Мы выбрали этот город из-за удобства его географического положения на нашей дороге из Андорры и из-за древнеримской истории, начиная с 32 года до н. э., так как оба любим раскопки и руины древности. В римские времена он назывался Араузион и был построен легионерами Второго Галльского Легиона Цезаря.
2
Но город Оранж удивительно гармонично сочетает в себе римское со Средневековым и с постройками времен первых Республик.
4
Я погуляла по нему дважды — вечером по самому центру, несмотря на легкий кратковременный дождь и прекрасным воскресным тихим утром, когда казалось — я в Оранже одна.
4
Римский город расположенный в самом сердце Прованса, на границе с Лангедоком, богат историей. Множество цивилизаций оставили здесь свой след: греки, карфагеняне, но главное — римляне.
Оранж был столицей одноименного княжества несколько столетий, 500 лет, и именно тогда он сформировался как прекрасный город. Им владели князья Оранские — Нассау, чей титул, учрежденный в 8 веке франкским королем Карлом Великим, в 16 веке был передан голландской короне. Самый интересный член Оранской династии — принц Вильгельм, который в результате «Славной Революции» взошел в 1688 году со своей супругой Марией II Стюарт на английский трон.
4
Оранж стал французским только в 1718 году, по Утрехтскому договору, и именно тогда закончилась борьба за власть и наступил мир.
Сегодня 30-тысячный город знаменит в основном римским театром, в котором проводятся важные летние музыкальные фестивали Шорежи. Хотя и остальная часть Оранжа привлекательна.
1
Приехав от Андорры до Оранжа примерно в четыре часа, проползя в диких пробках часов восемь, и это всего 400 километров — народ к морю ехал, а нам оно было без надобности, но все дороги забиты, даром что ездим по ним совсем «не даром», нам, привычным к бесплатным немецким автобанам, стоимость платных французских дорог кажется несколько завышенной, мы сразу после заселения в отель, отправились гулять.
3
И, прямо возле нашего чудесного отеля, площадь городского театра с памятником погибшим в 1794 году горожанам. Все перечислены пофамильно, и выбиты слова Сестры Теотисты (Марии-Элизабет Пелисье), о том, что не надо бояться сопротивляться, «если Бог кажется жестоким, это для нашего истинного счастья, Вечный Венец — Цена Его строгости».
1 из 2
1
Символическое место буржуазной жизни, муниципальный театр Оранжа является примером стремлений общества, любящего развлечения и культуру на заре 20 века. Его характерный фасад делает его прямым наследником Оперы Гарнье. Он открыл свои двери 30 декабря 1885 года. Первого архитектора театра, Андре-Жана Будуа, бывшего сотрудника Шарля Гарнье, сменил архитектор из Монпелье Леопольд Каррлье. Реквизированное немецкими властями во время ВМВ, затем преобразованное в конференц — зал, здание было реконструировано в 1981 году и сейчас используется для проведения различных мероприятий. Фасады и крыша театра с 1975 года охраняются как исторические памятники. Здание является частью эклектического стиля, популярного в конце 19 века, сочетающего в себе элементы неоклассики и барочного стиля. Главный фасад выделяется лестницей, по бокам которой расположены два утопленных крыла. Первый этаж разделен тремя пролетами, отмеченными колоннами с тосканскими капителями. Они поддерживают фриз и карниз, украшенные по углам сосновыми шишками, и языками пламени. Первый уровень имеет аналогичный ритм: три проема, увенчанные пролетами и разделенные пилястрами, которым предшествует каменная балюстрада. Модильоны украшают мансардную крышу, крытую шифером, окруженную по краям двумя парапетными масками, демонстрирующие в центре орнаментальный фронтон. В нишах, венчающих входные двери, выставлены три бюста. Каждый соответствует театральному жанру: Корнель (1606 — 1684 гг.) для трагедии, Мольер (1622 — 1673 гг.) для комедии, и Фелисьен Давид (1810 — 1876 гг.) для оперы (он заменил запланированный бюст Расина). В общем, театр выглядит внушительно, и в то же время, не пафосно.
1 из 2
5
Неподалеку памятник погибшим во время Франко-Прусской Войны 1870–1871 годов. Французы ее проиграли, это была «Война одной пушки», именно в эту войну на полях стражений появились совершенно новые и очень современные пушки Круппа, которые в разы превосходили французские дульнозарядные гладкоствольные орудия и по точности, и по дальности и скорости стрельбы, и по мощности. Интересно, что в Германии есть памятники, посвященные победе в этой войне, но их переименовали — или памятник примирения, или что-то в этом роде.
2
С другой стороны от отеля — главная достопримечательность города — римский театр, построенный в 1 веке при императоре Августе. Это единственный римский театр в Европе, сохранивший монументальную сценическую стену длиной 103 метра и высотой 37 метров. Он был классифицирован как исторический памятник с 1840 года и внесен в список ЮНЕСКО в 1981 году.
1 из 4
6
Огромный римский театр встроен в склон холма Сен-Этроп в южной части Старого Города. Его акустика позволяет слышать каждое слово всем зрителям, которых может вместить театр — это 9000 человек. Холм, в котором вырублены сиденья, и натягиваемый огромный навес защищают зрителей от непогоды. В театре можно увидеть фарсы и клоунские импровизации, где исполняют песни и танцы, а иногда, по случаю приезда высоких гостей, дают отрывки из греческих трагедий на латыни. С внешней стороны стена совершенно плоская, и напоминает стену чудовищной тюрьмы. Внутри, несмотря на утрату большей части отделки, сохранились статуя императора Августа, больше, чем в натуральную величину, и ниши для более мелких статуй.
1 из 4
6
Стена разделена на три уровня по горизонтали: на верхнем уровне расположены два ряда консолей, а между ними — места для водных гидрантов, позволявших отводить дождевую воду. Над портиком видно убранство среднего уровня, это ряд из 22 пилястр и аркатур, высеченных в стене. Под каждой аркой находился окулус, освещающий помещения, расположенные между северным фасадом и стеной стены. Каркас портика упирался чуть выше первого уровня. На третьем уровне можно различить две серии из 43 консолей, выстроенных в белом известняке. Низкие консоли предназначались для приема оснований деревянных мачт, удерживаемых перфорированными консолями верхнего ряда. Эти большие мачты позволяли натянуть велум, большое полотно, защищающее зрителей от солнца, с помощью хитроумной веревочной системы.
1 из 4
1
В Театре проходило какое-то молодежное мероприятие, и огромное количесво веселящегося народу стекалось к входу. Полиции тоже было не мало, я перепугалась, что спать ночью не получится, но нет, потусив часов до 12, все угомонились и разошлись.
1 из 4
2
Вид театра лучше всего с холма Сен-Этроп, подняться по которому можно по лестнице. Я увидела статую снизу и, конечно, рано утром следующего дня, в гордом одиночестве, побрела наверх.
1 из 2
2
Подъем совсем не тяжелый, вполне удобные лестницы ведут на вершину холма.
1 из 4
1
Но, поднявшись, я слегка расстроилась, не просто вход в театр закрыт (я и не ожидала, что в семь утра, после фестивальной ночи, он будет открыт), но даже через решетки ничего не видно из-за боковых входов на трибуны. Клшка с ошейником с явным превосходством взглянула на меня, потом пожалела и разрешив себя погладить, юркнула внутрь, туда, куда я хотела!
2
Ну, а поскольку уже поднялась, отправилась гулять по парку. Он довольно большой, и, помимо тропинок и аллей, в парке есть все для активного отдыха — детские и спортивные площадки, места для пикника, кафе и прочие радости. Сейчас, ранним воскресным утром, мне только «герои» в процессе утренней пробежки попадались.
1 из 5
1
И, не увидев театра внутри, пришлось «довольствоваться» прекрасными видами на город, открывающимися со смотровой площадки парка, на город и на реку Рону.
1 из 5
6
Возвращаюсь вниз и во вчерашний день. Напротив римского театра — Муниципальный музей, в котором хранятся документы, относящиеся к Оранской династии, в том числе портрет основателя Нидерландского Королевства Вильгельма Тихого. Коллекция музея была собрана в начале 19 века археологом Антоненом Арто, и ее расположили в особняке 17 века в 1932 году. особняк на улице Дю Марше-о-Буфс состоит из трех зданий, расположенных вокруг большого двора, два из которых, расположенные в форме L, сохранились с 1653 года по сей день.
2
За музеем — римский Форум, точнее, его остатки. Политический, религиозный, судебный и экономический центр римской колонии Оранж — Colonia Firma Julia Sekundanorum Aausio — Форум, объединял вокруг обширной мощенной площади, окруженной портиками, базилику, храм и курию. Сохранилась его небольшая часть, портик, укрытый большой галереей, с колоннадой, которые изначально были украшены богатыми архитектурными элементами, были облицованы камнем и мрамором, на двух уровнях. Он состоял из колонн, аркатур, фризов, карнизов и ниш. В галерее размещались различные надписи, стелы, мраморные и бронзовые статуи выдающихся римских и местных персон. Это было местом чевствования и памяти римской городской элиты. Отверстие, которое видно сегодня, относится к средневековому периоду, тогда оно позволяло провести канализационную систему под открытым небом, которая называлась Понтильяс, прежде, чем она была перекрыта проезжей частью нынешней улицы Понтильяк. Арка квадрифрона отмечает полукруглый портик, закрывающий южный конец святилища. Аналогично, полукруглая стена и массивные фундаменты храма все еще видны. Можно различить монументальную лестницу, ведущую на подиум храма. За храмом и полукруглым портиком, мезжду двумя концентрическими стенами, все еще частично видимыми, сходятся два лестничных пролета, ведущие ко второму зданию, вероятно, пропилеям, и к третьему священному сооружению, Капитолию, построенному на вершине холма. Позже дома были пристроены к внутренней облицовке древней стены, чем объясняются многочисленные пробелы в старых элементах.
1 из 2
2
Древняя доминиканская церковь превратилась в современный протестантский храм. В конце 16 века Винсен де Козан, тогдашний губернатор княжества, приказал обустроить в стенах Оранжа церковь для доминиканцев, в здании церкви, построенной в 1269 году. Она была выкуплена городом в 1810 году, чтобы протестанты могли использовать ее для своих нужд. Здание окружено четырехугольной колокольней, пронизанной четырьмя аркадами. Неф с крестовым сводом завершается пятиугольной апсидой. Часовни были построены в 1662 году, о чем свидетельствует упоминание об этой дате на внутренней стороне свода.
1 из 5
3
А вот Кафедральный собор Нотр Дам-де-Назарет зажат домами так, что не подступиться. Построенный в начале 12 века, и освященный в 1208 году, собор был резиденцией Оранской епархии до 1801 года. Встроенный в старое здание, он, все же, позволяет любоваться его архитектурными объемами, сильно перестроенными за многие века, на уровне его южного и западного порталов, и апсиды на востоке. Расположенный между двумя контрофорсами нефа южный портал собора представляет собой любопытную смесь стилей, возникшую в результате нескольких изменений. Оригинальными кажутся только четверные выступающие косяки, сохранившиеся по обе стороны двери. Они поддерживают четыре, вероятно более поздние остроконечные арочные архивольты неравной кривизны и лепнины, вырезанные из мягкого известняка, и украшенные богатым декором из розеток, переплетений и фигур, характерных для романского искусства рубежа 12 — 13 веков. Витая колонна с желобками, украшенными шариками, изображающими жемчужины и пируэтами, увенчана получеловеческой маской, служащей капителью. Верхняя часть крыльца представляет собой простую небольшую постройку из бутового камня. В 1547 году монсиньор Ростен-де ла Бом-Сюз построил двойной вход, окруженный тосканскими колоннами, построенными на месте старых средневековых ворот. Его увенчивает треугольник — щипец. В нише первоначально находилась статуя Богородицы. Дверные створки, вероятно, датируются началом 18 века, а черепичная крыша, защищающая крыльцо, была положена в 1621 году. И рядом — изумительное дерево!
1 из 2
2
Отель Силхол — резиденция, расположенная неподалеку от городских ворот, напротив холма Сент-Эвтроп, принадлежала в 17 веке Эрве де Сильолю, благородному врачу родом из Гриньяна. Его сын Луи провел основные работы в 1635 году, и достроил дом между двором и садом, в который можно попасть по крытому переходу, состоящий из трех крыльев. Портал двери обрамлен пилястрами, поддерживающими антаблемент с ромбовидным фризом, прорезанным застежкой, украшенной листвой. Венчает все здание сломанный завитковый фронтон со стертым гербом в центре.
2
Мы вышли на большую площадь с более современной постройкой. На ней находится нынешняя ратуша, и со времен Княжества она была политическим и экономическим центром Оранжа. Здание Ратуши в неоклассическом стиле является результатом архитектурных изменений, отражающих его долгую историю. Старый отель Любьер, принадлежавший в 17 веке знатной семье Княжества, был приобретен городом в 1713 году для строительства новой Ратуши. Здание, представлявшее тогда большой дом с хозяйственными постройками, в 1715 году было оборудовано звонницей. Часы, типично провансалская «железная клетка» и украшающие ее бронзовые колокольчики, происходят из Средневековой Ратуши. В 1880 году фасад был полностью перестроен по проекту архитектора Карлье. Он имеет три этажа, последний из которых мансардный, и отличается неоклассической сдержанностью. Окна имеют рамки, лепные и увенчанные на первом уровне, с пониженными треугольными фронтонами. В центре выступает небольшой каменный выступ. Первый этаж пронизан двумя каменными пролетами, сложенными из тщательно подобранных бетонных блоков, они обрамляют трехсторонний проем колоннами, ограничивая таким образом аркадный проход для передвижения в тени. Скульптуры, украшающие верхнюю балюстраду, два херувима, окружающие герб города, увенчанные замком, являются работой болленуаского художника Феликса Шарпантье. Колокольня, построенная в 1715 году Жаном Бонту по проекту Эспри Гранжье, архитектора из Авиньона, с 1907 года классифицируется как исторический монумент. Она была восстановлена в 2004 году каменщиками, слесарями, краснодеревщиками, в результате чьих трудов видны декоративные элементы, изображающие солнечные циклы и петух, позолоченный сусальным золотом.
1 из 2
1
Неподалеку, на Рыночной площади, множество ресторанов, кафе, которые несмотря на небольшой дождик были заполнены отдыхающими людьми.
1 из 4
4
Старинная церковь Святого Флорана тоже принадлежала доминиканскому ордену. Она была основана в Оранже в начале 14 века, и служила местом захоронения многих принцев династии Бо. Во время религиозных войн церковь, уже сожженная протестантами в 1561 году, была почти разрушена 18 лет спустя, чтобы на ее месте построить мельницу. Возвращение братьев — доминиканцев в Оранж позволило восстановить церковь. Во времена революции церковь и монастырь последовательно использовались как казармы, сеновалы, конюшни и тюрьмы. В 1844 году в здание вновь «заселился» приход, посвященный святому защитнику Оранжа Флориану, епископу Оранскому в 6 веке и автору многочисленных чудес. Например, он своими мощами воскресил в Италии молодую девушку (завидую людям, которые в это верят).
1 из 3
2
Площадь Кордильеров получила свое название из-за близости бывшего францисканского монастыря, от которого сохранилась лишь церковь Сен-Флоран. Этих монахов в народе называли «кордельерами», потому что они носили в качестве пояса веревку с тремя узлами. Площадь красива, вся заставлена цветами.
3
Фонтан 17 века был почти демонтирован во времена ВМВ и заменен пожарным гидрантом. Жители района защищали его в старом виде, ссылаясь на легкость доступа, обилие воды, используемой «для нужд своих хозяйств и водопоя животных, которых сюда ежедневно привозят в большом количестве», а также на «множество иностранцев, которые приезжают на еженедельные рынки». И фонтан отстояли!
2
Фонтанов в городе много, и старых, и современных.
1 из 3
2
Чего еще много — зелени. Это и цветы, и аллеи с деревьями, что очень оживляет улицы с бело — желтыми домами.
1 из 15
2
В ноябре 1566 года протестанты Оранжа получили разрешение от губернатора «на строительство храма в районе Сен-Мартен», которое было завершено в следующем году. Во время Религиозных войн это святилище стало местом одиннадцатидневной резни, получившей название «Богоматерь Резни». Со 2 февраля 1571 года, в день праздника очищения Богородицы, сто сорок гугенотов были убиты. Во время Нантского эдикта в 1685 году храм Сен-Мартен или «маленький храм» был сравнен с землей, на его месте был построен фонтан, ныне исчезнувший. Во времена Второй Империи площадь была увеличина вдвое, поскольку ее «богатство серьезнно подорвало устойчивость рынка», и на ней был выстроен особняк.
2
В 1716 году Отцы христианского учения обосновались в «Большом Храме». Еапеллак Сен-Луи служила церковью для них и семинаристов. Освященная в 1718 году часовня была посвящена Людовику Святому. Во времена революционного террора в ней заседала народная комиссия, с 3 июня по 31 июля 1794 года, и перед этим революционным трибуналом пришлось предстать многим гражданам департаментов Воклюз и Буш-дю-Рен. 832 из них были приговорены к смертной казни как «фанатики» или «федералисты» и похоронены в братских могилах в районе Габе. В их память в 1832 году была возведена часовня, котору спустя почти 30 лет город продал сестрам Сретения Марии, а в 1972 году к ней был пристроен колледж.
1 из 3
1
На этом месте долготерпение моего супруга закончилось и стало понятно, что мужчину надо срочно накормить, что и сделали любимые нами китайцы. Я знаю, что находясь во Франции, многим кажется поход в китайский ресторан глупым, но мы любим, а мужу вообще «высокая кухня» с малюсенькими порциями не подходит. Китайские рестораны — наше «все».
1 из 5
2
Утром, я («жаворонок в кубе») унеслась «добегивать» «недобегнутое» вчера. Помимо того, что поднялась на холм над театром (выше написала), посмотрела еще много интересного, пока муж сны смотрел. Отправилась в район Пуртуля, чуть в стороне от римского театра.
4
После чумы 1721 — 1722 годов город решил засыпать ров бастиона Пуртуля, настоящей клоаки с тошнотворным запахом. Таким образом, был создан променад на набережной, который засадили тутовыми деревьями, замененными в следующем столетии 85-ю платанами.
5
На берегу Мейна индийцы построили фабрику по производству хлопка. Рабочих привезли из индии братья Веттер, швейцарцы. В период большого экономического процветания, в разгар своей деятельности в этой отрасли работало более 500 квалифицированных рабочих. Но конкуренция и большое количество подделок заставило фабрику закрыться уже в конце 18 века.
1 из 2
1
А скотный двор на реке работал на набережной до 1971 года!
3
Прогулка здесь очень приятная, с утра было не жарко, но днем, полагаю, здесь можно укрыться от солнца. Променад называется Ботанической тропой Кармин д, Оранж Сен-Эвтропе.
1 из 4
2
Построенный в 19 веке на месте старой часовни, храм больницы Дье имеет дополнительный вход на улицу Лопиталь, потому что он обслуживал не только больницу, но и бедный район Сен-Флоран. Полукруглая арочная дверь с лепным косяком и ажурным тимпаном расположена под остроконечным арочным фронтоном, опирающимся на две фрамуги, с резьбой из дубовых листьев и увенчанные мирой. Нынешнее здание состоит из строгого неоготического нефа, трех пролетов, окруженных нефами, и четырехугольной апсиды. Основала больницу Луиза де Марильяк, под эгидой святого Винсента де Поля, Конгрегации дочерей Милосердия, обслуживавшей эту больницу с 1759 по 1947 годы. В 2009 году часовня и зал больницы были отреставрированы муниципалитетом под руководством Жака Бомпара. И в феврале 2009 года часовня была перепрофилирована для богослужений, каждое воскресенье и в праздничные дни здесь проводится месса Святого Пия Пятого.
1 из 5
2
В этом же районе Пуртуля расположены несколько школ.
1 из 3
2
Школа Пуртуля.
Как и многие другие французские города, в конце 19 века Оранж провел множество работ, направленных на прославление новой Республики, облегчения автомобильного движения и улучшение гигиены в густой городской сети, наследии Средневековья. Денег не хватало, и работы, планируемые к завершению в 1882 году, были закончены только в 1904 году. Но получилось великолепно — улицы и площади были расширены, что потребовало реконструкции фасадов и соседних домов. Для фасадов зданий улицы Республики использовали благородные, не только региональные материалы, тесаный камень, кирпия и шифер для некоторых мансардных крыш. В зданиях применялся классический декор, образованный, среди прочего, карнизами модильонов и треугольными или круглыми фронтонами. В некоторых зданиях украшения, высеченные на камне, или железные конструкции балконов, свидетельствуют о зачатках архитектуры модерна.
1 из 10
3
Турист- информацион явно показывает, что туристов в городе бывает много. Но, пока я одна, и офис закрыт.
1
Я подошла к тому, ради чего затеяла утреннюю прогулку — к Триумфальной арке, которая возведена на пути Агриппы, в северной части города примерно в 20 веке до н. э., вне пределов тогдашних городских стен, в память о победах 2-го Римского Легиона. Сложный фриз и барелдьефы арки прославляют победы римских императоров над галлами, 1 и 3 уровень — сухопутные битвы, 2 уровень — морские сражения, включая битву при Акциуме, ознаменовавшую поражение Марка Антония и Клеопатры против Октавиана. В древности путешественники, идущие в сторону Оранжа, видели арку и город, объединенные в одной перспективе, прославляющие коолонию и ее памятники: крепостную стену, театр, форум, базилику и «Капитолий». В Средние Века арка была интегрирована в оборонительную систему в качестве форпоста. Такое повторное использование обеспечило ей сохранность. В 18 веке она была освобождена от защитных сооружений, а в 19 веке восстановлена Огюстом Каристи и внесена в Список Кульитурного Наследия ЮНЕСКО.
1 из 6
7
По всему городу расставлены скульптуры древних Богинь, прекрасно украшающие Оранж.
1 из 9
4
Между красивыми скульптурами — памятник Рамбо Второму (так и хочется сказать — Рэмбо), победителю Антиохии в Иерусалиме во время Первого Крестового Похода 1099 года. Это был могущественный сеньор, который, среди всего прочего, прославился тем, что был известным трубадуром.