Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 12 августа 13:35
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Валаам — Россия Июнь 2024
  1. Сортавала и окрестности за два дня
  2. Валаам за 5 часов на метеоре

Остров Валаам. Точнее, это целый архипелаг, состоящий более чем из 50 островов.
Мы покупали билеты на метеор заранее, примерно за неделю. Своим ходом прибыли в Сортавалу на автомобиле и в назначенный час к 13:00 подошли к пристани.

Толпа туристов сборная, большинство прибыли сюда организованно на автобусах. Вероятно, из Санкт-Петербурга.
Таких как мы — туристов, заказавших туры напрямую у паломнической службы на её сайте — насколько я поняла, на теплоходе было 10 человек из 120. И это позволило нам сэкономить несколько тысяч рублей на транспортировке себя любимых из Санкт-Петербурга. На маршруте Сортавала — Валаам «Российские железные дороги» резервируют часть мест для продажи на своём сайте. Поэтому возможна ситуация, когда на сайте паломнической службы билетов уже нет, а на сайте РЖД есть. На момент написания данного абзаца вечером для проверки я посмотрела, что билетов на утренний рейс из Сортавалы на сайте паломнической службы нет, а на сайте РЖД есть 8 штук. Для покупки через сайт РЖД нужно указать пункт отправления «Сортавала (все вокзалы)», пункт прибытия «Валаам (с возвращением в Сортавалу)» и дату отправления из Сортавалы — будут показаны билеты, включающие поездку на Валаам, экскурсии, обед и возвращение через 5 часов в Сортавалу. В 2021 году был презентован брендированный метеор РЖД, его судьба в 2024 года мне не известна. Также следует учесть, что у паломнической службы и РЖД разные льготные программы: паломническая служба предоставляет скидку 50% детям с 7 до 12 лет, 100% скидку детям до 6 лет включительно, РЖД (как заявлялось в момент запуска брендированных теплоходов) — скидку 50% детям от 5 до 10 лет, скидку 100% детям до 5 лет без занимания отдельного места.

Валаам за 5 часов на метеоре

Метеор «Игумен Назарий», курсирующий по маршруту Приозерск — Валаам, в Монастырской бухте

Заняли места в третьей каюте и поплыли. Метеор «Андрей Первозванный» летит плавно и стремительно, шумит за бортом. И время пролетает незаметно. Один из экскурсоводов заметил, что метеоры были разработаны тем же конструкторским бюро, что и экраноплан «Лунь» (который сейчас можно увидеть на берегу Каспийского моря в Дагестане) К тому же ещё и моторист провел наишикарнейший стендап на тему техники безопасности. Искромётно и с неподражаемым чувством юмора разъяснил всем собравшимся, как делать не стоит и почему. Я даже запомнила, как надевать правильно спасательный жилет.
Одна из пассажирок в личных целях поинтересовалась возрастом юморного парнишки, он ответил, что 22 года. Кто-то из женщин более старшего возраста предложила его усыновить.

И вот мы на месте. Вышли на остров на причале в Монастырской бухте. Тут все разбились на группы. Нас тоже ждал свой экскурсовод. Он был с нами на протяжении всех 5 часов, сообщал основную информцию, водил по маршруту.
Говорил много про религию и жизнь монахов. В целом интересно.
Но мне очень не понравилось, что мы были загнаны во временные рамки. Увидели только то, что нам показали и куда завели, ни каплей больше.

Что услели увидеть.
Краешек фруктового сада.
Несколько часовенок.
Цветники.

Валаам за 5 часов на метеоре

Обелиск высочайшим особам, посетившим монастырь

Прошли по территории Спасо-Преображенского собора и зашли в его нижний (церковь Сергия и Германа Валаамских) и верхний (Преображенскую церковь) храмы.

Спасо-Преображенский собор

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь

Бюст патриарха Алексия II

Желающие могли купить продукцию, которую, как заявляется, производят на острове: сыры, молочка, рыба и что-то ещё.

Далее нас ждал 15-минутный концерт профессионального хора Валаамского монастыря. Хор мужской, многоголосый.

После в трапезной были накрыты столы. Угощали нас кислыми щапи, перловкой с пареной белой рыбой, нарезанными кругляшами огурчиков. К чаю подали вафельки, по штучке на человека.
Наелись хорошо, почти до отвала, хоть и по-монастырски. Кто-то принёс к обеду купленные за углом пирожки. Ну, а мы обошлись тем, что дали.

Далее наш путь лежал на другую часть острова. Отвез нас туда по главном монастырской дороге жёлтенький кругленький автобус. Расстояние — километров 5. Ехали через валаамский заповедник и слушали про резиденцию митрополита и домик президента, которые тоже находятся где-то там.

Высаживаемся перед какими-то колоннами по обе стороны от дороги. Видимо это остатки старых ворот.

Главная монастырская дорога

Далее пешочком идём в сторону Гефсиманского скита у подножия горы Элеон, потом поднимается на гору к Воскресенской церкви.

Часовня-беседка иконы «Моление о чаше» в Гефсиманском скиту

Вознесенская часовня на горе Елеон

Малая Никоновская бухта

Спустились с горы, дошли до Никольского скита, в котором сейчас живут экскурсоводы.

Церковь Воскресения Христова

И за 15 минут до нашего отплытия уже из другой бухты (Большой Никоновской, позволяющей швартоваться круизным теплоходам) подошёл наш метеор с наичудеснейшим мотористом.

Валаам за 5 часов на метеоре

Теплоход «Северный Афон» в Большой Никоновской бухте. Основное предназначение — обслуживание в акватории Валаамского архипелага туристов круизных теплоходов

Едем домой, счастливые, что повезло с погодой. А с ней и правда повезло: было тепло, облачно, а моросило совсем немного, пока мы обедали.

И тем не менее, мне показалось такого путешествия очень мало. Хотелось бы попробовать посетить архипелаг самостоятельно, больше увидеть, больше прочувствовать. Но увы: все рассчитано по минутам: шаг в сторону и ты уже либо в пропасти, либо отстал от группы и вынужден её догонять. В 1999 году был образован природный парк «Валаамский архипелаг» — дикие стоянки самостоятельных путешественников сейчас находятся под запретом. Но в принципе возможно заказать проживание в гостевом доме на несколько дней и перемещаться по острову самостоятельно на взятых в аренду электровелосипедах.

1. Сортавала и окрестности за два дня
  2. Валаам за 5 часов на метеоре

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия