Нюрнберг — второй по величине город в Баварии. Это город, известный своим императорским замком, фахверковыми домами и мощёными площадями. Мне нравится Нюрнберг. Это идеальное сочетание фахверковых домов и космополитической атмосферы. Иногда во время путешествий по Германии мне становится немного скучно. Вина лежит не на Германии, а на том факте, что порой достопримечательности в каком-то регионе почему-то кажутся одинаковыми. В стране нет ни «шероховатой классической» красоты Греции и Италии, ни роскоши Франции и Испании.
Вот почему не часто в Германии попадаются города, некоторые виды в которых бы действительно завораживали, но если это случалось, то Нюрнберг в их числе. Этот красивый баварский город расположен на реке Пегниц. Нюрнберг со своей средневековой атмосферой, мощёными улицами, красивыми каменными мостами, парой исключительных церквей и нависающим замком — город, достойный открытки. Нюрнберг также исторически богат.
Историческое значение Нюрнберга было значительным даже во времена Римской империи. На протяжении веков этот город был некоронованной столицей Священной Римской империи и любимым городом немецких королей. Большинство из них хранили здесь свои драгоценности, а город полон богатых архитектурных чудес. Естественно, это привлекло в Нюрнберг художников и ремесленников, и здесь родился знаменитый Альбрехт Дюрер.
Практически каждый из нас путешествует индивидуально, сам планирует свои маршруты. В этот раз в Нюрнберге я решил пройти по маршруту, который нарисован в последней туристической карте города, строго по линии, и посмотреть, что из этого получится. И знаете, получилось неплохо. Вызван этот эксперимент был ещё и тем, что у нас нынче в Нюрнберге было только полдня после обеда. Конечно, что-то осталось по бокам маршрута, но в целом он грамотно составлен. Иллюстрацией рекомендуемого маршрута будут два рассказа (первая часть к замку и вторая вниз от замка) и отзывы о объектах.
К подобному формату прогулки подтолкнул и факт, что мы остановились в отеле не только непосредственно на границе средневекового центра, но и в 300 метрах от начальной точки маршрута в соответствии с картой. В этом месте проходит граница между старым центром и более новыми районами.
Итак, в путь! Одни из наиболее хорошо сохранившихся средневековых стен во всей Германии окружают город Нюрнберг. Они являются достопримечательностью, мимо которой не пройдёшь. Стены являются великолепным свидетельством далёкого прошлого города, восходящего к 12 веку. Они были построены, когда город переживал значительный рост и нуждался в укреплениях для защиты растущего населения.
Среди 80 башен, каждая из которых имеет свой уникальный дизайн и предназначение, есть несколько очень известных. Которые будут обязательно на пути, зависит только, с какой стороны вы входите в Старый город.
На нашем пути была Шпиттлертор — одна из четырёх самых ярких главных башен городских укреплений Нюрнберга. Была построена в 1377 году и названа в честь тогдашней близлежащей больницы Святой Елизаветы.
Вскоре мы вышли на первую площадь — Якобсплац, окружённую двумя церквями. Готическая церковь Св. Иакова стоит на месте бывшего королевского двора, который был передан Тевтонскому ордену в 1209 году императором Отто IV. Первоначальная больничная церковь была заменена нынешним зданием в середине 14 века. Святой Иаков — покровитель паломников и путешественников, поэтому церковь является конечной точкой среднефранконского пути Святого Иакова, который начинается в Ротенбурге.
Католическая церковь Святой Елизаветы, отличающаяся чёткой и простой геометрией, является одним из немногих зданий в стиле классицизма в Нюрнберге. 40 мраморных колонн разделяют хор, ротонду и входную зону внутри.
В могучем 50-метровом куполе над ротондой доминируют двенадцать монументальных статуй апостолов, расположенных группами по три.
Церковь-предшественница церкви Святой Елизаветы, как и соседняя церковь Св. Иакова, принадлежала самому важному госпиталю Тевтонского ордена в Германии и была посвящена святой, канонизированной в 1235 году. Полуразрушенная готическая часовня была снесена в 1785 году. Прежде чем в 1905 году на её месте смогли освятить здание в стиле классицизма с впечатляющим куполом, прошли десятилетия споров по поводу планов строительства и остановки строительства в связи с секуляризацией.
Надвратная Белая башня была построена около 1250 года и первоначально служила пунктом взимания платы за проезд. Снос башни, запланированный после передачи имперского города Баварии, был предотвращён сопротивлением жителей Нюрнберга. Название происходит от белой штукатурки сверху кирпичной кладки, сделанной в прежние годы. В ходе ремонтных работ в послевоенный период штукатурку сняли, но зато реконструировали оборонительный барбакан.
