Зарайск — Россия Апрель 2013

Остановка в торгово-гостиничном комплексе. Надо сказать, это единственная гостиница в городе, была ещё одна с социалистических времён, но сейчас там сменился хозяин, а само здание закрыто. В этом же комплексе на первом этаже продовольственный магазин «Дикси», второй этаж занимают фотоателье, магазин мобильной связи и какие-то службы, третий и четвёртый — собственно гостиница. Номер эконом класса не шикарный, но вполне приемлемый. Комната санузла с душем удобная, всё чистое, имеется холодильник и телевизор, правда последний настроен только на два канала. Ну, а как вы хотели, когда вместо антенны воткнут проводок? Вкус у хозяина или кто там занимался декором, как бы помягче выразиться …, короче вкус есть, а вот фантазия увяла, как цветы на морозе, но это моё мнение, личное. У гостиницы имеется автостоянка во дворе, но не охраняемая, всё равно, что на улице автомобиль оставлять. Зато расположена гостиница удачно, до всех достопримечательностей не более двадцати минут пёхом. Ну, дык, понятно, городок же маленький, за два-три часа можно везде побывать. Стоимость проживания 1320 рублей в сутки. Утром чай, кофе бесплатно.

Вид из гостиничного окна на закатное солнце
Солнце садилось, погода менялась

Гордость и краса города — его Кремль. Небольшой, но очень уютный.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Впечатляет Собор Николая Чудотворца конца 17 века, одно из старейших сохранившихся сооружений, но он, почему то, закрыт, хотя никаких видимых работ не проводятся.

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи действующий. Внутри собора ощущение, что он шире и выше, чем кажется снаружи.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Богато убранство храма. Здесь можно и должно побыть одному со своими мыслями, переходя и рассматривая лики святых и сцены из святого писания. Поразила икона, изображающая Иисуса Христа в пустыне со змеем искусителем, аллегория на тему сорокадневного пребывания Иисуса в пустыне.

Кремль по периметру обнесён кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями и тремя надвратными. Через одну из них — Егорьевскую (Богоявленскую) мне удалось подняться на стену Кремля, а затем взобраться на Караульную башню. Отсюда великолепный вид на город и на реку Осётр.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Вдоволь налюбовавшись видами, я спустился по тому же маршруту назад. Стены Кремля сейчас реставрируют, всюду видны следы свежей кирпичной кладки. Никольскую надвратную башню с внешней стороны украшает мемориальная доска князю Д. М. Пожарскому, бывшему в 1610—1611 гг. воеводой Зарайска, установленная в 1980 г.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

С внутренней стороны расположена памятная доска о событии мая 1943 года, когда на территории кремля формировалась 7-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада резерва главного командования, переименованная впоследствии в 19-ю инженерно-сапёрную бригаду, участвующую в курской битве и дошедшую до Берлина и Праги.

Следующий объект, который таки притягивает к себе внимание, водонапорная башня на перекрёстке улиц Красноармейская и Гуляева. Она видна из многих мест города и, когда прогуливаешься по улицам, будто незримо следует за тобой, временами появляясь из-за очередного поворота. Вокруг неё небольшой скверик.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Быть в Зарайске и не увидеть чудодейственный источник «Белый колодец» кощунственно, всё равно, что побывать в Санкт-Петербурге и не видеть Петропавловскую крепость. Мало того, что это чудо на яву, даже для тех, кто не верит, так ещё и красивейшее место, с любовью ухоженное и хранимое.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Протекающий мимо источника Осётр наполнен разбуженной силой. Воды мощно обтекают затопленные деревья, при этом поток, по-весеннему мутный, не бурлит и не клокочет, а плавно проносит массу воды далее к Оке.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Могила-курган ополченцев, павших в сражении за освобождение Зарайска в 1608 году. Гордостью наполнилось моё сердце за простых русских людей из Арзамаса и Рязани в тяжёлую годину, сложивших свои головы за единую Русь.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Рядом храм Благовещения Пресвятой Богородицы (действующий). Умиротворяющий голубой цвет куполов и белый цвет самого храма и ограды гармонично смотрится на фоне такого же белесо-голубого весеннего неба.

Рядом с храмом здание из красного кирпича бывшего Зарайского приходского училища с красиво украшенным фасадом; жаль только парадный вход в здание не увидел, похоже, он находится на другой улице. У меня вызвал интерес трёхэтажное фабричное здание на улице Дзержинского, оконные проёмы которого выложены прозрачными плитками типа витражного стекла, местами ещё хорошо сохранившиеся. Здание заброшено более пятнадцати лет, судя по выросшим на нём деревьям, некоторые из которых растут даже изнутри. Учитывая нынешний интерес ко всему необычному, из этого строения вышла бы уникальная, в своём роде гостиница, каких не только в России нет, но возможно и в мире. Открывают же гостиницы и рестораны в бывших тюрьмах, пароходах и прочее, а здесь можно создать фабричный интерьер, выстроив номера в урбанистическом стиле.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Далее по этой улице встретится ель — причуда природы. Мне представилась аллегория — проснувшаяся и потягивающаяся после сна Весна.

Представляет интерес памятники: князю Д. М. Пожарскому, Зарайскому воеводе в 1610–11 гг., что на площади восстания, Зарайцам, погибшим в локальных войнах, что на улице К. Маркса, конечно же, Воинам-Зарайцам, Вечный огонь, что на площади революции. Место выбрано очень удачно, отсюда улица Красноармейская стрелой уходит и упирается в водонапорную башню. Рядом с памятником Д. М. Пожарскому, установлен крест на месте разрушенной в 1938 году Вознесенской церкви.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Рядом с домом, в котором располагалось общежитие первой Зарайской школы военных лётчиков РККВО, памятник лётчикам Джибалли и Туржанскому, очень гармоничен из-за этого совсем не бросается в глаза, когда проходишь мимо.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Храм Троицы Живоначальной, что недалеко от Кремля. В нём расположен экспозиция историко-архитектурного, художественного и археологического музея «Зарайский Кремль». Под громким названием «музей» представлено всего два зала с плохим освещением, зато работников в нём аж по два человека на один экспонат (утрирую). Перефразируя известное изречение «храму — божье, музею — людское», то бишь не место здесь музею, а храм должен работать, как ему предназначено.

Торговые ряды города — одна из его достопримечательностей, но опять пресловутое «но» из половины рядов оборудован автовокзал, вторая половина еле теплица. Товар, а есть ли он товар, так перепродажа ширпотреба из Китая, ничего самобытного, свойственного городу — ровеснику столицы. Неужто поизвились народные умельцы? Где ваши знаменитые зарайские голуби, луховицкие огурцы, рыбка из знаменитой реки, одно название которой ко многому обязывает? Всё повыбили? В городе то тут, то там встречаются лица далеко не славянской наружности. Обидно!

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Одна из достопримечательностей — дом-музей скульптура А. С. Голубкиной (посещение обошлось в 90 руб.), оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сохранены дом и ворота, убранство дома, с другой, — сама мастерская снесена за ветхостью теперь здесь пустырь и одиноко смотрящийся памятник.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

А логичнее было бы выставить работы, инструменты и ещё что-то связанное с творческим процессом, именно, в мастерской. Зарайск славится своей труднодоступностью, несмотря на наличие одноколейной железной дороги и автомагистрали, соединяющей Зарайск с Луховицы. Железная дорога, как пассажирская транспортная артерия давно уже не используется, только для нерегулярных грузовых перевозок. Представляется, что и здесь кроятся большие возможности по развитию туристической притягательности города и района.

Зарайск — город загадка, часть 2: собственно город

Ничего не могу сказать о УКЖД кирпичного завода, есть ли она, либо уже разобрана, но если остался самодельный состав, некогда бегавший по ней, это ещё один исторический экспонат, могущий занять достойное место в музее.