Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была сегодня 19:40

Самарканд, Бухара, Ташкент — Узбекистан Январь 2024

Узбекистан — это страна древних городов и перекресток великих культур. До поездки, как правило, слышал рассказы знакомых и родственников, которые там были во времена СССР, видел на фотографиях Регистан, немного знаешь про Тамерлана, про то, что страна сельскохозяйственная и там выращивают хлопок и точно уверен, что у узбечки 25 косичек… А когда так ждешь и грезишь во сне и наяву о стране, как я, то начинают рождаться мифы… Впрочем такие мифы были не только в моей голове…

Миф 1. В Узбекистане круглый год тепло и нет ни то, что снега, но и дождей

Снег в Узбекистане бывает! Когда мы только приземлились в ташкентском аэропорту, то в иллюминатор я увидела погоду мало чем отличающуюся от уральской… Небо было пасмурным, а снег падал хлопьями. Глядя, в иллюминатор я сказала: «Добро пожаловать в теплый и солнечный Ташкент». Ну, вы представляете, с какой интонацией я это произнесла… В тот момент выражение «это тебе не Ташкент» официально потеряло свою актуальность…

10 мифов об Узбекистане

В сквере возле памятника Амиру Тимуру было белым бело. Деревья стояли в снегу, а молодые узбечки делали селфи на их фоне. И только у нас такой пейзаж вдохновения не вызывал…

Все дело в том, что погода в зимние месяцы может меняться быстро и резко. Еще вчера было тепло, а сегодня снег. В нашем случае так и произошло. Мы еще шутили, что это мы снег с Урала привезли.

А через два дня в Ташкенте температура поднялась до +17, а на солнце все +20 было. Некоторые местные в литературном сквере гуляли в футболках, а нам было ну очень жарко в наших теплых демисезонных куртках.

10 мифов об Узбекистане

Дожди бывают тоже. Мелкий моросящий дождик в Самарканде в один из дней был. Ливней мы не застали. Они прошли до нашего приезда в Бухаре. И да, мы в самом южном городе в нашем путешествии замерзли!

После светской беседы о погоде с хозяином нашего геста в Самарканде, мы еще больше удивились. Оказывается, в стране бывают крепкие морозы. Он рассказал, как пару лет назад зимой стояли морозы -20, а в горных района еще меньше, причем не один день. А в стране ни люди, ни коммунальное хозяйство не приспособлены к таким холодам. Централизованное отопление сохранилось только в Ташкенте и Навои. Так вот в то время мэра Ташкента сняли, т. к. не смог справиться с этой ситуацией.

10 мифов об Узбекистане

Не стоит удивляться, с погодой в Узбекистане зимой угадать сложно. Поэтому мы, будучи оптимистами, (если бы мы ими не были, то в январе в Узбекистан не полетели бы) считаем, что нам еще повезло. У нас в каждом городе было минимум по одному теплому и солнечному дню. А если уж хочется тепла, тогда надо ехать в сезон апрель—май или сентябрь—октябрь. Но тогда надо быть готовыми к толпам народа, выстраивающимся к главным достопримечательностям. Летом ехать тоже не вариант. В +40 прогулки по городу просто нереальны. По мне так уж лучше зимой… На мой взгляд, у поездки зимой есть свои плюсы: нет проблем с билетами на скоростной поезд «Афросиаб»; нет толп туристов на главных достопримечательностях в популярных городах (Бухара, Хива, Самараканд); нет проблем с отелями. И даже больше, они все идут со скидками на Букинге.

Миф 2. Нет современной инфраструктуры

В Ташкенте есть однозначно! Впрочем, как и в Самарканде. В Ташкенте мы проживали в СПА-отеле, где номера отвечают современным стандартам, есть бассейн, в том числе и открытый (правда, зимой он не работал), но при этом национальный колорит тоже присутствовал. Вообще Ташкент — это современный мегаполис. Здесь есть свой Ташкент-сити, а так же современные парки, отели, рестораны.

10 мифов об Узбекистане

Правительство Узбекистана прилагает усилия, чтобы привлечь туристов и не обмануть их ожидания. В Самарканде два года назад был открыт новый современный аэропорт.

А год назад, несмотря на то, что страна мусульманская была открыта улица баров рядом с пивзаводом. Уделяется внимание и винодельческой отрасли. Рядом с Самаркандом действует винодельня «Багизаган». При желании можно совершить по ней экскурсию с дегустацией. Кстати, название не случайно. Так назывался один из садов Тамерлана в средневековом Самарканде.

Миф 3. Царит антисанитария

Выше я уже написала, что правительство старается не обмануть ожидания туристов и произвести на них впечатление. Во всех туристических местах царит чистота. Ну, прям вылизывают. Возле обсерватории Улугбека мы были свидетелями, как дворники убирали листья даже из канала с водой. В туристических местах везде есть урны, а вот в нетуристических обертку от конфеты можно нести в руках километры и не встретить по дороге ни одной урны. Но все равно чистота. Мусор видели только раз в Самарканде, когда мапс.ми завела в частный сектор.

