Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:22
Снова в строю:)

Новый Иерусалим: монастырь и музей

Истра — Россия Июль 2024
32 52

В значительной степени этот рассказ появился случайно: мы поехали в прекрасный Новоиерусалимский музей посмотреть проходившую в нём выставку «Мастер Репин» и уже по приезде обнаружили, что там наконец открылась часть постоянной экспозиции, посвященная истории монастыря. Более двух лет эта часть музея, ядро всей его коллекции, была на реконструкции и открылась только 1 июля. Она рассказывает об истории возникновения Русской Палестины, Ново-Иерусалимском монастыре и его основателе патриархе Никоне. Некоторые из экспонатов просто уникальны — например, личные вещи патриарха и его прижизненный портрет. Основу исторической коллекции составляют предметы, поступившие в фонд музея в 1920-х годах из Ново-Иерусалимского и Валдайского Иверского монастырей. Большую часть времени музей провел в стенах монастыря и лишь в 2014 году переехал в новое современное здание на другом берегу Истры.

В самом монастыре мы уже бывали не раз и даже писали про него в цикле рассказов «Монастыри патриарха Никона», но сейчас захотелось «поженить» историческую экспозицию музея с тем, что можно увидеть в самой обители. Вам судить, насколько хорошо это получилось.

А началось все с того, что мы впервые приехали в Истру на электричке и прошли пешком по паломнической тропе от станции «Новоиерусалимская» до монастыря, а затем и до музея. Этот путь к монастырю — самый лучший, поскольку позволяет увидеть прекрасные ландшафты, его окружающие, также имеющие библейский смысл.

5
Мост через р.Истра на паломнической тропе.
Мост через р.Истра на паломнической тропе.
11
Вид на монастырь с паломнической тропы.
Вид на монастырь с паломнической тропы.

Как известно, патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как образ Святой Земли, архитектурно- ландшафтную копию мест жизни, смерти и воскресения Христа. Соответственно, протекавшую рядом с монастырём речку Истра переименовали в Иордан и устроили в ней крестильную купель.

1 из 3
Река Истра (она же - Иордан).

3
Крестильня на Истре-Иордане.
Крестильня на Истре-Иордане.
8
Вид на монастырь со стороны Иордана.
Вид на монастырь со стороны Иордана.
5
Проток Кедрон, упоминаемый в Библии, был специально вырыт. Сейчас зарос осокой.
Проток Кедрон, упоминаемый в Библии, был специально вырыт. Сейчас зарос осокой.
4
Вид на музей Новый Иерусалим со стороны Истры-Иордана.
Вид на музей "Новый Иерусалим" со стороны Истры-Иордана.

В самом начале строительства монастыря, когда этим процессом (1657–1666) руководил ещё сам Никон, для него был построен скит — первое каменное здание обители — наподобие жилых башен Афонского монастыря. На первых двух этажах располагались хозяйственные и служебные помещения, на третьем — церковь Богоявления Господня и приемная Никона.

8
Скит Никона стоит в Гефсиманском саду.
Скит Никона стоит в Гефсиманском саду.

На плоской крыше разместилась церковь Петра и Павла в виде восьмигранной главы, звонница и маленькая низкая келья патриарха.

4
Скит Никона.
Скит Никона.

В скиту было несколько изразцовых печей. Одна из них воспроизведена современными керамистами по сохранившимся образцам 17-го века.

4
Зеркало печи в церкви Богоявления  скита патриарха Никона.
Зеркало печи в церкви Богоявления скита патриарха Никона.

Изразцы Нового Иерусалима — уникальное художественное явление, они выполнены белорусскими мастерами, приглашенными патриархом в Московское царство, которые принесли с собой технологию изготовления полихромных эмалей. Самым знаменитым мастером из них был Степан по прозвищу Полубес — простой народ считал, что изготавливать такие изразцы без помощи нечистой силы, было невозможно.

7
Изразцовая колонка иконостаса подземной церкви. 1680-е. Мастерская Ново-Иерусалимского монастыря.
Изразцовая колонка иконостаса подземной церкви. 1680-е. Мастерская Ново-Иерусалимского монастыря.
5
Изразцовая колонка иконостаса. 1658-1966. Мастерская Ново-Иерусалимского монастыря.
Изразцовая колонка иконостаса. 1658-1966. Мастерская Ново-Иерусалимского монастыря.
4
Херувим. 1658-1966. Мастерская Ново-Иерусалимского монастыря.
Херувим. 1658-1966. Мастерская Ново-Иерусалимского монастыря.

Воскресенский собор монастыря богато украшен изразцами снаружи и изнутри. Особенно обильно декорированы изразцами паперть и два окна Голгофской церкви на южном фасаде Воскресенского собора, а также интерьеры этой церкви. И это неудивительно, ведь Голгофа — место распятия Христа — является одной из самых важных частей собора.

4
Изразцовое убранство интерьера Голгофской церкви, конец 17-го века.
Изразцовое убранство интерьера Голгофской церкви, конец 17-го века.
6
Изразцовая отделка внешней стены Голгофской церкви.
Изразцовая отделка внешней стены Голгофской церкви.

Степан Полубес создал самый знаменитый изразцовый декор под названием «павлинье око». Главный орнамент изображал стилизованный цветок граната, похожий на глазки на павлиньем хвосте, отсюда и название. Считается, что «павлинье око» было срисовано с итальянских бархатов конца 16-го века.

6
На апсиде Воскресенского собора виден керамический фриз из самых знаменитых изразцов Степана Полубеса под названием павлинье око. Как бы поддерживает этот фриз череда изразцовых трилистников.
На апсиде Воскресенского собора виден керамический фриз из самых знаменитых изразцов Степана Полубеса под названием "павлинье око". Как бы поддерживает этот фриз череда изразцовых трилистников.
4
Стол из скита Патриарха Никона. Реконструкция 2009 г.
Стол из скита Патриарха Никона. Реконструкция 2009 г.
4
Средний колокол с колокольни Воскресенского собора. По верху и краю идут декоративные пояса с изображениями херувимов и львиных голов в растительном орнаменте. 1966. Мастерская Новоиерусалимского монастыря.
Средний колокол с колокольни Воскресенского собора. По верху и краю идут декоративные пояса с изображениями херувимов и львиных голов в растительном орнаменте. 1966. Мастерская Новоиерусалимского монастыря.

К освящению в 1657 году первого деревянного Воскресенского собора царские мастера по заказу Никона написали икону «Спас Вседержитель с припадающими патриархом Никоном и святителем Филиппом, митрополитом Московским». Икона глубоко символична: митрополит Филипп, убитый за выступление против царя Ивана Грозного, был для Никона образцом пастырского служения. По распоряжению Никона мощи святителя Филиппа были перенесены из Соловков в Москву и захоронены в Успенском соборе Кремля.

4
Спас Вседержитель с припадающими патриархом Никоном и святителем Филиппом, митрополитом Московским. Царские мастерские, 1657.
Спас Вседержитель с припадающими патриархом Никоном и святителем Филиппом, митрополитом Московским. Царские мастерские, 1657.

Одним из ключевых экспонатов экспозиции является парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» — прижизненный портрет патриарха, панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери), четки и посох Никона, которые мы видим на парсуне.

3
Парсуна Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря. 1660-е. Слово «парсуна» происходит от искажённого латинского persona, то есть «личность», «особа», «лицо». До 18-го века так называли все портретные изображения людей. Наряду с патриархом на картине показаны восемь монахов Воскресенского монастыря во главе с архимандритом, над каждым подписаны его имя и сан.
Парсуна "Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря". 1660-е. Слово «парсуна» происходит от искажённого латинского persona, то есть «личность», «особа», «лицо». До 18-го века так называли все портретные изображения людей. Наряду с патриархом на картине показаны восемь монахов Воскресенского монастыря во главе с архимандритом, над каждым подписаны его имя и сан.
4
Панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери) и жемчужные четки патриарха Никона.
Панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери) и жемчужные четки патриарха Никона.
2
Слева: посох (красное дерево) и фелонь патриарха Никона. Справа (в центре): епитрахиль патриарха Никона.
Слева: посох (красное дерево) и фелонь патриарха Никона. Справа (в центре): епитрахиль патриарха Никона.
2
Вериги и клобук патриарха Никона.
Вериги и клобук патриарха Никона.
2
Янтарные чётки патриарха Никона. Первая половина 17-го века. Из ризницы Валдайского Иверского монастыря, также основанного Никоном.
Янтарные чётки патриарха Никона. Первая половина 17-го века. Из ризницы Валдайского Иверского монастыря, также основанного Никоном.

Патриарх Никон заказал в одном сербском монастыре на Афоне список иконы Божией матери «Троеручницы», который привезли в Новый Иерусалим в 1663 году. Примерно сто лет спустя для иконы был изготовлен серебрянный оклад с позолотой. Древний список иконы был утрачен во время революции, но сохранилась его копия 19-го века.

3
Икона Богоматери Троеручница (1870) и старый оклад к ней (1756).
Икона Богоматери "Троеручница" (1870) и старый оклад к ней (1756).

В центре исторической экспозиции находится видеозона, где посетители могут увидеть видеоролик об истории Нового Иерусалима с масштабной проекцией на объемный макет монастыря.

2
Видеозона с макетом монастыря.
Видеозона с макетом монастыря.

Там же находятся большие световые панели с главными фактами об основании монастыря и планом «Русской Палестины».

1
Русская Палестина.
Русская Палестина.

Как главный храм Русской Палестины, основной собор Новоиерусалимского монастыря в честь Воскресения Христова был выстроен по «образу и подобию» Храма Гроба Господня в Иерусалиме. У Никона было несколько изобразительных источников для точного воспроизведения «старо-иерусалимского» образца. Во-первых, это рисунки францисканского монаха Бернардино Амико, который в 1596 году сделал точные и подробные рисунки Храма Гроба Господня. Во-вторых, это деревянная модель Храма, привезённая в Москву Иерусалимским патриархом Паисием в 1649 году. Наконец, подробное описание всех палестинских святынь оставил в своей книге «Проскинитарий» иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений (Суханов).

3
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра начала 17-го века по рисунку Бернардино Амико.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра начала 17-го века по рисунку Бернардино Амико.
4
Кипарисовая модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Начало 17-го века. Модель воспроизводит центральную часть Храма и круглую ротонду над Гробом Господним. Колокольня когда-то тоже присутствовала, но была утрачена.
Кипарисовая модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Начало 17-го века. Модель воспроизводит центральную часть Храма и круглую ротонду над Гробом Господним. Колокольня когда-то тоже присутствовала, но была утрачена.

Считается, что южный фасад Воскресенского собора демонстрирует наибольшее сходство с палестинским прообразом. Он также состоит из трёх основных частей: круглой ротонды Гроба Господня, центральной части под куполом с главным престолом Воскресения Христова и подземной церкви Константина и Елены.

,

2
Сравнение храмов в Старом и Новом Иерусалиме.
Сравнение храмов в Старом и Новом Иерусалиме.

Существуют, однако, и различия между прототипом и копией: Воскресенский собор богато украшен мозаикой, которой нет в Иерусалимском Храме. Кроме того, иерусалимский оригинал находится среди плотной застройки, поэтому рассмотреть и оценить его с архитектурной точки зрения очень непросто. Храм Никона, наоборот, расположен в центре монастыря и окружен со всех сторон открытым пространством, что позволяет легко оценить всё его великолепие.

13
Воскресенский собор, современный вид с юго-востока. На первом плане - церковь Константина и Елены, затем купол собора, за которым видны колокольня и круглая ротонда.
Воскресенский собор, современный вид с юго-востока. На первом плане - церковь Константина и Елены, затем купол собора, за которым видны колокольня и круглая ротонда.
7
Вид с юга на ротонду и колокольню.
Вид с юга на ротонду и колокольню.

Портрет царя Алексея Михайловича Романова (1629–1676) находится в новоиерусалимском музее неспроста. В первые годы его правления (а он взошел на трон в 16 лет) Никон был его духовным наставником, а со временем стал вторым человеком в Московском царстве, фактически выполняя роль царя, когда тот уходил на войну. Само название «Новый Иерусалим» принадлежит царю Алексею Михайловичу, который предложил его во время своего посещения строящегося монастыря в октябре 1657 года. Общей задачей «премудрой двоицы», как называли тогда двоевластие царя и патриарха, было превратить Москву в «Третий Рим», новый центр православия вместо захваченного турками Константинополя. Именно для этого и создавалась «Русская Палестина», а также проводилась церковная реформа, закончившаяся расколом Русской церкви.

2
Портрет царя Алексея Михайловича. Копия с парсуны 17-го века. Алексея Михайловича иногда называют Тишайшим, что по меньшей мере странно, учитывая события времён его правления - войны с Польшей и Швецией, восстание Степана Разина и Медный бунт. Прозвище это закрепилось за царем случайно - так царские дьяки перевели титул «clementissimus» (милостивейший) императоров Священной Римской империи и наградили им русского царя.
Портрет царя Алексея Михайловича. Копия с парсуны 17-го века. Алексея Михайловича иногда называют "Тишайшим", что по меньшей мере странно, учитывая события времён его правления - войны с Польшей и Швецией, восстание Степана Разина и Медный бунт. Прозвище это закрепилось за царем случайно - так царские дьяки перевели титул «clementissimus» (милостивейший) императоров Священной Римской империи и наградили им русского царя.

Однако «симфония» между царём и патриархом продолжалась недолго. Уже в 1658 году между ними произошла размолвка, после которой Никон добровольно отошёл от дел и удалился в Новый Иерусалим, где восемь лет занимался строительством монастыря. Однако терпеть бесконечно фронду Никона царь не мог и, пригласив в Москву двух вселенских патриархов — Александрийского и Антиохийского, вызвал Никона в столицу на Церковный собор. В конце 1966 года Никон был низложен из патриархов в простые монахи и уже на другой день отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь под Вологдой. Свой любимый Новый Иерусалим он уже никогда больше не увидит (но обретёт в нем своё последние пристанище).

3
Сергей Милорадович. Суд над патриархом Никоном. 1906. Вселенские патриархи, которые санкционировали лишение Никона должности, изображены слева.
Сергей Милорадович. Суд над патриархом Никоном. 1906. Вселенские патриархи, которые санкционировали лишение Никона должности, изображены слева.

В отсутствие Никона строительство монастыря замерло и возобновилось лишь после его смерти. Грандиозное здание собора было завершено лишь в 1685 году, в годы правления царевны Софьи как регентши над малолетними царями Иваном и Петром.

2
Реконструкция восточного (слева) и южного (справа) фасадов Воскресенского соборов на конец 17-го века.
Реконструкция восточного (слева) и южного (справа) фасадов Воскресенского соборов на конец 17-го века.

В 1680-е годы при строительстве Воскресенского собора по нему составили «каменный путеводитель». В стены и столпы храма вмуровали 48 белокаменных плит (уцелело 30) с высеченными на них текстами. В них давалась информация о топографии Храма Гроба Господня, расположении престолов, о хранившимся там иконах и реликвиях.

2
Плиты каменного путеводителя по Воскресенскому собору. 1680-е.
Плиты каменного путеводителя по Воскресенскому собору. 1680-е.

Окончательно ансамбль Нового Иерусалима сформировался в последние годы 17-го века. Правительница царевна Софья и её тетка царевна Татьяна Михайловна (большая поклонница Никона) помогли отстроить огромный корпус трапезных палат с церковью Рождества Христова.

6
Комплекс трапезных палат с церковью Рождества Христова.
Комплекс трапезных палат с церковью Рождества Христова.

1 из 2
Потир, дискос и звездица. 1685 г. Вклад царевны Татьяны Михайловны к освящению Воскресенского собора.

Уже при молодом Петре I возвели каменную монастырскую ограду со Святыми воротами и ярусным храмом Входа в Иерусалим.

9
Святые ворота с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим.
Святые ворота с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим.
7
Елизаветинская башня с воротами - ещё один вход в монастырь.
Елизаветинская башня с воротами - ещё один вход в монастырь.

С воcшествием на престол царицы Елизаветы Петровны монастырь стал парадным царским богомольем. Императрица Елизавета неоднократно посещала Воскресенский монастырь и жила здесь по несколько дней в специально построенном дворце.

2
Посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной. Гравюра середины 18-го века.
Посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной. Гравюра середины 18-го века.

К началу её правления Воскресенский собор находился в плачевном состоянии из-за обрушения в 1723 году шатра ротонды и последующего пожара. Императрица выделила деньги, и к 1759 году шатер ротонды был восстановлен по проекту Бартоломео Растрелли. Во время этой реконструкции ротонда получила пышное барочное убранство, которое мы можем сейчас увидеть в соборе.

7
Вид изнутри на купол ротонды.
Вид изнутри на купол ротонды.

Под куполом ротонды находится Кувуклия — часовня над Гробом Господним — богато украшенная изразцами и расписаная снаружи и изнутри. Интересно, что в монастыре Никона сохранился (в копии) более ранний вид Кувуклии, поскольку в самом Иерусалиме она была перестроена в 1808 году после пожара.

7
Кувуклия - часовня над Гробом Господним.
Кувуклия - часовня над Гробом Господним.
5
Царские врата из иконостаса Голгофской церкви Воскресенского собора с изображением моления о чаше.
Царские врата из иконостаса Голгофской церкви Воскресенского собора с изображением моления о чаше.
3
Палица. Конец 18-го века. Вклад императрицы Екатерины II в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
Палица. Конец 18-го века. Вклад императрицы Екатерины II в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В конце 18-го века известный архитектор Матвей Казаков провел в Новоиерусалимском монастыре работы, сформировавшие его окончательный архитектурный облик. При этом Казаков и его сын Василий сделали множество акварельных рисунков и чертежей Восресенского собора, которые очень помогли при восстановлении монастыря после его разрушения в годы ВОВ.

2
Матвей Казаков. Ротонда Воскресенского собора. Рисунок конца 18-го века.
Матвей Казаков. Ротонда Воскресенского собора. Рисунок конца 18-го века.
10
Современный вид на ротонду и колокольню.
Современный вид на ротонду и колокольню.
3
Василий Казаков. Вид на Воскресенский собор из под арки Святых ворот. 1792 г.
Василий Казаков. Вид на Воскресенский собор из под арки Святых ворот. 1792 г.
13
Современный вид на собор от Святых ворот.
Современный вид на собор от Святых ворот.
3
Новоиерусалимский монастырь. Коллаж 1898 г.
Новоиерусалимский монастырь. Коллаж 1898 г.

Помимо исторического раздела, основная коллекция Новоиерусалимского музея включает большие разделы икон, русского искусства и декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов («Особая кладовая»). Но это уже тема другого рассказа.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Истре
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии