У многих Байройт чаще всего ассоциируется с персоной композитора Рихарда Вагнера, прожившего здесь значительную часть своей жизни и создавшего свои важнейшие произведения. Зная об этом, в этот раз, тем не менее, мы отвели Вагнеру совсем немного времени, уложившееся в три фотографии, которые упоминают о вилле Ванфрид
В вилле Ванфрид сегодня находится его музей. В саду за домом есть даже могила Рихарда Вагнера.
Здесь же стоит памятник королю Людвигу II Баварскому, на средства которого дом был построен с 1872 по 1874 год под руководством Карла Вёлфеля по планам берлинского архитектора Вильгельма Неймана, причем планы были изменены в соответствии с некоторыми идеями Вагнера. Он и его семья переехали сюда 28 апреля 1874 года
В прошлом рассказе я показал Байройт глазами маркграфини Вильгельмины, но ведь история города намного больше, чем короткий период её правления, равно как и годы, связанные с Вагнером. Поэтому сначала экскурс в краткую историю города.
Первоначально здесь стоял замок Лейнек, но до наших дней от него не сохранилось ничего. В 11 веке на месте нынешнего Старого города начало расти поселение. Уже в начале 12 века муниципалитет получил права города, первое письменное упоминание о Байройте относится к 1231 году.
В 1260 году он перешёл по наследству в собственность семьи Гогенцоллернов, а в 1361 году в Байройте императором Карлом IV был построен монетный двор. В середине 15 века был построен первый замок Гогенцоллернов, стоявший на месте нынешнего замка. Под властью Гогенцоллернов город процветал, но в 1460 году после набега гуситов он был сильно разрушен, сожжён, а население практически уничтожено.
Прошло целых 150 лет, прежде чем город смог восстановиться до уровня, позволившего в 1603 году сюда перенести резиденцию маркграфа, находившуюся в Плассенбурге недалеко от Кульмбаха. В 1611 году здесь даже был построен первый городской водопровод. Вода из близлежащего озера подавалась к 4 городским фонтанам по деревянным трубам.
Однако Байройту ещё не были суждены мир и процветание, и его продолжали преследовать удар за ударом. Уже в 1605 году здесь случился ещё один пожар, в результате которого большая часть города сгорела дотла.
В 1620 году его поразила эпидемия чумы, а в следующем году — ещё один масштабный пожар. Он неоднократно подвергался разрушениям во время Тридцатилетней войны. Лишь примерно в середине 17 века он начал вновь развиваться и в 1655 году здесь была основана первая гимназия.
Во второй половине 17 века были построены ратуша, казармы и многие другие важные здания. Здание ратуши позже сгорело, поэтому город выкупил дворец у баронессы Спонхейм, в котором основал новую ратушу. Маркграф Кристиан Арношт основал Орден Красного Орла и построил церковь, освящённую в 1711 году. В 1716 году был основан графский фарфоровый завод.
Наконец наступило время превращения Байройта в один из центров барокко и рококо, о чём подробно в моём предыдущем рассказе, перейдём сразу к 1791 году, когда этот район современной Баварии стал прусской провинцией. После разгрома Пруссии Наполеоном в 1806 году город был оккупирован на 4 года и снова разграблен, на этот раз французской армией. Вновь отстроившись, 19 век Байройт прожил относительно спокойно, самым ярким периодом стало пребывание в нём Рихарда Вагнера.
Нам удалось забронировать комнату в неплохом традиционном отеле непосредственно на краю Старого города, самое главное — с местом для парковки. Мы прожили здесь несколько дней, посмотрев ещё несколько городов в радиусе 50 км.
Идём смотреть центр Байройта, сразу выходим в район Старого замка. Перед нами «Большой канал». Звучит, конечно, анекдотично, но по этому старому мельничному каналу на открытие каждого летнего сезона действительно проезжает венецианская гондола. В хорошую погоду Большой канал становится популярным местом встреч.
С одного из мостиков открывается один из классических видов Байройта на террасы замка и два дворца придворного архитектора Карла фон Гонтарда. Левый из двух дворцов был домом самого архитектора, он строил его начиная с 1759 года. Гонтардхаус считается хорошим примером раннего классицизма. В дворце справа жил придворный камергер маркиз д’Адемар. После смерти Вильгельмины Гонтард поступил на службу к её брату — Фридриху Великому. Прусский король поручил ему реализовать важные строительные проекты в Потсдаме и Берлине, например Немецкий собор на Жандарменмаркт.
Канал упирается в четырёхэтажное здание в стиле модерн, которое было построено в 1907 году для Баварского государственного банка в Верхней Франконии. В 1970-х годах здание перешло в ведение департамента лесного хозяйства, а в последнее время используется университетом Байройта в качестве выставочного зала современного искусства из Африки.
Фонтан Виттельсбахера, проект скульптора Фридриха Ломмеля, был задуман в 1908 году, он был призван отметить столетнюю связь города с семьёй Виттельсбахов, одним из старейших немецких аристократических домов. По случаю столетнего присоединения Байройта к Королевству Бавария 30 июня 1910 года в присутствии принца Леопольда был заложен первый камень. Строительство затянулось до лета 1914 года. Торжественное открытие, сокращённое с запланированных четырех дней до двух из-за надвигающейся войны, состоялось 31 июля 1914 года в 11 часов утра, практически в канун объявления войны.
Над фонтаном располагается территория Старого замка. Само здание было полностью реконструировано в виде, каким он был в 1702 году, когда старый замок был перестроен в итальянском стиле.
30 июня 1860 года перед замком была открыта статуя баварского короля Максимилиана II.
Замковая башня была построена во время правления Георга Фридриха I, при строительстве были использованы эскизы Леонардо да Винчи, которые можно считать основой архитектуры башни. Маркграфскую чету консультировал итальянский архитектор эпохи Возрождения Франческо Кьярамелла де Гандино.
Непосредственно к башне прилегает Замковая церковь. После того, как старая часовня 1668 года сгорела вместе со старым замком, в 1753 году было начато строительство новой замковой церкви. Для нового здания были наняты те же художники и архитекторы, которые проектировали Маркграфский оперный театр. Внутри церковь необычно скромная.
Во дворе Старого замка находится неприметное здание с треугольным фронтоном. Товарищество «Гармония» приобрело этот дом в 1805 году. Он быстро стал центром общественной жизни Байройта. Целых сто лет здесь можно было найти практически всех представителей байройтских художников, поэтов, многих аристократов. Захаживал сюда и Вагнер.
Перед Старым замком ещё стоял с 1705 года фонтан, который представляет собой конную статую маркграфа Кристиана Эрнста в качестве центральной фигуры. Его окружают четыре группы фигур, которые символизируют местные реки. Маркграф Кристиан Эрнст приказал воздвигнуть этот фонтан в память о своём участии в историческом разгроме турок под Веной в 1683 году. Он вернулся из похода с богатой добычей и званием императорского генерала от кавалерии. Скульптор Элиас Ранц создал декоративный фонтан между 1699 и 1705 годами. В 1748 году по неизвестной мне причине фонтан был вынесен за тогдашние городские ворота. Новый замок, который сегодня стоит за фонтаном, был построен Вильгельминой позже.
На улице Людвигштрассе, проходящей через площадь Нового замка, много правительственных учреждений, все в красивых неоклассических зданиях. Например, правительство региона Верхняя Франкония.
Или городское полицейское управление.
А это здание занимает Евангелический семейный образовательный центр. Не изучал, кого и в чём он может просветить, но здание с узким торцом необычно.
Немецкий писатель Жан Поль Фридрих Рихтер, памятник которому стоит перед полицейским управлением, мне незнаком, хотя он и жил в эпоху Гёте и Шиллера. С которыми, правда, как пишут он был в холодных отношениях. Наверное, его юмор был им чужой, ибо прославился Жан Поль своими некими юмористическими романами и рассказами.
А жил юморист в этом доме.
В 1852 году Эдуард Штейнграбер основал фабрику по производству фортепиано в Байройте, где изготовил свой революционный первый рояль. В 1871 году Штайнграбер купил так называемый Дворец Либхардче на Фридрихштрассе и сделал его штаб-квартирой компании. Компания быстро превратилась в крупнейшую фабрику по производству фортепиано в Баварии. Первое производственное здание до сих пор стоит на прежнем виде.
Штайнграбер был поставщиком Байройтского фестиваля и семьи Вагнер с момента его основания в 1876 году. В 1881 году Рихард Вагнер заказал изготовление так называемого фортепиано «Колокола Грааля», которое используется в храмовых сценах «Парсифаля». В 1898 году рядом с домом Штайнграбера был открыт новый производственный комплекс. Инструменты производятся там и сегодня. Помимо Рихарда Вагнера и Ференца Листа, знаменитыми гостями дома был также Рихард Штраус.
По «секретному» проходу за задах фортепианной фабрики выходим к одному из самых интересных сохранившихся кварталов старого Байройта.
Евангелическо-лютеранская городская церковь Святой Троицы — трёхнефная протестантская базилика в стиле поздней готики и самая большая церковь города. Предыдущее здание, посвященное Святой Магдалине, было разрушено во время городского пожара в 1605 году.
Реконструкция церкви началась в 1611 году и в 1614 году она была освящена. На территории хора находится склеп маркграфов Бранденбург-Байройтских. Между 1620 и 1733 годами здесь были похоронены 26 членов семьи маркграфа, в том числе Кристиан, Кристиан Эрнст и Георг Вильгельм.
В начале это была придворная церковь маркграфа Кристиана, который перенёс в Байройт свою резиденцию из Плассенбурга в Кульмбахе. Он приказал снабдить церковь огнеупорным сводом, который оказался успешным во время следующего городского пожара в 1621 году. Сгорел только большой новый орган, на открытие которого приехали самые знаменитые органисты Германии.
Главный алтарь 1615 года в стиле ренессанс был подарен маркграфиней Марией. Он напоминает готический трехстворчатый алтарь. Однако сами панно датируются началом 19 века и были написаны Августом Риделем, выходцем из Байройта.
Отличием церкви является её светлый и просторный интерьер. Большая часть богато украшенной обстановки погибла во время пожаров и была уничтожена в 19 веке, когда всё захотели снова сделать готическим.
Помимо алтаря, стоит увидеть купель 1600 года и «Эпитафию Кюфнера» с самым старым видом на город Байройта.
В конце мы прогуляемся по самому центру Байройта — Максимилианштрассе, эту улицу местные называют просто — рынком.
Это недалеко от правды, при длине около 330 метров и максимальной ширине 45 метров она соответствует средневековому рынку.
Окончательно застройка вокруг рынка оформилась к 1441 году, конечно, мало что сохранилось со средневековых времён.
После того как Байройт стал частью Баварии в 1810 году, по случаю 25-летия правления баварского короля Максимилиана I в. 1824 году местная главная улица была переименована в Максимилианштрассе в его честь.
Здесь, в историческом центре Байройта, где преобладает барокко, мы можем найти множество красивых и интересных зданий, среди которых, например, больничная церковь, покровительницей которой была Елизавета, дочь венгерского короля.
Дом, построенный в 1610 году придворным архитектором Михаэлем Мебартом на месте трёх руин от городского пожара 1605 года, является одним из старейших зданий Байройта. В нём находится «Аптека Морена» (открыта в 1610 году) — старейшее из беспрерывно действующих предприятий города. Основал её Иоганн фон Гера, аптекарь из Апольды, который приобрёл в 1609 году на рынке два смежных участка и вскоре построил дом. У него был собственный колодец во дворе и даже, в качестве «особого удобства» — ванная.
Неподалёку можно найти здание старой ратуши.
По центру рынка установлено несколько фонтанов. В центре первого на колонне стоит морской бог Нептун из песчаника, с дельфином и трезубцем. Фонтан был создан Иоганном Габриэлем Ранцем в 1755 году.
Элиас Геделер спроектировал фонтан Геркулеса для рыночной площади в 1676 году, который затем выполнил Георг Вишак.
На шаре третьего фонтана мы видим Фаму, в римской мифологии божество славы и слухов, которая держит герб Байройта. Этот фонтан был создан Элиасом Ранцем в 1708 году.
Прогулку по центру Байройта, вернее его вторую часть, заканчиваю ещё парой фотографий этого уютного города.