Как театр начинается с вешалки, так и любой город начинается с вокзала или аэропорта. Ах, какой красивый построили железнодорожный вокзал в Саратове в 1871-м году, когда завершилось строительство Тамбово-Саратовской железной дороги. В то время богатый украшениями фасад был типовым проектом, но все мы помним проекты ликеро-водочных заводов из красного кирпича, настоящие замки, хотя тоже типовые.
В начале 20 века вокзал расширили, и он продолжал украшать город, его не раз фиксировали на открытках с видами Саратова. И вот в настоящее время мы наблюдаем торжество стекла и бетона, а жаль, ведь вокзал-это лицо любого города.
На Привокзальной площади памятник Ф. Э. Дзержинскому. Говорю о нем, потому как интересны два факта, связанные со скульптурой. При установлении памятника в 1939-м году был использован пьедестал демонтированного в 1918 году памятника императору Александру II. Правильно, зачем пропадать добру. Обращенный изначально лицом в сторону вокзала, в 1977-м году при реконструкции площади, памятник от вокзала отвернули.
Ну, а я, представляя, что стою спиной к Дзержинскому, смотрю вперед на центральную улицу Саратова-Московскую. Почти пятикилометровая она берет свое начало у Волги, куда я вас сегодня и поведу.
Одна из первых улиц города была всегда самой престижной, а своё название получила по Большой Московской дороге, тракту, ведущему на Москву.
Согласно плана 1774-го года на престижной улице города должны были строить особняки исключительно дворяне, но в 19 веке купеческое сословие буквально захватило центральную Московскую. И причина была проста, ведь улица соединяла главные торговые места города — Гостиный Двор на Старо-Соборной площади (Музейная сейчас)
и Верхний базар, в настоящее время это Театральная площадь.
Улица Московская и сейчас-настоящая купеческая вотчина, лишь изредка попадаются здания иного стиля, выбивавшиеся из общей концепции.
И чтобы не повторяться в каждом конкретном случае обобщу: все здания сплошь и рядом памятники архитектуры регионального значения.
Жилой дом постройки конца 19 века.
И так как мы пойдем вниз по улице, т. е. к ее началу, то и нумерация домов соответственно к уменьшению. Можно было бы поступить иначе и шагать от Волги к вокзалу, но тогда возможно не случилось внезапного порыва, заставившего заскочить в отходящий автобус и отправиться… Но об этом в свое время. И гуляла я по Московской в разные дни, но это не помешало сгруппировать все интересное в одном материале.
Итак, начнем и первое здание под № 164 — бывшие казармы Балашовского резервного батальона, построены по проекту архитектора Алексея Марковича Салько в 1897-м году.
В советское время в здании бывшего Балашовского резервного батальона располагался Военный институт повышения квалификации специалистов мобилизационных органов. В 2012 году здание было передано Поволжскому институту им. П. А. Столыпина.
И сразу же хочется сказать о выдающемся русском архитекторе Салько Алексее Марковиче, который за время своей более чем полувековой деятельности изменил архитектурное лицо Саратова.
После окончания Петербургского строительного училища и получения диплома молодой специалист был назначен архитекторским помощником в Саратовскую строительную и дорожную комиссию и что называется, понеслось! В дальнейшем показывая архитектурные шедевры, я не раз буду указывать авторство этого талантливого архитектора.
На противоположной стороне улицы на два квартала растянулся комплекс зданий Саратовского государственного университета, состоящий из 9 учебных корпусов и библиотеки.
Идея создания высшего учебного заведения в Саратове зародилась в 50-х годах 19 столетия, но только в середине 1909 года император Николай II резюмировал: «Быть посему».
Сразу же был назначен ректор-талантливый хирург, видный общественный деятель, профессор Василий Иванович Разумовский. Под его руководством происходило проектирование и поэтапное строительство будущего университетского городка, порученное директору Казанской художественной школы, художнику и архитектору Карлу Людвиговичу Мюфке.
Во время Первой Мировой войны в стенах университетских корпусов разместили лазарет. Во второй половине сентября 1915 года корпуса освободили для эвакуируемого в Саратов Киевского Императорского университета Святого Владимира.
До 1917 года медицинский факультет оставался единственным факультетом университета, в настоящее время их уже 13. С 1923-го года Императорский Николаевский Саратовский университет называется Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
В годы Великой Отечественной войны в корпусах Саратовского университета находился эвакуированный Ленинградский Государственный университет.
Сегодня можно любоваться уникальным ансамблем учебных корпусов, отличающийся единством замысла и высоким качеством исполнения. По дороге на вокзал и стоя на противоположной стороне улицы я с удовольствием занималась созерцанием великолепных фасадов, но этого было мало.
И тогда, нарушая правила дорожного движения, мы с чемоданчиком рванули поближе.
Одновременно со строительством университетского городка в одном из корпусов была устроена часовня во имя святителя и чудотворца Николая.
В 1918 году часовня была закрыта. В 2009 году начато строительство отдельно стоящего Храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в 2015 году он был освящен.
Идем далее, по четной стороне № 154–156 интересен комплекс из пяти зданий, так называемый «Тюремный замок».
Его история начиналась в 1829-м году, когда эта часть города была окраиной и пустырь как нельзя лучше подходил под строительство каменного здания тюрьмы на 200 заключенных. В дальнейшем не раз происходили ремонт и перестройка зданий, согласно проектам губернского архитектора С. И. Тихомирова. Сейчас здания используются как административные для УФСИН, а также являются режимными объектами СИЗО № 1.
В начале 20 века по заказу сына купца 2-й гильдии Алексея Медведева по адресу улица Московская № 125 был построен особняк, автором проекта которого стал уже известный нам Алексей Салько.
Повеселили имена последующих владельцев: Иван Бендер, Карл Жасмин, а в 1917 году домовладение купили харьковские мещане Мордух и Моисей Бальзамы. Но задержаться в роли владельцев не получилось: в начале 1918 года после отмены частной собственности дом был национализирован. В здании разместилась школа 1-й ступени, затем коммунальные квартиры. С 1990 год в бывшем доходном доме разместились художественные мастерские, отсюда и название «Дом художника».
До недавнего времени дом буквально рассыпался, ни крыши, ни окон, но спохватились вовремя и сохранили архитектурное наследие.
Московская № 120. В 1909 году по проекту архитектора Ю. Н. Терликова для мещанина Н.А. Подклетнова был возведен доходный дом в стиле модерн. Спустя 8 лет после строительства, семью Подклетновых арестовали, а дом был отдан под социальные помещения. В советские времена там также сдавались квартиры, а на первых этажах были магазины.
На пересечении улиц Московской № 109 и Чапаева в 1914–1916 годах по проекту архитекторов Главного управления почт и телеграфов России был построен Городской почтамт Саратова.
Масштабная композиция, массивные ризалиты, крупные коринфского ордера колонны, формы и детали из стилистики классицизма: таков фасад этого, хорошо сохранившегося здания, которое и по сей день сохраняет свое изначальное функциональное назначение.
№ 94. На стыке 19–20 веков на этом месте находились два красивых двухэтажных дома, принадлежавших купцу первой гильдии Ивану Никитичу Худобину.
В одном из них проживал он с семьей, а второй сдавал в аренду. В 1950 году архитектор Г. В. Белов разработал проект объединения, реконструкции и надстройки третьего этажа, который и был выполнен к 1952 году. Сейчас невозможно догадаться, что это протяженное здание прошло такую масштабную реконструкцию.
С 1936 по 1974 год в здании размещалось издательство газеты «Коммунист», а сейчас оно принадлежит Академии наук.
№ 84 На пересечении с улицей Горького в 1901-м году по проекту все того же талантливого архитектора Алексея Маркович Салько было построено красивое угловое здание для Общества взаимного кредита в «ропетовском» стиле открытого кирпича.
Фасад украшен затейливым орнаментом из кирпича, декоративными карнизами, веселыми кокошниками - что-то от расписной новгородской избы, от старинных боярских палат, от знаменитой кремлевской зубчатки. Картину дополняют башенка с флюгером, балконы с хитросплетенным литьем перильцев и оград, сработанных на чугунно-литейном заводе саратовской купчихи А. В. Чирихиной.
Меня тут же увлекло за собой неизвестное словосочетание: «ропетовский» стиль. Иван Павлович Ропет — основоположник так называемого «русского стиля» в деревянной архитектуре второй половины 19 века, мастер-декоратор, превращавший в шедевр все, к чему прилагал свои талант и творчество.
Настоящая фамилия Ивана Петровича самая обычная — Петров. А Ропет — это псевдоним, анаграмма от «Петров», которую еще в молодости придумал себе выдумщик и фантазер. Так вот, для ориентира: причудливая Баня-терем в Абрамцево, которую многие видели, построена по проекту Ропета в 1877–78 годах.
А в представленном мною здании в настоящее время размещается гостиница Московская и ресторан Москва.
Перемещаемся на Театральную площадь, которая за время своего существования не один раз меняла и размеры и названия: до 1812-го года это Хлебная, в начале 19 века-Торговая. С 1920 года это конечно же площадь Революции, как же иначе и в течение всего советского периода она использовалась для проведения демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября.
В канун 40-й годовщины Октябрьской революции, 6 ноября 1957 года над братской могилой был установлен Памятник борцам социалистической революции 1917 года.
6 ноября 1967 года в рамках торжеств, приуроченных к 50-летней годовщине революции, у памятника был зажжен вечный огонь.
На площади, на пересечении улиц Большая Казачья и Горького находится здание одного из старейших в Поволжье и в России Саратовского академического театра оперы и балета, основанного в 1803-м году.
Проект здания театр оперы и балета, построенного в 1864 году, подготовил губернский архитектор К. В. Тиден. Внешне здание напоминало один из венских театров, а внутри — Московский Малый театр.
В 1962 году театр был капитально реконструирован, а фактически перестроен по проекту саратовского архитектора Т. В. Ботяновского.
А площадь с 1991-го года носит название-Театральная. С 2020-го года здание театра основательно замуровано от любопытного глаза, тут и строительные «леса», и сплошные заборы. Реконструкция исторического объекта и ремонтные работы явно затянулись.
У одного из заборов по улице Большая Казачья натыкаюсь на запорошенную снегом скульптурную композицию, установленную в 2015 году. Автор А. Щербаков неординарно увековечил артиста Олега Табакова, запечатлев его в одной из первых кинематографических ролей — Олег Савин, персонаж фильма «Шумный день».
А далее находится и сквер имени Табакова, о чем не дают сомневаться и развешенные фотографии актера с его изображением в разных ролях.
По адресу Московская № 72 и растянув по улице Горького на целых три квартала на Торговой площади в 1876–1877 годах архитектором, догадайтесь кем? Ну конечно же Сальковым был построен огромнейший Комплекс Верхнего базара, состоящий из нескольких корпусов.
С этих пор Торговая площадь так и называлась — Верхний базар и он функционировал вплоть до середины 1950-х годов. В 1956–60 годах его территорию заняли здания НВНИИГГ,
а с 1975 -1980-х годов и дома Правительства Саратовской области.
По адресу Московская № 63 находится красивое здание Саратовской областной универсальной научной библиотеки.
Вообще изначально библиотека в Саратове была открыта 4 марта 1831 года по инициативе президента Императорского Вольно-экономического общества графа Николая Семеновича Мордвинова и ютилась в разных помещениях. К концу века требовалось большое, собственное здание и городская дума решила провести конкурс на лучший проект Народной аудитории. Из семи поступивших проектов, в котором, кстати участвовал и Алексей Сальков, победил нетрадиционный проект под девизом «Волга», автором которого был петербургский архитектор Николай Михайлович Проскурин.
Взлет фантазии помог петербургскому зодчему создать самое смелое архитектурное сооружение города, поражающее своими красивыми ломаными линиями и разнообразными по величине и форме окнами и 7 мая 1898 года состоялась закладка Народной аудитории.
В электрифицированном здании с современным отоплением разместились библиотека, зал для народных чтений, городской общественный банк. В 1913 году в Народной аудитории был открыт «Разумный синематограф», в 1934 году переименованный в «Ударник», который просуществовал до 1997 года.
Кстати сказать, здание библиотеки находится буквально в десятке шагов от классики архитектуры — Театра оперы и балета и это соседство добавило пересудов в городе, возмущенных сумбурной и новаторской архитектурой последней. А мне нравится, даже очень!
На фасаде здания по адресу Московская № 66 автор, художник Д. Жумаев разместил граффити-портрет Олега Янковского в образе барона Мюнхгаузена!
Напротив, по адресу Московская № 64 на пересечении с улицей Радищева (бывшей Никольской) в 1879 году по проекту архитектора Алексея Салько было построено специально приспособленное для судебных мест здание Окружного суда.
В 1882–1883 году по линии Московской улицы было пристроено здание Судебной палаты. Позднее в здании размещались школа Гражданского воздушного флота, Суворовское военное училище. В настоящее время в нем находится средняя школа лицей № 4.
Панорама на здание лицея (по центру фото) с высоты парка Победы на Соколовой горе.
Опять же, напротив, под № 59 находится Здание торгового пассажа Е. К. Лаптева, построенное в 1881 году по проекту архитектора Алексея Салько.
Крыша над пассажем была стеклянная, торговые помещения красиво отделаны деревом, зеркалами, лепниной. В 1910–1913 годы в здании размещались учебные классы медицинского факультета Саратовского университета.
А теперь покажу один из самых ярких образцов «русских» стилей в Саратове, трехэтажный дом по адресу улица Московская № 39, построенный в конце 1880-х годов для купца-старообрядца Тараса Васильевича Горина.
Проект едва ли не первого крупного доходного дома-комплекса, в котором свободно размещались несколько десятков квартир для семей среднего достатка был создан на тот момент уже довольно знаменитым архитектором Алексеем Салько.
Ясный, броский силуэт, уверенная и сильная пластика, мастерская техника воплощения замысла в камне сделали эту постройку одной из самых значительных, ярких в исторической части города. Доходный дом Горина отчасти сформировал облик Московской улицы в 19 столетии и более того, впоследствии в городе возвели не менее двух-трех десятков домов, схожего архитектурного стиля.
В 1909 году Тараса Васильевича Горина постигло банкротств и дом сначала был сдан в аренду отделению Крестьянского банка и городскому страховому обществу. В 1910 году здание и вовсе стало собственностью Общества купцов и мещан.
В годы Советской власти на первом этаже находилась сберкасса, на втором и третьем — коммунальные квартиры. В настоящее время здание занимает ряд организаций и отделение «Сбербанка».
Интересная история вышла с памятником в сквере Первой учительницы.
В далеком 1747-м году на месте сквера было построено каменное здание Вознесенской церкви в старорусском стиле. В 1947-м году храм был разрушен и на его месте разбит Октябрьский сквер.
Во второй половине 19 века на площади перед входом в парк Липки по проекту знаменитого скульптора Сергея Михайловича Волнухина, автора памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве, была создана композиция памятника царю-освободителю Александру II. По периметру постамента вокруг фигуры царя были расположены четыре скульптуры, одна из которых олицетворяла реформы в образовании, проведённые царём.
Ну так и вот: скульптура сидящей женщины с ребенком и была частью общей композиции и после сноса памятника в 1918-м году чудом сохранилась. До установления ее в сквере 1 сентября 1996-го года фрагмент памятника где только не устанавливали. Но главное, что едва ли не самый старый памятник Саратова благополучно обрел свое место в сквере, находящимся рядом со зданием министерства образования. Памятник получил имя Первой учительницы и стал считаться «первым в России памятником первой учительнице».
Сразу после сквера улица Московская делает плавный изгиб, на котором в первой четверти 19 века была построена усадьба купца Хрисанфа Ивановича Образцова. С 1869 по 1903 годы в здании размещалась резиденция саратовских губернаторов.
В 1903 году в одной из казённых квартир резиденции какое-то время проживал назначенный руководителем Саратовской губернии Пётр Аркадьевич Столыпин.
В 1990-х годах часть коммунальных квартир была выкуплена и расселена, а их помещения заняли торговые организации.
Московская плавно стала уходить вниз, и я поняла, что приближаюсь к Музейной площади, в ансамбль которой входят несколько примечательных объектов.
Один из них-это великолепное здание управления Приволжской железной дороги, построенное по проекту все того же талантливого архитектора Алексея Салько в 1907–1914-х годах.
В те годы огромное многоэтажное здание с эклектическими фасадами во многом копировало здание в Петербурге на Екатерингофском проспекте и резко выделяло площадь из окружающей застройки. Напротив, находится Свято-Троицкий собор и показывая его парковую зону, я фотографировала ландшафтный дизайн как раз на фоне здания РЖД и может быть кто-то обратил на него внимание.
На другой стороне улицы находится красивый бизнес-центр «Петровский», построенный в 2018 году, и чтобы соответствовать архитектурному ансамблю Музейной площади декорирован в стиле петровской эпохи.
Справа и слева от входа находятся две бронзовые скульптуры основателям города Саратова, изготовленные в 2014 году по проекту саратовских художников Светланы Григорян, Константина Нисмана и Артура Истомина.
Справа от входа в бизнес-центр гостей встречает памятник стрелецкому голове Фёдору Турову, слева скульптура воеводы Григория Засекина.
Еще одно здание, создающее ансамбль Музейной площади — это дом винного откупщика и управляющего Саратовской солевозной комиссии Михаила Андриановича Устинова.
Несмотря на простое происхождение успехом своим Устинов обязан грамотности, начинал в Петербурге, а затем перебрался в Нижнее Поволжье. В первые десятилетия 19 века он уже прослыл богатейшим из жителей Саратова, имел шикарные особняки в Москве и Петербурге.
В январе 1829 года император Николай I пожаловал статского советника Устинова гербом и дипломом на потомственное дворянское достоинство.
Потомок дворянского рода Устиновых британский актёр Питер Устинов, рассказывал, что предок умер в возрасте 108 лет, оставив после себя огромнейшее состояние.
В 1789 году на этом месте Устинов построил усадьбу, а в 1813-м году два дома усадьбы были объединены под единым фасадом, превратив обычные дома во дворец в стиле русского классицизма.
С 1929-го года в бывшем родовом гнезде Устиновых размещается Саратовский краеведческий музей, в который я по причине усталости банально не зашла, жалею до сих пор.
И наконец площадь Петра Первого, существовавшая на этом месте с 1970-х годов и носившая имя сначала космонавта Гагарина, затем площадь речного вокзала.
Но в 2021 году, в преддверии 350-летия со дня рождения Петра I и 300-летия его визита в Саратов площадь оформили в соответствующем названию виде.
Монумент русскому императору Петру Первому был открыт 23 апреля 2022 года.
На тот момент распогодилось не на шутку, светило яркое солнце, разбрасывая по белоснежному покрову площади горсти сияющих звездочек. Они резвились, сверкая и слепя глаза, не помогали даже очки. Полюбовавшись на закованную льдом Волгу, я, уже прилично уставшая, побрела назад по Московской. Зачем? Ведь всегда предпочитаю круговые маршруты. В голове блуждала какая-то мысль, едва уловимая, при виде рейсового автобуса в город Энгельс, она сформировалась в четкое желание и я запрыгнула в остановившийся автобус.
Мгновенно исчезла усталость, а осознание того, что я все-таки проеду по мосту, соединяющему два берега, два города
и виденному мной пару дней назад с высоты парка Победы накрыло бесконечной удовлетворенностью, какой-то даже радостью.
Не понимая своего состояния, не задумываясь о дальнейших планах, я вышла на первой остановке за мостом, уже на территории города Энгельс и едва не направилась в сторону леса вслед за парой лыжников. Но между тем день клонился к закату и не зная точного маршрута, а увидев на карте расстояние в три километра, я одумалась.
Между тем надо было что-то делать, а погода на этом берегу была полной противоположностьтю, чем на том-пасмурно, ветренно, отчего мороз чувствовался сильнее и перейдя дорогу, я отправилась на берег Волги. Город Энгельс предстал в более ясном виде, пусть и издали.
Между тем ветер усиливался, он уже рвал и метал, стремительно носясь по горизонтальной поверхности льда, пытаясь загнать замерзших рыбаков в оставленные на берегу машины. Но была крепка их воля и велико желание поймать удачу.
Походив по берегу туда-сюда и сновательно замерзнув, я направилась в сторону остановки. Приехав в Саратов, посетила свое любимое кафе «Яблонька» и с чувством исполненных всех задумок, отправилась в отель.
P. S. Получилось очень много букофф, но делить задуманное не хотелось.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия