Говоря о Средневековье, я не могу не упомянуть ежегодный фестиваль в июне, Меркато делле Гайте. Это соревнование между кварталами города. Весь город возвращается к периоду 1250–1350 годов, и это зрелище, которое наверняка запомнится.
Говоря о Средневековье, я не могу не упомянуть ежегодный фестиваль в июне, Меркато делле Гайте. Это соревнование между кварталами города. Весь город возвращается к периоду 1250–1350 годов, и это зрелище, которое наверняка запомнится.
Все жители — от мала до велика — одеты в средневековую одежду, еда, которую можно попробовать практически везде, приготовлена по средневековым рецептам, представлены все старинные ремёсла. Я упомяну лишь некоторые из них: ткачество, покраска тканей средневековым способом, старинные рукописи, плетение корзин, стрельба из лука, алхимия (скорее детские опыты с веществами), гончарное дело, и так далее.
У каждого из четырёх кварталов старого города есть свои определяющие ремёсла и традиции, например, Святой Георгий славится металлургией, обработкой железа, чеканкой монет и преуспевает в изготовлении струнных инструментов — лютни. Сан Джованни выделяется своими изысканными стеклянными изделиями и производством бумаги, сделанной из старых тряпок. Святой Пётр преуспевает в искусстве изготовлении пергаментных фолиантов, а их самые важные цеха включают пекарню, магазин специй, винокурню, аптеку и восковую лабораторию. Наконец, Санта Мария специализируется на обработке пеньки для производства холстов и веревок.
Мы не знали об этом празднике. Основные мероприятия прошли мимо нас. Не собирались мы и оставаться до глубокой ночи, когда проходит самая зрелищная заключительная часть. Хотя участники понемногу заполняли места на возведённой трибуне на Пьяцца Сильвестри.
Площадь Сильвестри, центр города, характерна своей неправильной формой. Здесь вы найдете Палаццо деи Консоли и 3 церкви.
Любой, кто входит на площадь, сразу же оказывается погружённым в пространство средневековой жизни, в котором мы видим восхитительное, гармоничное отсутствие симметрии. С одной стороны — квадратный массив Палаццо деи Консоли (Ратуши) 1270 года, построенный из блоков травертина, со стрельчатыми арочными лоджиями на первом этаже и широкой лестницей, ведущей внутрь, где сегодня находится местный театр. Арочный проход 1560 года соединяет его с церковью Сан-Сильвестро, жемчужиной романской архитектуры.
На протяжении веков Палаццо деи Консоли претерпел множество вмешательств, но его первоначальная конфигурация сохранилась: прямоугольный в плане корпус параллелепипеда имеет крестовые своды на первом этаже и лоджии с двух сторон. В средние века в портике располагались мастерские ремесленников и торговцев. Большая лестница, построенная в 18 веке, открывает доступ на верхний этаж; в средние века на этом этаже располагался Зал собраний, но с восемнадцатого века он использовался как муниципальный театр. Театр в 1886 году был переделан по проекту архитектора Антонио Мартини, он посвящён Франческо Торти, литератору, юристу из Беваньи. Это один из самых маленьких театров Умбрии, в нём всего 251 место.
Сейчас, в период фестиваля, на лестнице выстроены для соревнования по стрельбе из лука четыре манекена, щиты играют роль мишени. Я сразу заметил, что манекены одеты «в форму» имперских рыцарей времён германского короля Фридриха Барбароссы. Оказалось правдой, возможно, кое-кому и режет слух, но жители Беваньи о соревновании говорят буднично — «пойдём убъём немца». Не надо в этом искать никаких националистических призывов, данная традиция на фестивале имеет давние истоки. Беванья, много веков находясь в составе Папской области, не была целью для врагов. Кроме нескольких императоров Священной Римской империи германской нации, которые как раз жестоко в своё время воевали с папским престолом. Барбаросса разрушил Беванью основательно, поубивав жителей. Память об этом прошла через многие поколения, трансформировавшись в подобные фестивальные забавы. Например, на другой площадке для стрельбы около крепостной стены мы видели манекен в одежде, напоминающей тевтонского рыцаря.
На Пьяцца Сильвестри, в средневековом центре Беваньи, расположены две знаменательные церкви, в том числе Сан-Сильвестро, ранний образец религиозной архитектуры Умбрии и пример романского стиля. Основанная в 1195 году, базилика имеет неполный фасад, который состоял из двух наложенных друг на друга ордеров и был увенчан колокольней. Частично разрушенный во время войн с германцами, фасад так и не был восстановлен.
