Визит в Деруту — это погружение в страсть, которое становится очевидным сразу же, как только вы въезжаете в город: в этой умбрийской деревне все живут — прямо или косвенно майоликой.
Визит в Деруту — это погружение в страсть, которое становится очевидным сразу же, как только вы въезжаете в город: в этой умбрийской деревне все живут — прямо или косвенно майоликой.
Витрины по обе стороны главной улицы, ведущей к средневековому центру, заполнены чудесами майолики, а кое-где в некоторых магазинах выставлены терракотовые предметы для сада. В более крупных зданиях находятся печи, используемые в производстве майолики или терракоты, они используются в обоих производствах: терракота — это глиняный предмет однократного обжига, майолика — это дважды обожжённое (с декоративной росписью перед вторым обжигом) предмет керамического искусства. А хозяева домов живут с этими печами в одном здании.
Исторический центр Деруты небольшой и скромный, но в нём повсюду разбросаны примеры майолики, причем не только в магазинах: на пекарне, в мэрии и в полицейском участке есть вывески из майолики, а на стенах висят картины из плитки.
Дерута — небольшой средневековый городок, окружённый стеной, расположенный на холме примерно в 15 км от своего более известного старшего города-побратима Перуджи. Легко заметить, когда приближается поворот в город, поскольку начинают непрерывно тянуться небольшие фабрики, мастерские и выставочные залы художественной керамики. В Деруте проживает около 9500 человек, и в каждой семье есть по крайней мере один член, который работает с керамикой. Город живёт и дышит художественной майоликой; даже скамейки в городском парке сделаны из расписанной вручную керамики.
Краткая историческая справка. Происхождение Деруты неясно, по мнению одного итальянского историка этот древний город был основан жителями Перуджи, бежавшими из города в ходе гражданской войны 41–40 годо в. до н. э. Позже город являлся защитой Перуджи с юга, о чём свидетельствуют сохранившиеся части массивных укреплений.
В 1000 году император Оттон III предоставил тевтонской знати эту территорию как феодальное владение с титулом Nobiles de Deruta. В XIII веке Дерута получила права города, которые были оформлены на итальянском языке только в 1456 году. В 1540 году Дерута неожиданно выступила против Папы и подверглась разрушениям.
В дальнейшем под властью папского государства город благополучно дожил до объединения Италии в 1860 году.
Стиль производимой здесь глазурованной и расписанной вручную керамики чрезвычайно характерен и, хотя его копируют в других местах, лучшие образцы всё ещё можно найти в Деруте. Местная глина хороша для керамики, хотя это ни в коем случае не уникально, поскольку центры керамического производства есть по всей Умбрии и Тоскане.
Производство майолики началось в Деруте в период раннего Средневековья и достигло своего расцвета в XV веке и начале XVI века. Говорят, что нехватка топлива способствовала низким температурам обжига, а с начала XVI века Дерутская майолика стала известна своими «металлическими» блестящими глазурями золотого и рубиново-красного цвета. Тогда возник термин «изделия в стиле Рафаэля», украшенные тонкими арабесками и гротесками на блестящем белом фоне. Название относит к Рафаэлю Санти, который обычно украшал края своих фресок символическими украшениями, изображающими драконов и мифических животных. Если же говорить о своеобразном «рейтинге» производителей майолики, ближайшие известные центры находятся в умбрийском Губбио и в Урбино, расположенном в регионе Марке. Рафаэлю отдали дань уважения и в местном музее керамики, где стоит большая керамическая копия его знаменитой картины.
Со всем керамическим богатством, не только из Деруты, можно ознакомиться в этом Региональном музее керамики — старейшем и одним из самых больших на эту тему музеев в Италии. Его основание датируется 1898 годом благодаря нотариусу Деруты Франческо Бриганти, у которого возникла идея создать «Художественный музей для мастеров майолики». Это название уже присутствовало в первом музейном каталоге, составленном в 1900 году.
Оригинальная коллекция, первоначально выставленная в муниципальном здании, состояла примерно из ста восьмидесяти работ, нескольких акварельных репродукций и фрагментов керамики из местных раскопок. Большинство работ были результатом пожертвований.
К 1962 году коллекция состояла уже из четырёх тысяч экспонатов. В восьмидесятых и девяностых годах двадцатого века жители Деруты стали свидетелями дальнейшего увеличения количества работ благодаря приобретению обширных частных коллекций двух богатых коллекционеров. Они восполнили временные пробелы в музейной коллекции, особенно периода Возрождения.
Маршрут посещения, являющийся результатом музеографического проекта, позволяет изучить историю керамической традиции Деруты благодаря выставке из шести тысяч пятисот произведений, организованных на четырёх выставочных уровнях, включая депозиты, распределённые на площади две тысячи шестьсот квадратных метров. Коллекция музея упорядочена в хронологическом порядке и имеет несколько тематических разделов, исследующих развитие и эволюцию керамики от Средневековья до ХХ века.
Очень много экспонатов хранится в депозитарии. Он расположен на нескольких этажах, его можно посетить. Единственное — в депозитарии отсутствует какая-либо информация. Экспонаты находятся в плотно закрытых шкафах.
Когда коллекция стала слишком большой для зала в помещении ратуши, под музей был приспособлен старый, недействующий монастырь Сан-Франческо.
Хотя бывшая монастырская, а ныне приходская церковь Сан-Франческо работает и сегодня. Эта готическая церковь была перестроена после землетрясения в XIV веке и повторно освящена в 1388 году.
Структура церкви проста, с одним непрерывным нефом.
На стене нефа церкви находится фреска Доменико Альфани с изображением Мадонны с Младенцем между Святым Франциском и Святым Бернардино.
Также можно увидеть частично сохранившиеся фрески с изображением Святого Себастьяна, Святых Петра и Павла, двух историй из жизни Святой Екатерины Александрийской. В апсиде находится фреска XIV века с изображением Воскресения.
Часовня Розария или Святого Причастия была построена в 1846 году. Интерьер выполнен в неоклассическом стиле. Алтарь из майолики, работа Анджело Микелетти 1899 года представляет собой молящихся ангелов, взятых с картин Беато Анджелико.
В нише задней стены сохранилась статуя Мадонны дель Розарио, объект великого культа жителей Деруты, вероятно, XVII века. Порхающие ангелы- работа 1930-х годов Альпиноло Маньини. Начиная с 1980-х годов как на контрфасаде часовни, так и на боковых стенах появилась различная керамика. Обращает на себя внимание майоликовое панно под статуей Мадонны дель Розарио, называемое Тайны Розария, в нём 15 плиток с изображением библейских сцен.
И, конечно, Тайная Вечеря в таком городе может быть составлена только из керамических плиток.
Пьяцца дей Консоли — административный центр Деруты. На площадь выходят некоторые из наиболее представительных зданий города, в том числе Ратуша (узнаваемая по колокольне).
Ратуша (Палаццо деи Консоли) было построено в четырнадцатом веке. Здание, изначально небольшое по размерам, было создано для размещения городской администрации, но вскоре часть его решено было использовать как тюрьму и архив. Поэтому в восемнадцатом веке здание было расширено, что позволило позже разместить в нём городской музей.
Площадь имеет очень тонкую и вытянутую форму, некоторые полагают, что её первоначальная функция была плацом, где проходили парады.
В своё время с торцевых сторон Пьяцца дей Консоли была закрыта двумя крепостями, одна из которых использовалась как жильё для перуджийского гарнизона и как склад зерна, другая как сторожевая и оборонительная башня. В южном направлении замыкает площадь фонтан. Он стоит на этом месте с 1500 года, хотя этот — перестроенный в 1848 году по проекту инженера Фиоренцо Керубини.
Многие из мастерских и фабрик майолики были семейными на протяжении поколений. Впереди — выставочное помещение, мастерские спрятаны в глубине или на этаже выше. Выбор великолепных изделий огромен.
Высшая роскошь — это возможность заказать собственные изделия из майолики, как это делала знать в эпоху Возрождения. Международная доставка не составляет для производителей труда. Фактически, мастера из Деруты экспортируют большую часть своей художественной майолики за границу; Япония, Германия и США являются одними из основных импортёров.
Как говорится — посмотрели и вышли. Изделия великолепны, но цена ещё великолепнее. Но увезти какой-нибудь сувенир очень хотелось.
Что ж, старое правило сработало и здесь. Мы углубились в сеть непроходных переулков, где практически на краю городка, над крепостной стеной увидели эту скромную по меркам Деруты мастерскую.
Хозяин работал в задней комнате, осмотревшись, мы выбрали вазочку по цене очень даже приемлимой, будет теперь на полке напоминать о Деруте.
Но даже и здесь, на краю города, нашлась достопримечательность — церковь Сант-Антонио-Абате XV века.
В церкви, отреставрированной в прошлом веке, хранятся важные фрески Бартоломео Капорали и Джованни Баттиста Капорали 1480 года.
Вышли мы из города по «Лестнице керамики», которая была создана Комитетом мастеров в 2021 году и полностью украшена на подъёмах ступеней плиткой, каждой из мастерской была отдана одна ступенька.
Но эта лестница как бы «задний вход» в город. Главные городские ворота в исторический центр Деруты — Порта Сант-Анджело. На протяжении веков ворота претерпели многочисленные реставрационные вмешательства; последнее, осуществлённое в 1855 году, заключалось в покрытии передней части арки терракотовыми плитками, которые окончательно преобразили её средневековый облик. Следы древних городских стен всё ещё видны по бокам входа, где можно идентифицировать основания башен, обрамлявших городские ворота.