Я в основном знал Перуджу как родину Перуджино и восхитительных шоколадных деликатесов с начинкой из цельного лесного ореха, как столицу Умбрии и как университетский город, специализирующийся на языках. Скорее Ассизи в Умбрии более известен всем в связи с великолепными архитектурными сакральными памятниками и как место паломничества.
Благодаря своему центральному расположению, Перуджа была одним из главных городов в центральной Италии и процветала в эпоху этрусков и Рима. Её исторический центр мало изменился за последние 400 лет, наполненный симпатичными мощёными улочками, красивыми площадями, величественными церквями и потрясающими палаццо.
Но этот прекрасный средневековый центр далеко не всем известен, Перуджа всё же находится немного в стороне от проторенных итальянских массовых туристических маршрутов. Не то чтобы это слишком беспокоило перуджинцев, которые посещают университеты города, занимаются своими делами (в том числе изготовлением всемирно известного шоколада) и наслаждаются нетронутой природой в недалёких окрестностях.
Город набит приезжими два раза в год — на фестиваль джаза и на праздник шоколада. В остальное время — нет, не сказать, что он пуст, но количество одиночных и парных туристов ровно такое, что они нигде и никак не мешают другим спокойно изучать город и делать атмосферные фото. Для нас достаточной причиной посетить Перуджу явилась, как понимаете, возможность насладиться красивым и замечательно сохранившимся средневековым городом.
Однако Перуджа не музейный экспонат — город живой и космополитичный, столица региона, дом двух университетов и множества молодых людей с питейными, кулинарными и культурными заведениями, которые их обслуживают.
Одно из удовольствий пребывания в этой жемчужине Умбрии — наблюдение за местной жизнью на красивых светлых площадях и вдоль тёмных средневековых переулков, которые вьются вверх и вниз по холмам. Гордые дворцы и средневековые церкви напоминают о долгом и красочном прошлом города, а музеи демонстрируют древние артефакты и сокровища искусства эпохи Возрождения.
Столица Умбрии представляет собой разделённый город: современный нижний город раскинулся по долине реки Тибр, а гордый старый средневековый, ради которого все, несомненно, сюда едут, раскинулся на вершине холма, части предгорий Апеннин. Но это не значит, что старый город находится на каком-то ровном плато, и он состоит из сети улиц и лестниц с большими перепадами по высоте. Нельзя сказать, что городские власти не заботятся о комфорте передвижения, есть несколько эскалаторов, лифтов, но всё же они пока не часты.
Пару последних лет принцип построения маршрутов приходится менять. Вот и для нашего визита в Перуджу у нас не было чёткого плана и цели посетить все объекты на карте, несмотря на то, что такие подробные карты, лично мной составленные, всегда с нами. Последнее время мы больше поступаем по ситуации, насколько нам комфортен темп прогулки в связи с погодой, больным коленом и другими составляющими, включая высотные перепады.
Поэтому в рассказах о Перудже (а их будет два) вы не найдёте стопроцентный справочник по достопримечательностям. Мы, конечно, посетили самые знаковые места, а последующая прогулка по его узким средневековым улочкам, восхищение архитектурой и видами на холмистый ландшафт, а затем вкусный обед уже были достаточно захватывающими.
В Перудже можно найти парковку только в нижнем городе. Хорошо обозначенные парковочные зоны окружают старый город и соединены с центром серией лифтов и эскалаторов. Одной из самых удобных является большая парковка на площади Пеллини, и она включает в себя поездку на длинном эскалаторе в центр, где мы вышли на улицу дей-Приори.
Осмотревшись, увидели вокруг себя сразу три достопримечательности. Городской облик Перуджи в Средние века характеризовали десятки высоких башен, как и в других городах северной части Италии. Между IX и XIII веками башни представляли собой фундаментальный архитектурный элемент, как военный инструмент, так и символ престижа самых выдающихся городских семей. Со временем в результате различных событий их высота уменьшилась, а большинство были просто разрушены. Башня Скири высотой 42 метра — единственная полностью сохранившаяся башня Перуджи. Была построена в конце XIII века семьёй Одди. Во второй половине 1600-х годов башня и прилегающее к ней здание были подарены графиней Катериной делла Пенна, последней представительницей семьи Одди, францисканцам, которые основали там колледж для бедных девушек, действовавший вплоть до 2011 года.
Церковь Санто-Стефано находится здесь с 1163 года; в XIV веке здание приняло современный вид. Оценить интерьер не представилась возможность, церковь была закрыта.
Церковь Сан Филиппо Нери имеет в городе титул — Самое красивое перуджинское барокко.
Но всё потому, что в центре Перуджи барокко скорее отдельное исключение, чем правило. В Баварии или Австрии такая церковь находилась бы в ранге обычной приходской и вряд ли вообще бы пользовалась каким-то вниманием туристов.
Церковь с фасадом архитектора Виньолы 1663 года и однонефным интерьером с боковыми капеллами была украшена фресками XVII и XVIII веков таких художников, как Карлоне, Бокканера, Бризи, Аппиани.
На главном алтаре находится полотно Пьетро да Кортона, изображающее Непорочное зачатие 1662 года.
И ещё одна достопримечательность на этой улице — церковь Святых Северо и Агаты. Она имеет очень древнее происхождение, упоминается в начале XII века. Нынешнее здание датируется примерно 1317 годом.
Стиль церкви принадлежит францисканской готике.
В церкви есть важные фрески умбрийско-сиенской школы 1319 — 1333 годов.
Над алтарём — Распятие школы Лоренцетти XIV века.
А около двери мы нашли абсолютный уникат. Здесь изображена Троица в трёх ликах — иконография крайне редкая, так как из-за неоднозначного богословского толкования была запрещена ещё Констанцским собором 1414 года.
Впереди свет — мрачная Виа-деи-Приори вырывается на простор центральной площади как раз под дворцом деи Приори, откуда и её название.
Площадь IV (изрядно оскорбите перуджинцев, если напишете номер по-арабски, вот такой «бзик») ноября является сердцем города, обрамлённым и украшенным некоторыми исключительными образцами архитектуры и скульптуры средневековья и раннего Возрождения.
Эта привлекательная площадь всегда полна людей. Окружают её много дворцов. Палаццо Аджо.
Но главный здесь, безусловно, Палаццо деи Приори, напоминающий крепость с его зубчатыми стенами, готическими окнами и двумя величественными скульптурами, возвышающимися над входом.
Одна из них изображает грифона, символ города, а другая — льва, символа фракции Гвельфов во время политических потрясений в Средние века.
На протяжении столетий в самом центре городской площади возвышается этот величественный дворец. Богато украшенное здание в готическом стиле было построено в 1300-х годах и ранее было резиденцией муниципалитета Перуджи. Сейчас в нём находится главная художественная галерея региона, куда мы заглянем во втором рассказе о Перудже.
Через портал четырнадцатого века, украшенный статуями грифона и льва, пройдём в знаменитый Нотариальный средневековый зал с большими арками, полностью расписанный фресками. Сегодня это место заседаний городской ратуши.
От оригинальных фресок XIII–XIV веков сохранилось лишь несколько фрагментов. Полностью изменённый за три столетия папского правления, он был восстановлен в своем первоначальном состоянии после 1860 года.
В центре площади находится монументальный, розово-белый Фонтана Маджоре, искусно вырезанный с завитками святых, ангелов, знаков зодиака и библейских персонажей. Спроектированный дуэтом отца и сына Никола и Джованни Пизано в XIII веке, этот элегантный комплекс также является памятником инженерам, впервые доставившим в город пресную воду с горы Паччано.
Ярусный трёхчашечный фонтан, построенный из розового и белого ассизского мрамора считается настоящим символом Перуджи. За фонтаном находится знаменательный Кафедральный собор Перуджи — архитектурный комплекс, посвящённый Святому Лоренцо (Дуомо ди Сан-Лоренцо). Собор имеет необычную особенность: его фасад не обращён к главной площади. Мы видим наслоение архитектурных стилей на протяжении веков, от фундамента церкви XIV века до расширения в собор в стиле неоготики к XIX веку.
Первая церковь, посвящённая Святому Лоренцо, замученному в Риме в 258 году нашей эры, возникла в IX веке над древним форумом этрусско-римского города.
Но от неё не осталось никаких следов. Нынешняя церковь, спроектированная в XIV веке как продолжение предыдущей церкви, приняла свой нынешний вид в XV веке.
Фасад Дуомо так и не был закончен, отсюда и его суровый вид, в то время как сложный интерьер украшен красочными фресками и выдающимися скульптурами. Перед собором установлена статуя Папы Юлия III, созданная Винченцо Данти в 1890 году.
Внутри собор имеет стройную конструкцию в идеальном готическом стиле и разделён большими восьмиугольными колоннами на три нефа одинаковой высоты. Но внешний вид пятнадцатого века практически утрачен из-за многочисленных реконструкций, проводившихся на протяжении веков. Своды покрыты декоративными мотивами, составляющими настоящую антологию живописи восемнадцатого века.
В отдельной часовне хранится почитаемая реликвия — обручальное кольцо Богородицы, украденное у жителей Кьюзи в 1473 году. У кольца длинная история, она бы заняла целый рассказ. Я только уточню, что ювелир, к которому обратился вор в Перудже, узнал святыню и сообщил Папе. А Папа после долгих размышлений решил не возвращать кольцо в Кьюзу, а передал на хранение в собор Перуджи, мотивы принятия такого решения остались неизвестны.
Самое известное чудо, произошедшее с жителями Перуджи, датировано 1746 годом, когда молитва, обращённая к кольцу, избавила горожан от чумы. Кольцо вставлено в специальный реликварий.
На стене контрфасада, над порталом, находится очень большое полотно Джованни Антонио Скарамуччи 1616 года, изображающее Богородицу среди покровителей города — святых Агостино, Доменико и Франческо
Среди других живописных произведений, представленных в соборе, наиболее важным является «Снятие с креста» Федерико Бароччи 1569 года, сохранившееся в часовне Сан-Бернардино. Произведение считается одним из шедевров европейской живописи XVI века и является единственно сохранившимся произведением этого художника из Урбино в городе.
На одной из колонн в центре нефа находится почитаемый образ Мадонны делле Грацие, предмета глубокого почитания жителей датированный примерно 1515 годом и приписываемый одними учёными Перуджино, а другими — его ученику Джанниколе ди Паоло.
Часовня Баптистерия 1855 года по проекту архитектора Джованни Сантини содержит древнюю фреску «Крещение Иисуса» и неоготическую крестильную купель
На левой стене — деревянное Распятие работы Кристофа Фурнье 1656 года
Дворец архиепископа, расположенный рядом с бывшим Палаццо дель Семинарио, который, в свою очередь, примыкает к собору, включает в себя остатки комплекса первоначального Палаццо деи Консоли, затем Палаццо дель Подеста, который был разрушен в 1534 году из-за пожара.
Покидаем центральную площадь, чтобы дойти до северной границы средневекового города.
Порой улицы Перуджы — каменный мешок. Даже днём тут кое-где горят фонари, чтобы хоть как-то сделать местные «ущелья» более приветливыми к случайным путникам.
Впрочем, не вся Перуджа так брутальна и сурова, попадаются вполне по-итальянски солнечные уголки, и то, и другое мы увидим во втором рассказе о этом городе.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия