Согласно легенде, Янус был царём области Лация — родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица — спереди и сзади.
Несмотря на предпринятые усилия, я так и не разобрался, по какой причине жители Торджано … (прим. Я не мог долго найти в базе сайта этого города, наконец он мне объявился под именем Торгиано. Это неправильная транскрипция, часто в итальянском языке не действует правило — как видишь — Torgiano — так и слышишь. Поэтому в рассказе позволю себе название более правильное) так вот — по какой причине жители Торджано вбили себе в голову, что их город основал сам двуликий Янус.
Позднее свою «двойственность» они интерпретировали в особенность расположения города, расположенного у слияния Тибра и его притока реки Кьяшо. О двуликом боге должен был напомнить и модернистский фонтан 1996 года на площади Бальони скульптора Нино Карузо, в котором лично меня впечатлил только экстерьер в виде плиток терракоты, она здесь и правда великолепного качества.
За бывшей оборонительной стеной, в направлении Перуджи, над долиной возвышается прямоугольная башня Бальони с гвельфскими зубцами, восстановленная в своём первоначальном великолепии после длительной реставрации. Она находится на средневековом гербе города, и тогда тоже называлась «башней двуликого Януса». Здание, построенное в 13 веке, представляло собой вход на таможенный двор, где товары и продукты с обширной территории центральной Умбрии сходились и отправлялись в Рим по реке Тибр.
Это место на холме очень красиво, здесь же решили установить памятник погибшим в Первой мировой.
Наличие таможенного двора говорит о большой роли Торджано в древние времена. Расположенный среди виноградников и оливковых рощ, Торджано всегда был пропитан ароматами продуктов этой земли: масла и вина. Его история насчитывает тысячи лет, скорее всего, ещё со времен этрусков. Об этом свидетельствуют некоторые находки в окрестностях, а также его близость к Беттоне, древней этрусской «Веттоне». Этруски начали освоение болот вокруг озера Тиберино — бассейна, который от Сан-Сеполькро простирался вплоть до Терни. Эта работа по освоению земель продолжилась при римлянах, которые построили каналы для отвода воды и защиты своего сельскохозяйственного производства.
Это сейчас Тибр и не найдёшь в долине среди зарослей, а во времена этрусков и римлян последний был судоходным от Читта-ди-Кастелло до Рима. Римское поселение развивалось как важный речной порт. Однако оно было разрушено готами Агилульфа в 595 году и позже вошло в состав византийских владений, в то время как соседний Рошано попал под власть герцогства Сполето.
Торджано возродился в XIII веке с приходом власти муниципалитета близкой Перуджи, который решил возродить римский каструм на основе нескольких сохранившихся домов в районе нынешней приходской церкви Сан-Бартоломео.
На протяжении столетий, пока не вошёл в Папскую область, Торджано переживал ту же судьбу, что и близлежащий город Перуджа. Во время одной из войн город оккупировал отряд под командованием Муцио Аттандоло, прозванным «Ло Сфорца». Здесь он встретил женщину, которая стала матерью его сына Франческо, будущего герцога Миланского, основателя династии Сфорца.
Что в городе неизменно во все времена — его роль, как центра для производства масла и вина в районе южнее Перуджи.
Тур начнём с площади Маттеоти, на южной стороне которой мы уже видели знаменитую башню Бальони, или двуликого Януса — кому как нравится. Посмотрим ещё немного за неё — там можно увидеть церковь Санта-Мария-дель-Улаворо. Это небольшое здание, стоящее рядом с кладбищем, было построено в XVI веке.
Внутри него находятся небольшой неф и три алтаря.
Внутри сохранилось несколько фресок XVI века неизвестных авторов. Можно было бы сказать, что они довольно тривиальны, если бы не одна особенность. Мадонна на них изображена совсем не канонически. Несмотря на простоту письма, проступают черты светской красивой женщины во вполне современной манере письма.
А теперь войдём в исторический центр по Корсо Витторио Эмануэля Второго. Бросается в глаза огромная квадратная колокольня церкви Сан-Бартоломео.
Церковь исторически довольно древняя, вот только нынешнему зданию всего два столетия. Колокольня была оборудована в 1868 году в старинной башне, которая в средние века служила цитаделью восточных ворот замка.
Возведённая одновременно с замком в 1276 году, церковь Сан-Бартоломео была снесена и перестроена в конце XVIII века по проекту римского архитектора Антонио Стефануччи. Перестройка в барочную базилику завершилась в 1805 году. Фасад был покрыт терракотой.
Внутри церковь Сан-Бартоломео имеет единственный неф с цилиндрическим сводом и апсидой, современный вид ей придали сравнительно недавно, в 1937 году.
Над четырьмя боковыми алтарями с позолоченной лепниной в стиле восемнадцатого века находятся некоторые живописные и пластические произведения разных веков, но ничего особо ценного и известного мы здесь не найдём.
Между церковью и колокольней стоит Ораторий Сант — Антонио, скорее всего, построенный в XV веке, внутрь заглянуть не удалось — вокруг ремонтные работы.
Направо от церкви можно увидеть Музей оливок, расположенный в большом средневековом здании, которое использовалось для измельчения оливок и производства масла.
Вдоль центральной улицы Корсо Витторио Эммануэле II расположены практически все важнейшие религиозные, общественные и частные, исторически ценные, здания Торджано.
Палаццо, ранее принадлежавшее семье Бальони, сегодня называемое «Манганелли», было построено в XVII веке и объединило шесть ранее существовавших домов с внутренним двором. Дворец был построен для того, чтобы эта древняя перуджская семья могла проживать в Торджано и иметь возможность управлять третьей частью владения, которое они в конце шестнадцатого века унаследовали от Синьорелли из Рошано с обязательством управлять им в течение шести месяцев в году.
В 19 веке дворец перешёл в собственность аристократической генуэзской семьи Паллавичини, которая, сдавая его в аренду, получала от него доход; позже здание перешло в собственность семьи Манганелли, землевладельцев, имевших важные посты в городской администрации.
Здание Ратуши (палаццо Коммунале) неизменно служит своему главному назначению с XIV века. Реконструкции 1588 года и 1788 года были направлены в основном лишь на перестройку расположения внутренних офисов.
Этот дворец первоначально был построен в качестве летней резиденции семьи Грациани из Перуджи, после свадьбы Анны, последнего потомка семьи Грациани, с графом Пьетро Бальони, в 1774 году дворец получил двойное название — палаццо Грациани-Бальони. Строгое здание, построенное в конце XVII века и включающее в себя остатки старых зданий, разделено на три этажа; у входа находится терракотовая доска с выгравированным годом 1694, возможно, в память об окончании строительных работ.
Главный фасад обращён к Корсо Витторио Эммануэле II, на который открывается главная дверь. Сегодня этот вход ведёт в Музей вина, основанный в 1974 году. В жилой части на первом этаже сохранилась галерея, расписанная во второй половине XVIII века фресками Паоло Бризи. Дворец в настоящее время закрыт на реставрацию.
Во время прогулки по Торджано мы видели многочисленные работы современных художников, которые хотели бы отдать дань уважения истории города. Эти фрески напоминают о древних ремёслах Торджано.
Из Торджано мы направились в керамическую столицу Умбрии — Деруту, о чём будет следующий рассказ. Большинство знают, что Дерута, расположенная к югу от Перуджи, славится производством майолики с середины XIV века. Но мало кто знает, что чудеса майолики находятся не только в бесчисленных керамических магазинах, более 800 сокровищ народного искусства украшают небольшую церковь Мадонна деи Баньи на территории монастыря с таким же названием недалеко от Казалины, два километра не доезжая до Деруты.
Истоки этой простой святыни переплетены с местной легендой. В начале XVII века францисканец, путешествующий по тропе между Дерутой на холме и Тибром ниже, заметил в пучке травы осколок майоликового кубка с изображением Мадонны с младенцем и листом вместо ручки. Он поднял маленькую чашу, нежно повесил её на ветку дуба, пробормотал молитву… и пошёл дальше. В 1657 году местный торговец Кристофоро, проходя мимо, заметив крохотную Мадонну на дереве, помолился об исцелении его тяжело больной жены. Вернувшись домой, он нашёл её бодрствующей и подметающей дом.
Молва о чуде распространилась по всей округе, и была построена часовня, чтобы окружить дуб с майоликовой чашей Мадонны с младенцем, висящей на ветке. Мадонна деи Баньи была освящена в 1687 году.
Да, здесь в алтаре поклоняются дереву. С крохотным, почти невидимым, изображением Мадонны, для которой соорудили золотой крест, конечно. Но всё же дубу — так это выглядит со стороны.
Реальные ли, мнимые ли чудеса продолжались на протяжении столетий, местные люди верят, что они произошли именно после молитвы в часовне.
Почти сразу же стало традицией изображать их истории на художественных плитках из майолики, заказанных благодарными спасёнными в мастерских Деруты.
На каждой плитке изображение Мадонны, висящей на дубе, находится в верхнем левом углу, а остальное пространство занимает иллюстрация случая, от тяжёлых последствий которого был дарящий излечен.
Многие из восхитительных наивных изображений, датируемых XVII веком и парой последующих, изображают события, связанные с тяжёлой жизнью на земле: это изображения фермеров, падающих с деревьев во время обрезки, лошадей или волов, лягающих хозяина, разящих молний, нападение волка, травма на уборке винограда … здесь увидишь всё, что угодно.
Половина, конечно, изображает члена семьи на кровати в течение тяжёлой болезни. Но здесь нет плиток в честь умерших или погибших! Это всё — как раз благодарность пострадавших, уже здоровых и пришедших с плиточкой на своих двоих в часовню.
Есть забавные картинки, например, молящаяся семья возле волов, что является признаком того, что любимое животное было больно, а затем исцелилось. Или экзорцизм 1678 года.
Майолика для Мадонны деи Баньи всё ещё заказывается и в наши дни, хотя и реже. Современные плитки изображают автомобильные и мотоциклетные аварии, солдат, вернувшихся с войн. Другие изображают благодарность за здоровую беременность или за рождение здоровых детей… или благодарность за успешно проведенную медицинскую операцию какого-либо рода.
Это место уникально. Оно совсем не грустное или скорбящее, а пропитано благодарностью и радостью жизни. А теперь в Деруту!