В начале этого рассказа мы оказались на северной границе античной Перуджи. Можно было пройти и дальше, к средневековым воротам Порта Сан-Анджело, рядом с которыми находится церковь-ротонда Сан-Анджело, но уж слишком «по долинам и по взгорьям», а на долгом пути других достопримечательностей мы бы не нашли.
В точке, где мы находимся, можно видеть часть этрусских стен Перуджи IV века до нашей эры, простирающиеся примерно на 3 км. Стены были реконструированы в рамках обширного строительного проекта города, реализованного в средние годы III века до нашей эры римлянами после присоединения Перуджи.
Двумя наиболее важными воротами стали арка Августа на севере и Порта Марция на юге. Арка Августа — то, ради чего мы сюда пришли. Эти ворота сохранились практически полностью и выглядят как во времена Рима, за исключением лоджии наверху, что для любителей античности — большая находка. Ворота окружены двумя прочными трапециевидными башнями, сужающимися к вершине, до высоты около 20 метров. Арка высотой около 10 метров содержит надпись «AUGUSTA PERUSIA», сделанную во время реконструкции Перуджи, проводимой будущим императором около 40 года до нашей эры, а до этого построенные римлянами ворота называли Этрусской аркой. Единственный поздний элемент, элегантная лоджия, построенная на вершине левой башни, относится к периоду Возрождения и сегодня является резиденцией Управления архивного и ландшафтного наследия Умбрии.
Напротив Арки Августа находится палаццо Галленга-Стюарт, один из самых значительных памятников умбрийской архитектуры восемнадцатого века, построенный между 1748 и 1758 годами как дворянская резиденция, в 1927 году стал резиденцией Университета для иностранцев Перуджи. Работа в стиле позднего барокко была спроектирована перуджийским архитектором и художником Пьетро Караттоли и римским архитектором Франческо Бьянки.
И ещё одно ценное здание на площади — церковь Сан-Фортунато. Построенная в 1163 году, она демонстрирует остатки средневекового фасада с двускатной крышей и колокольней. Реставрации после землетрясения 1997 года выявили фрески в апсиде, датируемые XIII–XIV веками, но оценить их при закрытых дверях не было возможности.
Возвращаемся обратно к Кафедральному собору, откуда пройдёт в восточную часть Старого города. Мощёные улочки, пересекающие старый город, часто становятся ступенями, поднимаясь на холмы и спускаясь в овраги. Прогуливаясь, вы наткнётесь на фонтаны, арки и замысловатые дверные проёмы дворцов и церквей эпохи Возрождения.
Мы здесь, чтобы в лабиринте средневековых переулков отыскать следы великого Рафаэля в небольшой часовне Сан-Северо. Наконец виден указатель к ней.
Часовня Сан-Северо, построенная в XV веке, примыкает к церкви и монастырю камальдулов или камальдулезцев (кому как нравится), существовавшим с XII века. Камальдулы — орден отшельников, основанный святым Ромуальдо в 1023 году как часть Бенедиктинского ордена.
Камальдулы заказали фреску, над которой работал Рафаэль Санти между 1505 и 1508 годами, верхняя часть изображает Троицу, окружённую ангелами и херувимами, а по бокам — святыми ордена. Призванный в Рим папой Юлием II для росписи Ватиканских комнат, Рафаэль так и не закончил эту работу из-за своей преждевременной смерти в 1520 году. Закончить фреску вызвался Пьетро Ваннуччи, известный как Перуджино. Он, будучи уже в преклонном возрасте, завершил работу своего любимого ученика в нижней части. Скульптура в центре фрески — Мадонна с Младенцем из полихромной терракоты, приписываемая Леонардо дель Тассо, вдохновлённому флорентийской школой. Это последнее произведение искусства, созданное в Перудже Перуджино, который умер всего через два года, и единственное, оставшееся в городе от Рафаэля. Посмотреть это чудо можно всего за 4 евро, и можно свободно фотогравировать.
От часовни нам надо пройти к площади Джакомо Маттеотти.
Навигатор указывает кратчайшую дорогу. Опять характерные средневековые кривые тёмные переходы. В те времена без длинного клинка сюда, наверное, никто не совался. Кроме местных, судя по дверям, живут здесь и сейчас.
И вот выходим снова на свет, в начало площади Маттеотти. Сразу в начале площади — первый объект нашего интереса, церковь Джезу, которая является одной из самых интересных со структурной точки зрения церквей города, поскольку в области апсиды она состоит из трёх перекрывающихся молельных домов в форме башни в соответствии с социальной иерархией: часовни Конгрегации дворян, затем художников и, в меньшей степени, обычных горожан. Но посмотреть мы смогли только верхнюю, дворянскую.
Строение занимает территорию, где когда-то располагались церкви Сант-Андреа и Сан-Сальваторе. Строительство началось в 1562 году по заказу перуджийского епископа кардинала Фульвио делла Корнья по проекту архитектора-иезуита Джованни Тристано, было завершено в 1620 году Валентино Мартелли. Планировка церкви датируется шестнадцатым веком, а интерьер состоит из трёх богато украшенных нефов. В своде можно полюбоваться фресками генуэзца Джованни Андреа Карлоне, изображающими историю Джезу 1666 года.
Трёхнефный интерьер в стиле барокко богато украшен большим количеством золота. Великолепный потолок XVI века, резной и позолоченный на синем фоне, в 1989 году пострадал от серьезного пожара, затем он был реставрирован в 2001 году.
Алтари нефов выполнены из резного и позолоченного дерева, с коринфскими колоннами, на которых изображены картины начала XX века: Святой Антоний Падуанский, Святой Иосиф и Иисус, Святая Анна и Мария.
В часовне, посвящённой Санта-Анне, находится прекрасная картина небольшого формата, которая, согласно посвящению, написанному на обороте, принадлежит Федерико Бароччи (XVI век).
Образ главного алтаря с Обрезанием Иисуса, работа фламандца Микеле Десублео (XVII век), вставлен между двумя колоннами из чёрного африканского мрамора. В апсиде находятся два полотна XVII века Стефано Амадеи из Перуджи: «Рождение Иисуса» и «Поклонение волхвов».
А что ещё есть на площади Маттеотти? Например, дворец Капитана Народа (Палаццо дель Капитано дель Пополо), который был построен между 1472 и 1481 годами архитекторами Гасперино д’Антонио и Леоне ди Маттео на месте старой тюрьмы. Первоначально он был на один этаж выше, чем сегодня, и наверху находилась элегантная гвельфская зубчатая стена, похожая на зубчатую стену Палаццо деи Приори. Верхний этаж и зубцы были серьёзно повреждены землетрясением 1741 года и поэтому были снесены. В 1512 году по повелению папы Сикста IV в. этот дворец была перенесена Перуджианская студия (Университет Перуджи). С начала девятнадцатого века после перевода Университета Перуджи в бывший монастырь Оливетан в Монтеморчино во дворце и близлежащем Палаццо делло Студиум разместились судебные офисы.
Строительство здания почтового отделения началось в 1911 году, а его открытие состоялось в 1916 году, авторство проекта принадлежит Освальдо Арманни и-Де Фонсека. Здание представляет собой прекрасный образец дворца в стиле модерн. На месте, где сегодня стоит дворец, раньше стоял палаццо Меникони, в котором располагался Монетный двор и первая гражданская библиотека.
В 1540 году Папа Павел III призвал построить символическое оборонительное сооружение для демонстрации господства папской власти после подавления восстания Перуджи, известное как Соляная война. Её проект, разработанный военным архитектором Антонио да Сангалло Младшим, поглотил около четверти средневекового города. Из-за включения в проект остатков нижнего вала римских укреплений Паолина, крепости дали такое же название — Рокка Паолина. Впечатляющие ворота Порта Марция III века до нашей эры были встроены в крепостные стены. В отличие от Арки Августа, от ворот Марция осталась только верхняя часть в виде своеобразной декорации. Наверху арки виден ряд с пятью скульптурами из песчаника — предположительно Юпитера между Диоскурами и их соответствующими лошадьми.
От крепости снова поднимаемся в самый центр Перуджи, возвышающийся над идиллической сельской местностью Умбрии. Тихие долины и лесистые склоны холмов, характерные для Умбрии и давшие название региону (Зелёное сердце Италии), окружают город со всех сторон. С дороги, опоясывающей Рокка Паолину, можно сделать неплохие фотографии нижнего города и окружающей местности.
Сверху видна Порта Эбурнеа, известная как Арко делла Мандорла. Вставленные в этрусские городские стены, она сохраняет оригинальный вид до самой крыши, которая в Средние века заменила остроконечную арку. Через ворота проходила дорога, ведущая в Орвието.
Поднявшись наверх, используем главную улицу Корсо Ваннуччи с группой исторических и культурных достопримечательностей в качестве навигационной прямой вплоть до главной площади IV Ноября. Начало проспекта отмечает памятник Перуджино в садах Кардуччи. Художник изображён смотрящим в сторону Пьеве, своего родному города, с аллегорией Живописи у подножия статуи в ожидании вдохновения. Памятник Перуджино, спроектированный Энрико Кваттрини, был открыт 23 сентября 1923 года.
Наконец, выйдя на площадь Республики, мы поняли, откуда неслись громкие звуки последние пару часов. Здесь собрались умбрийские фермеры, которые протестовали против ввоза украинского зерна и других сельхозпродуктов, сомнительного качества и по демпинговым ценам. Подобную демонстрацию мы наблюдали и в Праге полгода назад. Хотя толку от таких мероприятий нет. Прежде всего, сплочённая прослойка трудящихся в Европе уже давно не существует, как и не найдём мы правительств, которые бы могли вести национальную политику. Современные — просто менеджеры на службе американцев, которые в общем-то и управляют ЕС, номинально в него не входя.