За Белой башней невозможно пропустить «Свадебную карусель», спроектированную Юргеном Вебером в 1984 году. Она считается крупнейшим фонтаном с фигурами в Европе 20-го века. Серия фигур вокруг танцующего мейстерзингера из Нюрнберга Ганса Закса показывает в шести сценах насыщенную событиями супружескую жизнь от первого увлечения до смерти. Брачная карусель представляет собой композицию из частично позолоченных фигур и мраморных скульптур.
Мейстерзингеры Нюрнберга, увековеченные Рихардом Вагнером в его знаменитой опере, были гильдией поэтов и певцов среднего класса, которые преподавали искусство поэзии, пения и сочинения в Школе Мейстерзингеров. Самый известный её член, мастер-сапожник Ганс Закс, родившийся в Нюрнберге в 1494 году, за свою жизнь написал более 6000 стихов и песен. Стихотворение «Горько-сладкая супружеская жизнь», написанное для жены, послужило образцом для этой «Свадебной карусели».
Фонтан находится в начале площади Людвигсплац, из центра которой открывается прекрасный вид на довольно солидные здания, результат застройки 16–19 веков. Это место, где можно увидеть много местных жителей, прогуливающихся по барам и магазинам.
Пожалуй, одна из самых живописных частей Нюрнберга — каналы реки Пегниц. Прогулка по каналам позволяет полюбоваться прекрасной архитектурой и погрузиться в атмосферу города. Красочные фасады и остроконечные крыши смотрятся эффектно на фоне воды. Здесь царит почти романтическая атмосфера старого мира.
Как и большая часть старого города Нюрнберга, каналы имеют легендарное прошлое. В средние века Нюрнберг был важным центром торговли. Подобно каналам в других европейских городах, эти тоже сыграли решающую роль в развитии города, транспортируя товары, обеспечивая воду и приводя в действие мельницы. Каналы окружены фахверковыми домами и историческими зданиями, отражающими архитектуру города во времена средневековья и ренессанса.
В 1728 году полуразрушенный деревянный мост был заменён арочным мостом из песчаника, который существует до сих пор. Нижний Карлов мост был назван в честь тогдашнего императора Карла VI и его жены Элизабет, сооружение первоначально называлось Мостом Кайзера и Элизабет. Отличительной деталью этого моста являются два обелиска — один с голубем мира, второй с боевым орлом.
Блошиный рынок Нюрнберга, окружённый эксклюзивными бутиками в любовно отреставрированном ансамбле домов на небольшом острове посередине реки уже забыл то время, когда в Средние века здесь торговали свиньями.
Обратно с острова мы перешли по Мосту палача. Это один из самых интересных городских мостов, был построен после наводнения 1595 года. Официальная версия названия такова — в Средние века палач часто подвергался остракизму, был вынужден избегать любых контактов с гражданами из-за своей профессии. Ему пришлось жить в изолированной башенке на острове и иметь доступ в город только через этот мост, тёмный и закрытый со всех сторон.
Водонапорная башня стоит на северном берегу Пегница и конструктивно связана с соседним Вайнштаделем. Соединена с меньшей башней палача на острове блошиного рынка двухарочным мостом из песчаника, покрытым фахверком и двускатной крышей. Слева от башни находится Вайнштадель — средневековое императорское здание в Нюрнберге 1446 года постройки. Это один из самых известных архитектурных памятников Старого города. Название Вайнштадель происходит от его функции бывшего винного склада императорского двора, который был на первом этаже главного здания после 1571 года.
Квадратная водонапорная башня была построена в 1320–1325 годах. Первоначально защищала русло Пегница, потеряла свою функцию со строительством последних городских укреплений с 1400 года и использовалась как тюрьма.
Дальше маршрут вывел нас к Максбрюке — арочному мосту через Пегниц. Трёхпролетный мост из блоков песчаника считается старейшим каменным мостом в городе, был построен ротенбургским мастером Якобом Гриммом в 1457 году. В то время он назывался Каменным мостом. В честь баварского короля Максимилиана I Иосифа мост был переименован в 1810 году.
На северную сторону реки мы вновь перейдём по подвесному цепному мосту, построенному в 1824 году по проекту механика Конрада Георга Куплера, к которому в 1930 году были добавлены массивные опоры. За мостом видна Фронвесте — часть фортификационного оттока Пегница последними городскими укреплениями Нюрнберга.
