики, которые долго время служили по прямому назначению для жителей аула Хаджох. Отсюда и пошло название Каменномостский (Каменный мост). Увы, сейчас их осталось единицы.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Первым делом мы направились поздороваться с рекой Белая, но мэпс.ми заводил нас то в тупик, то в непроходимые чащи, мы были облаяны собаками, пришлось искать более цивильный выход к берегу, так мы очутились перед главным входом в Хаджохскую теснину. Есть бесплатные проходы, но с риском скатиться и свалиться … отпуск у нас только начинался, поэтому рисковать головой, пятой точкой и конечностями не стали.

Вход платный — 600 рублей с взрослого человека, при входе указано время работы до 19, но как мы поняли пускают и позже…тем более вечером обещают эффектную подсветку каньона (мы не стали ждать и проверять). Платная территория парка поделена на две части — первая верхняя площадка с эффектными видами на каньон, безопасными смотровыми площадками (есть тропы поэкстримальнее, но и обходные пути — мы опробовали разные).

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

К Белой тут подобраться сложно, но приблизиться вполне возможно, в июне река полноводна, ее воды с шумом преодолевают пороги и имеют чарующий бирюзовый цвет. Я бы даже сказала гипнотизирующий — стоишь, любуешься и не можешь сдвинуться с места.

Во второй части расположены вольеры с животными (кто-то пишет с просторными, но у меня не поворачивается язык их так назвать, скорее клетушками, где и пройтись то негде).

Если в первой половине парка река имеет дерзкий нрав, то здесь она словно вырывается на свободу и, достигнув ее, успокаивается и широко разливается.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Нагуляв аппетит, мы вернулись в сторону дома, зашли в магазин, приобрели бутылочку вина и направились к себе на террасу отмечать первый день отпуска.

В последующие дни мы нашли городской парк, пляж, потрясающий веревочный мост, тут я впервые увидела светлячков и гонялась за ними словно маленький ребенок, только цель у нас с возрастом стала разной: не поймать в ладошки, а сфотографировать или снять на видео (хотя удачных результатов я не добилась, но уверяю вас — ни один светлячок не пострадал).

В один из последних дней совершили поход к Мезмайским водопадам, вход совершенно бесплатный, а виды на реку Белая ничуть не хуже. Мэпс.ми предлагает два пути — по нижней и верхней тропе. Мы пошли по нижней и уперлись в тупик, зато обнаружили потрясающей красоты пляж. Названия у него нет, но пусть будет называться по аналогии с Териберкой, где есть пляж «Яйца динозавра», тут размер поменьше, поэтому пляж «Страусиные яйца».

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Потом мы вернулись на верхнюю тропу, прошли горный карниз «Упаси, Господи»

и дошли до нижнего Мезмайского водопада, он совсем не впечатляет размахом, скорее похож на ручей с маленькими порогами, а вот второй Мезмайский водопад гораздо симпатичнее, но к нему нужно будет вскарабкаться.

Пазл № 4. Тропа к водопадам Руфабго, национальный парк Гузерипль

Во второй день нашего отпуска воспользовались услугами индивидуального гида. Первым делом направились покорять тропу к водопадам Руфабго (правда самостоятельно, с другой стороны зачем нам кто-то третий, подгоняющий и болтающий всю дорогу). Не стали оригинальничать и воспользовались платным входом — 600 рублей с человека, зато сэкономили время, прошли по мосту и балдели в очередной раз от видов на русло Белой.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Путь к водопадам не сложный, осилит с легкостью и ребенок, есть места, где немного труднее, но для страховки в опасных участках натянут трос. На улице солнце припекает, а здесь, в ущелье, благодать. У нас было 3–3,5 часа в полном распоряжении, кайфуем и не торопимся.

Первый водопад «Шум», к нему ведет лестница, спуститься и подняться не составит труда.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Мне понравился менее масштабный, но такой уютный водопад Каскадный и лагуна перед ним, жаль нашу идиллию нарушила группа школьников, которые сломя голову неслись купаться, раздеваясь налету и буквально снося нас с ног. Ох, в очередной раз преклоняюсь перед учителями, воспитателями, какую же выдержку и стальные нервы нужно иметь, чтобы не сойти от них с ума.

Водопад «Сердце Руфабго» как-то не впечатлил меня совсем, возможно мы не застали его в расцвете сил, либо нужный ракурс не нашли. Зато водопад «Девичья коса» определенно заслуживает внимания. Нам пришлось дождаться, пока эти «воспитанный и культурные» школьники вдоволь наплещатся, и, наконец-то, воцарится долгожданная тишина и покой в ущелье.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Возвращаясь к автостоянке, заметили насколько сильно поток туристов возрос, и мы мысленно радовались, что оказались на тропе пораньше.

По пути к национальному парку Гузерипль сделали несколько остановок возле места слияния рек Белая и Киши,

Даховского моста 1906 года

и гранитного каньона,

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

а также залезли в одну из штолен.

А вот сам парк нас не впечатлил от слова совсем, я плохо готовилась к путешествию и от загадочного слова Гузерипль ожидала чумовые виды на горные гряды, но не заповедник с животными где-то вдали на солнцепеке.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Видя наш настрой, звери ушли в конец вольеров и развернулись к нам попами. Только горный козел гордо позировал на возвышении. Много времени мы в парке не провели и на удивление Эдуарда вернулись к машине раньше.

Стоимость входного билета — 200 рублей.

Чтобы как-то скрасить наше разочарование, Эдуард отвез нас на Партизанскую поляну с видом на Оштен, указал путь вверх к смотровой площадке и сказал: «Будьте осторожны, могут встретиться дикие звери, зимой в этой сторожке жила медведица с медвежатами», и, чуть подумав, с улыбкой добавил: «Выживет тот, кто бегает быстрее…». Мы и пошли в указанном направлении, вскарабкались в гору и действительно увидели с двух сторон величие гор и хребтов,

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

пошли дальше по тропе в сторону Яровой поляны. Тропа все больше становилась заросшей огромными лопухами, лес дремучее, а конечная наша цель непонятнее. Никакого намека на смотровые площадки не увидели, и, здраво рассудив, повернули обратно.

После тура первого дня осталось странное послевкусие, понятное дело сравнивать с горами Северного Кавказа не стоит, ко всем красотам надо отправляться в треккинговые маршруты, а не как мы на лайте на машине, но все-таки смотровых площадок нам не хватило.

Пазл № 5. Подъем на Уна-Коз и Плато Лаго-Наки

Зато следующий день компенсировал легкое разочарование предыдущего. Нашим сопровождающим вновь стал Эдуард. Первым делом мы направились в экстрим-парк Мишоко, сделав остановку на смотровой площадке перед Известняковым карьером.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Долина реки Мишоко впечатляет, это те самые виды, что так манят в путь.

Мне, как любителю зип-лайнов, очень хотелось прокатиться, но перед нами выстроилась в очередь огромная группа туристов, поэтому тратить драгоценное время не стали. К тому же в этот день небо было не спокойно, хотелось попасть на финальную точку маршрута не в дождь, облака или туман, а увидеть долгожданное плато Лаго-Наки во всей красе.

Вместо экстрима полетного спустились к водопаду Наковальня, путь к нему не прост, но тем слаще результат.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Следующая точка — Савранская канатная дорога, поднимающая с Даховской поляны на хребет Уна-Коз. В июне 2024 года стоимость подъема туда-обратно составила 800 рублей. Кто-то ругает в сети кресельный подъемник, а я же люблю открытые сидения без поцарапанных временем стекол. Только подниматься нужно в хорошую погоду, которая нас сопровождала почти все дни.

Конечно, одним подъемом и близлежащими видами мы не ограничились, а направились к Чертову пальцу. В начале пути вас будут пугать и говорить, что самостоятельно вы не дойдете, дорога в один конец 4–5 км, и предлагать поездку на квадроциклах. Не верьте, прогулка до Чертова пальца по лесным тропинкам составит от 2,6 километра и принесет только положительные эмоции. Мэпс.ми предлагает комфортный путь в тени вековых деревьев, либо более экстремальный вдоль обрыва. Мы пошли по лесу, периодически сворачивая к смотровым площадкам.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Стояла жара, поэтому тропинки были сухими, а вот в дождик придется помесить грязь.

Виды с каждой смотровой площадки просто чумовые. Спустя час неспешной прогулки мы вышли к намеченной цели — Чертов палец (название распальцовки меня смущает и напоминает больше «Козу», но наверно официальное наименование более благозвучно).

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Теперь в обратный путь. С собой лучше взять легкий перекус и водичку, так как кафе в близи Чертого пальца хоть и анонсирует пирожки, но по факту предлагает попробовать только оздоровительный чай (его состав остался загадкой). Зато на верхней площадке канатной дороги работает кафе, где мы с удовольствием отведали блюдо адыгейской кухни — халюжи — небольшие пирожки с сыром, обжаренные в масле, напоминающие чебуреки.

Было до того вкусно, что заказали вторую порцию.

Уж не знаю сколько времени мы потратили наверху, но наш гид заволновался.

Вот и финал дня — невероятной красоты плато Лаго-Наки раскинулось перед нами как на ладони. Несмотря на холодный ветер, мы совсем не торопились уходить отсюда, хотелось насмотреться, надышаться, налюбоваться. Но разве это можно сделать наперед?

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Когда мы немного зрительно насладились красотой, пришло чувство умиротворения и гармонии. Захотелось раскинуть плед и накрыть полянку для обеда на краю скалы «Утюг». Юлечка где же твой знаменитый натюрморт?

Здесь среди хвойных деревьев, альпийского разнотравья, сочной зелени и заснеженных котловин, где царит тишина и слышен лишь шум горной реки где-то внизу, не хочется шевелиться, думать, волноваться и даже разговаривать, а хочется впитывать силу природы каждой клеточкой организма. Но счастье не может быть вечным, пора домой.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Расстояние от поселка Каменномостский до плато Лаго-Наки около 40 км.

Пазл № 6. Джип-тур к Сахрайским водопадам

Сегодня у нас заказана новая экскурсия на джипе к Сахрайским водопадам, в данном направлении дорога не асфальтирована, а покрыта гравием. В хорошую сухую погоду аккуратно можно проехать и на легковом автомобиле, по крайней мере нам на встречу часто попадались легковушки, но так как я не водитель, судить и советовать не берусь.

Предыдущие дни с погодой нам везло, а сегодня с самого утра небесная канцелярия обрушилась на нас с гневом и проливным дождем. Мы с ужасом выглядывали из окон и думали, как в такую погоду выезжать. Позвонили гиду и попросили изменить время, но он был непреклонен, мол на 14 часов уже вторая группа забронировалась. Толи вторые отказались, толи услышали наши мольбы в космосе, но в итоге нас перенесли на 2 часа. Ровно по расписанию за нами заехал Никита.

Вот она юность — тапок в пол, и мы помчали, подпрыгивая на ямах, да кочках. Кому-то может и не нравится такой лихой стиль вождения, но нам с Наташей только в кайф — соскучились по нашему Пятигорскому Роману и его патриоту Бро.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

А вот такого поворота мы никак не ожидали, воображение рисовало красивые водопады с кристально чистой водой, брызги миллионов частиц, водную радугу над ними, чистейший воздух вокруг…и тут предвкушение столкнулось с суровой реальностью. После проливного дождя уровень воды поднялся, а чистейшие воды превратились в грязевые потоки. Нежданчик.

Что ж…что имеем: водопад три Брата, водопад Лазурная чаша и Манькин шум.

Манькин шум решила скрасить хорошо знакомой вам Манькой))))

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Тур пролетел со скоростью света и уложился ровно в 3 часа.

Пазл № 7. Гуамское ущелье.

Из списка желаемых мест остался один главный пункт — Гуамское ущелье. И нужно было решить задачку — как к нему добраться. Можно было доехать на автобусе до Майкопа и уже там искать такси/автобус до Гуамки, но этот вариант не для ленивых. Наш гид Эдуард запросил кругленькую сумму даже с учетом скидки постоянных клиентов, от отеля трансфер тоже дорого стоило, такси не желало ехать… и тут мы случайно возле сувенирной лавки обнаружили контакт гида, который по относительно щадящей цене согласился нас отвезти. Им стал Александр, тот самый, что написал картины в нашем отеле и изготовил мебель для кафе.

Расстояние от Каменномостского до Гуамки около 115 км, но скучать в пути не придется — дорога очень живописна. Где-то через 1,5–2 часа мы оказались возле посадочной станции узкоколейной железной дороги. Экскурсионный «тепловоз ТУ-8» с тремя пассажирскими вагонами отправляется каждый час согласно расписанию, купить билет можно как в кассе, так и через терминал. Посадочных мест около 160, занятые и свободные места отображаются на табло. Стоимость билета в одну сторону — 400 рублей, принимают наличные и карты.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Экскурсионный паровозик медленно двигается по ущелью вдоль русла реки Курджипс,

позволяя насладиться красотой вокруг: буйной растительностью, нависающими скалами над головой, парящими орлами, бурным потоком реки. Бонусом поездки является интересный рассказ экскурсовода, доносящийся из динамиков.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Узкоколейная железная дорога была проложена в отвесных скалах Гуамского ущелья силами заключенных и репрессированных казаков в период 1928—1931 гг.

Паровоз соединял отдаленные горные посёлки, доставляя лес и различные грузы горнодобывающих предприятий. В настоящее время небольшой участок восстановили, и мы имеем возможность прокатиться на нем с туристическими целями.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Пазл № 8. Столица республики Адыгея — Майкоп.

После Гуамского ущелья мы решили познакомиться самостоятельно со столицей Адыгеи — городом Майкоп. Распрощались с Александром и в свое удовольствие гуляли по городу.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Майкоп еще совсем юный город, основанный в мае 1857 на правом берегу реки Белая, которую местные ласково окрестили «богиней гор». По одной из версий Майкоп транслируется как «копанный в мае», т.е заложенный в мае.

Согласно второй версии Майкоп переводится с адыгейского языка как «долина яблонь». По преданию, на территории современного города были высажены фруктовые сады.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

В Майкопе мы пробыли до самого вечера, хотелось оценить вечернюю подсветку города и Соборной мечети, а после вызвали такси и без труда вернулись домой.

Пазл № 9. Дорога в Краснодар и знакомство с городом.

Так незаметно подошел к концу наш мини отпуск, пришло время прощаться с «Господином Постояльцем», что так ласково принимал нас на протяжении пяти дней. Пора выдвигаться в Краснодар, ведь обратно мы уезжали уже из него вечерним поездом.

Как я уже писала, трансфер от отеля оказался очень дорогим, Убер.ру предлагал цену вдвое дешевле, им мы и решили воспользоваться, но… Сразу откликнулся один водитель, но увидев Краснодар конечной точкой, от поездки отказался. Все последующие попытки вызвать такси успехом не увенчались. Тогда мы решили добраться до автовокзала Майкопа на такси, а там попытать удачу. Прибыв на автовокзал, моментально попали в цепкие лапы водителя, который тут же нашел нам попутчиц и за 800 рублей с человека (почти по цене автобуса) мы с ветерком домчали до ЖД вокзала Краснодара. Это и был мой лайфхак, припасенный в начале рассказа.

В Краснодаре стояла жуткая жара. Бродить по городу было очень тяжело, но центр мы немного посмотреть успели: площадь Ленина, Екатерининский сквер, Пушкинскую площадь, парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы, мост поцелуев, зеленый сквер вдоль Красной улицы посетили. О городе мне сложно судить, нужно пожить в нем чуть дольше.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Зато, спасаясь от жары, зарулили в кинотеатр будущего. Таких я не посещала у нас в Москве, правда и цены нужно заметить о-о-очень высокие (даже для столицы).

Пазл № 10. Парк Галицкого и Японский сад

Да-да, согласна с вами, что Краснодар никак не вписывается в рамки пазла Адыгеи, но в формате рассказа все-таки сохраню нумерацию. При всем должном уважении к интересному городу, увидеть хотелось в первую очередь распиаренный парк Галицкого и Японский сад. К тому же рассказы и альбомы Наташеньки подогревали мой интерес уже несколько лет. Но одно дело смотреть и читать, а другое дело увидеть лично.

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

К нашему счастью, прям огромных очередей в Японский сад не было, да постоять и пропустить несколько групп пришлось, но на территорию сада мы достаточно быстро попали, заполучив желанный QR код. Возможно, сейчас нет такого буйства красок и весеннего цветения, поэтому и поток желающих несколько ниже.

Даже в лаконичных тонах Японских сад впечатляет, так приятно ходить по тропинкам, любоваться рыбками, кувшинками,

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

заглядывать в пагоды и домики,

Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

прикоснуться к культуре пока невиданной страны.

У нас была возможность погулять по парку Галицкого и при дневном освещении,

и в вечерней подсветке.

Все гармонично, продумано, сделано с умом и для людей, что самое главное. Есть где скрыться от палящих лучей солнца, насладиться комфортным отдыхом и устроить фотосессии, приятно провести время всей семьей. А еще — потанцевать. Да-да, мы успели и на бачату.

Еще одна достопримечательность парка (не побоюсь так назвать) — Cafe Krasnodar. Наташа обнаружила его, еще строя планы в Москве, здесь мы решили позавтракать и по возможности поужинать перед поездом. Можем смело рекомендовать — все очень вкусно, подача блюд оригинальная, обслуживание на высшем уровне.

Вот наш пазл средней сложности и собран, кто-то может сказать, что многое мы не увидели и не посетили: «А как же Орлиная полка, Свято-Михайловский мужской монастырь, термальные источники?». Но ведь и пазлы бывают разной сложности, кто-то собирает их годами, а у нас всего была неделька, и то, дорога съела почти три дня. Так что мы остались довольны увиденным и представление о новом регионе получили с лихвой. К тому же успели немного позагорать и перезагрузиться эмоционально. О чем еще можно мечтать?

Приятных вам путешествий и новых собранных пазлов.

Цикл материалов "Собрать все пазлы Адыгеи"

1. Собрать все пазлы Адыгеи. Обзор

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.