Первый день в Умбрии. Конечно же, нам хотелось как можно скорее попасть в Ассизи или Перуджу — два главных магнита этой провинции. Но вмешалась погода. Два дня предрекали частые дожди, было решено посвятить их мелким городкам. В случае чего быстро добежать до машины. В большом городе с парковками на краю центра, к ней обычно выйдешь только к концу дня. Удача нам сопутствовала, аж до смешного. За два дня мы посмотрели 6 мест, как только садились в авто, начинался дождь, временам сильный. Пока доехали до следующего — он кончился. И окончательно зарядил на всю ночь, когда уже возвращались в отель.
Умбрия очень компактная провинция, с севера на юг её можно проехать за один час. Ещё одна особенность — это единственная итальянская провинция, которая не имеет границы с другим государством или не выходит к морю, кое-какие в Италии обладают обоими этими свойствами.
Первая остановка — ближайшее Спелло, 12 км от места проживания. Когда вы думаете об итальянской деревне, что приходит вам на ум? Мощёные улочки? Улицы из каменных домов? Потрясающие виды сверху на сельскую местность?
Исторические площади и церкви с ценными фресками и артефактами внутри? Всё это (и многое другое) вы можете найти в прекрасном Спелло.
К тому же этот город на вершине холма считается одержимый цветами. Может быть, может быть… В наше время был, наверное, цветочный несезон, улицы красиво оформлены корзинами с цветами, на стенах и окнах горшочки, но я бы не сказал, что их неимоверное множество. Без спора, у Спелло есть стиль, это очаровательный умбрийский город, полный жизни, исторического духа и возвышенной души.
В историческом центре Спелло видны многочисленные следы римской эпохи, которые, хорошо сохранившиеся и видимые сегодня, свидетельствуют о древнем происхождении города и его значительной роли в античное время. Но мы вошли в Спелло с севера, а римские остатки в основном сконцентрированы в южной части, где находится и большой музей мозаик. О Риме поговорим во втором рассказе, хотя кое-какие античные памятники встретим на пути и сейчас.
Итак, переходим сразу к началу Средневековья. Прибытие варваров в Италию и их распространение в Умбрии превратили этот красивый и густонаселенный древнеримский город в бедную деревню.
Более-менее Спелло стал играть какую-ту роль только в эпоху Возрождения. В лангобардскую и франкскую эпоху он входил в состав герцогства Сполето, а затем перешёл к папству. Однако город, помня о процветании и относительной автономии, которыми он пользовался во времена Римской империи, вскоре стал свободным муниципалитетом со своими собственными законами. В 1516 году муниципалитет был передан Папой Римским семье Бальони из Перуджи, которой он принадлежал до 1648 года, потом снова вернулся обратно.
Входим в Спелло через ворота Монтанара, которые самые новые в городе — XVIII века, они находятся рядом с остатками старых средневековых ворот.
В конце виа Джулия находится монастырь Бедных кларис, основанный в 1250 году на склоне Субазио.
Можно заглянуть во двор монастыря, но ценных росписей, которые находятся по сведениям в церкви, мы не увидим. Церковь открыта для посещения в какой-то религиозный праздник всего раз в году.
Поднимаемся к вершине холма. По пути встречается одно из свидетельств римской эпохи, арка, которая в те времена стояла на пути между верхней частью города и вершиной горы Субазио.
Известна как Порта-дель-Арче. Время постройки арки неизвестно, но она была построена ещё до правления Августа, конструкция её проста, основание арки в настоящее время находится 1,5 метра под уровнем улицы.
К арке примыкает башня Сан-Северино, слева от неё открывается вид на одноименную церковь. Четырёхугольная 16-метровая башня 15-го века встроена в прилегающий монастырь.
Монастырская церковь Сан-Северино — красивое священное место, расположенное на одной из самых высоких точек города. Сан-Северино является одним из старейших зданий в городе, восходит к IV веку, когда церковь находилась под контролем аббатства Сан-Сильвестро в Коллепино. Гораздо позже, в 1662 году церковь перешла во владение капуцинов.
Церковь смогла сохранить свой прежний, раннероманский образ — фасад представляет собой единственный портик с четырьмя колоннами, интерьер — один неф с крестовым сводом и греческий крест в плане. Церковь сфотографировал с порога — шла служба.
Хотя бы с порога была возможность запечатлеть ценные произведения искусства, установленные в алтарной части. Это «Рождение Крестителя», работа перуджийца Джачинто Бокканеры 18 века, «Мадонна с младенцем» Дуранте Альберти 1595 года, «Христос во славе среди святых» конца 17 века Джачинто Бокканера.
Сан-Северино действительно было самое высокое место, теперь мы по атмосферным средневековым улочкам будем только спускаться вниз, вплоть до южного выхода из города. Об обратном пути пока думать не хочется… но это время всё равно придёт… Уф-ф-ф!
Упорядоченный житель более северных стран остановится перед фасадом церкви Сан-Лоренцо 1120 года постройки в недоумении — это какая-то ошибка или плохо закончившаяся работа? Нет, это просто следствие истории. Эта церковь была очень важна жителям Спелло и изначально была построена в знак благодарности святому за прекращение осады города императором Генрихом IV. В 1228 году была даже освящена папой Григорием IX, однако всего через десять лет она была серьёзно повреждена армией императора Фридриха II. В 1540 году церковь расширили, добавив ещё 2 нефа, а фасад больше не подходил для такой большой церкви. Конечно, было сделано неуклюже, и результат сбивает с толку. Что-то пытались заложить, что-то снова прорубить, да так и бросили.
По какой-то причине фасадом жители Спелло решили вообще больше не заниматься, но, по-моему, они и не особо переживают. На конкурс красоту церковь не выставляют, гордятся так сказать внутренним содержанием. А интерьер церкви действительно богат и достоин посещения. Три нефа разделены огромными колоннами, с правой стороны находятся три часовни.
В часовне таинств стоит прекрасная дарохранительница Фламинио Вакки (1587).
А в пресвитерии находится великолепный балдахин, выполненный в стиле барокко Джан Лоренцо Бернини, а за ним — деревянный хор, всё 17 века. Алтарь находится на вершине старой римской колонны, которая выступает из пола.
Сбоку, в конце нефа, виден лепной алтарь конца шестнадцатого века, а на нём — полотно Франческо да Кастелло 1599 года, изображающее Христа, Деву Марию и души чистилища.
Этот алтарь представляет фреску с Мадонной и Младенцем, Святым Иосифом и Святым Марком, приписываемую раннему Доно Дони (около 1530 года). Ниже видим деревянный вертеп.
Ещё один алтарь предлагает скульптурные группы, приписываемые Агостино Силве и датируемые примерно 1670 годом. Они представляют Славу Сан-Лоренцо в центре, Сан-Теодоро и Санта-Чечилия по бокам. Снаружи находятся статуи Сан-Франческо Ксавьера и Сан-Филиппо Нери.
Капелла дель Сакраменто — архитектура конца восемнадцатого века, в которой находится Святой Антоний работы Тиберио д’Ассизи
И, наконец, алтарь Розария, полностью деревянный комплекс восемнадцатого века, состоящий из скульптур, также позолоченных, изображающих Мадонну Розария с Сан-Доменико, Санта-Катериной, мучеником Сан-Пьетро и Сан-Джачинто.
Площадь Республики, где находится Палаццо Комунале (в Италии то же самое, что Ратуша), заполнена магазинами, художественными галереями, по обеим сторонам улицы вы найдёте многочисленные таверны, рестораны и винные бары.
Палаццо Комунале Веккьо было построено в 1270 году по проекту Мастро Проде и впоследствии расширено в середине 16 века мастером Батталья ди Пьетро. Фонтан был построен в то же время.
В 2005 году итальянский художник Норберто Проетти создал конную статую Святого Франциска, которая сейчас стоит у базилики в Ассизи. На протяжении всей своей жизни Франциск видел много пророческих снов. Одно такое видение побудило его попробовать стать рыцарем и присоединиться к папской армии. Он приобрёл доспехи и лошадь, отправившись в Рим. Однако во время остановки в Сполето ему приснился ещё один сон, в котором Бог подверг сомнению его действия, призывая его служить Богу, а не армии. Молодой Франциск, полный идеалистических устремлений, боялся вернуться в Ассизи, где он мог столкнуться с презрением своей семьи за то, что отказался от своих рыцарских амбиций и избегал опасностей битвы. Статуя изображает будущего святого до его монашества в состоянии смирения, сгорбившись в седле, с опущенной головой и плечами, его уныние отразилось и в поведении его коня. Норберто Пройетти родился в Спелло, умер здесь же в 2009 году. По этой причине, в годовщину его смерти, на площади установили уменьшенную копию скульптуры.
И последняя остановка в этом рассказе — францисканская церковь Сант-Андреа. Здесь мы снова обнаружили несколько невероятных произведений искусства, включая прекрасное распятие Джотто, ярко расписанный потолок и остатки средневековых фресок, украшающих стены. Однако в церкви также хранится совсем другая часть истории — мумифицированное тело Андреа Каччиоли, одного из непосредственных учеников Святого Франциска.
Церковь Сант-Андреа была построена в первой половине 11 века на базе аббатства Сан-Сильвестро в Коллепино. В 1253 году она была пожалована францисканским братьям Младшим, которые позаботились о ход церкви и строительстве соседнего монастыря, в том числе благодаря индульгенциям. В 13 веке Андреа Каччиоли, член древнего рода из Спелло, прямой ученик святого Франциска, был хранителем монастыря, в 1360 году он был провозглашен святым сопокровителем города.
Интерьер ясно передаёт долгую историю церкви, демонстрируя различные следы реставраций, в результате которых церковь Сант — Андреа приобрела, на мой взгляд, довольно странную и сложную структуру. Например, стены центрального нефа были полностью выкрашены в золотой, синий и красный цвета, чтобы придать им неоготический вид, это произошло в 1913 году и постарались над этим Бенито Криспольди и Джованни Туччи. Новый вид не имеет ничего общего со Средневековьем, на что претендуют оставшиеся помещения церкви. Над главным алтарём хранится ценный францисканский крест работы Джотто.
По-настоящему средневековым является цикл фресок на правой стороне трансепта, датируемый 14-м веком.
Можно выделить фреску Томмазо Корбо 1532 года «Мадонна с младенцем, Сант-Анна, Сан-Рокко, Сан-Никола».
Или фреску Доно Дони 1565 года «Святой Иоаким встречает святую Анну».
Или Мадонну с младенцем 14 века работы неизвестного мастера из Сполето.
Однако наиболее привлекающим внимание элементом в Сант-Андреа является часовня Баттистеро 1500 года, она была заказана семьёй Бальони, за несколько лет до реализации капеллы Бальони в церкви Санта-Мария—Маджоре неподалёку, куда мы заглянем во втором рассказе о Спелло. В этой часовне находится большая картина «Мадонна с младенцем на троне со святыми» кисти Пинтуриккьо, которая датируется 1506–1508 годами и была заказана через несколько лет после самой часовни другим членом семьи, вероятно, Джентиле Бальони, по поручению францисканцев.
Из общего интерьера вдруг выхватываешь небольшой стенной языческий древнеримский алтарь. Кто и откуда его принёс, уже давно стёрлось в истории. Но в Италии это обыденность…
Хватит шедевров для первого рассказа, продолжение следует.