Помимо Храма чистой воды (Киёмидзу-дэра), еще одна киотская икона — так называемый Золотой павильон. Можем предположить, что никто из побывавших в Киото, эту достопримечательность не пропустил. И она того стоит.
Помимо Храма чистой воды (Киёмидзу-дэра), еще одна киотская икона — так называемый Золотой павильон. Можем предположить, что никто из побывавших в Киото, эту достопримечательность не пропустил. И она того стоит.
Свою историю этот объект ведет с конца 14-го века, когда третий сёгун (военный правитель Японии), Асикага Ёсимицу, выйдя в отставку, решил построить на северной окраине столицы роскошный дворцовый комплекс, равный императорскому, с многочисленными сооружениями религиозного и светского назначения. Самые большие средства были вложены в строительство павильона, который позднее стали называть Золотым — Кинкаку-дзи. Во время гражданской войны (1467–1477) все здания комплекса были сожжены дотла. Единственным пережившим те события стал Золотой павильон: видимо, в средние века у японцев рука на эту красоту не поднялась.
А вот в 1950-м году не поздоровилось и Золотому павильону: его вместе со всеми его сокровищами сжёг психически нездоровый буддийский послушник. Попытка его самоубийства не удалась, он был арестован и приговорен к 7 годам тюремного заключения, но умер от туберкулеза, до истечения срока наказания. Новый Золотой павильон начали отстраивать в 1955 году практически с нуля, на основе инженерных данных о предыдущем здании и фотографий. Так что то, что можно видеть сейчас, это копия. Видимо, хорошая копия, поскольку в 1994 году павильон был внесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
Перед павильоном — великолепное озеро, которое очень украшают несколько больших и малых островов с растущими на них соснами. БОльшая часть островов, как это принято на востоке, носит поэтические названия.
Да и само озеро имеет говорящее название Кёко-ти («Озеро-зеркало»). И эти озерные отражения не менее прекрасны, чем отражаемые объекты.
Здание павильона, квадратное в основании, — трехэтажное с двумя ярусами крыш. Два его верхних этажа покрыты чистым листовым золотом. Отсюда и название павильона — Золотой.
Первый этаж павильона выполнен в классическом стиле японской дворцовой архитектуры. Он (как и верхние этажи павильона) окружен выступающей терассой. Нижний этаж использовался экс-сёгуном как зал для деловых переговоров.
Второй этаж был построен в стиле самурайских жилых апартаментов. Он использовался как зал поэзии и музыки, здесь проводились чайные церемонии.
Третий этаж состоит лишь из одного помещения, которое изнутри и снаружи отделано листами золота. Это помещение, украшенное статуями Будды и алтарем, имело религиозное назначение и использовалось как молельня.
Посмотрев на Золотой павильон, захотелось в коллекцию впечатлений добавить и Серебряный. Но они расположены в разных частях города, поэтому этот визит состоялся уже на следующий день.
История Золотого павильона нашла свое продолжение в конце 15-го века, когда внук сёгуна Асикага Ёсимицу (создателя Золотого) по имени Ёсимаса, находясь под впечатлением от творения своего деда, решил построить собственную виллу. Место для ее расположения было выбрано в другом конце города — на востоке Киото, в противовес расположенному в северном районе Золотому павильону.
Тема сравнений этих двух объектов между собой возникает по нескольким причинам: родственное строительство (дед-внук), схожесть названий (Золотой-Серебряный), да и аналогичность архитектуры. И поначалу кажется, что Серебряный павильон проигрывает почти по всем статьям. Но торопиться с таким заключением не стоит: у Серебряного есть свои преимущества перед Золотым.
Как и дворцовый комплекс с Золотым павильоном, эта вилла изначально был построена для того, чтобы служить местом отдыха и уединения сёгуна, но после его смерти, по его завещанию, весь комплекс стал буддийским монастырем.
В конце 15-го века монастырь насчитывал более десятка зданий, среди которых самым красивым считалась двухъярусная башня с шатровыми крышами, верхнюю из которых венчал медный шпиль с изображением китайского феникса. Это и есть нынешний Серебряный павильон. Он получил это название (хотя никогда и не был облицован серебром), но гораздо позже — не ранее чем через сто лет после завершения его строительства, как считают.
Происхождение названия «Серебряный павильон» доподлинно не известно. Есть несколько версий того, почему Серебряный павильон (в отличие от Золотого) остался серебряным лишь на бумаге. Одни утверждают, что серебро было украдено, другие — что в ходе строительства возникли финансовые проблемы. Но самая красивая версия гласит, что сёгун сознательно отказался от специального серебряного покрытия, увидев, как прекрасно лунный свет играет на крыше и лаковом покрытии стен дворца. Так или нет, но с некоторых ракурсов даже нам показалось, что и в дневные часы павильон «серебрится».
Павильон имеет два этажа (в отличие от Золотого павильона, где их — три), выполненные в разных архитектурных стилях того времени. Доступа для туристов внутрь Серебряного павильона нет.
Рядом с павильоном — его знаменитый сухой сад с огромной площадкой из серебристо-серого песка, очертания которой, как утверждают, воспроизводят китайское озеро Сихо. Это стилизация моря с волнами.
В «море» возвышается массивное коническое сооружение из белого гравия и песка с плоской вершиной, которую каждый норовит назвать горой Фудзи.
На самом деле, этот конус со срезанной макушкой получил название «Лунная горка», или «Площадка лицезрения луны» (ох, любят японцы красивые названия!). Злые языки говорят, что эта горка первоначально была кучей песка, оставшейся после строительства храма. Но затем пригласили знаменитого ландшафтного мастера Соами, который и создал этот необычный сухой сад, который теперь считается уникальным образцом песчаного садового искусства 16-го века.
Как и Золотой павильон, Серебряный стоит на берегу живописного озера. Вокруг него проложена дорожка, с которой начинается великолепный прогулочный сад.
Дорожка сначала приводит к нескольким стоящим вокруг озера павильонам.
Серебряный павильон — одно из двух зданий, сохранившихся в целости и сохранности со времени строительства, несмотря на все пожары и землетрясения прошлых веков. Другой «выживший» — это так называемый Восточный храм.
Рядом с Восточным храмом расположился сад, поросший мхом. Японцы называют его «Храмом мха».
Выглядит мшистый сад очень естественно, так что может показаться, что так создано природой. На самом деле, в японских садах мох культивируют специально.
Дорожка, петляя по саду, постепенно поднимается на холм. Отсюда, с некоторого возвышения, хорошо видно, как осень начинает вступать в свои права.
В самой верхней части тропинки открываются прекрасные виды на весь храмовый комплекс и часть Киото.
Эта прогулочная дорожка — круговая: после подъема на холм она снова приводит к Серебряному павильону, и на прощание на него можно взглянуть еще разок.