В 1490 году с севера к Фронвесте было пристроено мостообразное однопролётное блочное здание из песчаника с двускатной крышей. Оно использовалось как арсенал оружия и поэтому называлось Шписхаус.
Завершает серию укреплений в этом месте могучая квадратная башня Шлайертурм, которая была построена между 1419 и 1422 годами. В 1519 году в фундаменте были обнаружены слабые места, грозившие, что башня наклонится, поэтому высота башни была уменьшена.
Мост привёл нас к извилистой Вайсгербергассе, или Кожевенной улице, с красивыми фахверковыми домами, вдоль которой мы несколько раз останавливались, чтобы сфотографироваться.
Эти старые дома ремесленников отражают богатство, созданное кожевенным ремеслом в этой части Германии.
Вайсгербергассе — это та улица, которая дарит настоящую баварскую атмосферу. Многие великолепные фотографии из Баварии отсюда.
Кожевенная улица вывела нас к церкви Св. Себальда. Этот святой — покровитель города. Первоначально католическая, сейчас это лютеранская церковь.
Церковь имеет двойные шпили, которые доминируют над горизонтом Нюрнберга. Внутри можно полюбоваться одним из крупнейших органов в мире. Рассказ о церкви будет в отдельном отзыве из-за обилия фотографий
Себальдер Платц — площадь, непосредственно примыкающая к церкви.
Здесь интересен дом приходского священника — один из старейших памятников Нюрнберга, которое было построено примерно в то же время, что и церковь Св. Себальда, в 13 веке.
Ещё на площади можно выделить Шюрштабхаус, аристократический дом, который берёт начало в 14 веке. Это мощный патрицианский дом высотой 5 этажей, не говоря о том, что имеет трёхэтажную крышу, на которой находится нюрнбергский резной эркер с остроконечным шпилем. Стоит обратить внимание на старые солнечные часы, а в углу дома находится готическая «Мария с младенцем», датированная 1482 годом.
После своего расцвета в Средние века Нюрнберг погрузился в глубокий сон. Несколько столетий спустя, в XIX веке, первыми заново открыли для себя красоту и значение бывшего вольного имперского города писатели-романтики, такие как Тик, Эйхендорф и Брентано. За ними последовали художники и любители искусства, такие как баварский король Людвиг I, и именно они дали толчок празднованию Дюрера. После открытия памятника Альбрехту Дюреру площадь, на которой он стоит, стала местом паломничества в честь всемирно известного художника.
Высоко со своего постамента Альбрехт Дюрер смотрит на площадь своего имени. Закладка первого камня его памятника по случаю 300-летия со дня смерти в 1828 году стала национальным событием, как и торжественное открытие в 1840 году. Памятник Альбрехту Дюреру был первым памятником в Германии, установленным в честь художника, разработан Кристианом Смокодом и Джейкобом Бургшмитом.
Остроконечный арочный Тиргартнертор — это ворота и часть городской стены, построенных в конце 13 века недалеко от охотничьих угодий бургграфа в близлежащем рву. Это были главные ворота Нюрнберга на северо-западе, отсюда начинались пути в Эрланген, Бамберг, Тюрингию и Саксонию.
Отсюда начинается непосредственное восхождение к императорскому замку, сама площадь очень красива.
В углу одного из домов установлена местная версия Святого Георгия и местная версия поражаемого им дракона.
Альбрехт Дюрер хорошо известен своей натуралистической работой, где он изобразил молодого кролика (или зайца, точно и не определились). Его идеальный зайчик сидит очень воспитанный, его поза напоминает те египетские статуи, которые монументально и чопорно охраняют входы в храмы и гробницы. А вот кролик скульптора Юргена Гёрца, кажется, трещит по швам. Как будто он вырывается из какого-то ящика всем телом. Работа, созданная в 1984 году, находится в пределах видимости дома-музея Альбрехта Дюрера, на который гигантский кролик Гёрца косится налитым глазом. Уж не желает ли он сожрать милого ренессансного зайчика? Если так, то причины такой кровожадности остались мной не поняты.
На территорию замка можно попасть со нескольких сторон. Если вы придёте из старого города на юге, как мы, попадёте на так называемую Елеонскую гору. Здесь вы заметите массивную голую скалу из песчаника, на которой построен замок. Вот и ворота, ведущие к парку у подножья замка.
Огибая замок по парку, наконец дошли мы до Бургграфенбурга, самой старой части Нюрнбергского замка. Бургграфенбург был построен где-то после 1050 года. Здесь и заканчиваю описание первой половины маршрута по историческому Нюрнбергу.