Вы не поверите, но этой весной ни в Азию, ни в Африку, ни в Латинскую Америку мы не поехали. Совершенно неожиданно у нас сложилась небольшая экспедиция по Европе, а если точнее, то по Бретани, Нормандии и Нормандским островам. Это две разные страны, если что, а если считать по правилам Туристера, то и вообще три. Если же еще посчитать, сколько на этих территориях ходит различных денег, то получится и вовсе четыре:)
Про различные деньги я потом напишу отдельно, а пока про те территории, где деньги те же самые, что и у нас. То есть евро:)
Участники в этот раз были те же самые, что и обычно — Андрей Андреич, Максим Максимыч и Сергей Сергеич. Плюс добавился еще один новый турист из Таллина — Дим Димыч (инициалы соответствовали:))
Решив сэкономить, билет до Парижа мы взяли с вылетом из Риги — всего за 20 евро. Правда не совсем до Парижа, а до какого-то неведомого Бове. Соответственно со всеми дополнительными переездами и ночлегом в Риге вышло уже не так супердешево:)
Главная достопримечательность Бове — кафедральный собор Св. Петра. Строить его начали в XIII веке, стараясь сделать самым большим в Европе, но не потянули. Собор дважды обрушался, и закончить его так до сих пор и не смогли, отсюда и такой странный вид.
А план у нас был такой — сначала на поезде из Бове добраться до Парижа, а потом уже оттуда — в аэропорт Орли, где у нас заранее была забронирована машина.
Ну, в Париже все уже и так были, так что про него рассказывать не буду. Вставлю только фоточку из серии "Найдите жирафа" :)
По Парижу мы прошли пешком от Северного вокзала и до Нотр-Дама, посмотрели, как там идут работы по восстановлению его крыши, сгоревшей в пожаре ровно 5 лет назад, в апреле 2019 года.
И тут, пока мы ходили вокруг собора, Сергею Сергеичу вдруг позвонили прокатчики из аэропорта Орли и сообщили, что заказанную нами машину они по каким-то неведомым причинам отменили. «Хорошо, верните мне предоплату, мы закажаем машину у другой конторы», — попытался он договориться с ними, но те ответили, что машин в Орли нет ни у кого. Вообще нет. И как такое возможно? Что у них там произошло? Нападение террористов? Или они там всем аэропортом ищут бомбу? А у нас, между тем, буквально каждый час на счету.
Обескураженные таким ходом дела, друзья пошли в ближайшее кафе перекусить. У меня же от подобных подстав в самом начале экспедиции как-то совсем пропал аппетит, и вместо еды я принялся искать какие-то другие варианты. Для начала проверил Орли, а может врут? Но нет — машин там и правда не было, если не считать лимузинов за 3000 евро в день. Брать машину в аэропорту Шарль де Голль? Или ехать назад в Бове? А как потом сдавать? Обратный-то вылет у нас в любом случае из Орли. Или взять машину в аэропорту где-то по маршруту, например, в Гавре? Но ни один агрегатор никаких прокатов в таких мелких населенных пунктах не находил. У друзей, тем временем, уже появились какие-то совсем фантастичные идеи, типа не брать машину вообще и ездить дальше на поездах и автобусах.
И тут меня вдруг осенило — а не взять ли машину на ж/д вокзале? Что у нас там поблизости, Gare de Lyon? Ура, машины есть! Заказал сразу с телефона. Да, придется выруливать прямо из центра Парижа, но нам повезло — у нас в команде оказался инструктор по вождению :)
Лионский вокзал известен своей грандиозной часовой башней. Немало побегав по подвалам, нашли нашего прокатчика. Машину же нам поначалу дали с детским сидением. Мы попытались выдернуть его, но не тут-то было, сиденье никак не поддавалось. Пришлось бежать к прокатчикам и просить другую машину. И, кстати, я глянул в багажник, сиденье туда вряд ли бы поместилось, а если бы и поместилось, то совершенно некуда было бы положить рюкзаки. Так что правильно, что поменяли :)
С машиной хорошо. Только что были в Париже, а вот уже и Руан — столица исторического региона Нормандия. Здесь главная достопримечательность — огромных размеров готический собор. Он настолько огромный, что его шпиль высотой 152 метра с земли почти не видно. Собор был сильно поврежден авиацией союзников в 1944 году, и похоже, что у французского государства за 80 лет не нашлось денег, чтобы отреставрировать такую громадину. Фасад при ближайшем рассмотрении выглядит облезлым, а многие ниши, где должны стоять святые, пустуют.
