Когда мы собрались съездить в Андорру (а собирались мы давно, мне хотелось сделать описание всех шести европейских «Карликов»), то было решено сделать промежуточную ночевку. Расстояние от дома до Андорры 1000 километров, и, если бы, они были «по прямой», то можно было бы за день доехать. Но последние 350 километров — горы, где машины ползут, а я терпеть не могу сидеть за рулем без крайней необходимости. Наличие мужа не предполагает эту саму крайнюю необходимость, он один справляется.
3
Супруг, любитель плавания, хотел остановку на море, но я, не любитель плавания, выбрала Ним. (мне комфортно только в двух водоемах — собственная ванна или джакузи с температурой воды не ниже 32 градусов). И, выбрав этот город первым пунктом ночевки, не прогадала, он того стоил! И порадовали не только развалины, но и относительно новые постройки, созданные плеядой известных архитекторов, в том числе Норманом Фостером, Жаном Нувелем и Филиппом Старком.
2
Город, расположенный на границе между Провансом и Лангедоком ассоциируется с двумя названиями: джинсовой ткани «де Ним» — «из Нима», и Римом. Влияние последнего явно видно по некоторым из самых обширных следов римских времен. Что касается джинсовой ткани, то она была впервые изготовлена на текстильных фабриках города, изделия которой в 19 веке экспортировались на юг США в качестве одежды для рабов, а потом — для золотоискателей, а потом для модников. Вот, кстати о моде, удивительный декор на одной из самых глухих городских улочках:
В 1841 году строительство железнодорожного вокзала превратило часть города в новый город, отделенный вокзалом от старого. И там, рядом с вокзалом и популярным центром отдыха горожан, мы и остановились на ночевку в понравившемся мне отеле.
3
А утром, пока муж спал (как всегда по утрам), я отправилась изучать окрестности, и выяснила, что мы ночевали в самом центре, почти напротив знаменитой Арены, и наши окна выходят на Эспланаду Шарля де Голля.
Фонтан, спроектированный архитектором Шарлем Квестелом и созданный Джеймсом Прадье, отмечает новую городскую ось, образованную вокзалом. Это также отсылка к старому городу, представленному в образе древней богини, чья корона говорит об этом. Фигуры, сидящие у ее ног, символизируют реки и источники депортамента: Фонтен Ним, Гардон, Рону, Фонтен д, Эр. Маски, плюющиеся водой, символизируют времена года.
3
13 сентября 2018 года при участии мэра Нима — Жан-Поля Фурнье, была открыта скульптура быка, созданная Бьялавой и Николадзе. Бои быков — особая страсть Нима. Это большой популярный ежегодный праздник (с учетом моего личного негативного отношения к этому действу, «праздником» мне это трудно называть), участие в котором принимают как любители, так и «бойцы» высокого класса. Наиболее знаменитым, и, можно сказать, «диким» праздником является Feria de Pentecote — Праздник Пятидесятницы, который длится пять дней перед Троицей. В это время около двух миллионов человек наводняют город, номера в отелях резервируются за год до этого, а каждый простой горожанин открывает винный погребок в самой глухой части сада, чтобы желающие могли пропустить стаканчик. Во время праздника проходят корриды, заканчивающиеся убийством быка, бычьи бега, когда с головы быка нужно сорвать кокарду, и наполовину любительские «свободные» бега, во время которых небольшие группы быков бегут по улицам города, а смелчаки пытаются сорвать кокарды с бычьих голов. В 1996 году Ним шумно приветствовал первую женщину — матадора Кристину Санчес, хотя она рано, в 1999 году ушла в отставку, возлагая ответственность за это на мужской шовинизм в профессии. В Ниме устраивают еще два праздника: один — во время февральского карнавала, когда над Ареной устанавливают надувную крышу для защиты от непогоды; другой — на третьей неделе сентября, во время сбора урожая винограда.
1
На этой же площади воздвигнут мемориал, посвященный погибшим в войнах жителям Нима, на котором выбиты фамилии каждого погибшего.
1 из 2
3
Тут я поняла, что надо идти за мужем, он тоже должен это увидеть, и дальше мы немного погуляли вместе.
Неподалеку от Эспланады де Голля, находится центральная точка города — римская арена первого века. Это одна из наиболее хорошо сохранившихся римских арен, где происходили гладиаторские бои, которые могли увидеть одновременно 24000 зрителей. Когда под натиском варваров, Рим пал, арена стала крепостью, а со временем превратилась в трущобы — дом для 2000 малопривлекательных людей, пока в начале 1800-х годов она не была очищена. Сейчас арена является главной сценой для корриды в Европе за пределами Испании, где летом собираются неистовые толпы, чтобы посмотреть на реальное кровопускание.
4
Напротив Арены — суперсовременное здание Романского музея, который был открыт относительно недавно — 2 июня 2018 года. Здание было построено по проекту архитектора Элизабет де Портзампарк. В музей я не пошла, понимая, что не хватит времени (в планах еще было зайти внутрь Арены, и вообще, ехать дальше «по делам» — в Андорру), но заглянула во внутренний двор, где обустроен Римский Сад. Растения сада описывают различные исторические эпохи, связанные с Нимом и его регионом. Здесь можно выделить три периода: доримский, или Железный Век (с 7 века до н. э. до конца 2 века н. э.); римский период (1–5 века); и его наследие с 6 по 15 века.
Римляне были большими потребителями специй и ароматических растений и прекрасно знали лекарственные растения. По прибытию в Галлию, они обнаружили цивилизацию, знавшую свои местные растения, и привнесли новое. Именно акант, кипарисы, лавр, самшит, розмарин, и мирт составляли большую часть ассортимента римских растений. Особым спросом пользовались виды с устойчивой листвой, чтобы сад мог сохранять вневременной вид летом и зимой. Но каждое растение имело, прежде всего, сильную символическую силу в дополнение к лечебному, декоративному или диетическому использованию.
История выращивания винограда и производства вина в Средиземноморском бассейне очень древняя. Она создала мифы и божества, связанные с праздниками, опьянением напитками, и вложила средства за пределы обширной области символических ценностей, в передачу из поколения в поколение продукта: вина, которое все еще потребляется и совершенствуется во всем мире в 21 веке.
Удивила история про сбор шалфея и про то, что чеснок использовался в качестве допинга (под фотографиями в подписях).
1 из 17
3
Позади Арены, если пересечь красивую маленькую плошадь Рынка, улица Фрескю приводит к другой городской достопримечательности — Квадратному Дому. Это изящный храм, знаменитый своей целостностью и гармонией пропорций. Построенный в 5 году, он был посвящен приемному сыну императора Августа, его внукам и наследникам — Гаю и Луцию, что было частью мер по раздуванию культа личности императора. Это один из наиболее хорошо сохранившихся храмов в римском мире, и включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Если есть время, то можно зайти внутрь, правда, отстояв в небольшой очереди и заплатив за вход.
5
И неудивительно, что Наполеон ради придания законности своей власти, выбрал этот храм в качестве модели церкви Мадлен в Париже. Храм стоит на маленькой площади напротив улицы Августа, где в римские времена размещался Форум, от которого остались разрозненные куски каменной кладки.
1 из 2
4
И рядом, в северной части площади, восхитительная эклектика — современный арт-объект, пример французской архитектурной дерзости, «Квадрат искусств», построенный британским архитектором Норманом Фостером. Несмотря на свои размеры, эта коробка из бетона, алюминия и стекла, стоит среди древних построек Нима скромно, ее стройный портик перекликается с портиком римского храма напротив. Сквозь стены и крышу льется свет, придавая зданию изящество и невесомость, отчего два здания вполне сочетаются друг с другом. Внутри «Квадрата искусств» расположился Музей Современного искусства.
1 из 2
Отель «Нови-Де Кавейрак» 1665 года постройки, был перестроен в 1773 году. За измененным в 18 веке строгим фасадом все еще можно обнаружить аранжировки, созданные в 1665 году купцом Леоном Нови. Сделав карьеру в Генуе, по возвращении в родной город он купил этот отель и провел его полную реконструкцию. Перевернутые колонны ворот внутреннего двора уникальны для Нима.
1 из 3
1
Еще один памятник Римской Эпохи — Ворота Августа. В зарождении Римской Империи Август постепенно сосредоточил в своих руках гражданскую и военную власть на римских территориях и во всех провинциях Империи. Он принял титул Императора. Одни из главных ворот древнего римского вала, одного из самых длинных в Галлии, который имел около десяти ворот и почти восемьдесят башен. Надпись, которая до сих пор видна на фасаде, указывает на то, что в финансировании укрепления участвовал Император Август. От этого монументального входа в город остаются две большие центральные аркады для проезда транспортных средств и две боковые аркады меньшего размера, предназначенные для пешеходов. А во дворике — статуя, изображающая Августа. Ворота были установлены на ранее существовавшей главной дороге Виа Домиция.
1 из 3
2
Мы, совершенно случайно, вышли на очаровательную Рыночную площадь, с необычным фонтаном. Мартиал Рэйсс, французский художник, участвовавший в движении «Новый реализм» 1960-х годов, вернулся к классическим скульптурным практикам в 1970-80-х годах. Этот фонтан он создал вместе с итальянским скульптором Вито Тонджиани. Это интерпритация герба Нима — Крокодил. Правда, когда я нашла (когда писала) концепцию этого крокодила, пожалела, что сфотографировалась с ним: крокодил, питающийся трупами и гнилью, и усеченная колонна, символизирующая пальму, отсылают к идее смерти. Текущая вода — знак воскресения. Видимо, поэтому, рядом, на решетке, еще один фонтанчик — играющий и переливающийся разными цветами. Птичья поилка.
1 из 5
4
Это не единственный крокодил в городе. Император Август способствовал, правда, косвенно, тому, что на герб Нима попал прикованный к пальме крокодил. Этот символ был взят с монеты Августа, отчеканенной в память о его победе над Антонием и Клеопатрой, после того, как император поселил ветеранов той военной компании на окружающих этот город землях.
1 из 3
1
Башня, примыкающая к Консульскому дому, была построена консулами Нима в начале 15 века, и использовалась для отбивания времени, призывая советников к совещанию, и для сообщения о пожаре. Она до сих пор остается символом муниципальной власти, несмотря на перенос Ратуши в новое здание в 1702 году. Пьер Дардайон перестроил грозившую обрушиться башню в 1754 году, на том же основании и той же высоты. В конце 19 века в результате сноса Консульского дома, она полностью открылась, и стала главным украшением Рыночной площади.
1 из 2
2
А это здание «Новой» мэрии. К концу 17 века средневековые здания бывшей королевской сокровищницы были почти заброшены, их выкупили консулы Нима, и построили новую Ратушу. Что-то осталось от старой постройки: выражая королевскую власть, здание сокровищницы было предметом значительных работ во время правления Франциска I, который посетил Ним в 1535 году. Большие каменные створчатые окна, окруженные элегантными коринфскими колоннами с тонкой резьбой, являются исключительным свидетельством искусства эпохи Возрождения в Ниме. В старом крыле здания видна остроконечная арочная дверь, и окна, датируемые 13 и 15 веками. Построенная архитектором провинции Лангедок Шарлем-Огюстеном Давилером и Нимуа Жаком Кубизолем, новая часть здания выражает французский классицизм 17 века в горизонтальных линиях, симметричности фасадов на улице и во дворе (вход туда через аркаду), богатом ритме, заданном арками. Правая часть фасада, оставшаяся незавершенной, была построена только в 1837 году.
1 из 7
1
Церковь Сан Бодиля — неоготический памятник, главный неф окружен боковыми приделами, и трансепт с крыльцом на каждом конце. Архитектор Жан Монде был вдохновлен готическими постройками северной Франции. По бокам аркбутаны нейтрализуют нагрузку сводов нефа. Большой портал завершен двумя шпилями. Барельеф, изображающий Христа в окружении символов четырех евангелистов, украшает тимпан над порталом. В верхней части фасада находится статуя Святого Бодиля, первого апостола церкви Нима в 3 веке, несущего меч и пальмовую ветвь.
Занимая место бывшего жилого квартала, церковь является одним из крупнейших строительных проектов религиозных зданий, которые город предпринял в 19 веке, чтобы справиться с ростом населения и потребностью в новых приходских церквях.
3
Гранд Темпль — Большая Церковь Доминиканцев 1747 года, с прекрасной плошадью перед ней, с фонтанами, тенистыми деревьями и уютными скамеечками. Скульптор и архитектор Жан Морик спроектировал эту церковь, черпая вдохновение из зданий католических церквей в Италии: фасад с четко дифференцированными уровнями, более узкий в верхней части, и одиночный неф, окруженный боковыми часовнями. Здание использовалось реформаторской церковью с 1792 года, в 1843 году на фасад была добавлена Библия.
1 из 3
3
Часовня Сент Эжен 13 века, наравне с собором, является старейшей церковью Нима. Первое упоминание о ней датируется 956 годом. О Средневековом происхождении говорят цилиндрический свод, поддерживаемый двойными арками. Хор, покрытый ребристым сводом, был перестроен в 1654 году. Фасад, вдохновленный романским искусством, был перестрроен из цемента в 19 веке. Во времена Религиозных войн 1657 — 1746 годов, церковь служила пороховым складом, потом бильярдной фабрикой в 1792 — 1876 годах, и только в 1877 году она восстановила свою религиозную функцию.
1 из 3
2
Супруг мой, ленивец, на этом месте сказал, что ему срочно надо погулять по местному рынку, и наверх я побрела одна. Моя цель — башня Магне начала 1 века. А по пути — «Водный дворец», по-просту говоря — водо-распределительная станция. Наличие большого количества воды являлось признаком комфорта римского города. Акведуки, исключительрные произведения искусства, обеспечивали водоснабжение и демонстрировали ноу-хау римских инженеров.
Вода из реки Эр-де-Юзес поступала в этот распределительный резервуар, проделав путь в 50 км через По-дю-Гар. Резервуар был оборудован шлюзом на акведуке, несколькими стоками в полу и десятью свинцовыми трубами, по которы вода поступала в разные части города. Подобный источник сохранился лишь еще в одном месте — в Помпеях.
1 из 2
1
Неподалеку, на площади Эсклафидус, и сейчас есть колодец. Явно более поздний.
1
Восьмиугольная римская башня Магне возвышается на 32 метра на самой высокой точке вала древнего галльского города. Кельтская башня достигала высоты 17 метров, и была разрушена в 17 веке. Длинный L-образный пандус достигал вершины основания и вел по крытому переходу к лестнице, обеспечивающей дополнительный доступ к вершине башни. Во времена римской империи у нее был дополнительный уровень. Это была часть августовских стен, которые тянулись более, чем на 6 километров. И вновь я не зашла внутрь, не было времени — плата не высокая, и очередь не большая, так что — жаль, что не смогла зайти. Но муж уже сидел в ожидании на скамеечке возле парковки.
1 из 8
3
Дорога вниз проходит через чудесный парк. Первые жители Нима поселились в 6 веке до н. э. около священного источника. В 1 веке до н. э. римляне разместили его в Авгутеуме, обширном святилище, посвященном богу Немаусу и императору Августу. Этот монументальный комплекс зданий был заново открыт в 18 веке.
Экономический бум и рост населения Нима с 17 века привели к расширению пригородов. Ответственный за выделение древних останков, обнаруженных возле источника, и улучшение водоснабжения города, Жак-Филипп Марешаль, королевский инженер, запланировал создание новых районов по упорядоченному плану на оси сада, расширенной нынешним проспектом Жана Жореса. Этот проект до конца будет реализован только в 19 веке. И я спускаюсь в город по саду Фонтене 18 века. Первый созданный во Франции в 1750 году общественно доступный сад.
В глубине кустарников небольшой фермерский дом с ограждением. Первоначально предлагая дополнение за счет садоводства, он постепенно стал местом отдыха жителей Нима в 19 веке. На участке, ограниченном каменной кладкой, традиционно находится беседка из вьющихся растений, средиземноморские кустарники, оливковые и фиговые деревья и цистерна для воды, а также площадка для игры в петанк. Вход ограничен двумя кипарисами.
1 из 10
2
Процветание Нима в 18 веке было основано на производстве шерсти, хлопка и шелка. Деятельность многочисленных красильных мастерских зависела от садового источника, слишком нерегулярный поток которого не обеспечивал достаточного круглогодичного снабжения. В 1740 году Людовик XV поручил Жаку-Филиппу Марешалю задачу по благоустройству участка. Инженер построил широкие и глубокие каналы для сбора и хранения больших объемов воды.
1 из 8
3
Мраморные вазы и скульптуры вдоль дорожек были куплены в 1747 году, когда снесли Шато-де ла Моссон недалеко от Монпелье. Как было модно в то время, эти работы 18 века представляют античных богов. Только скульптуры нимф были заказаны специально для сада. Главная фигура символизирует нимфу источника.
1 из 3
1
Храм Дианы в центре сада состоит из главного зала и сводчатой части, окруженной коридорами. В 1 веке до н. э. он являлся частью Августеума, святилища, посвященного культу императора и его семьи, и, несомненно, играл роль в праздненствах. Он располагался возле священного источника, с огромным портиком, небольшим театром и нимфеем. Нет никаких оснований для приписывания его Диане, богине охоты, но тем не менее — именно так его называют.
1 из 2
2
Более современный памятник — уроженцу Нима — Эрнесту Дени, французскому политику и историку, известному преподавателю и славянисту. Он специализировался на чешском языке, на богемской истории, считая чехов более «продвинутыми», нежели другие славяне. Открыл в Чехии школу, выпускал журнал на чешком языке, написал работу про Яна Гуса и стал их национальным героем, хоть и француз.
Спустилась в город и понеслась за мужем, пора ехать дальше, ведь главная цель — Андорра, но не могла по пути не замечать и не отмечать еще какие-то достопримечательности.
Для церкви святого Павла городские власти выбрали проект молодого парижского архитектора Шарля Кестеля, на национальном конкурсе на строительство новой церкви. Первая неосредневековая церковь во Франции отсылает к южнофранцузским романским церквям. Архитектор заимствовал у церквей в Арле три полукруглые двери, украшенные прекрасными скульптурами, в центре которых изображен Христос, в окружении евангелистов.
2
Музей Старого Нима, с примыкающим к нему музейным садом расположился в бывшем дворце епископа. В музее экспонируются предметы быта и обстановки помещений эпохи Возрождения. Это место называют «Местом посмертного дуэта» молодой художницы по текстилю Жанны Вицериал и недавно умершего живописца Пьера Сулажа. Исследования художника имели особое значение в карьере Жанны Вицериал. Она поняла, что «черный цвет открывает безграничные возможности, потому что, в конечном итоге, речь идет не о черном, а о свете и дверях в иные миры». Слишком умнО для меня. Художница месяц прожила в музее, вместе со своей командой и студентами факультета моды из лицея Эрнеста Хемингуэя в Ниме.
1 из 4
1
Неподалеку от музея расположен Кафедральный собор Богоматери и Святого Кастора 1096 года, с украшенными скульптурами фризами западного фасада (правда, он реставрируется). Это практически единственное сохранившееся средневековое здание города, так как большая их часть была разрушена во время смуты, последовавшей за Мишеладой — резней католического духовенства и знати, устроенной протестантами в день святого Михаила, в 1567 году. Несмотря на жестокие преследования протестантов, явившихся следствием восстания камизаров в 1702 году, Ним был и остается твердым оплотом протестантизма. Помимо сказанного, собор малоинтересен, так как был сильно разграблен в ходе религиозных войн, и перестроен в 19 веке.
1 из 2
В тени собора появился на свет писатель Альфонс Доде, также, как и Жан Нико, тот самый дипломат и доктор, который внедрил табак во Франции, завезя его из Португалии, в 1560 году, и чье имя теперь носит самый популярный в мире наркотик.
1
Протестанты, которым было запрещено занимать государственные и общественные должности, направили свою энергию на сколачивание капиталов. Результаты их трудов можно обнаружить в виде дворцов 17 и 18 веков на улицах вокруг собора.
1 из 20
Готический дом конца 15 века, позднесредневековая резиденция. Этот дом, который, к сожалению, невозможно полноценно сфотографировать, представляет собой редкий образец архитектуры конца 15 века. Слепая аркада на фасаде закрывает фасад бывшего магазина. Большие створчатые окна освещают комнаты первого этажа. Обрамленные узкими колоннами, они увенчаны длинной ступенчатой лепниной, покоящейся на основании в виде фигур.
1 из 2
1
В 1802 году указом консулов Республики были учреждены торговые палаты в торговых и промышленных городах, включая Ним. А вот здание Торгово-Промышленной палаты когда-то было больницей Руффи, построенной по проекту городского архитектора Шарля Дюрана. Новое здание соединено с больницей, расположенной позади. Фасады из тесаного камня, состоящие из трех уровней полукруглых аркад, расположены в форме буквы U вокруг сада. В 1935 Торговая палата приобрела здание и превратила его в свою штаб — квартиру.
1 из 2
1
Свободная библиотека порадовала книгой:
1 из 2
1
Колодцев с надписями не нашла, но маленькие указатели были. И, неожиданно, римский символ.
1 из 2
2
Еще немного Нима, где перемежаются старые позднесредневековые дома, со зданиями эпохи Возрождения и более поздними.
1 из 17
2
Побывав в Ниме, невозможно не заехать в красивейшее ущелье неподалеку, буквально в 20 километрах. Последние километры подъезда к парковке ведут по красивой аллее.
1 из 2
3
Дерево мира, посаженное 8 января 2015 года после теракта в Париже, в дань уважения и скорби по погибшим во всех терактах в мире, на парковке, на которую мы прибыли.
1
На парковке увидела редкость — машину с номером Французской Полинезии.
Пон-дю-Гар — самый большой сохранившийся участок 50-километрового акведука, высотой 48 метров (самый высокий в римском мире), построенного римлянами в середине 1 века, в три ряда арок, наложенных друг на друга, 275 метров в дину, чтобы обеспечить город пресной водой. Акведук, имеющий перепад высот между началом и концом всего лишь 17 метров, стал настоящим достижением античного строительства. Он тянется через холмы и долы, через туннель, по верху стены, через траншеи и над реками. Сегодня мост — ловушка для туристов, но он остается превосходным образцом сочетания функциональности с эстетикой. Именно этот мост заставил впечатлительного Руссо заявить, что он «хотел бы родиться римлянином». Три ряда арок соединяют берега реки, на самом верху крытый желоб для воды, покрытый специальной водостойкой штукатуркой и краской, очевидно, имеющей в основе сок инжира.
1 из 9
2
Река Гар необыкновенная! Бирюзового цвета, в некоторых местах петляющая глубоко внизу (подъехать можно по указателям), в некоторых — с удобным спуском к пляжам. Каньон, вырезанный кристально чистой водой реки — идеальное место для отдыха и прогулок.
1 из 9
4
Доисторический грот Вина дю Ренж, перед входом на мост. Позже он использовался в римские времена.
1 из 2
Проезжая мимо городка Вильфранш-де-Конфлан, видны укрепления маркиза Себастьяна де Вобана, входящие в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Жаль, что уже не было времени погулять там, деревня входит в перечень «Самых красивых деревень Франции».
1 из 6
4
Зато, видели еще множество прекрасных мостов:
1 из 7
4
Границу между Францией и Испание я благополучно проспала. Собственно, как таковой нраницы нет, но у меня даже телефон не отреагировал и не переключился. И, в тумане, любуясь или испанскими, или андоррскими коровами, мы заехали в Андорру — цель путешествия, здесь уже есть пограничный пост, без пограничников.
1 из 10
Всем спасибо за внимание,а я теперь очень хочу в Окситанию всерьез!
2
Ним в Окситании — самый римский город во Франции, деним и никотин