Спелло — город, который имеет долгую и богатую историю. Римская колония с I века до н. э., он изначально был известен как Гиспеллум. Город заключён в средневековые стены, но всё ещё можно увидеть множество свидетельств их римских предков. Исследование показало, что 80% зданий стоят на римских основаниях, начиная от фундамента и кончая часть первого этажа. Когда вы гуляете по городу, видны многие римские руины, включая трое ворот — Порта Консоларе, Порта Венере и арку Августа.
Гиспеллум быстро расширялся благодаря новой Фламиниевой дороге — главной транспортной артерией между Римом и современным Римини.
Юлий Цезарь положил глаз на Гиспеллум и дал ему второе имя — Колония Юлия. При императоре Августе колония превратилась в муниципий (город), поскольку он поддерживал императора во время войны, в знак благодарности Август предоставил ему больше территорий и разрешил построить мощные городские стены. Римские городские стены, в настоящее время почти полностью исчезнувшие, являются доказательством расширения и процветания, которых Спелло уже никогда не достиг, средневековый и более поздний периметр города всегда был намного меньше.
Уступки Августа ускорили рост Гиспеллума, а император Константин в начале IV века наделил город большими привилегиями, разрешил возвести большой храм и дал ему новое имя: Флавия Костанта. Действия Константина навсегда запечатлены в истории благодаря мраморной надписи под названием «Рескрипт Константина» 333 года, она была найдена в городе в 1733 году и сегодня хранится в Палаццо Комунале.
Но вскоре римские времена закончились, Аттила разграбил город в 450 году, Спелло надолго стал бедной деревней.
О средневековом Спелло был прошлый рассказ, возвращаюсь к античным временам.
Древнеримскую нашу экскурсию начнём с Порта Венере и Торри ди Проперцио, которые, возможно, являются самыми представительными памятниками в Спелло и расположены в центре города, в нескольких шагах от Виа Чентрале Умбра, главной дороги.
Порта Венере (Ворота Венеры) — одни из шести римских ворот, построенных в Гиспеллуме, получившие такое название из-за близости к храму Венеры, следы которого были обнаружены в XVIII веке.
То, что мы видим сегодня, не совсем то, как этот комплекс должен был выглядеть в прошлом, изначально структура состояла из двух трёхарочных ворот с внутренним двором между ними. Сохранилась только одна арка, в то время как на месте двух других арок на протяжении столетий построили несколько других зданий.
Две башни Проперцио, примыкающие к воротам Венеры, несомненно римского происхождения, хотя и немного перестроенные в XII веке. Они были построены для наблюдения за движением вокруг входа в город и, примерно до столетия назад, ещё были окружены средневековыми зданиями, позже разрушенными в 20 веке во время реконструкции района.
Давайте двинемся на юг и доберёмся до одного из главных входов в Спелло со времён Римской империи — Порта Консоларе (Консульские ворота). По пути посмотрим на ещё одни сохранившиеся античные ворота — Порта Урбика.
Как и более впечатляющие Ворота Венеры, эти являлись частью западных стен города.
Консульские ворота, построенные с использованием местного бело-розового известняка, были возведены во времена императора Августа, затем включены в систему средневековых городских стен и использовались для доступа постоянно.
Квадратная башня у ворот относится к средневековью — XIV век — и теперь её легко узнать по часам наверху.
Три статуи, которые видны на воротах, происходят из римского амфитеатра и были созданы в I веке до н. э., установили их на ворота позже, в раннем Средневековье.
Перед воротами одна из самых просторных площадей города.
Сразу за Порта Консоларе находится Вилла Мозаики, крупнейший музей в городе. Он возведён над важным археологическим объектом, относящемся как к эпохе Августа, так и к эпохе Золотого века Империи. Вилла пережила 2 этапа строительства. Её случайно обнаружили в 2005 году во время работ по строительству парковки. Значимость этого места была сразу же признана, начались раскопки, и в 2018 году музей был готов и открыт для публики. Вилла была роскошной резиденцией богатого гражданина Гиспеллума — возможно, винодела, хотя нет никаких определённостей относительно его личности, это предположение основано на мозаиках, найденных на вилле. Богатым его считают из-за выдающегося расположения дома и качества мозаик.
То, что можно увидеть сегодня — только фундаменты, вместе с мозаиками, которые покрывают полы. Всего было найдено 20 комнат, которые должны соответствовать центральной части виллы (около 500 кв. м). Из них 10 комнат содержат мозаику, рассмотрим самые примечательные из них. Птичья комната — украшена геометрическим декором из шести восьмиугольников, в которых заключены птицы, в том числе куропатки. Они напоминают охоту и вкусные блюда из дичи.
Триклиний — это главная комната виллы, столовая, используемая для банкетов, где люди ели лёжа. Убранство полов посвящено Вакху, сбору винограда и вину. Здесь видны дикие и домашние животные — пантера, олень, кабан, утка, фантастические и человеческие фигурки. Большую ценность представляет сцена, где подают вино. Слуга держит на плечах амфору, из которой наливает вино в чашу, которую держит в руке виночерпий. Переливающееся вино собирается в кратер (вид посуды того времени), расположенный на земле.
Другие персонажи расположены симметрично, видны растения и атрибуты, связанные с миром сельского хозяйства (например, серп и колосья пшеницы).
Комната амфор — очень специфическая мозаика с четырьмя стилизованными амфорами, как будто в стиле арт-деко, расположенными в виде креста. Украшение пола, должно быть, отсылало к производству вина, деятельности владельца виллы. Возможно, это было место для частных обедов. Особенная мозаика, как будто из будущего.
Комната сияющего солнца — получила своё название от центрального восьмиугольника с изображением Солнца, освещающим болотную растительность, состоящую из тростника с соцветиями. Некоторые птицы расположились среди растительности: можно узнать удода и утку. Солнце, болотистая местность и обилие птиц напоминают о плодородии этой местности.
Разобрались с античность и идём в церковь Санта Мария Маджоре, цель номер один в Спелло с точки зрения нахождения ценных произведений искусства. На мой взгляд, она обязательна к посещению, хотя сама по себе внутри не выглядит такой исторически богатой, как остальные церкви в городе.
Основанная ещё в XI веке, эта церковь была построена на месте римского храма, а её фасад имеет романский портал и резные пилястры вокруг входа.
На двух колоннах, обрамляющих апсиду, находятся две вывезенные из неизвестных мест работы знаменитого Пьетро Ваннуччи, известного как Перуджино. «Мадонна с Младенцем, Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий», датированная 1421 годом, была заказана неким Джованни Бернарделли, о чём свидетельствует надпись на троне.
«Пьета, Иоанн Богослов и Святая Магдалина» — одна из последних работ художника, тоже датируемая 1421 годом. Она была заказана у Перуджино неким Микеланджело Андине. На троне восседает Мадонна, с пожилыми чертами лица, она держит на руках Христа. По бокам изображены два траурных херувима, погружённые в идеализированный пейзаж Возрождения. По бокам можно видеть святого Иоанна со сложенными руками и Марию Магдалину, которая, кажется, только что положила благовония к ногам Христа. То, что у художника в этом возрасте были проблемы со зрением, заметно, особенно на заднем плане, где отсутствуют классические детали, типичные для него.
Я понимаю, что главное здесь — часовня Бальони, но всё же несколько странно, что подавляющее большинство даже не посмотрит в сторону картин Перуджино, а торопится прямиком в часовню. Пройдём туда и мы. Великолепные фрески в капелле Бальони, написанные знаменитым художником Пинтуриккьо из Перуджи, поражают.
Бернардино ди Бетто, известный как Пинтуриккьо был одним из главных деятелей эпохи Возрождения. Его работы сейчас выставлены в музеях по всему миру. Знаменит он оформлением Библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе, церкви Санта Мария дель Пополо и помещений Ватикана в Риме.
Здесь, в часовне Бальони, Пинтуриккьо прославился циклом фресок, включающим Благовещение, Рождество и Диспут с учителями, написанными с лета 1500 года по весну 1501 года.
К счастью, фрески на стенах не были затронуты реставрацией церкви в XVIII веке, как и четыре сивиллы (античные пророчицы) на своде.
После того, как осмотрены выдающиеся достопримечательности, можно походить по галереям и антикварным магазинам, которых здесь масса.
Любители трюфелей (грибы которые) тоже могут задержаться в Спелло, который — один из итальянских центров любителей этих грибов
Мы не особо, поэтому — в путь!
Не скрываю, что город Спелло вошёл в список наших любимых мест в Италии.
Очаровательный древний городок, идеально расположившийся на вершине холма на южном склоне массива Субазио.
В этом убедились ещё раз, возвращаясь от Ворот Венеры к автостоянке. Несмотря на то, что сейчас идти всё время в гору.