На одном из 7 холмов, на которых стоит город Бамберг, при этом пафосно сравнивая себя с Римом, под названием Домберг, стоит Бамбергский Кафедрал. Этот императорский собор является одной из основных достопримечательностей Бамберга, и его нельзя пропустить во время прогулки по городу.
Четырёхбашенный собор гордится некоторыми знаменитыми особенностями, такими как красиво украшенные порталы, высокая могила святой императорской четы Кунигунды и Генриха II, знаменитый «Бамбергский всадник».
А также — Марианский алтарь Фейта Штоса и папская гробница Климента II.
Собор в Бамберге за свою долгую историю много пережил, несколько раз подвергался реконструкции. Первый собор был основан Генрихом II, освящён в 1021 году, но сгорел дотла 69 лет спустя. Собор был перестроен епископом Отто I в. 1102–1139 годах, но снова сгорел в 1185 году. Вскоре началось строительство нового, более крупного собора, освящённого в 1237 году и стоящего до сих пор.
В 17 веке собор был отреставрирован в стиле барокко, но в 1800-х годах барочные детали убрали и заменили интерьером в неороманском стиле, который во многом является тем, что можно увидеть сегодня.
Одна деталь собора под названием «Бамбергский всадник» до сих пор ставит исследователей в тупик. Не нашлось сведений, кого действительно изображает этот барельеф. Некоторые говорят, что это может быть Стефан Венгерский (шурин Генриха II), или Константин Великий, или Конрад III или даже один из трёх волхвов.
Ещё одна важная часть собора — Могила святой императорской четы. Эта двойная гробница Генриха II и его супруги Кунигунды на протяжении многих столетий была местом поклонения. На верхней плите изображена императорская чета, а боковые панели украшены сценами из их жизни.
Хоры датируются примерно 1380 годом и украшены резьбой по дереву с изображением пророков, апостолов и святых.
С южной стороны к собору примыкает здание бывшей семинарии, где сегодня находится кафедральный музей.
Княжеский портал (выходящий на Соборную площадь) используется только для определённых служб, как и в Средние века. Над дверью в тимпане изображена сцена Страшного суда. Справа от Христа — улыбающиеся лица блаженных, слева — искаженные лица проклятых, уводимых Дьяволом в ад.
Напротив собора нас ждала ещё одна выдающаяся бамбергская достопримечательность Новая резиденция, которую обязательно надо посетить и внутри.
Во дворце есть возможность посетить более чем 40 великолепных комнат. Внутри этих комнат есть красивая мебель 17 и 18 веков, а также впечатляющие лепные потолки и фрески.
Новая резиденция с четырьмя крыльями была построена в два этапа. Сначала в 1604 году при принце-епископе Иоганна Филиппе фон Гебсаттеле была возведена задняя двухкрылая часть в стиле ренессанс.
Между 1697 и 1703 годами принц-епископ Лотар Франц фон Шенборн приказал построить переднюю часть в стиле барокко по плану архитектора Леонхарда Динценхофера. Запланированное крупное строительство ему пришлось сократить из-за нехватки денег.
После секуляризации Баварии с 1803 года здание стало королевской резиденцией. Здесь жили Вильгельм (первый герцог Баварии с 1799 года), Максимилиан II (с 1848 по 1864 король Баварии) и Отто фон Виттельсбах, который отправился в Грецию, где стал первым её королём с 1832 по 1862 год. Когда его попросили на выход в этой южной стране, Отто вернулся со своей женой Амалией в Бамберг, где они жили во дворце с июня 1863 года до своей смерти.
1 июня 1815 года Бамбергский дворец стал местом действия одного из последних эпизодов наполеоновской эпохи: Луи-Александр Бертье, известный маршал Наполеона, нашёл здесь свою смерть, выпав из окна на верхнем этаже. Французские историки пишут о том, что он «мужественно» выбрал самоубийство, чтобы только не попасть в руки приближающейся русской гвардии, но ходили и иные слухи…
Императорский зал, одно из важнейших пространственных произведений искусства периода позднего барокко во Франконии, расположен на втором этаже среднего крыла. Его потолки и стены были украшены фресками Мельхиора Стейдла в 1707–1709 годах, который во многом копировал стиль Пьетро да Кортона, одного из величайших интерпретаторов римского барокко в архитектуре, создателя фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции.
В зале можно увидеть медальоны с изображением императоров и королей. На стенах 16 императорских портретов. За исключением одного, это императоры из дома Габсбургов. Линия начинается хронологически с Генриха II из знатного рода Оттонов, а завершается Леопольдом I и Иосифом I, которые правили во время строительства резиденции в стиле барокко.
В Новой резиденции также находится Государственная галерея Бамберга, которая состоит из двух разделов. В первом разделе представлен обзор живописи европейского барокко с произведениями современников Рубенса и Рембрандта — Отто ван Вина и Яна Ливенса, а также других авторов голландских пейзажей и натюрмортов. 40 картин, вывешенных в несколько рядов, можно, конечно, поизучать, но в иных музеях, безусловно, можно найти гораздо более известные и интересные коллекции.
Второй раздел для нас был более познавательным.
В нём представлены шедевры знаменитой коллекции древнегерманской живописи, приобретённой королём Баварии Людвигом I в. 1827 году.
Среди них готические панели Гейстербахского алтаря, сцены из жития Марии, Св. Северина и другие произведения.
Хорошо представлена франконская и кёльнская позднеготическая живопись
И вершина — картины известных художников периода Дюрера — Михаэль Вольгемут, Ганс Бальдунг Грин, Ганс Вольф.
Большие панно от Ганса фон Кульмбаха
И отдельно — зал Лукаса Кранаха Старшего
Выйдя из Новой резиденции, мы по Каролиненштрассе направились в сторону церкви Св. Иакова.
Вдоль улицы — много старых сохранившихся зданий, когда-то обслуживавших Старый двор или Новую резиденцию.
Небольшой парк перед зданием бывшего монастыря.
Церковь Святого Иакова — одна из старейших церквей Бамберга, расположенная всего в нескольких сотнях метров от Домберга на Якобсберге, одном из семи холмов Бамберга. Несмотря на свой фасад в стиле барокко, церковь Св. Иакова — единственная полностью романская церковь в Бамберге.
В XI и XII веках, когда церковь была построена, она располагалась за пределами укреплений вокруг Соборного холма и использовалась многочисленными паломниками на пути в Сантьяго-де-Компостела.
Первоначально церковь была сооружена по образцу центрального собора и представляла собой колонную базилику. В 1771 году был пристроен фасад в стиле барокко, но внутри невозможно не заметить множество романских элементов.
Строительство церкви было начато в 1073 году при епископе Германе и завершено в 1109 году епископом Отто. Западный из двух хоров был отреставрирован в готическом стиле в 15 веке, а восточная апсида была замаскирована фасадом в стиле барокко в 1771 году при епископе Адаме Фридрихе фон Зейнсхайме. При этом южную, недостроенную башню снесли, а северную увенчали луковичным шлемом.
Учитывая, что в Бамберге проводятся повсеместно реставрационные работы, увидеть без следов лесов и красно-белых барьеров ещё одну знаменитую церковь было радостно. Церковь Богоматери, которую местные жители называют «Верхним приходом», является единственной чисто готической церковью Бамберга. Имея богатую историю, берущую начало в 12 веке, церковь хранит значительные религиозные и художественные сокровища, которые делают её заметной достопримечательностью региона.
Строительство церкви Богоматери началось в 1338 году, была освящена в 1387 году.
Строительство хора началась в 1392 году, о чём свидетельствует памятная доска. Хотя никаких дополнительных записей о ходе строительства не существует, предполагается, что здание внутри было завершено самое позднее к 1450 году, хотя и было отложено из-за вторжений гуситов и династических споров с 1431 по 1437 год.
Мощный главный алтарь хора был подарен принцем-епископом Лотаром Францем фон Шенборном в 1711 году. Возможно, за образец он взял главный алтарь иезуитской церкви Святого Мартина на Зелёном рынке. Алтарь был освящён в 1714 году.
Одной из самых примечательных особенностей церкви Богоматери является чудотворный образ Марии с младенцем, находящийся в главном алтаре. Этот священный образ пользуется большим почитанием среди верующих. Вырезанный из орехового дерева, образ был назван чудотворным только в 1701 году, хотя является работой кёльнской школы около 1250 года. Впервые он упоминается в 1443 году. Первоначально статуя была помещена на правом боковом алтаре, в 1703 году возникла идея интегрировать статую в главный алтарь эпохи барокко.
В этой церкви находится ещё одно особо ценное произведение искусства — изысканная картина «Успение Богородицы», созданная известным итальянским художником Якопо Робусти, более известным как Тинторетто.
В течение двух рассказов мы прошлись по самым знаменитым достопримечательностям Бамберга, но во Франконии ещё задержимся, чтобы посетить несколько небольших, но знаменательных и красивых городков.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия