Апрельская коротенькая поездка в Пермский край была спонтанной только по выбору " Куда съездить недалеко? " «Что посмотреть?» — на этот вопрос точки в навигаторе давно ждали своей очереди.
Несколько отметок на карте были связаны с именем преподобного Трифона Вятского. Жизнь этого святого неразрывна с пермской и вятской землями.
Рядом с пермским аэропортом Большое Савино есть село Нижние Муллы. Здесь, на вершине Гляденовской горы в начале своего подвижнического пути жил тогда еще монах Трифон. Увы, к святому источнику на склоне горы на берегу реки Мулянки нам попасть не удалось — участок дороги именно в месте поворота был наглухо заставлен дорожной техникой… В память о преподобном в 1678 году в селе была построена первая деревянная церковь. В середине 19 века на месте обветшавшего храма на средства князей Сергея Михайловича Голицына и Бориса Григорьевича Шаховского была заложена каменная Троицкая церковь, прекрасно сохранившаяся до наших дней.
В 1896 году, как написано на памятной плите «воздвигнута бысть часовня сея по случаю отмены крепостного права в Российской империи в правлении Великого Государя императора Александра III Миротворца."
Рядом с часовней в 2019 году был открыт памятник Трифону Вятскому. Преподобный стоит в лодке, которую волны направляют к берегу в месте впадения Мулянки в Каму.
После знакомства с Мотовилихинскими музеями ранним утром стартовали, взяв курс на город Чусовой. После выезда из Перми погода начала портиться — приближался арктический холодный фронт, через пару дней накрывший снежным одеялом почти весь Урал. Местами накрапывал мелкий дождик, и я буквально умолял небесную канцелярию забыть о Пермском крае хотя бы до вечера.
Первая остановка случилась у старинного села Успенка. В 1571 году сюда, на отвесную гору на правом берегу Чусовой напротив Нижне-Чусовских городков, пришел в поисках уединения монах Трифон, впоследствии архимандрит Вятский. На том месте, где стоял скит, в начале 21 века построили часовню в честь преподобного Трифона Вятского.
Стоит она на краю обрыва над Чусовой. Половодье еще не началось, и река не показывает свой буйный характер, которого боялись и уважали рулевые барок два — три века назад.
Где-то здесь стояли дома Нижне-Чусовских городков, откуда Ермак начал свой путь в Сибирь. Только памятник атаману на островке напоминает о тех временах.
От часовенки крутая лесенка вниз приводит к святому источнику и купели.
Струйка воды, вырываясь из толщи скал, стремится по горному склону и внизу тонким ручейком соединяется с Чусовой.
В 1579 году Трифон покидает свой скит, но жизнь в селе, образовавшемся в годы его затворничества, не замирает. В 1864 году в Успенке освящена каменная церковь Успения Божией Матери. А дальше судьба, типичная для большинства храмов России. 1922 — изъятие церковных ценностей, 1933 — закрытие и образование в церкви школы, затем клуба и использование под хозяйственные нужды. В 1997 году храм возвращен РПЦ и получает статус скита Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря. (Того, что в Мотовилихе)
В прошлом году наша туристеровская компания была здесь, но из-за строительных работ и проливного дождя внутрь церкви не попали. Вот и в этот раз двери были закрыты. Уже возвращались к машине, как нас окликнул монах и пригласил в храм. Это оказался настоятель монастыря. И пока он растапливал печку, мы осмотрели пока еще скромный интерьер восстанавливаемой церкви.
Потом грелись у набирающей тепло печки и слушали рассказ об истории храма, о святом Трифоне, о будущем монастыря…
Покинув Успенку и выехав на трассу, не успел даже разогнаться, как пришлось вновь остановиться у красивого монумента рядом с дорогой.
Памятник первой пермской нефти. Здесь, в окрестностях Верхнечусовских городков 16 апреля 1929 года открыто первое на Западном Урале нефтяное месторождение.
От памятника хорошая проселочная дорога вела к Верхнечусовским городкам. В сам поселок нам не надо было. Нас интересовал монастырь.
Вот уже впереди заблестела в лучах выглядывающего из-за туч солнца лента реки, а обители все не видно. Да как так-то? Шатер церкви был виден даже из Успенки за 10 километров. И тут все стало ясно, как только дорога повернула вдоль небольшой горы.
Монастырь, окруженный крепостными стенами, стоит почти на самом склоне горы, поэтому издалека с дороги его и не видно.
По полевой дороге огибаем гору, но, похоже, здесь вход „со двора“, хоть и ведет наверх очень добротная лестница. Влево от вершины лестницы тропка уходит к церкви Анны праведной. Хотели было заглянуть внутрь, но у ворот остановило объявление, что вход в скит только с благословения настоятеля обители.
В 1849–56 годах в деревне Красная Горка была построена кладбищенская церковь-часовня Всех Святых. При храме была богадельня для престарелых людей, которую вместе с храмом закрыли в 20-х годах 20 века. В 1946 году церковь возвратили верующим, а в 1989 году при храме вновь открылась богадельня. Для ухода за старушками на Святую горку приходили желающие обратиться к монашеской жизни. В 1996 году при Всехсвятской церкви была восстановлена Богородице-Казанская Трифонова женская пустынь.
Территория монастыря небольшая, но очень ухоженная. И хотя весна только вступила в свои права, вдоль аккуратных дорожек первая зелень уже пустила свои ростки.
Монастырские стены с башенками сияют белизной,
фасады Святых ворот и Всехсвятского храма тоже не обделены вниманием маляров.
