Продолжаю своё описание рекомендованного маршрута по старой части Нюрнберга. В прошлом рассказе мы поднялись ко входу в Императорский замок. В нём мы немного задержались, чтобы пройтись по внутреннему двору и посетить музей.
Продолжаю своё описание рекомендованного маршрута по старой части Нюрнберга. В прошлом рассказе мы поднялись ко входу в Императорский замок. В нём мы немного задержались, чтобы пройтись по внутреннему двору и посетить музей.
Во времена Первого рейха стиль жизни и правления императоров несколько отличался от того, как вели себя правители в соседних странах. Германские императоры не правили из одного города, а постоянно находились в пути, чтобы встречаться со своими вассалами, устраивать собрания — рейхстаги по очереди в разных провинциях, привлекая к этому и двор в полном составе. Во время путешествия император и его придворные размещались в императорских дворцах по пути следования, которые были построены практически во всех ключевых городах средневековой Германии. Замок в Нюрнберге — один из важнейших таких императорских дворцов.
Эта великолепная средневековая крепость была построена на скалистом утёсе в 11 веке. Благодаря её стратегическому расположению и сегодня из неё открывается невероятный вид на Нюрнберг.
Замок сыграл ключевую роль в истории Священной Римской империи, служа резиденцией немецких королей и императоров. Он претерпел несколько расширений, в результате чего образовалась сложная серия зданий в разных архитектурных стилях, соединенных воротами, стенами и дворами.
Музей в замке небольшой, он не удивит особо ценными экспонатами.
Можно подробно ознакомиться с историей замка, посмотреть на небольшую выставку старых доспехов и оружия. Здесь есть реконструкция одной из комнат с императорским гербом во весь потолок,
пара портретов императоров.
Можно прочитать и полный список всех германских императоров.
Но самое главное, что здесь есть — романская двойная часовня с позднеготическим распятием работы Фейта Штоса. Она двухэтажная, нижняя — так называемая часовня Маргариты. В 1216 году, предположительно в день завершения строительства двойной часовни, император Фридрих II передал капеллу Маргариты Тевтонскому ордену.
Доступ в верхнюю императорскую часовню был зарезервирован для высшей знати. В нижнюю часовню Маргариты можно попасть только из внутреннего двора. Нижняя и верхняя часовни соединены друг с другом только через потолочный проём. Императорская семья занимала место в западной галерее верхней часовни, при этом для императора была выделена отдельная зона. Таким образом, три уровня представляют собой иерархию общества того времени.
Часовня размещается в той части замка, к которой примыкает башня «Хайдентурм», справа от которой, через ренессансные ворота в кирпичной щитовой стене мы и попадаем во внутренний двор основного замка.
Башня Синвелл — историческая круглая башня высотой 41 метр. Название башни происходит от её цилиндрической формы. Башня была построена во второй половине 13-го века в восточной части замка. Во время реконструкции и расширения в 1560-х годах остроконечный шпиль с четырьмя эркерами был заменён шатровой ренессансной крышей.
Выходим из замка через нижние ворота.
Дальше наш маршрут до самого конца проходит по двум важным для старого центра улицам — Замковой и Королевской. Здесь, без сомнения, самая могучая и солидная застройка Старого города.
Проходим мимо Городского музея, расположенного в большом красивом купеческом доме эпохи Возрождения, построенном между 1591–1596 годами.
На Ратушную площадь выходит задняя часть огромного собора Св. Себальда.
Напротив — Старая Ратуша со своим великолепным фасадом, которая скорее похожа на итальянский палаццо. Судьба города до сих пор решается в этом здании. Старая ратуша могла бы многое рассказать. На протяжении семи веков она была ареной Нюрнбергской и немецкой истории и в то же время свидетелем трагических человеческих судеб. Пока императоры и короли устраивали праздничные приёмы наверху исторической ратуши, глубоко в подземной тюрьме заключенные ждали суда или исполнения приговора.
Ратушу постоянно достраивали, перестраивали и расширяли. Самая старая часть была построена между 1332 и 1340 годами, в 17 веке она была перестроена в стиле итальянского Возрождения. Уже в 1340 году зал заседаний, имея длину 40 метров и ширину 12 метров, считался самым большим светским залом к северу от Альп. К сожалению, фрески, созданные под руководством Альбрехта Дюрера, были безвозвратно утеряны после бомбардировки.
Вскоре мы достигли большого мощёного Хауптмаркта (рыночной площади), где ежедневно проходит рынок с прилавками, предлагающими свежие фрукты, овощи, цветы и хлеб. А в современное время прибавились киоски с фэстфудом.
Доминантой площади является готическая Фрауэнкирхе (Церковь Богоматери), которая была построена как часовня императорского двора в 1352–1362 годах по указанию императора Карла IV и входит в число трёх самых важных церквей города. Одной из наиболее примечательных особенностей церкви являются механические часы 1356 года. Церковь известна своей кирпичной готической архитектурой 14 века. К сожалению, внутри не покажу, была закрыта.
На углу рыночной площади стоит великолепный Шёнер Бруннен, который вольно переводится как «Красивый фонтан». Это сооружение 14 века имеет форму готического шпиля высотой 19 метров.
Легенда гласит, что он исполняет ваши желания, если трижды повернуть какие-то его части. Какие — не разобрался. Да и неважно, всё равно фонтан уже давно поместили за перегородочку, ибо нечего его ломать ради повышения кармы.
Напротив фонтана находится очень интересное здание — Нюрнбергская фондовая биржа, которая была одной из первых немецких фондовых бирж, основанных в 16 веке. Она была связующим звеном в торговле между Италией и другими европейскими экономическими центрами. Торговля осуществлялась как товарами, так и финансовыми продуктами. Начиная с Тридцатилетней войны, Нюрнбергская фондовая биржа всё больше теряла свое значение как европейский финансовый центр. Перестала функционировать во второй половине 19 века. На фасаде фреска Георга Келлнера 1910 года изображает сцену 16 века, когда торговцы сбивались в караваны, чтобы под охраной ландскнехтов безопасно пересечь Альпы.
Идём на юг. На Музейном мосту мы остановились, чтобы полюбоваться прекрасным видом на реку и на средневековую больницу Святого Духа, ещё один открыточный вид.
Между рыночной площадью и церковью Св. Лаврентия находится два интересных фонтана. Фонтан Корабль дураков необычен уже тем, что он — сухой фонтан. Это работа 1984 года скульптора Юргена Вебера, умершего в 2007 году. Скульптура фонтана представляет собой изображение гравюр Альбрехта Дюрера к моральной сатире Себастьяна Бранта «Корабль дураков» (1497 год). Бронзовая скульптура высотой около 4 метров изображает лодку как метафору мира, которому грозит разрушение. Корабль плывёт в страну глупости под названием Наррагония. Себастьян Брант показывает разных глупцов, человеческие пороки и слабости, изобличает дураков разных сословий: рыцарей, ростовщиков, правителей, духовенство. Юрген Вебер предполагал, что корабль переполнился бы, как чаша, вода также пузырилась бы из галеона, ворона и бокала. Я не нашёл нигде, по какой причине недостроенный фонтан подвергся критике, а Городской совет отклонил дальнейшее финансирование и завершение строительства фонтана. До сих пор он стоит сухой на булыжнике в пешеходной зоне.
Фонтан добродетели воду испускает, только в день нашего посещения почему-то тоже пересох, надеюсь временно. Фонтан представляет собой женские аллегории трёх божественных добродетелей и основных добродетелей Платона. Замечательное произведение позднего Возрождения, созданное Бенедиктом Вурцельбауэром с 1584 по 1589 год, сочетает в себе идеи античности и христианства. Веру символизируют крест и чаша, любовь — двое детей, надежду — якорь, храбрость — лев, умеренность — кувшин и терпение — ягнёнок. Юстиция стоит на верхнем уровне с завязанными глазами, с мечом и весами в руках, а у её ног — журавль как символ бдительности.
На месте сегодняшней церкви Св. Лаврентия находилась романская часовня, посвящённая «Святому Лоренцу Гроба Господня». Части старой строительной конструкции и сегодня можно найти в этой впечатляющей базилике в стиле высокой готики, строительство которой началось в 1243 году.
Церковь Св. Лаврентия — достопримечательность Нюрнберга, которую видно издалека, она входит в тройку самых важных церквей.
«Звезда Святого Лаврентия», каменная розетка и императорский герб приветствуют посетителя на западном фасаде.
Внутри находятся ценные работы нюрнбергских художников и один из крупнейших органов в мире.
Знаменитые нюрнбергские художники и скульпторы внесли свой вклад в ценное убранство Лоренцкирхе.
Например, это произведение позднеготического искусства — «Приветствие ангела в чётках», вывешенное в хоре, которое патриций Антон Тучер заказал резчику Фейту Стоссу в 1517 году. На нём изображены огромные, цветные и позолоченные фигуры Марии и Гавриила, окружённые венком из 55 золотых роз. Над сценой возвышается благославляющий Бог-Отец, над головами главных героев кружатся ангелы, а внизу змея с надкушенным яблоком во рту. Семь медальонов изображают семь радостей Марии.
В церкви находится большое количество готических часовен с красочными алтарями.
Алтарь Святой Екатерины был изготовлен Михаэлем Вольгемутом в 1485 году и изображает сцены из жития святой Екатерины Александрийской. В среднем святилище находятся фигуры святого Левиния, святой Екатерины и святой Варвары.
Алтарь Св. Роха расположен в правом нефе. Строительство алтаря началось во время большой чумы 1483/84 годов. Святой Рох был покровителем пострадавших от чумы, он указывает на свою чумную шишку, а ангел обещает исцеление. Алтарь содержит не только изображение Роха, но и Себастьяна, другого чумного святого, и является одним из наиболее ярких свидетельств раннего распространения культа Роха из Венеции к северу от Альп, еще до 1500 года.
Метод строительства укрепленных домов-башен пришёл в 13 веке из северных итальянских городов в немецкие имперские города, которые торговали с ними. «Фамильные башни» были широко распространены в торговых центрах (довольно слабо укрепленных) для защиты от набегов, а также как символы статуса дворянских родов, переселившихся в города. В Регенсбурге сохранилось несколько семейных башен в итальянском стиле. Около 1430 года в Нюрнберге их было около 65, из которых сохранился только этот, так называемый Дом Нассау.
Королевская улица в нижней части — изумительный пример мощного ренессансного градостроительства. Сейчас в эти домах банки, отели, крупные фирмы.
Средневековая таможня была построена между 1498 и 1502 годами Гансом Бехаймом Старшим. Стояла на предпоследнем городском рву и первоначально была самым большим складом в городе. Благодаря 12 зернохранилищам граждане обеспечивались продовольствием во время кризиса. В 1571 году в здание переехала императорская городская таможня и весовая контора, подвал служил винным погребом. В 1898 году пункт взимания платы был преобразован в коммерческое здание.
А вот и входные ворота Кёнигстор, маршрут закончен.
В Нюрнберге есть ещё места, куда стоит прогуляться, музеи, которые стоит посетить. Но если у вас только полдня, я уверен, что этот маршрут, показанный мной в двух рассказах, позволит увидеть большинство исторических достопримечательностей за достаточно короткое время.