Интерьер церкви, простой и строгий, но в то же время монументальный, имеет три нефа, возведенных на приземистых коринфских колоннах, имеющих римское происхождение.
В конце центрального нефа над склепом значительно возвышается пресвитерий, тёмный и мистический, представляющий собой единственное помещение с двумя колоннами, поддерживающими крестовые своды.
Церковь Сан-Сильвестро стала декорацией для съёмок фильма, посвящённого Святому Франциску.
Напротив находится церковь Сан-Микеле Арканджело (святого Михаила Архангела) работы мастеров Бинелло и Родольфо, о чём говорится в надписи слева от портала.
Портал Сан Микеле Арканджело демонстрирует очень интересную смесь римского и средневекового искусства. Фрагменты украшений римского храма были переработаны для оформления входа. К сожалению, нельзя полностью оценить, почти вплотную к фасаду церкви подходит фестивальная трибуна, но кое-какой римский декор виден отчётливо.
Бинелло и Рудольфо построили церковь между XII и XIII веками, с течением времени она претерпела многочисленные реконструкции. Колокольня здесь ещё романская, немного изменённая в пятнадцатом веке. Но интерьер был частично адаптирован к стилю барокко.
Новую церковь освятил в 1666 году епископ Сполето. Дальнейшие реставрации относятся к 1741 и 1834 годам. В период с 1951 по 1957 год некоторые части церкви были восстановлены в первоначальном виде, уничтожив барочные вмешательства и восстановив недостающие части. Но часовни тронуть не посмели.
Внутри собора с тремя нефами находится приподнятый пресвитерий и высокая крипта, разделённая на четыре нефа колоннами, некоторые из которых сохранились.
Рядом с криптой находится часовня Мадонны дель Кармине с фресками Андреа Камассеи, датируемыми примерно 1625 годом.
На площади Сильвестри осталось только упомянуть о фонтане, но он по здешним меркам — просто новостройка. Был открыт 23 августа 1896 года. Хотя и он был построен над средневековым колодцем, служившим издавна для снабжения водой исторического центра города.
Вода играла большую роль в античной Беванье, которая была связана реками с бассейном Тибра и Римом.
Аккольта (Общественная прачечная) построена на краю водоёма, в который впадает река Клитунно, образуя водопад. Небольшое озеро служит для сбора воды, которая, падая, активирует лопасти соседней зерновой мельницы, которая всё ещё работает. По краю водоём огибает длинная общественная прачечная, куда ещё относительно недавно женщины приходили стирать одежду. Стиральные машины, безусловно, изменили стиль жизни. Но местные женщины приходили сюда по традиции вплоть до начала нынешнего века. Скорее для общения. Дети, пришедшие с ними, плавали и ныряли с мостиков. Собственно, «Аккольта» и означает что-то вроде «собрание людей».
Улицы вдоль реки пустынны, все стягиваются на центральные улицы.
Через реку Клитунно был издавна построен мост, на котором были оборудованы два небольших дома для таможенников.
Возможно, если бы мы знали о средневековом празднике, то скорректировали бы планы, в соответствии с которыми нас ждал сегодня ещё винный городок Монтефалько. Но было интересно посмотреть даже с краю.
На выходе из города мы стали свидетелями, как синьора, вероятно, член жюри, оценивала результаты работы кожевенников. Видно, что здесь держали скот, а сейчас висят шкуры.
А эти длинные холсты — было непонятно, почему здесь. Может быть, результат соревнования средневековых ткачей?
Вышли за пределы Беваньи. Очень занятно, что она и сейчас находится в своих римских и средневековых границах. Поле перед городом уже вряд ли вспомнит, как здесь в ходе гражданской войны в Риме, начавшейся в 68 году, ждал императора-неудачника Авла Вителлия его противник, будущий великий император Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, претор Германии, покоритель Британии, усмиритель Иудеи, любимец сирийских, египетских и испанских легионов. Первый правитель Рима, не принадлежавший к аристократии: он был внуком крестьянина и сыном всадника.
Я думаю, поле уже не вспомнит и Святого Франциска, который посреди него проповедовал птичкам. Хотя бы камень, на котором он стоял, остался и висит на стене местной церкви. Но было это очень давно.