Внутри церкви очень светло. Солнечные лучи через большие окна заставляют ярче играть красками настенные росписи.
Долго в монастыре не задержались. Внизу, под горой, по найденной информации должен был быть святой источник Николая Чудотворца. Вот только незадача. Часовня на берегу речки Усолки есть, территория вокруг ухоженная, а труба — источник воды сухая…
От Красной Горки совсем недалеко до города Чусового. В этот раз проскакиваю его ходом, лишь боковым зрением отмечая знакомые места. Наш путь лежит в Лысьву. Давно хотел попасть в местный краеведческий музей, но маршруты никак не вписывались в очень неудобный график работы музея — с 12.00 до 17.00. А экспозиция здесь очень интересная и разделена на три, именующими себя отдельными музеями. История Лысьвенского горного округа, Музей эмалированной посуды и единственный в стране Музей каски.
Приехали чуть раньше заявленного времени открытия музея, который расположился в бывшем купеческом деревянном особняке в центре старинного уральского города.
Первое, что бросается в глаза — памятник человеку, чья деятельность в конце 19 — начале 20 веков стала расцветом Лысьвенского горного округа. Граф Павел Петрович Шувалов.
Памятник стоит в центре площади и окружают его прекрасные здания разных стилей. Здание заводской конторы.
Перед I Мировой стиль модерн добрался и до уральской глубинки. Это здание считается одним из лучших представителей стиля во всем Прикамье и самым красивым зданием в городе. В 1898 году по типовому проекту в Лысьве была построена церковно-приходская школа.
И самое монументальное здание из окружающих памятник графу Шувалову на площади — Свято-Троицкая церковь.
К ней в своем рассказе я еще вернусь, а сейчас поспешим в музей.
Вроде бы обычный провинциальный краеведческий музей. Но в небольших залах информация подана так грамотно, что и экскурсовод не нужен. (Да и не было его в тот день.) Осмотр начали мы с истории Лысьвенского горного округа. По информации со стендов попробую познакомить вас с этим городом, о котором, подозреваю, многие и не слышали.
Истории Лысьвы больше тысячи лет. В окрестностях города была найдена бронзовая пряжка в пермском зверином стиле „медведь в жертвенной позе“, ставшая одним из символов Пермского края.
Название происходит от коми-пермяцких „лыс“ — „хвоя“ и „ва“ — „вода“. Трактуют перевод по-разному. „Хвойная река“, „река, бегущая вдоль хвои“, но мне больше понравилось „капли, падающие с хвойных веток“.
С 16 века хозяевами здешних мест становятся Строгановы — в 1558 году Иван Грозный пожаловал им земли " по правую сторону Камы-реки». В 1754 году после смерти А. Г. Строганова его вышедшая замуж за князя Бориса Шаховского дочь Варвара получает в наследство Юго-Камский завод и Кусье-Александровский завод.
В 1785 году Екатерина II в. ответ на прошение княгини Шаховской издала указ о строительстве нового завода " по реке Чусовой, на впадающую в оную по течению с левой стороны речке Лысьва». Дата 19 августа 1785 года считается днем рождения города Лысьва.
Доход владельцам земель и заводов приносило не только чугунно-литейное и железоделательное производство. В Лысьвенском горном округе, на территории Бисерской лесной дачи в 1820 году были обнаружены золотоносные пески, в 1829 году на Крестовоздвижеских промыслах 14-летний крепостной Павел Попов при промывании лотка нашел первый российский алмаз, а с1831 года началась добыча платины.
В 1823 году заводы, принадлежавшие Варваре Шаховской, перешли по наследству Варваре Шуваловой. С тех пор единорог с шуваловского герба «живет» и на гербе Лысьвы, а представители рода Шуваловых становятся хозяевами горного округа до самой революции.
В 1898 году, с вступлением в силу прав владения графом Павлом Петровичем Шуваловым, начался период «шуваловской реконструкции» заводов. В первую очередь был переход Лысьвенского завода на производство листового железа. Новая мартеновская фабрика была построена по проекту знаменитого инженера В. Шухова.
В 1900 году мартеновские печи были пущены, и в этом же году на Всемирной выставке в Париже луженое и оцинкованное железо и жесть из Лысьвы были отмечены Большим призом и золотой медалью. Товарный знак на лысьвенском железе узнали во всем мире.
В мае 1899 года была освящена новая каменная Свято-Троицкая церковь.
Увы, этот величественный храм (длина 60 метров, ширина 36 метров, высота колокольни 42 метра) в неовизантийском стиле простоял совсем недолго. В 1930 году его снесли до основания. В начале 21 века было предложено храм восстановить. В 2016 году состоялось освящение новой церкви. Она является точной копией старого храма, уменьшенной в полтора раза.
Но от дореволюционного храма что-то, да осталось! Наверняка те, кто побывал в Пермской художественной галерее, видели фигуру Саваофа в экспозиции Пермских деревянных богов. Так вот, эта скульптура венчала иконостас в Свято-Троицкой церкви в Лысьве.
При производстве тонкого листа и жести получалось много некондиции и брака. Чтобы использовать отходы, была построена фабрика металлических изделий посудного характера. В марте 1909 года фабрика начинает выпуск луженой фальцованной посуды и печатной жести. Эта жесть с нанесёнными рисунками использовалась для изготовления банок для монпансье, чая, конфет и т. п.
Следующим направлением, которое было решено развивать, стал выпуск эмалированной посуды.
Об этом и том, как в годы Великой Отечественной продукция Лысьвенского завода спасла миллионы жизней бойцов Красной Армии — в следующем рассказе. А пока небольшой анонс.