В конце июня мы наконец-то поехали в Италию. Где мы не были целых шесть лет. Ведь мы живём в 8 часах езды на авто от ближайшего punto di confine. Мощь Испании, богатство Франции, упорядоченность Германии уходят на задний план, когда мы в Италии, с обшарпанными порой фасадами, верёвками с бельём через улицу, дамами с авоськами, рассказывающими друг другу «секретные новости» через шумную улицу, уличной электропроводкой «инфаркт немецкого электрика». Мы любим Италию, причины этого можно было бы рассказать, наверное, только отдельными частями через сто рассказов.
Но как бы мы не спешили, 1 300 км до нашего пункта назначения в Умбрии тяжело доехать за один день, остановиться мы решили в тирольском Ваттенсе, где заодно посетили Кристальные миры Сваровски. Всё не было времени заехать, хотя несколько раз проезжали мимо по трассе. Больше было интересно жене, но и я с интересом ознакомился с этим феноменом.
Отношение к его стеклянной империи в мире неоднозначно, но в любом случае нельзя отрицать, что он действительно феномен. На изначально не имеющем особой ценности почти обычном стекле построить такой прибыльный бизнес — это надо уметь. Ведь его так называемые «кристаллы» не имеют никакой кристаллической решётки, это по сути стекляшки. Где они только не блестят: на нарядах, люстрах, статуях. Фальшивые «драгоценности» Сваровски подчинили себе миллионы людей. Но как всё начиналось?
Даниэль Сваровски родился 24 октября 1862 года в маленькой горной деревушке Георгиенталь в семье стекольщика. С наступлением соответствующего возраста он переехал в Вену, где поступил учиться на инженера, учёба подарила ему идею, как использовать электричество в знакомом ремесле. Сваровски изобрёл станок для обработки хрусталя. Открытая в 1895 фабрика по производству хрустальных кристаллов показала, что огранка получалась более точной, чем при ручной обработке. Сначала Даниэль гранил богемское стекло, потом разработал свой, более яркий хрусталь.
Идея «подделать» бриллианты не была новой. За столетие до Сваровского некто по имени Жорж Фредерик Страсс уже делал что-то подобное. Разница была в том, что Страсс делал «стразы» и обманом выдавал их за настоящие украшения, а Сваровски сразу честно сказал — да, это стекло… но у него много достоинств. Начиная со специального рецепта варки стекла, кончая особой огранкой. Коко Шанель была одной из первой, кто оценил инновацию — ленты с вплетёнными «кристаллами». Вскоре все звёзды Голливуда полюбили сверкающие наряды, украшенные кристаллами Сваровски. Использовали их в своих коллекциях Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран.
Вторая мировая — ещё одна причина взлёта популярности кристаллов Сваровски. В отличие от Европы, Америка воевала так, в полсилы, где-то там — далеко. Больше на войне зарабатывала. Жители Нью-Йорка и Санта-Барбары не знали, что такое кресты на окнах, воздушная тревога и сплошные похоронки. Сливки общества веселились по-прежнему. Но вот незадача, основные алмазные биржи в Антверпене и Лондоне на функционируют, и бриллианты взлетели в цене на недосягаемую высоту даже для них. Ушлый делец Сваровски умудрился наладить сбыт своих сверкающих кристаллов в Америку. Это в годы войны не просто удержало бизнес на плаву, но и превратило фирму в настоящего промышленного гиганта в послевоенные годы.
В этом и есть феномен Сваровского — он вопреки нормальной логике смог всех убедить в том, что красивыми и статусными бывают не только бриллианты, но и стеклянная бижутерия.
На территории музейного комплекса безошибочно доминирует голова местного великана, то есть травянистый холм, видоизмененный в форме головы с глазами из кристаллов и водопадиком. Захватывающее начало, хотя сегодня оно уже мало кого удивляет, фотографии этого места достаточно известны и популярны.
Идём в голову гиганта, где расположены выставочные пространства. Отсутствие окон не имеет значения, залы нарочито темны и продуманно освещены, чтобы выделялась игра цветов и света, преломляющегося на краях кристаллов. Цель как можно сильнее развлечь посетителей с помощью всевозможных кристаллов. Так, прямо в вестибюле мы можем полюбоваться лошадью чуть меньше натуральной величины в хрустальной упряжи или расплавленными часами Дали.
Отдельно можно спуститься в комнату, где настоящая зима. Здесь с помощью влаги и температуры созданы условия, когда рождаются и сверху падают настоящие снежинки. Очень холодно и скользко. Двери автоматически открываются и закрываются. Мелькнула мысль — а если сломаются?…
Продолжаем до центра круглой комнаты со стенами, покрытыми треугольными зеркалами, освещёнными меняющимися цветами, в сопровождении научно-фантастических звуков и эффектов полупрозрачных зеркал, за которыми расположены различные стеклянные предметы (например, известные короны) всегда появляются на некоторое время.
Большой зал Голливуда, которому частично Сваровски помог в его популярности с костюмами, украшениями вплоть до хрустального башмачка из известной сказки.
Комната в стиле Болливуда, или Барбилэнда, не определил, где сердца с крылышками, разноцветные окна, индийская музыка.
Знаменитые здания мира собраны на одном холме (Нойшванштайн, Статуя Свободы, собор Василия Блаженного, Биг-Бен и поезд, перевозящий золото.
и другие комнаты, скажем так, менее изобретательные (или бестолковые)
И, наконец, конечно же, магазин, в котором алчущие поклонники Сваровского могут купить всё то, что они бы купили у себя в городе в три раза дешевле, зато здесь — с буклетом музея, с вензельком Великого Мастера на коробочке и с примечанием, что она изготовлена по экологически чистой технологии в соответствии с ГринДил. Ну если это им так важно…
Музей в голове гиганта на самом деле является частью комплекса, продолжающегося обширными садами. Земля искусственно волнистая, трава коротко подстрижена, повсюду стоят скамейки, лежаки, качели.
Центр представляет собой озеро с облаком из 800 000 ограненных кристаллов. К сожалению, фото и видео не передают блестящие блики, которые мерцают на поверхности, поэтому на фото облако выглядит серым, в отличие от реальности. И всё это на фоне горного массива.
Едем в отель, кажется, дождь собирается.
Ночевали в типичном горном отеле. Хотя, скорее, это не отель, а ресторан с постоялым двором. Но всё было внутри на уровне, включая вид на окружающую природу.
Утром нас горы приветствовали своей чистотой, умытые после ночной грозы. Теперь в Италию!
Дорогу опускаю, и вот мы на месте! В пригороде умбрийского Ассизи.
Все 8 дней мы будем жить в отеле, который находится всего в 200 метрах от одной из главных религиозных достопримечательностей этого города.
Вечер, но побросав вещи — скорее из отеля, сегодня ещё успеем посмотреть одно из величайших святилищ францисканцев, да и всех католиков — Санта-Мария-дельи-Анджели. Эта грандиозная базилика XVI века величественно возвышается на равнине под Ассизи. Была построена по повелению Папы Святого Пия V по проекту Галеаццо Алесси из Перуджи.
Первый камень патриаршей базилики Санта-Мария-дельи-Анджели был заложен епископом Ассизи Филиппо Гери 25 марта 1569 года. Работы закончились в 1679 году.
Фасад базилики вдохновлён моделями римского барокко с портиком и лоджией для благословений, а на вершине находится внушительная бронзовая статуя Девы Марии высотой около 8 метров.
Базилика была построена для охраны Порциунколы. Что это такое, хочу немного рассказать. Порциункола — место, откуда началось францисканское движение. Название означает «небольшой участок земли», впервые упоминается в документе 1045 года.
Согласно легенде, маленькая часовня Порциункола была возведена отшельниками из Долины Иосафата при папе Либерии в IV веке, которые привезли реликвии из могилы Девы Марии. Придав титул — Богоматерь Ангелов, который отсылает к вознесению Марии в сопровождении ангелов.
Часовня была в плохом состоянии и лежала заброшенной в дубовом лесу в ту пору, когда в неё зашёл помолиться проходящий мимо Франциск. Вдруг икона Распятого Христа ожила и сказала ему три раза: «Франциск, Франциск, иди и почини Мой дом, который, как ты видишь, рушится».
Франциск воспринял это буквально, поэтому продал свою лошадь и немного ткани из магазина своего отца, которую вёз, чтобы помочь местному священнику с реконструкцией часовни. Его отец потребовал возмещения. После разговора в присутствии епископа Франциск отрёкся от своего отца и своего наследства, отложив даже одежду, которую он получил от него. Следующие пару месяцев он жил как нищий в районе Ассизи. Он трудился два года, чтобы восстановить несколько разрушенных церквей, среди которых была Порциункола, маленькая часовня Санта-Мария-дельи-Анджели.
Франциск построил себе небольшую хижину около часовни, и вскоре к нему присоединились другие. Здесь он основал орден францисканцев. Около 1211 года небольшая часовня была передана Франциску местным настоятелем при условии, что он сделает её материнским домом для своей религиозной семьи. В Вербное воскресенье 1211 года Святой Франциск принял в этой церкви Клару Ассизскую и основал Второй орден — бедных женщин — кларисок. Рядом с этим скромным святилищем, уже дорогим Франциску, был образован первый францисканский монастырь
Часовня Порциункола до сих пор сохраняет свой первоначальный вид, хотя и претерпела ремонты в разное время. Фреска на фасаде изображает Святого Франциска, просящего у Христа и Богоматери полную индульгенцию, гарантирующую отпущение всех грехов, дарованную Франциску в 1216 году Папой Гонорием III во время визита к нему в Перуджу. В готическом шпиле на вершине часовни хранится копия «Мадонны дель Латте» XIV века мастера сиенской школы. Просто информация, без выводов — землетрясение 1832 года вызвало обрушение фасада и почти всех сводов центрального нефа, но купол, защищавший Порциунколу, загадочным образом остался нетронутым… Внутри базилики шла реконструкция. Целая алтарная часть вместе с Порциунколой была наглухо закрыта фанерой и тканью. Позволю себе проиллюстрировать рассказ о главной святыне парой фотографий из сети.
Внутри шедевром является шестичастная фреска в апсиде этой маленькой церкви, написанная священником Иларио да Витербо в 1393 году: Благовещение (в центре), Святой Франциск бросается в колючие заросли (справа), Святой Франциск в сопровождении двух ангелов (справа), Явление Христа и Девы Марии в сопровождении 60 ангелов и Святого Франциска, подносящего розы (вверху), Святой Франциск умоляет папу Гонория III о подтверждении индульгенции (слева), Святой Франциск провозглашает индульгенцию в сопровождении епископов Умбрии (слева)
Вообще-то в базилике запрещено фотографировать (в прилегающем монастыре, месте смерти Франциска можно). Но чтобы хотя бы представить её внутреннее оформление — несколько фотографий на автомате вслепую от бедра.
Чувствуя приближение конца, Святой Франциск попросил вернуть его в Порциунколу в сентябре 1226 года. Он поручил часовню верной защите и заботе своих братьев и умер в своей келье на закате в субботу, 3 октября 1226 года. В бывшей келье была сооружена часовня. Белая глазурованная терракотовая статуя Святого Франциска конца XV века работы Андреа Пизано помещена в резную терракотовую нишу, а на малом алтаре в реликварии хранится пояс святого — верёвка, опоясывавшая его талию, с тремя узлами, символизирующими добродетели, принятые всеми францисканцами: бедность, целомудрие и послушание. Фрески начала XVI века, изображающие первых последователей Святого Франциска — работы испанского ученика Перуджино Джованни ди Паоло.
В нескольких шагах находится часовня Роз, которая была построена в середине XIV века на месте простой хижины Франциска. Она украшена фресками Тиберио д’Ассизи в начале XVI века.
Удачно, что в день приезда уже успели посмотреть один из знаковых объектов, впереди очень интересная неделя.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия