Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была сегодня 5:23
Amazonia

Бразилиа, Амазонас, Манаус — Бразилия Июль 2024

«К тому времени почти весь мир уже был исследован, с него успели снять покров загадочного очарования, и только Амазония оставалась таинственной, словно темная сторона Луны.« — Д. Гранн «Затерянный город Z».

Бразильская Амазония. Обзор

… Мы сидим в лодке в тихой заводи среди деревьев. Душно, но комаров нет. На темной воде бликуют солнечные пятна. Под поверхностью движутся быстрые тени, отливая золотом и серебром. Они наматывают круги вокруг лодки, и ждут. Мы тоже ждем, с удочками в руках. Вдруг раздается истошный крик гида:

— Подсекай, подсекай! Тяни! Резче!

Через секунду у дочери на крючке болтается первая выловленная в жизни пиранья. Welcome to Amazonia!

Бразильская Амазония. Обзор

Путешествие в Амазонию было из разряда долгоиграющих мечт. Они составляли внушительный список, куда заносились всякие разные хотелки, но без определенных сроков. Периодически, что-то удавалось закрывать из этого перечня, например, Галапагосы, или остров Пасхи, или айсберги в Гренландии, но, конечно, не так часто, как хотелось бы.

К тому же Амазонка как была одним из опасных и диких мест на планете, так и остается по сей день. Поэтому требовалось всё тщательно изучить и подготовиться по максимуму.

Поймали каймана

Ягуары, электрические угри, сбивающие человека разрядом тока в 300 вольт, анаконды-душители, зубастые пираньи, кайманы, рыбки кандиру, залезающие в разные отверстия тела (брр!), ядовитые лягушки, банановые пауки, муравьи-пули… Многие виды амазонских насекомых и растений не идентифицированы и не описаны до сих пор, даже в 21-м веке.

Виды ядовитых змей в Бразилии

Временами мы себя чувствовали, как герои из «Затерянного мира» Конан Дойла. Если уж кузнечик прискакал на патио, то он был размером с лошадь, если ловилась рыба арапайма, то такая, что под её весом ломалась удочка, если уж паук заполз в ванную, то…

Зелененький он был…

Впрочем, точно оценить размер паука не удалось вследствие стремительного отступления с музыкальным сопровождением (читай — воплями).

Паук на ставнях. Сравните размер с оконным шпингалетом

Этот эпизод быстро научил очень тщательно проверять места, куда собираешься сесть, и особенно — лечь. Без перетряхивания всего белья на кровати не обходилась ни одна ночевка.

Лягушка забралась в кровать

А люди? Если почитать исторические хроники об освоении Амазонки, то волосы встают дыбом. Что творили конкистадоры, а позже — бразильские торговцы каучуком (читай — бандиты) с местными индейцами, уму непостижимо. Индейцы, наученные горьким опытом, в долгу не оставались, убивая или забирая в рабство любых белокожих в джунглях. Многие мирные исследовательские экспедиции сгинули в 19-м и 20-м веках, и скорее всего не только из-за болезней и тягот путешествия, но и по вине индейцев. Самый характерный пример — экспедиция Перси Фосетта >>

Но не надо думать, что на Амазонке царят сплошные ужасы. Такие красивые рассветы мало где показывают:

Рио Негро. Рассвет, 5:50 утра

Плюс удалось записать через Merlin 45 новых для себя видов птиц. Особенно впечатлила Screaming piha/Крикливая пиха. При довольно невзрачной наружности, голос у неё — амазонистее не бывает, так звучат джунгли. Послушать >>

Запись: Orange-fronted yellow finch/ Карликовый зерноед

Те, кто увлекается наблюдением за пернатыми, конечно, оценят такую продуктивность, так как в обычной жизни хорошо если за неделю кто-то один новый попадется, и то уже радуешься. Полгода назад мы привезли из Японии 15 записей, и считали это большой удачей.

Кайеннский чибис/ Southern lapwing

Амазония представлена в приложении с очень большими пробелами, и если кто-нибудь сможет пожертвовать им свои аудиозаписи, то это пойдет на пользу общему делу.

Трехпалый амазонский ленивец

А из ми-ми-мишных животных четыре раза видели ленивцев в джунглях, и хит путешествия — розовых речных дельфинов. Которых даже удалось потискать в презабавных обстоятельствах.

Привет, гуманоиды!

Итак, руководствуясь древним китайским принципом «ни сы», мы принялись составлять маршрут. Первым делом был выбран сухой сезон, который на Амазонке длится с июня по ноябрь (зимнее время года в Южном Полушарии). Дожди в этот период также возможны, но джунгли немного подсыхают, и становятся более проходимыми. Температура днем всегда за +30 °C, ночью чуть-чуть прохладнее, опускается до +27 °C.

Бразильская Амазония. Обзор

Подавляющее большинство едущих в Бразильскую Амазонию попадают туда через Manaus. Манаус — столица штата Амазонас, с населением более 2 млн человек. Город с удивительной исторической судьбой, которую можно описать поговоркой-перевертышем «из князи — в грязи».

На стыке 19-20-х веков Манаус приобрёл всемирную известность благодаря каучуковой лихорадке. Мир начинал массово пересаживаться с лошадей на автомобили, запросы на резину в автомобильной сфере подскочили до небес. Денег в каучуковом бизнесе на Амазонке крутилось столько, что их некуда было девать. К примеру, каучуковые бароны отправляли свое грязное белье пароходами в прачечные Европы.

Город тогда называли южноамериканским или «тропическим Парижем». Одним из символов роскошной жизни стало строительство театра Амазонас — первого здания в Бразилии с электрическим освещением. Здесь пел Энрико Карузо и танцевала Анна Павлова.

Бразильская Амазония. Обзор

Кончилась помпезная жизнь также внезапно. Нагадили, по обыкновению, англичане. Британский исследователь и путешественник, сэр Генри Уикхэм, первым вывез крупную партию (70 тысяч) контрабандных семян бразильского каучука в Британскую империю. Британцы давно планировали создать каучуковые плантации в Юго-Восточной Азии, и, используя партию Уикхэма, им удалось положить конец каучуковому буму на Амазонке.

В Бразилии Уикхэма до сих пор называют «биопиратом» за его роль в контрабанде семян каучука, которая нарушила южноамериканскую монополию. Биопиратство (также известное как научный колониализм) — это несанкционированное присвоение знаний и генетических ресурсов фермерских хозяйств и общин коренных народов отдельными лицами или учреждениями, стремящимися к исключительному монопольному контролю через патенты или интеллектуальную собственность.

Оранжерея в Museu da Amazônia, Манаус

Сейчас Манаус — это довольно задрипанный городишко, где уровень преступности высок даже по бразильским меркам (5-е место в стране).

Бразильская Амазония. Обзор

Лайфхак #1: лучшие районы для проживания — рядом с театром Амазонас и на Ponta Negra. Мы жили и там, и там. В первом случае останавливались в гостинице «ibis Styles Manaus» — простенько, но симпатично, хорошие завтраки. Всего $50 за ночь (standard apartment with queen and single bed).

По-английски на reception не говорят, готовьте испанский или португальский.

Бразильская Амазония. Обзор

На Понта Негра жили в высотке «Tropical Executive» на 10-м этаже ($440 за 5 ночей). В этом районе среди местного населения популярно сдавать свои квартиры в кондоминиумах. С владельцем не пересекаешься, внизу расположена стойка регистрации, и даже присутствует англоговорящий клерк.

Также есть infinity pool, очень хороший ресторан на первом этаже, и в пешей доступности имеется пляж, где после 9 вечера можно совершить променад, поесть разной местной еды, и даже искупаться в Амазонке. Район безопасный, полиция патрулирует, много семей с детьми.

Лайфхак #2: Про снятие денег в банкомате. Когда банкомат показывает экран с суммами в долларах и реалах, на нем высвечивается две кнопки: Decline Conversion и Accept Conversion. Надо жать Decline, тогда конвертация будет сделана американским банком. Разница бывает в 10% и выше. На лето 2024 года бразильский реал равен 18 американским центам, или 16 русским рублям. Удобно считать десятками: $10=54 BRL.

Но это всё второстепенное, не затем мы ехали в Бразилию. Главным было пожить на Амазонке в джунглях. Заказывали через Tucan Amazon Lodge, которые сделали для нас всё, и даже немного больше. Трансфер из Манауса, сначала на машине, потом на лодке, проживание в бунгало (досталось два рядом по цене одного, так что дочка жила отдельно и сильно радовалась этому обстоятельству), трехразовое питание из местных продуктов (читай — рис, рыба и фрукты), и каждый день какие-нибудь активности с персональным гидом и капитаном.

Бразильская Амазония. Обзор

Нашим проводником по джунглям стал нигериец Фрэнк, с вполне приличным, хотя и своеобразным английским. В его лексиконе существовало забавное пиратское слово-паразит, знакомое с детства по приключенческим книжкам: caramba. Ругался он совершенно не зло. Сандалий свалился с ноги? Карамба! Споткнулся об корень дерева? Карамба! Укусила ядовитая змея? Тоже карамба (шутка).

А местный капитан Ньето (по-испански «внучок», мы его звали El Capitan, что ему чрезвычайно нравилось) по-английски не говорил, и по-испански тоже. Так что общались через Фрэнка, владеющего португальским. Но капитан был настоящим амазонским асом, т. к. вырос в этих местах, и знал каждую запруду и тропку в джунглях. Гиды могут варьировать расписание в зависимости от вашего желания, что-то пропустить, а где-то больше времени провести.

Фрэнк и El Capitan

Tucan Amazon Lodge расположен на берегу Риу-Негру (порт. Rio Negro — Чёрная река) — крупнейшего притока Амазонки. Воды реки имеют ярко выраженную коричневую пигментацию, в связи с этим её описывают как «чёрная вода».

Бразильская Амазония. Обзор

Два розовых речных дельфина — boto rosa

А еще у неё немного смещен водородный показатель воды (pH) в кислотную сторону. Самую малость, вы этого не почувствуете. Но этого достаточно, чтобы здесь не плодились москиты. Трудно поверить, но за всё время пребывания в лодже, нас ни разу (ни разу!) не кусали комары. Муравьи — да, еще какая-то хрень прошлась по дочкиному плечу, оставив ровный ряд из десятка красных точек. Но комаров не было.

Из чего вытекает лайфхак #3 про прививки. Сразу скажу, что мы не вакцинировались перед поездкой ни от желтой лихорадки, не пили таблетки от малярии. Обе эти болезни передаются через укус зараженного комара, и распространены в зонах с жарким климатом. Но мы узнали заранее, что в той части Амазонки, где собирались жить, комаров не будет, так что забили на вакцины. На официальных сайтах, конечно, рекомендуют вакцинацию, вот информация по Бразилии.

В США от малярии прописывают таблетки Malaron (Atovaquone-proguanil), они дорогие — в районе $200 за 30 шт. Прививку от желтой лихорадки (Yellow fever vaccine) делают как минимум за 10 дней до поездки, один раз и на всю жизнь. Стоит около $170, страховкой обычно не покрывается. Так что, решайте сами, надо вам это или нет.

Бразильская Амазония. Обзор

Большой радостью оказалось наличие кондиционеров в бунгало. Да, они тарахтели, временами ломались, но всё-таки охлаждали. Я много перечитала отчетов, где народ описывал свой опыт на Амазонке, живя в довольно спартанских условиях, даже без вентиляторов. По этой причине люди хотели побыстрее домой, хотели уехать из мокрой и липкой жары, несмотря на красоты.

Лайфхак #4: вложитесь в съем жилья с кондиционером. Будет стоить немало, но у вас появятся относительно комфортные условия в дикой природе, а от этого зависит и настроение, и физическое состояние. Еще небольшой совет: купить нашейный вентилятор. Я терпеть не могу, когда душно, поэтому этот простой приборчик реально помогает. Держать руками не надо, надел на шею на манер наушников, и наслаждаешься легким ветерком, даже в джунглях. У меня вот такой за $30, с тремя скоростями. Подходит и для занятий спортом на улице, и в самолете, если духота, а стюардессы не торопятся включать A/C (да, United airlines, это я про вас).

Более подробно о наших приключениях в амазонских джунглях я напишу в большом рассказе. А теперь, как говорил Винни-Пух голосом Е. Леонова, не пора ли подкрепиться?

Бразильская еда

«Конечно, он любит пожрать, но не это главное» — Ф. Хитрук.

Первое, на что мы подсели в Бразилии, стало cupuaçu. Купуасу (ударение на последнюю «у») — плодовое дерево из лесов Амазонки. Близкий родственник (и отчасти аналог) какао. Внутри плода содержится белая мягкая кисловато-сладкая мякоть с запахом, который невозможно ни с чем спутать. Мякоть употребляется в свежем виде и используется для изготовления соков, конфет, джемов, ликёров, йогуртов, добавляется в мороженое и в различные напитки. Мы совершенно спокойно выпивали литровый кувшин купуасу на двоих в обед; особенно хорошо помогает в жару.

У дочки купуасу не зашел, зато она отрывалась на своем любимом асаи. Açaí — бразильские чудо-ягоды, национальная гордость страны, попавшее с недавних пор в разряд «суперфудов».

Десерт из асаи

Крем-суп из асаи

Суперпища — это продукт с максимальным количеством витаминов и минералов, макро — и микроэлементов. В разные годы суперфудом провозглашают различные продукты — на них тоже есть мода, которую искусственно создают маркетологи. В свое время суперфудом назначались бананы, гранаты, зерна киноа, спирулина, и еще примерно сотня наименований.

Банановый рынок в Манаусе

Суперфуд или нет, но асаи очень хорош в виде коктейля или даже холодного супа. А яркий фиолетовый цвет делает еду еще более аппетитной.

Бразильская Амазония. Обзор

Можем порекомендовать одно место в Манаусе, куда стоит сходить ради соков и коктейлей из тропических фруктов. Называется «Skina dos Sucos», недалеко от Театра Амазонас. Попробуйте там смеси из таких местных фруктов, про которые вы, скорее всего, и не слышали. Например, таперебу с гуараной, или генипу с маракуйей. Выкрутите свой авантюризм на максимум, и решитесь на что-нибудь новенькое!

Из алкогольных напитков бразильцы любят кашасу (порт. cachaça), получаемую путём перегонки забродившего сока сахарного тростника. Крепость 37,5–40 градусов. Часто называется бразильским ромом. Кашаса — это часть культуры Бразилии, её национальный напиток, наподобие шампанского для Франции. Мы пили кашасу в составе кайпириньи (порт. caipirinha) — коктейля из лаймового сока, тростникового сахара и льда. Честно говоря, ничем особенным не запомнилось, выпил — и забыл.

По поводу кофе: Бразилия производит около трети мирового объема, что на сегодняшний день делает страну крупнейшим производителем в мире. Стране нет равных по общему объему производства зеленого кофе, кофе арабика и растворимого кофе. Экспорт в Соединенные Штаты не облагается пошлинами.

Одним из самых популярных напитков страны является café com leite, который представляет собой крепкий кофе, смешанный с большим количеством молока. Обычно подают на завтрак даже детям.

Нас же наиболее впечатлило Molenccino especial, которое делали в кофейне Molen Specialty Coffees в современном торговом центре Manauara в Манаусе. Край кофейной чашки был обмазан вареной сгущенкой, благодаря которой кофе приобрел новые оттенки вкуса. Обязательно загляните к ним на завтрак. Много интересных десертов, и более серьезная еда тоже найдется.

Бразильская Амазония. Обзор

В целом, в бразильской кухне используются несколько основных ингредиентов: рис, бобы, корень маниоки, кукуруза, свежие фрукты, мясо и рыба. Но страна-то огромная, каждый её штат славится своим коронным блюдом. А на Амазонке это, конечно же, рыба.

Помните ту фотку с пираньями, с которых начался этот обзор? Мы их съели. Восторгов никаких: мясо мало, костей много.

Собственный улов

А вот кто действительно очень понравился, так это местная рыба тамбаки, или бурый паку. Она из того же семейства, что и пираньи, но разница гигантская. И не только в размере, в отличие от 30-сантиметровых пираний, тамбаки вырастает до метра, и может весить 40 кг.

У тамбаки человеческие зубы, такие себе моляры даже на месте резцов, предназначенные для перетирания семян. Дело в том, что на 90% её рацион состоит из фруктов и орехов.

Видео: как тамбаки ест орехи:

Может быть благодаря такой «не рыбной» диете, мясо тамбаки необычайно вкусно. Лучше лосося! А в качестве огромного бонуса — почти нет костей, а те, что есть — очень крупные, больше похожие на ребра какого-нибудь млекопитающего.

Бразильская Амазония. Обзор

Впервые тамбаки мы попробовали в ресторане «Caxiri», напротив оперного театра. Ресторан великолепный. Посмотрите у них на сайте фотографии блюд, в реале еще лучше. Направление кухни — бразильский фьюжн. Целое филе тамбаки приносят в конверте, а дальше официант виртуозно раскладывает его кусочки по тарелкам с помощью ложки. Причем, мясо с брюшной и со спинной части отличается по вкусу. Обязательно попробуйте оба. К рыбе еще положено сто-пятьсот разных гарниров, но до них, обычно, дело и не доходит. Половина целой рыбины стоит $35, готовят около 40 минут, но ожидание оправдано. Никогда раньше не доводилось пробовать такую деликатесную пресноводную рыбу.

И несколько слов о фарофе. В ресторанах частенько к главному блюду приносили мисочку с необычным гарниром. Больше всего он напоминал желтую пшенную крупу, причем al dente. Крупа была твердая, скрипела на зубах, и не обладала выраженным вкусом. Делают фарофу из поджаренной муки маниока — клубнеплодного тропического растения. Из него же получают зернистый крахмалистый продукт, который в Бразилии называется тапиока. В поджаренном виде похож на белый блин, твердый, и совсем невкусный, несмотря на разные начинки. А бразильцы едят и фарофу и тапиоку в больших количествах, такой своеобразный бразильский закусочный фаворит.

Бразильская Амазония. Обзор

Не смогли съесть даже втроем

То ли потому, что в Бразилии мы питались, в основном, рыбой, овощами и фруктами, то ли благодаря активному отдыху, домой вернулись похудевшими.

Амазония, конечно, произвела огромное впечатление своим биоразнообразием, и оказалась не похожей ни на что, виденное до сих пор.

Все подробности — в большом рассказе.

Бразильская Амазония. Обзор

Место съемки: Амазония, Бразилия.

Июль, 2024.

Теги: Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.