Монтефалько — это про вино. Мы не относим себя к абсолютным знатокам вин, но стараемся изучать, пробовать. А Италия — из тех стран, где дегустация является неотъемлимой частью познавания страны. Туристы, посещающие Умбрию, знают, что невозможно приехать в Монтефалько и не попробовать его восхитительное вино. К счастью для посетителей, это легко и недорого сделать. Винодельни! Район, непосредственно окружающий Монтефалько, является домом для ряда виноделен, которые туристы могут посетить и продегустировать вино. Общая винодельческая территория называется Ла-Страда-дель-Сагрантино. Особый местный виноград, Сагрантино (который можно выращивать только в 5 коммунах Умбрии), смешивают с виноградом санджовезе, чтобы получить восхитительное Montefalco Rosso, которое известно во всем мире.
Ограниченные во времени туристы могут винодельни и не посещать. Многие предприятия содержат магазины по всему городу, их просто узнать по большой вывеске «degustazione». Дегустации, конечно, не бесплатные, если вы ничего не купите (в случае приобретения вина — бесплатно). Например, посещённый нами магазин предлагал дегустацию четырёх вин за 7 евро. Но нам показалось более интересным за те же деньги приобрести пару бутылочек домой, ещё и бесплатно поучаствовать в дегустации. Кстати, в Ассизи в супермаркете такое же вино стоило уже вдвое дороже, не осмеливаюсь предположить, сколько при экспорте.
В любом случае, хотя и приоритетная цель посещения уже ясна, не могу не рассказать и о самом городе. Честно говоря, в Монтефалько не так много достопримечательностей, которые можно посмотреть, намного меньше, чем виноделен. Вы можете обойти весь город за час.
Небольшой городок находится на вершине холма, здесь довольно сонная атмосфера. Не так уж много развлечений для туристов, кроме как расслабиться и насладиться итальянской «дольче вита».
Тот факт, что Монтефалько, прекрасно расположенный на краю гряды холмов, был заселён умбрами, свидетельствует о его древнем происхождении. Он находился под властью римлян, затем лангобардов, был разграблен германским императором Фридрихом II в. 1249 году. С 13-го века здесь была свободная коммуна под властью местных дворян и торговцев, но позже, как и во многих других районах Умбрии, коммуна уступила место управлению Синьории — в данном случае семье Тринчи из близлежащего Фолиньо. В 1446 году город попал под власть Папской области, где оставался до объединения Италии в 1861 году.
Безошибочно можно определить социальный центр Монтефалько. Площадь Коммуны — это круглое пространство, окружённое барами и ресторанами, а также красивыми старинными зданиями. Городские жители собираются здесь по вечерам, и это популярное место для игр детей.
На Пьяцца дель Комуне и в непосредственной близости вдоль улиц стоят Палаццо Памбуффетти пятнадцатого века, Палаццо Темпестиви, построенный в XVI веке с тёсаным порталом и ныне являющийся домом для муниципального учреждения, Палаццо Лангели с фресками внутри, но закрытый для широкой публики.
На площади Пьяцца дель Комуне стоит Палаццо Комунале, ранее называвшийся Палаццо дель Пополо. Построенный в 1270 году, он впоследствии был расширен в XV веке, когда был сделан портик с восьмиугольными колоннами, завершенными капителями с большими листьями, над ренессансной лоджией возвышается большая терраса, которая доминирует над площадью. Над ратушей возвышается старая колокольня.
Также на площади находится бывшая церковь Сан-Филиппо Нери 1796 года, преобразованная в 1895 году в Городской театр.
Существование крохотной часовни Санта-Мария-де-Платеа засвидетельствовано в начале 13 века, с 14 века она стоит без изменений. Внутри находится несколько важных произведений искусства. Основное из них — фрески на задней стене. Вы можете полюбоваться Мадонной с Младенцем на троне, а слева — Святым Григорием, служащим мессу; справа первоначально находился святой Иероним в пустыне, навсегда утерянный. Автор — Франческо Меланцио, художник умбрийской школы конца 15-го, начала 16-го века. Он был активным, прежде всего, в своём родном Монтефалько.
Важные произведения искусства, которые можно увидеть в городе, находятся в секуляризованной церкви Сан-Франческо, которая теперь является частью городского музея. Церковь примечательна своим циклом фресок о жизни Святого Франциска, написанным флорентийским художником 15-го века Беноццо Гоццоли, который также написал знаменитое Шествие волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Но мы смотреть не пошли, уже близился вечер, к тому же нас ждал гораздо более важный цикл фресок о жизни Святого Франциска в базилике Ассизи.
Стены тринадцатого века, восстановленные в XIV веке правителем города Лоренцо Майтани, до сих пор находятся в хорошем состоянии.
Ворота Сант-Агостино являются главным входом в Монтефалько, они отлично сохранились, включая все атрибуты — бойницы, которыми пользовались арбалетчики, зубчатые стены.
Ниже находятся часы 1543 года, которые всё ещё работают.
За воротами вы попадаете на древнюю «страдоне», нынешнюю Корсо Мамели, ведущую на площадь Пьяцца дель Комуне.
На этой улице, несомненно, достопримечательность номер один — церковь Сант-Агостино, построенная в 1275 году.
В том же году её получили монахи-августинцы. Интерьер состоит из большого крытого зала с открытыми деревянными фермами, заканчивающегося многоугольной апсидой с ребристым сводом.
Справа — меньший неф, возникший в результате расширения четырнадцатого века, объединившего ряд часовен. Над главным алтарём находится деревянное распятие XV века.
Стены покрыты фресками 14–16 веков в разной степени сохранности. В основном были сделаны местными художниками, половина которых неизвестна истории. На контрфасаде, справа от портала, находится Мадонна с Младенцем умбрийской школы начала XV века, а слева находится Мадонна делла Мизерикордия, фреска того же периода, что и предыдущая, но с особенностями школы Губбио.
В пятой капелле справа находятся фрагменты фресок какого-то последователя Беноццо Гоццоли, в своде — повреждённые фрески с изображением Учителей Церкви, внизу — Мадонна с Младенцем и святыми Петром, Фортунато, Паоло и Северо.
Лучше всего сохранились фрески на левой стене нефа, в нише. Здесь находится Мадонна с Младенцем между Святым Августином и блаженным Анджело да Фолиньо работы мастера XV века из Фолиньо, возможно, Уголино ди Гисберто, ещё одна Мадонна — в следующей нише, работа, приписываемая Джованни Баттисте Капорали из Перуджи.
Невозможно не заметить огромную, размытую временем фреску Коронация Богородицы с лежащей внизу Евой и её покровителями. Она самая древняя, первой половины 14 века, в стиле, похожем на стиль сиенца Амброджо Лоренцетти.
Мы изучили всё вокруг главной улицы и площади средневекового Монтефалько, спускаемся вниз к крепостной стене.
Выйдя на край которой, получаем великолепный вид на окружающую часть Умбрии.
Идём смотреть очень знаменательную церковь Санта-Кьяры, входящей в одноимённый монастырь кларисок, громада которой доминирует над этой частью города.
На минуту по пути остановимся у церкви Сан-Бартоломео, одном из старейших приходов города, построенной рядом с воротами первоначальных городских стен.
Впервые была документирована в 1219 году, в настоящее время закрыта.
Церковь Санта-Кьяра с прилегающим к ней монастырём была основана Святой Кьярой из Монтефалько и была первым и самым значительным из крупных религиозных поселений в округе.
Кьяра да Монтефалько, известная также как Кьяра делла Кроче была местной очень религиозной женщиной и была канонизирована после доказательств совершённых ей чудес.
Церковь, построенная между тринадцатым и четырнадцатым веками на месте ранее существовавшей часовни Санта-Кроче, была полностью перестроена в начале семнадцатого века Валентино Мартелли.
По большому счёту, в церкви нет значимых экспонатов за исключением часовни в правой части, где на постаменте XIV века находится серебрянная урна с телом святой; выше — алтарный образ с Санта-Кьяра-да-Монтефалько, датируемый 1600 годом.
Самое интересное находится в левой части церкви. Это драгоценная «Часовня Креста», построенная в конце 1200-х годов. Очень впечатляющее место, наиболее связанное с Кьярой при жизни и после смерти, потому что здесь могли произойти многочисленные чудеса, рассказанные в процессах канонизации. Это священное место она выбрала для своей смерти, когда утром 17 августа 1308 года попросила перенести её туда на деревянной кровати. На фресках, украшающих часовню Санта-Кроче, написанных в 1333 году, среди различных сцен представлены выдающиеся моменты жизни Кьяры. В крестовом своде изображены символы 4-х евангелистов, обрамлённые богатыми декоративными фризами, в центре капеллы находится стена, расписанная величественным Распятием, окружённым более чем сорока фигурами. Эти фрески очень хорошо сохранились и впечатляют. Считается, что их автор — один из последователей школы Джотто.
Немного дальше по улице стоит церковь Санта-Иллюмината, которая была построена августинцами в 1491 году на месте тюрьмы Дамиано тринадцатого века, названной так по имени основателя, изолировавшего в ней своих дочерей Джованну и Кьяру, будущую святую. Гармоничному зданию эпохи Возрождения предшествует небольшой портик, защищающий входной портал, 1500 года. Церковь сейчас закрыта не неопределённое время.
А вот и ворота Сан-Леонардо, прогулка по Монтефалько закончена.