Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:53

Пыскор, Орёл-городок — Россия Сентябрь 2023

Пожалуй, на карте моих маршрутов Пермский край стал самым изученным (мною) регионом страны. Все это — благодаря двум экспедициям в компании туристеровцев. Вторая состоялась в сентябре прошлого года по инициативе знатока края и «предводителя» свердловских туристеровцев Валерия Исаева. А нам только идею кинь, снялись и полетели!

Обзорный рассказ Валерия Исаева о поездке «Зов Пармы 2.0» читали многие, повторяться и рассказывать о составе нашей команды не буду.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Программа этой поездки насыщенная и разнообразная, во многих местах бывал только Валера. Думала ли я когда, что побываю в Орел-городке? Все больше в Орел ездила, а про Орел-городок даже не слышала.

Итак, этот день у нас был посвящен строгановской вотчине, с утра знакомились с Усольем, а потом поехали в Орел-городок. Это поселок на берегу Камы примерно в десяти километрах южнее Усолья, так же на правом берегу Камы. Все не так просто в истории городка. А началась она в середине XVI века, когда солепромышленник Григорий Аникеевич Строганов получил от царя Ивана Васильевича Грозного огромные владения в Уральском Прикамье по обе стороны реки Камы от устья Лысьвы до реки Чусовой.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

В 1564 году Григорий Строганов основал на левом берегу Камы крепость «Орел-городок». Все обустроили как положено: высокие рубленые стены, башни, глубокий ров, а за стенами — хоромы Строгановых, лавки купцов и ремесленников, деревянные храмы. Рядом находились соляные промыслы — основной источник доходов Строгановых, деревянная крепость должна была защищать их от возможных набегов. Орел-городок стал столицей империи Строгановых.

Постоянные набеги местного населения на пермские вотчины Строгановых мешали развитию края. Когда царь в 1574 году разрешил Строгановым иметь собственное войско, они решили привлечь для охраны своих владений поволжских казаков, для чего отправили на Волгу вербовщиков. Так к Строгановым прибыл Ермак с дружиной казаков. Все дальнейшие сибирские походы Ермака были оплачены Строгановыми.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

На площади — необычный памятник, похожий на участок стены древнего острога. На нем с одной стороны закреплен барельеф с портретом Ермака, а с другой — щит, на котором написано: «Отсюда в лето 1581 года, нагрузив ладьи оружием и припасами, прибрав дружину малую, пошел Ермак на покорение Сибири».

Все так, из Орел-городка выступила в поход через Каменный пояс на Сибирь дружина Ермака, только Орел-городок в 1707 году переехал. Река начала менять русло, укрепление берега не спасало от подтопления, город пришлось перенести на правый берег Камы.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Здесь же памятник жителям городка, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и братская могила, где похоронены погибшие от рук колчаковцев в Гражданскую войну.

Главная достопримечательность Орел-городка — церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, построенная в 1735 году вместо деревянной на средства Строгановых. До 1752 года церковь была соборной, потом собор перенесли в село Новое Усолье.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Колокольню над притвором построили только в 1810–1820 годах. В отличие от барочной архитектуры храма, колокольня — образец уральского классицизма.

Здание церкви уникально, это единственный в Прикамье типичный образец московской церкви XVIII века.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Неплохо сохранилось внутреннее убранство храма. В отличие от большинства храмов, церковь Похвалы Пресвятой Богородицы закрывали на непродолжительное время с февраля 1941 года до середины 1940-х.

В храме очень интересная роспись, созданная на рубеже XIX–XX веков, здесь изображены сцены Страшного суда.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Красив резной золоченый деревянный иконостас, перенесенный из старого деревянного собора Орла-городка. Как пишут, он «выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, а московское происхождение иконостаса подтверждается наличием в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова».

Нам особенно интересно было увидеть этот иконостас, так как не раз видели знаменитых деревянных пермских богов в музеях, а здесь понимаешь, как они размещаются, какое место занимают в иконостасе.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Памятник у храма напоминает о том, что в 1683–1684 годах в Орле-городке был создан выдающийся памятник древнерусской литературы — «Статиръ», рукописный сборник проповедей, произнесенных священником церкви Похвалы Пресвятой Богородицы.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Здесь ощущение, что время остановилось.