Миф 4. Проблемы с логистикой. Сложно добраться на общественном транспорте из одного города в другой

Это касается только Хивы. У меня она никак не вписывалась в маршрут, т. к. находится в отдалении от туристической тройки городов Ташкент-Самарканд-Бухара, связанных линией скоростных поездов «Афросиаб».

10 мифов об Узбекистане

Можно было воспользоваться внутренними авиалиниями, вылетев в Хиву из Ташкента. Но вот билетов на поезд из Хивы в Бухару на нужные даты не было. Что касается передвижения внутри городов, то в Ташкенте и Самарканде с этим проблем нет. В Ташкенте так же без проблем можно в центре передвигаться на метро.

И еще в Узбекистане очень дешевое Яндекс-такси, даже в сравнении с ценами в провинциальных российских городах.

Миф 5. Все мужчины носят тюбетейки.

Даже в таком аутентичном городе, как Бухара — не все. Тюбетейки видели только на пожилых мужчинах.

Миф 6. Отношение к женщине

Бывает так, что в мусульманских странах отношение к женщине, с точки зрения европейца, не уважительное. Здесь этого ощущения не было. Чувствовала себя дорогим гостем везде. В мечети Хазрати Имам смотритель, пока не было посетителей, мне даже предложил зайти на мужскую половину (хотя, я, честно говоря, даже не смела просить об этом), чтобы посмотреть и оценить весь размах.

10 мифов об Узбекистане

Миф 7. Чуть ли не каждый день готовят и едят плов, причем делают это руками.

Помню, мама еще рассказывала такую историю, придешь в чайхану, а там местные плов руками едят. Сядет на топчан узбек в тюбетейке, калоши снимет, рядом поставит, ноги калачиком сложит, руками между пальцами ног грязь потрет, а потом ест из общей тарелки (лягана). Может в 80-е годы в отдаленных уголках страны, а тогда еще республики, так и было… А может и до сих пор так и есть… Но сейчас такого мы не встречали. Едят плов, как правило, ложкой, накладывая себе из лягана в свою тарелку.

10 мифов об Узбекистане

Есть, конечно же, ощущение, что плов едят всё время, чуть ли не каждый день! Плов в Узбекистане — это не просто рис и мясо, плов — это символ и главное праздничное блюдо. Поводом для его приготовления может служить приезд гостей, семейное торжество, религиозный или светский праздник. Так же его готовят на свадьбу. Причем, приглашают для этого специального повара — ошпаза, владеющего секретами мастерства приготовления блюда, которые он передают исключительно по наследству. Хотя, есть и специальные центры плова, а также ошхоны (заведения, которые специализируются только на этом блюде), где его едят местные без какой-либо привязки к праздникам.

Причем, в каждом городе свой рецепт плова, но все блюда вкусные. И местные будут утверждать, что их плов самый лучший. Так в Ташкенте мы попробовали два вида плова чайханский и ташкентский (свадебный) в Центре плова. И не просто попробовали, а еще посмотрели процесс приготовления. В Бухаре так же поели плов в Центре плова. А вот в Самарканде зашли и поели в ошхоне, где едят только местные. Самаркандский плов не похож по способу подачи и приготовления. Его готовят слоями и так же подают, не перемешивая.

Миф 8. Нет хороших ресторанов

Рестораны, предлагающие блюда традиционной узбекской кухни в современной обстановке — есть. Причем, есть даже рестораны, предлагающие европейскую кухню. В Самарканде, попав под дождь, мы зашли в одно из таких заведений. Но в целом, старались пробовать местную национальную кухню.

Миф 9. Узбекистан — дешевая страна

И, да и нет. Если думать, что все здесь будет стоить копейки по российским меркам, то ждет разочарование. В туристических местах — не будет! А в Самарканде — главном туристическом центре страны вход во все достопримечательности будет только через кассу. А если хочется приобрести какие-то уникальные вещи, то цена сразу в долларах и стремиться куда-то в космос… Так, например, у меня было желание купить себе сумку из шелкового бахмаля (это такая ткань, похожая на бархат, ручной работы). Так вот цены на эту сумку были от 100 до 150 долларов. А Саше в Самарканде в сувенирной лавке на территории Гур Эмира пытались продать магнит за 100 баксов. Но если сравнивать с другими странами, то в Узбекистане не дорого.

Миф 10. Многие знакомые, когда узнали, что мы собрались в Узбекистан удивлялись: «Что там делать?» В Узбекистане интересно и безопасно. И это не миф! Узбекистан — разная и интересная страна, с разнообразной архитектурой, древней историей, этнографическим разнообразием, с богатым религиозным прошлым и уникальными традициями и ремеслами. Лазурные купола Самарканда, караван-сараи Бухары, загадочный и современный Ташкент — все это останется в моей памяти надолго.

Обо всем увиденном потараюсь написать в рассказах, а так же о вкусных блюдах нацональной кухни, уникальных ремеслах и музеях и парках, в которых удалось побывать.