Зато внутри сохранились гробницы видных деятелей нормандской истории, к примеру, здесь захоронено сердце английского короля Ричарда Львиное Сердце. Вы спросите, почему не в Англии? Тут надо вспомнить историю — именно герцоги Нормандии, начиная с Вильгельма Завоевателя, долгое время занимали английский трон, при этом продолжая владеть немалыми территориями во Франции. Так уж был устроен феодализм. Если в Англии король был самым главным сеньором, и именно ему подчинялись все герцоги, то в Нормандии тот же человек, но уже сам в титуле герцога, становился вассалом французского короля. И те и другие говорили по-французски, и все были друг другу родственниками. Что в один момент и привело к знаменитой Столетней войне.
Однако больше всего Руан известен тем, что именно здесь в 1431 году продажные французские церковники сожгли на костре Жанну д’Арк. В 1979 году на этом месте в ее честь была возведена церковь довольно замысловатой формы.
А теперь выезжаем за город. Есть в Нормандии потрясающе красивое место, известное благодаря прибрежным скалам с природными арками — Этрета (ударение на последний слог). Тут я планировал полетать на дроне, благо это чуть ли не единственное место во Франции, где летать не запрещено.
Однако здесь нас встретил настолько чудовищной силы ветер, что ни о каких полетах не могло быть и речи. Самих чуть не унесло.
Ну и приезжать сюда, конечно, надо не на пару часов, как мы, а на целый день, чтобы успеть погулять и сверху, и снизу :)
Это мы уже внизу, на пляже. А до этого гуляли вон там, на горе. Белая стела - памятник французским летчикам Франсуа Коли и Шарлю Нунгессеру, которые в 1927 году попытались пересечь на самолете Атлантику, но пропали без вести по дороге.
А первый ночлег у нас в Гавре. Это крупнейший французский порт. Тут я впервые осмелился запустить дрон — подлетел немножко и сделал пару кадров с высоты. Город расположен в устье Сены, но слева это не она, это один из каналов, соединяющих порт с океаном.
Во время Второй Мировой город был полностью разрушен английской авиацией, старинных зданий здесь не осталось, поэтому после войны главный архитектор Огюст Перре застроил центр города типовыми «советскими» пятиэтажками. Поскольку сам архитектор был атеистом, возник спор, в каком стиле строить церковь. В итоге построили ее в форме маяка, напоминающего своей формой Эмпайр-Стейт-Билдинг (видимо в честь американских войск, освободивших Гавр). Сама же церковь носит имя Св. Иосифа, я уж не знаю, в чью честь ;)
Башня изнутри выглядит оригинально. Колонн здесь нет, все держится на железобетоне. В 2005 году собор вместе с окружающими пятиэтажками внесли в список ЮНЕСКО — за «инновационное использование возможностей бетона». И совсем даже не по блату, да :)
Перед отъездом я еще раз рискнул и подлетел над Торговым бассейном, засняв и церковь-маяк, и красивый пешеходный мост, и современные постройки работы Оскара Нимейера. Как сказал Андрей Андреич, проходя мимо них — «то-то они мне столицу Бразилии напомнили». Да, были времена, когда нарвские путешественники ездили так далеко :)
А на выезде из Гавра возвышается огромный вантовый мост «Нормандия», возведенный в устье Сены в 1995 году. Его общая протяженность — 2143 м, длина главного пролета — 856 м, высота пилонов — 215 м, подмостовой габарит — 52 м.
Сейчас неформальной столицей Нормандии считается город Кан (Caen), не путать с Каннами (Cannes). Также Кан является формальной столицей департамента Кальвадос (друзья тут же нацелились на алкогольные магазины). Главной же достопримечательностью здесь является замок нормандских герцогов. Самым известным из них был Вильгельм Завоеватель. Тот самый, что в 1066 году высадился со своей армией в Англии, разбил тогдашнего короля в битве при Гастингсе и сам уселся на трон вместо него, основав новую династию.
Вильгельм Завоеватель похоронен здесь же, в аббатстве, которое он сам же и основал. Всего аббатств было два, одно мужское, другое женское, в первом был похоронен он сам, в другом — его жена. Построил он их не просто так, а чтобы получить у церкви отпущение грехов за то, что жена была какой-то его близкой родственницей.
До нас эти захоронения дошли лишь частично — в годы правления Наполеона монастыри по всей Франции разоряли так усердно, что не пожалели даже останки таких великих людей. Бывшее же здание аббатства сейчас занимает мэрия Кана. Двуглавую церковь, что возвышается рядом, можно увидеть на фото ниже. Увы, сам я там не был, и даже на дроне не подлетел. Дело в том, что когда летаешь над городами, особо задерживаться в воздухе как-то боязно, и далеко не только из-за истошно орущих чаек. Чуть ниже я расскажу, кого там надо бояться больше всего :)
Тут у нас образовался сильный цейтнот. Нам надо было успеть в знаменитый монастырь Мон-сен-Мишель до его закрытия в 16:30, а поэтому на знакомство с пляжем Омаха-Бич, где во время высадки в Нормандии в 1944 году союзники понесли самые большие потери, у нас оставалось всего минут 10.
Сам пляж, надо сказать, впечатления не произвел, потому как кроме торчащих из песка железок там больше ничего нет. Честно говоря, я ожидал увидеть там и немецкие бункеры, и военную технику в стиле «Атлантический вал от YurijTravel», но ничего этого там не было.
Однако всего в нескольких километрах от этого места на карте обнаружилось грандиозное мемориальное военное кладбище. И что же делать? Решили, что раз уж приехали, то надо тоже «закрывать» :)
Я почему-то подумал, что пешком от автостоянки до мемориала не дойти, и сразу поднял над лесом дрон. Однако друзья нормально туда дошли своим ходом, вот только на входе сотрудники секьюрити зачем-то спросили каждого, нет ли у них с собой ножей. Именно конкретно ножей. А если только пистолеты? Но место, конечно, впечатляющее, хорошо, что нашли время заехать. А в Мон-сен-Мишель торопиться уже не стали, потому как обнаружилось, что закрывается там только верхний конвент, а все остальное открыто круглосуточно, как будто это обычный город.
А дальше приключения продолжились. Как вам эта фотография? Сколько готовы заплатить за нее?
Вообще о том, что над Мон-сен-Мишелем, а также его окрестностями дроны запускать нельзя, и полиция за этим очень строго следит, я как бы был в курсе. Но тут, увидев вдали характерные очертания, я не удержался и все же решил снять его хотя бы издалека. Ну я же не собирался подлетать близко! И что бы вы думали?
Минуты не прошло, как я поднялся в воздух, а к нам уже подруливала машина французской жандармерии.
-Так, кто тут у нас дроны запускает? А вы в курсе, что нельзя летать над Мон-сен-Мишелем и на 5 км вокруг?
И показывает на своем телефоне карту с большим красным кругом. Вот примерно такую. Синяя стрелка — это где находились мы.
-Давайте, -говорит, -ваши документы. А у меня уже от волнения руки дрожат.
Сфотографировал и мою эстонскую ID-карту, и сам дрон. Но вроде как сказал, что штрафовать не будет, потому как все же поймали они нас на самой границе запретной зоны. И вроде не обманули, штраф из Франции за прошедшие три месяца так и не пришел. Ну, или если точнее, то пришли, и даже целых три, но не за дрон :)
Интересно, как они нас так быстро отследили? Я полез в сеть искать, что бы это могло быть, и вот что нашел. Оказывается, DJI производит не только сами дроны, но и станции для контроля за ними. Дрон, когда летит, издает сигналы, которая эта станция и пеленгует. Так что если кому важно отслеживать дроны DJI, то могут купить себе такую станцию. И вот жандармы, похоже, раскошелились :)
Тут я люблю рассказывать такую шутку. Чем французская полиция отличается от жандармерии? Полиция ловит преступников, рискует жизнью, а жандармерия занимается всякой ерундой, к примеру, ловит тех, кто запускает дроны :)
Кстати, нашел там же в сети такую историю. В 2021 году один экстремал решил взобраться на шпиль церкви Мон-сен-Мишель, воспользовавшись строительными лесами. Его друг в это время снимал его подвиги с дрона. Арестовали обоих, суд выписал им штрафы на несколько тысяч евро (потом, правда, сумму на первый раз уменьшили в 10 раз).
Раньше к Мон-сен-Мишелю можно было подъехать на машине, но с недавних пор въезд закрыли. Теперь машины следует оставлять на дальней парковке за 12 евро, а на остров туристов везет бесплатный шаттл интересной конструкции — у него две кабины, и он может ехать как вперед, так и назад. Зачем надо было так извращаться — непонятно. Но оригинально. Шаттл везет туристов по специальному мосту, возведенному над территорией, которую затапливают приливы. Дальше вход на территорию — тоже бесплатно. И только если вы хотите подняться к самому монастырю наверху, то надо покупать билеты, это вам обойдется еще в 13 евро.