Церковь стоит на берегу Камы, она здесь широкая, потому что это уже не совсем Кама, а Камское водохранилище.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Такая красота и простор! Но любоваться времени нет, нужно ехать дальше, путь неблизкий, все расписано по часам.

Памятников архитектуры в городке немного. Вот, неподалеку от храма — бывший купеческий дом второй половины XIX века с торговыми помещениями, а теперь местный центр культуры.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

В правой части размещается библиотека,

а в левой — Орлинский Дом культуры. Судя по афише, здесь и кинотеатр.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Атмосфера пасторальная, коровки бродят, дети на велосипедах… Тишина!

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Заехали в село Пыскор, расположенное на берегу Камы в 15 километрах от Усолья, чтобы увидеть Никольскую церковь. Это древнейшее после Соликамска селение на территории Верхнекамья. Село основано в 1558 году также уральскими промышленниками Строгановыми. В том же году основали и Пыскорский мужской монастырь.

Первую каменную церковь монастыря во имя евангелиста Иоанна Богослова построили в 1675 году, а спустя два десятка лет на средства солепромышленника Григория Шустова возвели соборную Николаевскую церковь. Каменный Пыскорский монастырь был одним из богатейших в России, имел два подворья в Москве и одно в Соликамске.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

В 1755 году монастырь перевели на реку Лысьву, монастырские здания разобрали, осталась только Никольская церковь, как приходской храм для жителей села. В первой половине XIX века ее реставрировали, расширили, а в 1850 году поставили новый пятиярусный иконостас на всю высоту храма.

В 1929 году церковь закрыли, в 1943 — открыли вновь, спустя десяток лет даже выполнили частичную реставрацию. В 1962 году закрыли окончательно, постепенно она пришла в состояние полной разрухи.

Иконостас из Никольской церкви отправили в Пермь, в Пермскую государственную художественную галерею, которая в то время находилась в здании Спасо-Преображенского собора. Собор вернули РПЦ, сейчас он находится на реставрации, как мне сказали, иконостас останется в алтаре Спасо-Преображенского собора.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

В 2006 году на базе Никольской церкви создали подворье Пермского Богоявленского мужского монастыря, а в 2017 году передали его в ведение Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря. Планируется восстановление Никольской церкви, одной из старейших в епархии.

В скиту построена небольшая церковь Трифона Вятского, места связаны с этим святым, особо почитаемым в Вятской и Пермской епархии.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Пока остальные члены команды обследовали церковь, я пошла на высокий берег Камы. Как и прежде, рядом с храмом есть старое кладбище.

А на берегу в память о святом преподобном Трифоне Вятском установлен крест.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Какие виды на камские просторы с того места! Уходить не хотелось.

Под горой — село Пыскор, сейчас в нем живет немногим более восьмисот человек.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

В первой половине XVII века в Пыскоре построили казенный медеплавильный завод, и работал он с некоторым перерывом до первой половины XIX века, пока не закончились запасы руды. Население поселка в те времена достигало трех тысяч.

Вторая достопримечательность Пыскора — Спасо-Преображенская церковь Свято-Троицкого женского монастыря. Ее построили в 1782–1808 годах на деньги прихожан. В 1830–1840 годах по проекту архитектора И. И. Свиязева выполнили реконструкцию, тогда церковь и украсила пятиярусная колокольня с высоким шпилем и три дорических портика.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

Церковь закрыли в 1930-х годах, разобрали колокольню, кирпич применили на строительство школы. Здание до 1978 года использовали под сельский клуб и хлебопекарню. За прошедшие годы красивейший храм превратился в руины.

Кстати, И. И. Свиязев — очень известный архитектор, с непростой судьбой. Он из крепостных княгини В. А. Шаховской (урождённой Строгановой), на волю в 23 года выкупила Академия художеств. По его проектам построены многие замечательные здания в Перми, в том числе, Спасо-Преображенский собор, Дом Мешкова, где находится Краеведческий музей и другие.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

На обратном пути заехали к стеле, установленной в лесу неподалеку от берега Камы, в память о приземлении 19 марта 1965 года на территории Усольского района космонавтов А. А. Леонова и П. И. Беляева.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

На бетонной плите — отпечаток ладони Алексея Архиповича Леонова, посетившего это место в 2004 году.

По северу Пермского края: Орел-городок и Пыскор

От стелы открывается прекрасный вид на Каму и мост, по которому нам возвращаться на левый берег и двигаться дальше через Усолье и Соликамск на Чердынь.