Мне кажется, и протестующие это понимают. Горячие итальянские души не позволят не покричать «Баста!» для проформы, вроде задача минимум исполнена, а после официальной части — буфет, запуск воздушных шариков в небо и распределение по тратториям за пиццей и граппой. Фестиваль, однако! Кстати, за протестующими можно увидеть конный памятник Витторио Эмануэле II 1890 года скульптора Джулио Тадолини. А за памятником виден дворец провинции Перуджа, который был построен после объединения Италии на части крепости Рокка Паулина. Проект 1867 года принадлежит миланцу Алессандро Ариенти, главному инженеру муниципалитета Перуджи.
Напротив него — палаццо Чезарони. Был построен по заказу предпринимателя Фердинандо Чезарони по проекту архитектора Гульельмо Кальдерини в 1897 году и включал в себя уже существовавший Палаццо Мональди. Работы были выполнены чуть более чем за 2 года под руководством инженера Ромбальдони. Во дворце никогда не проживал его владелец, и на протяжении многих лет он использовался для различных целей, в том числе для роскошного отеля под названием Palace Hotel. В 1977 году он стал резиденцией Регионального совета Умбрии и окончательно выкуплен регионом Умбрия в 1999 году.
Почти впритык к последнему — палаццо Донини, построенный с 1716 по 1724 год, вдохновлён тосканским стилем шестнадцатого века. В XIX веке дворец был продан муниципалитету Перуджи. Во дворце располагался факультет литературы и философии Университета Перуджи. В настоящее время это резиденция президента областного совета.
Завершает группу особняков вокруг площади Республики Палаццо-ди-Банко.
Толпы людей съезжаются в Перуджу дважды в год, и вы можете захотеть или не захотеть присоединиться к ним — на джазовый фестиваль в июле и на мероприятия Шоколадного праздника в ноябре. В остальное время город посещается гораздо меньше, чем Рим, Флоренция, Венеция и другие остановки на итальянских маршрутах. Это значит, что вы можете провести спокойное время в музеях и церквях, наполненных шедеврами умбрийского искусства и местными этрусскими находками, и насладиться прогулками по заманчивым переулкам и площадям.
Проспект Ваннуччи — отрезок с абсолютно наибольшим скоплением народа в центре Перуджи. Но и здесь, как видите, достаточно свободно, несмотря на середину лета.
На последнем отрезке проспект Вануччи отличается сплошной полосой ресторанов посередине мостовой. Поверьте, и в них, несмотря на внешнюю заполняемость, всегда найдутся свободные места.
Пообедав, идём смотреть национальную галерею Умбрии на верхних этажах Палаццо деи Приори, которая демонстрирует семь веков умбрийского искусства и заполнена работами Перуджино, Пинтуриккьо, Пьеро делла Франческа и других средневековых художников и скульпторов эпохи Возрождения, многие из которых оттачивали своё мастерство здесь, в Перудже.
Более 3000 произведений религиозного искусства, собранных в церквях, монастырях и частных коллекциях, выставлены в 40 залах — огромная коллекция картин, скульптур, керамики и текстиля, охватывающая период с XIII по XIX века. Фотографировал я мало. Многие произведения покрыты стеклом, в некоторых залах слишком темно, вспышка и штатив, естественно, запрещены. Но некоторые шедевры проявились и в этом рассказе.
Алтарь мастера Сан Феличе ди Джано, 1250 год.
Остатки часовни приоров. Фрески изображают истории городских святых. Середина XV века.
Гвидо да Сиена, полиптих из Монтелабате 1320 года. Перечислять долго, здесь Мадонна с младенцем со всеми апостолами и евангелистами.
Доменико ди Бартоло, первая половина XV века. Полиптих из Санта Джулианы вновь изображает Мадонну с младенцем в окружении святых особ.
Джованни Боккатти, 1445 год. Всё же до прихода триумвирата гениев Возрождения присутствовал довольно ограниченный выбор сюжетов.
Пьеро делла Францеско. После 1445 года. Вроде всё традиционно, но чувствуется дуновение свежего ветерка. Позы, краски, композиции.
И не проходит 40 лет — великий Перуджино. Мадонна Утешения. Почувствуйте разницу.
Перуджино. Один из магов волхвов, 1475 год. Юношеский шедевр художника, исполненный по заказу семьи Бальони в те годы, когда были ещё свежи воспоминания о учёбе во флорентийской мастерской Вероккьо
Интерьеров сохранилось во дворце немного. В основном надо смотреть вверх. Например — зал Фарнезе середины XVI века.