Иваново бып первым городам в этой моей поездке по Золотому кольцу. Основной целью, помимо посещения ТЦ «Рио», было застать коллекцию работ Славы Зайцева в музее Ивановского ситца, а то кто знает, как в дальнейшем (после смерти его сына) сложится судьба коллекции.
В музее Ивановского ситца я с дочерью уже была. Но прошлое посещение было с экскурсионной группой во время однодневной поездки в Иваново. Поскольку поездка не заладилась с самого начала (была поломка автобуса, водитель запутался в городе и т. д.), то к началу экскурсии мы опоздали. Сократить время экскурсии организаторы не могли, поэтому сократили нам время на самостоятельный осмотр коллекции Славы Зайцева. Точнее, мы с трудом выбили на это 10 минут — то есть просто мимо пробежать.
В этот раз у нас с дочерью была полная свобода — смотри, сколько вздумается. Коллекция великолепная и все еще экспонируется. Может быть я зря паниковала, и она и дальше будет представлена в музее, но мне показалось, что раньше было больше моделей. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Фотографировать можно только на телефон без вспышки. Я снимать не стала — это надо видеть вживую.
Теперь немного о самом музее, точнее о двух музеях.
Жил в городе Иваново-Вознесенске успешный фабрикант Дмитрий Бурылин. С 14 лет он со своим старшим (всего-то на 2 года) братом уже руководил ситценабивной фабрикой, доставшейся братьям от деда.
Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей. В 1912–1915 годах напротив семейного особняка Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея.
О своем музее он говорил: «Музей — это моя душа, а фабрика — источник средств для жизни и его пополнения». Оба здания соединялись подземным ходом.
В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его музей переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нём, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем.
Позднее был муниципализирован родовой дом Бурылиных, и Дмитрий Бурылин со своей семьёй был вынужден жить в полуподвальном помещении этого дома. В октябре 1923 года Бурылин написал прошение в президиум губисполкома о возврате своей усадьбы:
«Вскоре после Октябрьской революции родовой дом мой на углу Советской и Батуринской улиц г. Иваново-Вознесенска был постепенно изъят из моего и семьи моей пользования для надобности других лиц и учреждений. Сперва его частично заняли профессора вновь образованного Политехнического института под свои квартиры, а затем в него был перемещён Губнаробраз, находящийся в нём и сейчас, а в части дома продолжаю жить и я с семьёю, а также помещаются товарищи Сулковский и Невский.»
Усадьбу Бурылину не возвратили. 13 сентября 1924 года Бурылин скончался.
Сейчас музей Бурылина носит его имя и называется «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина».
В Литературном сквере установлен памятник Почетному гражданину города и меценату Д. Г. Бурылину.
А памятник Михаилу Фрунзе стоит недалеко от цирка. Ни на что не намекаю, просто такой поворот истории.
В семейном особняке Бурылиных разместился музей Ивановского ситца — очень красивый дом, но летом всю красоту закрывают деревья.
Сначала мы пошли в музей Ивановского ситца, который подробно рассказывает о развитии текстильного производства с древнейших времен до наших дней. Изначально фабрики в Иваново производили льняные ткани, но потом перешли на более простой в обработке и рентабельный хлопок.
В витринах выставлены резные доски, при помощи которых на ткань набивали рисунок. И как только они умудрялись так ровно заполнять все полотно!
Мне очень понравились набивные ткани начала 20-х годов — совсем из другого времени, но очень интересные по рисунку!
Турбины боле-мене получились, а трактора и дымящие заводы — нет. А жаль, реально красивые были.
Ну и в завершении осмотра включают крутящийся глобус из традиционных ивановских ситцев.
Была в музее второй раз, и снова музей очень понравился.
Ну потом мы отправились в музей Бурылина. Чего там только нет! Монеты разных стран (Х века практически неотличимы от просто металлических бляшек — подлинность-то как определяли?), холодное и огнестрельное оружие разных времен и стран, посмертные маски русских писателей, коллекция фарфора…
И египетская мумия, лежащая в подземном переходе между особняками. К сожалению посреди подземного хода стоит металлическая решетка, преграждающая путь — музеи-то разные, нельзя из одного в другой ходить!
В библиотеке собраны, практически все книги Л. Н. Толстого, выпущенные до 1917 года.
А еще Всемирные вселенские часы, которые были сконструированы парижским механиком Альбертом Биллете в 1873 году для одного из потомков знаменитого рода герцогов Альба. Часы показывали:
точное время в нескольких городах,
планетарный циферблат с Солнцем, Венерой, Землёй и Луной,
циферблат видимости небесных светил,
указатели звёздного времени,
астрономического времени,
склонения Солнца,
указатели двух вечных календарей — юлианского (Calendrier perpétuel des Russes) и мусульманского,
циферблаты двух вечных календарей — по новому стилю (Calendrier perpétuel Grégorien) и иудейского (Calendrier perpétuel des Israélites).
Фото из Интернета.
Ходит легенда, что после того, как герцог увидел этот шедевр, эти часы, он распорядился уничтожить все чертежи и описания часового механизма, чтобы никто и никогда не смог их повторить. Но герцог Альба скончался и часы достались его наследнику, который решил продать часы. Во время переездов и показов за часами никто особо не следил и постепенно механизм стал отказывать, а как настроить его, уже никто не знал. Компания, выставляющая часы разорилась и они были проданы с аукциона. В 1911 году их купил Бурылин, но так и не нашёл мастера, который смог бы разобраться со сложным механизмом. А потом грянула революция и о часах надолго забыли. И только в 1943 году доцентом-математик местного пединститута, Андрей Владимирович Лотоцкий сумел запустить центральную часть часов. Закончить работу помешала неожиданная смерть мастера.
Город Иваново стоит особняком среди городов Золотого кольца. Если остальные города делают упор на своей давней истории, Российской империи и православных святынях, то Иваново «основной акцент» приходится на начало ХХ века — время очень неспокойное и неоднозначное. Особенно неоднозначное в плане революционного движения, в котором ивановские ткачи сыграли заметную роль.
Я жила в небольшом отеле Агата на улице, носящей имя революционера Станко — немного про эту улицу я рассказала в отзыве об отеле.
Но почему-то «малые скульптурные формы» у современных зданий намекают, скорее, не на тяжелое положение пролетариата, а на лубок из дореволюционной жизни.
И такое совмещение «несовместимого» в Иваново сплошь и рядом. Памятник борцам революции 1905 года соседствует Феодоровской церковью-часовней (все-таки церковь или часовня?), которая была построена в 2011 году на месте снесённого храмового комплекса.
С этого ракурса памятник неплох, церковь тоже неплохо смотрится, но вместе…
А если посмотреть на памятник с другого ракурса, да еще знать, что ранее на этом месте было кладбище, то вообще страшно становится.
Это то, что резало глаз. Теперь о том, что глазу было интересно.
Сразу скажу, а в архитектурных стилях особо не разбираюсь, но перед поездкой кое-что почитала.
В Иваново сохранилось много зданий в стиле конструктивизма.
Дом-подкова.
Дом-птица — никогда бы на птицу не подумала.
Дом длинный, весь в кадр не помещается, баржа прямо.
Это его нос.
Рядом, как современное продолжение эстафеты архитектурных «экспериментов», растет дерево в руке.
Есть здания «с интересной историей». Например, вокзал. Вокзал в Иваново был построен в 1933 году и был 7-м по величине вокзалом СССР.
Зачем такой большой? Потому что Иваново — город первого Совета (Совет рабочих депутатов — музей с таким названием работает и по сей день!). Через некоторое время после открытия стали проявляться конструкционные ошибки: плоская кровля не выдерживала снега, огромные окна — ветровой нагрузки. Первая масштабная реконструкция вокзала прошла в 50-х годах ХХ века, когда наружные стены усилили пилонами, а внутреннее пространство разбили на 2 зала: красный и синий. В 2018–2020 годах вокзал реконструирован с учетом сохранения исторического облика и самых современных строительных технологий.
Синий зал это зал ожидания.
Ткацкий станок — можно сказать, символ Иваново.
А Красный — используется для выставок. Но мы попали как раз на «межсезонье» — зал стоял пустой. Зато ничего не мешало разглядывать отреставрированные советские мозаичные панно, на которых все рабочие похожи на молодого Максима Горького. Вспомнился советский школьный учебник Истории. Но мозаики классные!
Впрочем, на привокзальной площади с обоих сторон от вокзала, мозаичные панно стоят прямо «в полный рост» зданий.
И это тоже часть нашей истории и культуры. И хорошо, что в Иваново это сохранили.
Еще пример — Главпочтампт. Вы скажете, что это Сталинский ампир.
А вот и нет. Здание было построено в 1931 году по проекту московского художника-архитектора Г. С. Гуревич-Гурьева и представляло собой яркий пример конструктивизма.
Но в 1957 году вид здания сильно изменился: в верхней части были заложены вертикальные окна, появились новые башенные часы, карниз и балюстрада со шпилями. Кроме того, кирпичные стены оштукатурили и убрали угловые окна и балконы, примыкавшие к башне. От первоначального проекта остались только крупные окна и двускатная крыша с треугольными фонариками чердачного освещения. Так конструктивизм превратился в сталинский ампир. Автор нового облика почтамта — ивановский архитектор А. С. Бодягин.
С Главпочтамтом связана одна из ивановских легенд, появившаяся в советские годы — говорят, что в башне живет привидение, которое якобы подкручивает стрелки часов, поэтому они не всегда показывают точное время.
А вообще застройка очень разношерстная.
Есть «сталинки» (мне нравится имперский стиль).
И, конечно, дореволюционные особняки.
На этом здании висит вывеска «Библиотека», но что-то подсказывает мне, что весьма гламурный ресторан.
А еще есть «боль», точнее БИМ — Большая ивановская мануфактура.
По большей части заброшка. Но как красиво могла бы смотреться, если бы привели ее в порядок…
Река может быть украшением любого города, Иваново этим природным подарком воспользовался, обустроив красивую набережную.
Аккуратные дорожки проложены по обоим берегам реки. На левом берегу находятся «Ситцепечатная фабрика Я. Н. Фокина», основанная в 1874 году, со звездой на водонапорной башне.
Кластер медицинских учреждений.
На правом берегу — парк с атракционами.
Красиво на закате смотрится колесо обозрения.
В последнее время модно делать фигурки «из всего ненужного». В Иваново наткнулась на 2 таких скопления.
Первое, поменьше, возле больницы на улице Театральной.
Второе, побольше, — в парке имени Степанова. На лошадке висит объявление, что внутри обнаружено осиное гнездо — просьба не залезать на фигурку до устранения проблемы. Не знаю, есть ли действительно внутри осы, ни одной не видела. Может быть это просто трюк для безопасности фигурки и ее покорителей…
Парк имени Степанова находится на некоторм отдалении от центра и представляет из себя достаточно большой зеленый массив — в жару очень приятно было гулять по тенистым дорожкам. Атракционы присутствуют и здесь, но мне больше была интересна «лесная» часть парка.
А еще в парке сделали дорожку для массажа стоп — недавняя мода в парках (на Москвскую все не доедем никак), пришедшая к нам с Востока (мы в Сеуле по подобной гуляли — огромное удовольствие получили).
Только дорожка получилась с садистским уклоном. Почему-то плоские камни поставили ребром и довольно редко, поэтому они не массируют, а больно врезаются в ступни. Поэтому в кроссовках — в самый раз ходить.
Еще один памятник советской эпохи — Арт-сквер, в котором установлен памятник Аркадию Северному, уроженцу Иваново.
Когда-то магнитофонные записи Аркадия Северного и братьев Жемчужных слушала вся страна. Попробовала снова послушать его хиты («Черную розу», «Голицына», на стихи Есенина) — совсем не заходит, даже раздражает. Просто время сменилось.
Ну что я все про советское наследие. После борьбы с церквями настало время постройки церквей.
Вознесенский собор у вокзала еще строится. Новодел, но как блики красиво легли.
Церковь Георгия Победоносца. Храм заложен 9-го мая 2005 года, на месте разрушенной часовни.
Скорбященская церковь построена в 1997 году на месте взорваной в 1976(!) году, незадолго до столетнего юбилея храма. Вновь отстроенная церковь напоминает взорванную.
Ну и в завершении, небольшое наблюдение — в городе много интересно одетых девушек и женщин. Видимо сказывается наличие Текстильного института.
Ну, а это - красивая жизнь по-Ивановски.