В бухтах Нормандии одни из самых мощных приливов и отливов в мире. Когда прилив, Мон-сен-Мишель превращается в остров, над водой остается лишь ведущая к нему автобусная эстакада. Когда же отлив, остров окружают буквально озера из грязи. Но для туристов и тут нашли развлечение — их водят группами босиком по грязи :)
Увы, мы прилива так и не дождались. Уже начинало темнеть, а нам еще надо было доехать до города с удивительным названием — Фужер. Здесь у нас был забронирован роскошный номер прямо на центральной улице. Где мы и устроили дегустацию кальвадоса — яблочного бренди, которым знаменита Нормандия. Разлили его по фужерам, и тут на коробке с бутылкой обнаружили немного неприличное имя производителя — Pierre Huet. Тут же под «это дело» устроили веселый поэтический конкурс на лучшее двустишие, где бы обыгрывалось это название :)
На машине и в кювет?
Надо меньше Pierre Huet :)
Сейчас на трезвую голову все уже и не вспомнишь. Но лучшим вариантом было признано следующее двустишие —
Если ты в душе поэт,
Выпей на ночь Pierre Huet :)
Следующий день у нас получился самым содержательным. Мы успелиосмотреть аж целых пять городов — и все в регионе Бретань. Как у нас это получилось? Ну, смотрите за руками :)
1. ФУЖЕР — тут мы ночевали, а потому смогли начать его осмотр прямо с утра. Здесь очень впечатляющая крепость с толстыми стенами и мощными башнями.
А еще город славился своими стеклодувами, отсюда и соответствующее название стеклянной посуды :)
2. ВИТРЕ — еще один потрясающий старый город, расположенный на вершине скалы. Замок на этом месте возвышается уже почти тысячу лет. Тут я, немного отойдя от вчерашнего знакомства с жандармами, снова на минутку запустил дрон, чтобы заснять всю эту красоту. Специально выбрал наименее многолюдное место у обрыва.
Что поражает во Франции — это сколько у них здесь таких городов. Буквально в каждой деревне есть своя крепость или замок.
Вход в замок Витре. Интересно, что значит «_bzh» в официальном фейсбуковском адресе города? А вот козла, который привез стекло и оставил перед замком свой микроавтобус, хотелось прибить за то, что стольким туристам испортил кадр :)
Внутри крепости обнаружилась мэрия с типично французским названием — Hotel de Ville. Здесь же, если подняться по лесенке, располагался и местный ЗАГС. Не то чтобы я хорошо читал по-французски, но слово «режистрасьон» можно понять и без перевода :)
3. РЕНН — это столица региона Бретань. Довольно крупный город, в отличие от двух первых. Из интересного, здесь располагается парламент Бретани. Однако, учитывая, что Франция это государство унитарное, функция у него чисто декоративная. В самом же здании заседает вовсе никакой не парламент, а региональный аппеляционный суд.
На центральной площади можно увидеть мэрию города. Где-то прочитал, что вон в той пустой нише раньше стояла фигура, олицетворяющая независимость Бретани, но ее, во избежание сепаратизма, центральные власти оттуда удалили.
В старом городе Ренна очень много старинных зданий в стиле «фахверк», или по-французски — «коломбаж». Это когда каркас строился из толстых деревянных брусьев, а потом промежутки заполнялись тем, что было под рукой — раствором, опилками, кизяком :)
Базилика Богоматери Благой Вести в Ренне — довольно необычное архитектурное решение. Такое чувство, что фасад возводили те же люди, что строили и фахверки :)
Вообще у нас в планах на этот день значилось какое-то безумное количество городов;) в том числе были планы доехать до Лориана, чтобы посмотреть тамошний музей на месте германской базы подводных лодок, описанной у Пикуля в «Реквием каравану PQ-17», а также древние каменные сооружения неподалеку — мегалиты. Но уже гуляя по Ренну, мы вдруг подумали, что не стоит так напрягаться неизвестно ради чего. Почему бы просто не гулять, получая удовольствие? А потому решили ограничиться еще всего парочкой тех городов, что были неподалеку. Тем более там есть на что посмотреть!
4. ДИНАН — этот город я поставил в рейтинге выше всех остальных. Смотрите — он лежит на трех уровнях. На нижнем — старый город, раскинувшийся вдоль реки Ранс.
Второй уровень — высокий автодорожный мост, очень похожий на римский акведук, а также улицы и тропинки, соединяющие нижний город с верхним, в том числе идущие у подножия крепостных стен.
Ну и третий уровень — старый город на вершине холма. Здесь тоже полно замечательного фахверка.
А еще здесь над старым городом возвышается приличных размеров часовая башня, куда можно подняться. Виды сверху — это просто что-то невероятное. И даже дрон запускать не потребовалось. Только почему-то друзья эту башню проигнорировали, неужели 6 евро пожалели? :)
От Динана уже совсем недалеко было до нашего следующего ночлега в Сен-Мало, но хотелось по дороге заехать еще в какое-то интересное место. И найдя на карте замок под названием Chateau de Pehou, мы направились на его поиски. На карте рядом значилась некая смотровая площадка, вела туда довольно стремного вида тропинка. Сам замок оказался ни разу не музейным, он находится в частном владении, так что если бы не дрон, вряд ли бы мы там что-то увидели.
Отдельного рассказа заслуживает то, как мы шли обратно. Вообще у них тут интересно сделано. С одной стороны, замок — это частная территория, но с другой — жителям соседней деревни должен быть обеспечен доступ к реке. И вот как раз от деревни к смотровой площадке прямо по частной территории шла огороженная колючей проволокой общественная тропинка. По ней мы и пошли. В какой-то момент эта тропинка пересекла частную дорожку, ведущую от замка к воротам. Это был самый короткий путь к машине, правда достаточно рискованный. Увидели бы нас хозяева, они бы скорей всего не стали с нами общаться, а просто вызвали бы полицию. А полиция, проверив вещи, обнаружила бы у меня в рюкзаке дрон, с которого я только что снимал частные владения. Но на наше счастье, единственный, кого мы встретили, это был пробегавший по лужайке зайка :)
5. СЕН-МАЛО — последний, пятый за этот день город. Он расположился прямо на берегу моря, среди каналов и бухт. Со всех сторон его окружает мощная крепостная стена, по которой можно прогуляться. Также город знаменит своей старинной архитектурой.
Я долго примеривался, как бы заснять Сен-Мало с дрона, но так, чтобы не входить в противоречие с законом. А законы во Франции такие, что буквально каждая деревня на карте, предназначенной для любителей полетов, окрашена в красный цвет, что означает, что летать там нельзя. Сен-Мало не был исключением. Однако меня спасло то, что и пляж, и море были обозначены уже не красным, а оранжевым цветом, а это значит, что летать там можно, но осторожно и не превышая 70 метров. Так что я демонстративно вышел на пляж, подошел к самой воде и взлетел оттуда.
Закончив полет, я применил еще один лайфхак — снял с себя ярко-зеленую куртку и запихал в рюкзак. Если сексоты сообщат полиции, что дрон запускал человек в зеленой куртке, то пусть его ищут потом :)
А дальше из Сен-Мало мы отправились покорять Нормандские острова — достаточно редкое местечко, куда наши туристы заглядывают довольно редко. Это уже британская территория. Основных островов там два. Во-первых, это Джерси, известный прежде всего замком Елизаветы. Во время прилива его полностью окружает море, а во время отлива до него можно дойти пешком.
Второй остров — Гернси. Здесь главной достопримечательностью я бы назвал живописную панораму его столицы, города Сент-Питер-Порт. Про оба этих острова я лучше напишу отдельно, а то уже и так «лонгрид» получился будь здоров :)
Ну и в завершение рассказа вот вам один из самых высоких соборов во Франции — Шартрский. Высота его северной башни — 113 метров. Для сравнения, высота главных башен Нотр-Дам-де-Пари — всего лишь 69 метров. Кстати, Шартрский собор тоже в списке ЮНЕСКО. Итого за эту поездку у нас три новых объекта — Мон-сен-Мишель, «бетонная архитектура» Гавра и Шартр.
Почему Гугл не дает занести на карту более 10 пунктов? Неужели мощности компьютеров не хватает? :)
Вобщем, вот такое интересное путешествие у нас получилось, и это несмотря на то, что на этот раз мы ограничились всего лишь Европой.
Как тут написали злопыхатели — «Франция это попса. По большому счёту, туда и ездить то стыдно».
Но пусть это останется на их совести :)
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия