Этот день был самый дождливый во время нашего отдыха в Умбрии. Пережидать в отеле было глупо, но и промокнуть не хотелось тоже. На счастье, сейчас можно получить оперативную информацию вплоть до конкретного города. Успев до обеда посмотреть Торджано и Деруту, мы стали выбирать — куда дальше. Во второй половине дня относительно «сухим» на карте Умбрии в приложении остался только город Терни с окрестностями. Вроде не логично было ехать ради одного города с севера на юг Умбрии, куда всё равно мы возвратились в последующие дни ради иных достопримечательностей, но всё же проехать 200 км по хорошей дороге в оба конца веселее, чем ходить под дождём.
Со своими 110 000 жителей, Терни — второй город в Умбрии и первый по экономическому значению. Город с высокими темпами промышленного развития со времён Средневековья, когда это был богатый и воинственный свободный муниципалитет с десятками и десятками водяных мельниц, в XIX веке настолько увеличил свой промышленный потенциал, что его прозвали «Городом стали» и «итальянским Манчестером».
В числе других здесь находятся знаменитый сталелитейный завод, основанный в 1884 году, и с 1875 года — важный оружейный завод, действующие до сих пор, а также гидроэлектростанция и заводы, специализирующиеся в текстильной и химической отраслях. По этой причине Терни пострадал от очень сильных бомбардировок во время Второй мировой войны.
Город был восстановлен, его экономика по-прежнему в основном вращается вокруг сталелитейной промышленности, которая сейчас принадлежит немецкой группе ТиссенКрупп. Что становится не сильно хорошо. Немецкая промышленность, которая сейчас озабочена медленным добровольным самоубийством в виде отказа от дешёвых энергоресурсов, повестки ГринДил и санкций, тянет вниз и свои заграничные филиалы.
Поэтому Терни меняет направление, желая из промышленного центра превратиться в центр туристический. Пока попытки из «города стали» транформироваться в «город влюблённых» не удаётся, Терни пустой и практически не замечается туристами несмотря на то, что он «второй в Умбрии»
А почему «Город влюблённых»? Не пытайтесь в Терни усомниться в том, что именно они — Город Святого Валентина. Праздник покровителя влюбленных отмечается здесь не только 14 февраля, но и весь февраль! Жители Терни не хотят признавать главенство Рима в вопросе «местожительства» останков святого, уверенно считают, что святой покровитель всех влюблённых покоится в базилике Святого Валентина к западу от города.
И им всё равно, что с этим не согласны жители Монцеличе из провинции Венето, где «на самом деле» покоятся останки святого. Всё равно, что украшенный венком череп святого давно находится в римской базилике Санта-Мария-ин-Космедин. На обладание мощами уже давно претендуют собор Рокмора во Франции, собор святого Стефана в Вене, базилика в Бальцане на Мальте, церковь Петра и Павла в Праге, храм в польском Хелмно… И это не полный список! Сам папа Григорий XVI поучаствовал в этом непорядке, когда передал кармелитской церкви в Дублине останки, извлечённые в 1836 году из катакомб Ипполита на Тибуртинской дороге, которые он признал мощами святого Валентина. Нет, пожалуй, другого такого святого, о местонахождении мощей которого спорили бы между собой столько мест на Земле. И пока что уверенность жителей Терни и раскачивание месячного фестиваля Влюблённых туристов в город не привели.
Терни — на самом деле очень древний город, некрополь, который располагается в холмистой местности к северу от нынешнего города, относят к VII веку до н. э. Археологические данные подтверждают традиционную дату основания города в 672 году до н. э. Доримский народ, населявший поселение, в латинских источниках называют нахартами (отсюда и римское название города — Интерамна Нахартиум). Считается, что здесь родился знаменитый античный историк Публий Корнелий Тацит, в честь которого названы одна из главных городских площадей и центральный пешеходный проспект.
В античные времена река Нера, приток Тибра длиной 116 километров, которая протекает почти полностью в Умбрии, была полноводнее, что обеспечивало тогда устойчивое торговое сообщение с Римом.
В наше время Терни в основном сохраняет современную структуру, возникшую в результате послевоенных реконструкций. Разрушения во время войны не позволили воссоздать облик старого Терни, я уверен, он был намного привлекательнее.
Но несмотря на это, в городе всё ещё можно найти отдельные римские, средневековые и барочные памятники. Они очень интересны, но это отдельные достопримечательности, которые не создают целостную атмосферу старого города, как мы это обычно хотим увидеть в Италии. Я не уверен, что попытки муниципалитета превратить Терни в туристический город увенчаются скорым успехом. Пока что этот город только для тех, кто приезжает в Умбрия на машине, не на пару дней, имея свободное время, чтобы заглянуть и в этот город и познакомиться с немногочисленными объектами, возбуждающими туристический интерес.
Идём смотреть в город то немногое, что может заинтересовать туриста, интересующегося историей, архитектурой. Церковь Сан-Лоренцо выходит на небольшую площадь вдоль Корсо Веккьо, одной из главных улиц древнего города, которая следовала вдоль древнеримского «шоссе» Виа Фламиния. Одна из старейших приходских церквей города родилась в романскую эпоху и в последующие столетия несколько раз расширялась и реставрировалась. Нынешний внешний вид — результат тщательной реставрации, проведённой в первые десятилетия ХХ века, что привело к восстановлению первоначального плана древней церкви.
Церковь Сан-Кристофоро расположена в районе, глубоко преобразованном в результате послевоенной реконструкции. Большое количество материала, повторно использованного при строительстве церкви, позволяет предположить, что она была построена на остатках храма римской эпохи. Преобразованная в восемнадцатом веке церковь серьёзно пострадала от бомбардировок Второй мировой войны, после чего была восстановлена, вернув себе строгий и простой вид.
Жители Терни настолько ценят тот факт, что в их городе родился древнеримский историк Тацит, что назвали его именем центральную площадь, которая в иных городах Италии скорее всего была бы или площадью Гарибальди или Витторио-Эммануэля II. Монументальный фонтан на площади успел стать эмблемой Терни несмотря на то, что был открыт в апреле 1936 года.
Фонтан был построен в модернистском и рационалистическом стиле по проекту архитекторов Марио Ридольфи и Марио Фаджиоло, победителей конкурса, которые задумали конструкцию, сочетающую в себе различные материалы и составленную следующим образом: гранитное основание, круглая корона из порфира, большая раковина и внутренняя раковина из каррарского мрамора, в центре которой выделяется стальная игла (флагшток).
Памятник также характеризуется великолепным мозаичным декором пола нижнего бассейна, который воспроизводит двенадцать знаков зодиака, созданным художником Коррадо Кальи, который разработал модели в 1934 году, включая создание полихромной стеклянной плитки производства одной из венецианских компаний.
Ущерб, нанесённый памятнику во время бомбардировок во время Второй мировой войны, потребовал проведения важной операции по реконструкции и обновлению, которая также затронула мозаику, фонтан «Зодиак» вновь заработал только 29 декабря 2021 года.
Церковь Сан-Франческо, возвышающаяся на одноимённой площади в историческом центре Терни, стоит на месте древней часовни, посвящённой Сан-Кассиано, подаренной Святому Франциску в 1218 году епископом Ренерио, очарованным его харизмой.
В то время этот район находился за пределами городского центра, среди огородов и полей, простиравшихся к западу от города, где Франциск обычно находил убежище в медитации. Строительные работы над церковью начались в 1265 году, примерно через 40 лет после смерти святого Франциска, её создавали по образцу францисканских церквей Ассизи, построенных с одним нефом и трансептом.
Между XIV и XVI веками в здании были произведены заметные преобразования, направленные на адаптацию помещений к новым потребностям всё более многочисленной францисканской общины. Антонио да Орвието создал элегантную колокольню, украшенную зелено-синей полихромной майоликой в 1445 году.
Была открыта часовня Сан-Бернардино-да-Сиена с исключительными фресками.
Кроме неё большую ценность представляет часовня XV века семьи Парадизи, украшенная циклом фресок на тему Страшного суда, написанных около 1450 года Бартоломео ди Томмазо из Фолиньо.
Порта Сант-Анджело, западный выход из средневекового города, назван так потому, что церковь, существовавшая неподалёку и снесённая в 1600 году, была посвящена этому святому. Рядом была ещё больница, от которой, как и от церкви, не осталось и следа; в городской мэрии до сих пор хранится постановление, которое предписывало, что все, кто проходит через ворота Сант-Анджело с дровами, должны были оставить часть их в больнице «Санто-Анджело», заплатив таким образом своего рода налог, который носил оттенок солидарности.
В наши дни кажется странным, что ворота построены на чём-то, напоминающем мост. Сейчас никакого водотока здесь нет, но ещё в XVI веке ручей Серра протекал вдоль западных стен Терни, русло впоследствии было изменено. Сейчас на месте старого русла находится подземная автостоянка, а над ней — парковая зона.
В XV–XVIII веках район, примыкающий к Порта Сант-Анджело, считался наиболее престижным, это подчёркивают отдельные палаццо, пережившие бомбардировки.
Палаццо Маццанколли — один из важнейших образцов средневековой архитектуры Терни. Дворец был построен в середине 1400-х годов Людовико Маццанколли, который был епископом Терни и его братом Этторе, нотариусом муниципального камергера и приора.
Невозможно представить, сколько раз этим кольцом гости били о стену, возвещая о своём прибытии, века оставили под ним глубокую борозду.
Церковь Сант-Ало, первоначально посвящённая Святому Петру, является самым старейших из религиозных сооружений Терни. Была построена на месте языческого храма, посвящённого богине Кибеле. Нынешним владельцем является святой Алоизий, который жил во Франции в эпоху Меровингов и считается покровителем ювелиров. Это здание романского периода восходит к 11 веку.
Внешний вид церкви, как и мещанского дома, к ней пристроенного, характеризуется наличием переработанного материала римской эпохи, входную дверь обрамляют два древних льва, а в стене дома замуровано несколько фрагментов.
Кафедральный собор Терни Санта-Мария-Ассунта сегодняшний вид принял после работ по реконструкции, проведённых между шестнадцатым и семнадцатым веками. Первоначальное ядро церкви возникло на месте захоронения епископа Сант-Анастасио, это была романская базилика с тремя нефами, от которых сохранилось очень немногое.
Начиная со второй половины шестнадцатого века, была предложена коренная реконструкция церкви с целью превратить её в базилику с тремя нефами, с большим трансептом и куполом по проекту Себастьяно Флори. Работы длились более века и завершились лишь во времена епископства кардинала Рапаччоли, который завершил элегантный портик фасада.
В 2007 году на контрфасаде аргентинским художником Рикардо Чиналли была написана большая фреска, изображающая сцену воскрешения тел во время Страшного суда, населённая современными персонажами.
Напротив собора к стене особняка в 1935 году был пристроен фонтан, созданный Коррдао Виньи в 1935 году. Фонтан представляет собой аллегорию водопада Марморе, созданного реками Велино и Нера в окрестностях города.
Многие знают, что в эпоху раннего Средневековья в Италии существовала традиция строительства высоких семейных башен. Мало где сохранились, в основном по одной или две, как в Болонье или Павии. Если башен немного побольше, то такой город становится для туристов «городом башен», как Сан-Джиминьяно. Вот и в Терни таких башен было около трёхсот! а сейчас мы можем посмотреть только на единственную башню Барбараса. Семья Барбараса была одной из ведущих семей Терни, включала в себя многочисленных приоров, генеральных советников, городских администраторов и каноников собора. Построенный ими дом-башня впервые упоминается в 13 веке. Башня до сих пор обитаема.
Самые старые документы, в которых упоминается семья Спада, относятся к первой половине 1300-х годов. Эта могущественная семья увеличивала свое влияние в Терни в последующие два столетия, пока не достигла своего пика при Микеланджело Спада (1521–1584). В это время и было построено по его заказу это огромное здание. Палаццо Спада скорее напоминает очень большой замок. С XVIII века после радикальной реконструкции в нём расположился муниципалитет Терни.
Церковь Сан-Пьетро датируется XII веком и имеет остроконечный фасад с порталом, увенчанным остатками готического окна-розы. На месте церкви стоял раннехристианский собор Спасителя. Место знаменательно с исторической точки зрения. Здесь в 742 году встретились Папа Захарий и король лангобардов Лиутпранд, чтобы положить конец столкновениям между Папской областью и Лангобардским королевством, которые начались после того, как папа заключил союз с Трасамондо II, герцогом Сполето, противником лангобардов.
Несколько столетий спустя, именно в 1287 году, церковь была передана Томмазо, епископом Терни, августинцам. Во время землетрясения 1703 года церковь с пристроенными к ней постройками сильно пострадала, поэтому была перестроена с глубокими изменениями по сравнению с первоначальной структурой и приняла свой нынешний вид. Следующие разрушения пришли во время Второй мировой, после восстановления неф церкви выглядит неинтересно.
Зато внутри чудом сохранились многочисленные фрески XIV–XV веков, находящиеся в небольших боковых чвсовнях, и это, на мой взгляд, самое главное, ради чего стоит до церкви Сан-Пьетро дойти.
Мастер Дормицио Терни был итальянским художником, работавшим в южной Умбрии между 1370 годом и вторым десятилетием XV века, в церкви Сан-Пьетро этот представитель готической живописи работал над фреской Успение Богородицы
Возможно, он же написал Мадонну с Младенцем между святыми Екатериной Александрийской и Иоанном Богословом.
На этом завершился наш самый дождливый день в Умбрии.