Июль 2021 года. Группа туристеровцев-уральцев на двух машинах совершили небольшое путешествие по Пермскому краю. Впечатления от Перми Великой были яркие, но осталась какая-то недосказанность, хотелось продолжения. На встречах «пермский вопрос» поднимался, но как-то несмело… И вот в этом году на майской встрече после первых же ностальгических воспоминаний и слов: «Вот было бы здорово продолжить ту поездку…», я предложил: «Сентябрь. 5 дней. Усолье — Чердынь — Ныроб — Красновишерск». И был тут же назначен организатором. (Ха — ха — ха! Инициатива наказуема!) Огромное спасибо Ане Кудрявцевой, взявшей на себя обязанности отельера и обеспечившей нас гостиницами по всему маршруту. Проложить нитку на карте с многочисленными точками не составило труда, тем более, что те края мне были более-менее знакомы. Настал сентябрь, и пятерка неунывающих туристеров отправилась в путь, на встречу с древней Пармой.
В этом обзорном рассказе опишу только наш маршрут. О наиболее ярких моментах отчитаются девушки.
День 1. Екатеринбург — Чусовой — Успенка — Чусовой.
Ранним утром наш экипаж покинул Екатеринбург и взял курс на север, отметившись на границе Европа — Азия.
Первой остановкой стал «Парк истории реки Чусовой» в старинном городе Чусовой.
В 1954 году в местную ДЮСШ пришел работать Леонард Постников. Вскоре «Огонек» стал не только одной из лучших школ в СССР по горнолыжному спорту. Здесь стараниями Тренера возникла этнодеревня, куда он перевез дома, часовню, церковь с вымирающих деревень района. В этих домах сейчас расположены экспозиции мини-музеев: «Поход Ермака», «Музей игрушки Балаган», «Кузница», «Дом зажиточного крестьянина», «Пожарная часть».
Экскурсия прошла на позитиве! Развлеклись по-полной! И с пожарными «Зажигали», и деревянными игрушками набаловались, и гусей попасли.
Недалеко от Чусового, на берегу реки в 16 веке в скиту жил будущий креститель Вятской земли монах Трифон. Здесь же стояли и Нижнечусовские городки, откуда Ермак со своей ватагой начал свой путь «Сибирь воевать». Конечно, ни скита, ни Городков уже давно нет. В Успенке стоит часовня святого Трифона Вятского, посередине обмелевшей Чусовой на острове издалека виден небольшой памятник Ермаку.
Из Успенки поехали обратно в Чусовой, там нас ждали в гостинице «Чусовская». Время до сумерек позволило осмотреть несколько достопримечательностей рядом с отелем. Мемориал памяти погибшим и труженикам тыла, памятник Ермаку и подвесной мост «Неразлучник», с которого открывались бы чудные виды на Чусовую, если бы не нынешнее засушливое лето.
День 2. Чусовой — Березники — Усолье — Орёл-городок — Пыскор — Соликамск — Чердынь.
При выезде из Чусового попали в царь-пробку из-за ремонта моста через Чусовую, единственного на сотни километров вокруг. Из-за этого планы на день если не стали трещать по швам, но потрескивали точно. Поэтому в Березники заехали пообедать раньше намеченного времени. Думал, что перекусим и дальше, но не тут-то было… Девушкам настолько понравился этот город, что пришлось прибегнуть к административному диктату, и после шапочного знакомства с Березниками взяли курс на Усолье.
Усолье. Столица строгановской империи на Урале, не пережившая эпохи «грабь награбленное» и «дворцы — народу». От когда-то прекрасных храмов и дворцов ныне разрушки разной степени сохранности.
Зашли в палаты Строгановых.
Несмотря на название, это было всего лишь главное административное здание. Кроме стен, железных створок дверей и битых изразцов до нашего времени ничего не сохранилось. Но традиции строгановских гончаров живы, в чем мы убедились, посетив керамическую мастерскую. Продолжатели старинного ремесла буквально «на коленке» творят чудеса
Именно их усилиями по старинным рисункам и осколкам были воссозданы изразцы, которыми облицевали печи-камины в Палатах.
Орёл-городок. Маленький, небогатый достопримечательностями поселок, но ему я уделю побольше внимания в этом обзорном отчете.
В 1558 году Иван Грозный пожаловал купцам Строгановым земли Перми Великой по реке Каме. Строгановы основали первый городок Пыскор на новых землях для защиты своих владений. место было выбрано неудачно — острог не мог защитить соляные промыслы. И в 1564 году в 20 верстах ниже по течению Камы был заложен новый городок — Орёл.
О названии. По одной из версий, оно отражает преданность Строгановых царю Ивану Грозному. Орел — символ государства. По другой — на месте городка стояло дерево, на вершине которого жил орел.
В 1570 году сюда переводятся дружина и жители из Пыскора. К 1580 году здесь уже 13 соляных варниц, 91 двор, 15 лавок. Орел-городок становится центром строгановской вотчины на Урале. Но всей этой империи купцов грозила опасность со стороны Сибирского ханства. Набеги были часты. В 1581 году в Орел прибыл атаман Ермак. Строгановы снабдили его дружину (540 человек) оружием, свинцом, порохом из запасов городка, дали в усиление 300 своих ратников.
Отсюда дружина отправилась в Нижнечусовские городки,
чтобы начать свой поход в Сибирь.
С присоединением Сибири крепость в Орле-городке потеряла свое оборонительное значение. В городке развиваются солеварение, ремесла. Строгановы налаживают здесь производство изразцов — первое на Урале.
В Орле были построены три деревянные церкви, появилась иконописная мастерская.
В начале 17 века Кама меняет свое русло, и городок часто затапливается. Страдают соляные промыслы. В конце 17 века сильно уменьшенное население переселяется на противоположный берег Камы.
В 1735 году Строгановы строят на берегу реки каменную церковь Похвалы Пресвятой Богородице.
Сюда переносится шестиярусный деревянный позолоченный иконостас из старой деревянной церкви.
Все участники нашей команды неоднократно видели в музеях и на выставках пермских богов. Но это всё деревянные скульптуры, по которым нельзя получить полное представление о нахождении их в церквях. Здесь же мы увидели, какое место фигуры занимают на иконостасе.
Из Орла-городка едем в Пыскор. Когда-то здесь находился один из богатейших в России монастырей — Свято-Преображенский. В 18 веке он был разобран до основания и перевезен на реку Лысьву. Осталась только Никольская церковь. В середине 19 века в церкви была произведена реконструкция, и сооружен уникальный 5-ярусный резной иконостас. В 20 веке церковь то закрывалась, то открывалась до 1962 года, когда ее окончательно закрыли. Иконостас сейчас установлен в Пермской художественной галерее.
Никольская церковь сильно руинирована, но идут разговоры о ее реставрации.
В 16 веке в монастыре жил инок Трифон, впоследствии ставшим Трифоном Вятским. На месте его скита в наши дни сооружена церковь Трифона Вятского.
Некоторые участники команды, пока остальные лазали по разрушке, успели сбегать на крутой берег Камы и отснять замечательные виды на Пыскор и окрестности.
Все мы родом из СССР и в пору своих детства-юности с воодушевлением слушали сообщения ТАСС о полетах советских космонавтов. В марте 1965 года на территории Усольского района приземлился космический корабль «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту. В тайгу на место приземления мы, конечно, не поехали, но обелиск в Усолье, посвященный этому полету, посетили.
В Соликамск заехали не только из-за того, что по пути. Незнакомым с этим городом надо было показать его красивейшие храмы.
Остальные тоже получили «комплимент от шефа». На этой окраине никто из нас не был. И какое было у всех восхищение при виде красавца-собора. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Построенная в стиле нарышкинского и уральского барокко, она относится к типу храмов-«кораблей». К сожалению, из-за позднего времени внутрь попасть не удалось. По соседству расположилась еще одна церковь 1689 года — Спаса Нерукотворного Образа. Очередной прекрасный образец русского узорочья.
Между этими двумя церквями находится Соликамский Трифонов монастырь, с насельником которого нам впоследствии внезапно повезет познакомиться и пообщаться.
Уже почти стемнело, когда заехали в древнюю столицу Перми Великой — Чердынь. Здесь мы уютно расположились в гостевом доме «Старая пристань», ставшей для нас базой в коротких поездках по Чердынскому району.
День 3. Чердынь — Покча — Вильгорт — Камгорт — Ныроб — Чердынь.
Чердынь. 1451 год — первое письменное упоминание о городе в Вычегодско-Вымской летописи. Старейший город на Урале. Столица Перми Великой, в 1472 году вошедшая в состав Московского государства. утро в Чердыни началось у нас с прогулки по древним улицам, разбегающимися по холмам. Их в городе, ка в Риме и Москве — семь!
В древней пермской столице прекрасно сохранены купеческие и мещанские дома, лавки. Причем в старых торговых заведениях размещены современные магазинчики без вмешательства во внешний облик зданий.
Посетили два музея — Музей веры и Выставочный зал краеведческого музея.
Об архитектурных изюминках и музеях расскажут наши специалисты по «домикам» и выставкам. Я же поделюсь личным. Со второй попытки (первая в 2017 году была неудачной из-за ремонта в музее) мне удалось увидеть уникальную икону. Святой Христофор Псоглавец, одна из двух сохранившихся православных икон. (Есть и другие, но они написаны в византийском стиле). В 1707 году Священный Синод запретил «изображение икон, противных естеству».
Что такое Чердынский край? До Бога высоко, до царя далеко. Так и сохранилась в затерянном уголке икона святого Христофора. Забегая вперед, скажу, что еще один лик Псоглавца мы увидели в этой поездке. На фреске в одной из церквей.
И один неприятный момент. В Чердыни в субботу все заведения общепита (все четыре!) закрыты на спецобслуживание! Хорошо, что «у нас с собой было». Сообразив нехитрый перекус вместо обеда, отправились дальше на север.
Село Покча. Небольшое, основанное в 1477 году Федором Пестрым, оказалось кладезью архитектурных изюминок. И великолепная деревянная резьба на домах, и прекрасная даже в полуразрушенном состоянии Благовещенская церковь, и усадьба А. В. Федосеева с иконописной мастерской, и бывшая богадельня.
На окраине села есть родник, известный как источник мертвой воды. В 1481 году вогулы сожгли Покчу и убили пермского князя Михаила Ермолаевича со всей семьей. Вскоре на месте казни забили пять ключиков.
Вильгорт. Старинное, с 1579 года, село. Одно из мест, куда поступало «закамское серебро». От старины ничего не сохранилось. Только полуразрушенная Троицкая церковь на холме.
Камгорт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Построена в 1915 году. До нее здесь стояла деревянная, в которой по пути в ссылку венчался будущий Красный Маршал Клим Ворошилов.
Ныроб, край географии. Дальше только тайга, болота, да зоны… Село упоминается с 1579 года. Известно тем, что здесь с 1601 по 1602 год отбывал ссылку и умер дядя будущего царя Михаила, Михаил Никитич Романов. О Ныробе у меня будет отдельный рассказ. Сейчас же покажу только одну картинку — церковь Николая Чудотворца 1705 года постройки.
После Ныроба Мы двинули в леса. По преданию, там находилось Искорское городище. Не только крепость, но и святилище. На скалу ведут две «улочки» — Узкая и Широкая. По легенде, поднявшись по Узкой, человек освобождается от всех грехов, а спустившись по Широкой — заново рождался. О том, что у нас в итоге получилось, расскажет одна из участниц восхождения.
Собравшись ехать обратно в Чердынь, мы вспомнили, что остались в этот день без обеда. Ха! Туристер никогда не унывает! Через 15 минут у нас была заготовка на ужин.
Маслята и подберезовики. Блюдо получилось настолько шикарным, что никто даже не вспомнил о «фото еды». Поверьте на слово — было очень вкусно!
День 4. Чердынь — Рябинино — Красновишерск — Жуланово — Губаха.
С утра попрощались с древней столицей Пармы и поехали в другую «столицу» — печально известного Вишерлага. Только вначале остановились в поселке Рябинино, стоящем на берегу Вишеры. В 30-е годы прошлого века на многих участках в этом течении реки организовывались сплавные рейды, где отлавливали бревна, мдущие молевым сплавом и формировали из них плоты. Образовывались поселки, в которых населением, в-основном, были зэка и ссыльные переселенцы. Среди них было много католиков — прибалты, поляки, немцы. Многие оставались здесь и после реабилитации. Так в Рябинино образовалась католическая община. Священник из Березников взялся за организацию строительства в поселке католического храма. Возводился он на пожертвования от местных этнических немцев. Основным же спонсором стала уехавшая в 90-е уроженка этих мест Катарина Аккерман. Правда, посмертно. Все свое наследство она завещала на строительство церкви. В 2015 году храм Фатимской Божией Матери был освящен.
В Красновишерске первоочередной задачей у нас было покорение горы Ветлан.
Как прошло восхождение на 120-метровую отвесную скалу команды пенсионеров? Следите за отчетами участников!
В самом Красновишерске достопримечательностей, по сути, раз-два, и обчелся. Фонтан «Полюд, Ветлан и Вишера», памятник Ильичу, мемориал погибшим солдатам, небольшой сквер памяти жертв Вишерлага с памятником Варлааму Шаламову.
Не доезжая до Жуланово, свернул в лес, где спрятался мой очередной сюрприз для девушек. Т. к. фонтан в Красновишерске, судя по заглушенным трубам, никогда не работает, показал экипажу действующий фонтан.
Геологи бурили разведочную скважину, наткнулись на водоносный слой. Трубу заглушили, но мощным напором заглушку сорвало, и образовался фонтан. Речка потекла куда-то в нужную ей сторону, по берегам организовались стихийные парковки, народ понастроил навесики над столами для культурного времяпрепровождения.
В Губаху приехали под вечер, но после расположения в гостинице «Алмаз» хватило времени до темноты для небольшой прогулки по городу. В прошлый-то раз, кроме горы Крестовой, и не видели ничего. Рядом с гостиницей были памятник пермскому периоду, памятник Гагарину, храм Владимирской иконы Божией Матери, небольшой фонтан рядом с шертистым носорогом и саблезубым тигром.
День 5. Губаха — декорации фильма «Сердце Пармы» — Каменный город — Шумихинский — Екатеринбург.
Утро пятого дня началось с посещения декораций фильма «Сердце Пармы». Киношники построили «крепость», да и оставили ее на радость местным и гостям города. Народ тут же превратил деревянные постройки в достопримечательность.
Хотя и без крепости здесь шикарные виды.
О Каменном городе на Туристере много восторженных отзывов во все времена года. Еще немного фото об осени в этом месте.
Недалеко от Каменного города доживают свой век бывшие шахтерские поселки Шумихинский и Юбилейный. В первый мы заехали. За постапокалиптическими кадрами…
На этом все запланированные точки нашего автопробега под флагом Туристера по северу Пермского края закончились. Было напряженно и весело, интересно и познавательно. Я свой обзорный рассказ заканчиваю. На очереди — подробные материалы участников об отдельных местах и моментах нашей поездки.
В фоторяде к рассказу использованы фото всех участников, за что девушкам огромное спасибо!
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия