Небольшой провинциальный город Равенна в древности успел побывать столицей трёх различных государств и в результате приобрести совершенно уникальные достопримечательности, включённые в список Всемирного наследия Юнеско. В первой части мы рассказали про Равенну как последнюю столицу Западной Римской империи (Равенна римская), во второй — как столицу готского королевства (Равенна готская), а в этой заключительной части мы познакомимся с её византийским наследием.
Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте. Три объекта, описанные в данной части, выделены маркёром.
Равенна византийская: Юстиниан
Вскоре после смерти Теодориха Юстиниан, император Восточной Римской империи (ныне известной как Византия), начал кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии и Северной Африки. В 540 году армия его великого полководца Велизария осадила и завоевала Равенну, сделав её столицей экзарха, или наместника, правившего Италией от имени византийского императора. Равеннский экзархат существовал до 751 года, когда Равенна была завоёвана лангобардами, и время её земной славы закончилось.
От византийского правления в Равенне сохранился великолепный памятник, возможно самый лучший в городе — базилика Сан Витале (святого Виталия Миланского, раннехристианского мученика). Её строительство было начато ещё при готах епископом Экклезием на средства, предоставленные византийским банкиром Юлианом Аргентарием («Серебряником»). Однако внутренняя отделка храма происходила уже после завоевания Равенны византийцами, что благотворно сказалось на качестве декора (колонны и капители для них, а также мрамор для отделки посылались морем из Константинополя) и определило тематику храмовых мозаик. Освящение базилики совершил 19 апреля 548 г. епископ Максимиан, назначенный в Равенну императором Юстинианом в обход Римского папы. Храм стал символом триумфального возвращения Запада, после почти 65-летнего перерыва, под контроль империи во главе с Юстинианом.
Базилика Сан Витале. 6-й век. На этом снимке хорошо видно её восьмиугольную форму.
Необычная восьмиугольная конструкция храма почти полностью совпадает с устройством константинопольской церкви Свв. Сергия и Вакха (ныне мечеть Кучук Айя София), возведённой в 527–536 гг., т. е. лишь ненамного раньше Сан Витале. Послужил ли столичный храм образцом для равеннского или у них был какой-то другой общий прототип, теперь уже трудно сказать.
Базилика Сан Витале - вход. В правой части здания находятся пресбитерий и алтарная апсида, в которых сосредоточена вся храмовая мозаика.
Уже снаружи хорошо просматриваются два разных восьмиугольника. Верхний, что поменьше, вмещает купол, в то время как в нижнем, более широком, находится двухуровневая галерея с хорами для женщин (Matroneum).
Купол базилики диаметром 16 м поддерживается восьмью мощными опорами, между которыми расположены экседры (полукруглые ниши). Вокруг опор по периметру проходят на двух уровнях галереи, украшенные тройными арками. В галереях царит полумрак, зато центральная часть освещена гораздо лучше, что придаёт всему интерьеру мистический вид.
Купол базилики никогда не украшался мозаикой и сейчас покрыт достаточно посредственной росписью 18-го века.
В одной из восьми боковых секций базилики, посередине между входом и выходом, находится «святая святых» храма - его знаменитые мозаики.
Византийские мозаики сосредоточены в небольшом пространстве пресбитерия (помещения между нефом и алтарём) и алтарной апсиды. Мозаики были начаты в 540 г. и завершены в 548 г., когда вновь назначенный равеннский епископ Максимиан заканчивал внутреннюю отделку храма. Роскошно выполненные местными и константинопольскими мастерами, они были призваны продемонстрировать величие вновь утвердившейся на западе Империи, а также торжество православия над арианством. Считается, что мозаики пресбитерия выполнялись ещё в греко-римской традиции, а в апсиде (вероятно, уже позже) работали византийские мастера.
«Мозаичный отсек» тут же притягивает внимание входящих туристов.
В пресбитерии находится цикл фресок на основе ветхозаветных историй на тему жертвенности. Этот сюжет как бы предвосхищает будущую жертву Христа во имя спасения человечества и устанавливает связь между Старым и Новым Заветами.
Общий вид мозаик пресбитерия: свод.
Общий вид мозаик пресбитерия: боковые стены.
Левая стена пресбитерия. Мозаики тут посвящены событиям из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». В первой композиции три сидящих за столом ангела приносят Аврааму и его жене Саре весть о скором рождении у них сына; во второй (правее) - рука Бога останавливает нож Авраама, готового принести сына в жертву. Над центральной сценой с Авраамом изображены пророк Иеремия со свитком в руках и Моисей, получающий на Синае Скрижали Завета на глазах двенадцати старейшин Израилевых. Ещё выше видны евангелисты Иоанн и Лука.
На правой стене пресбитерия в центральном люнете изображена композиция с жертвоприношеними Авеля и Мельхиседека, известных библейских персонажей. Слева от центральной мозаики помещены две сцены из жизни Моисея: видение им Неопалимой купины на горе Хорив и Моисей среди стада его тестя Иофора. В правой части изображён пророк Исаия, а в самом верху - евангелисты Матфей и Марк.
На своде пресбитерия изображён Агнец Божий, которого поддерживают четыре ангела, воздевающих к нему руки. Белоснежный агнец увенчан нимбом и окружен райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Взявший на себя грехи мира, он как бы завершает «жертвенный» цикл мозаик пресбитерия.
На внутренней поверхности арки пресбитерия расположены 14 медальонов с изображениями апостолов и святых, а по центру — медальон с ликом Христа.
Кроме двенадцати апостолов, на арке представлены двое святых — Гервасий и Протасий, которые были сыновьями святого Виталия и приняли мученичество вместе с отцом. Их изображения помещены внизу рукавов арки.
В апсиде находятся самые известные мозаики церкви Сан Витале. На самом её верху (в т. наз. триумфальной арке) видны два ангела с монограммой Христа, а также символически изображенные два важнейших города раннего христианства - Иерусалим и Вифлеем.
В конхе (раковине) апсиды мы видим молодого безбородого Христа, восседающего на синей небесной сфере в окружении двух архангелов. По правую руку от него - св.Виталий, которому Христос передаёт его мученический венец, слева - равеннский епископ Екклезий, подносящий в дар макет заложенной им базилики Сан Витале. Одет Христос в пурпурные одежды, такие же, как на расположенном ниже в апсиде императоре Юстиниане.
На боковых стенках апсиды, напротив друг друга, расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении свиты. Это лучшие и всемирно-известные равеннские мозаики, которые символизируют триумф императора, вернувшего Равенну под византийский контроль (в московском ГМИИ им. Пушкина имеется их копия в натуральную величину). Византийский император Юстиниан I прославился не только завоеванием Италии у готов. На некоторое время ему удалось вернуть под свой контроль бОльшую часть Западной Римской империи, включая Северную Африку, Италию, часть Испании и Галлии. Он же построил собор Святой Софии в Константинополе, остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира. К его заслугам относится также разработка кодекса Юстиниана — всеобъемлющего свода законов, основанного на римском гражданском праве. Неудивительно поэтому, что его считают одним из наиболее выдающихся правителей поздней античности (или раннего средневековья:).
В Равенне Юстиниан изображён в составе процессии, направляющейся на освящение базилики Сан Витале (хотя на самом деле он никогда в ней не был). В руках императора патена (литургический сосуд), который он приносит в дар храму; его голова окружена нимбом - по византийской традиции отмечать таким образом царствующую особу. Рядом с Юстинианом - его соратник и заместитель по церковным делам епископ Максимиан с крестом в руке и надписью «Maximianus» над головой. Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место в мозаике. Между ними, во втором ряду, стоит человек, которого считают либо полководцем Велизарием, либо банкиром Юлианом Аргентарием, финансировавшим строительство базилики.
Императрица Феодора, также изображённая на равеннской мозаике, имела очень необычную судьбу. Она начинала как танцовщица, представлявшая Леду для забавы толпы на ипподроме, а закончила как императрица, позже провозглашенная святой. Выйдя замуж за тогда ещё незнатного генерала, Феодора затем правила государством наравне с мужем: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и политическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской. В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую волю, помешав, например, бегству Юстиниана из Константинополя в 532 году во время восстания «Ника». Восстание было жестоко подавлено, трон был спасён.
Роскошно одетая императрица изображена стоящей у входа в храм; один из её слуг отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры золотой потир (чаша для вина), принесённая в дар церкви. Голова увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах тяжёлое ожерелье. На подоле пурпурной мантии вышита сцена поклонения волхвов, скопированная с мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово. Группу придворных дам, идущую за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами. Предполагают, что это Антония и Иоанна — жена и дочь полководца Велизария, связанные с императрицей тесной дружбой.
Сан Витале хорош не только мозаиками. Его внутренняя отделка, включающая мраморные плиты на стенах, инкрустированные полы, резные капители колонн, производит сильное впечатление, порой напоминая роскошные интерьеры Святой Софии в Константинополе. Как написал Павел Муратов, «только «золотыми руками» таких [византийских-altravel] ремесленников и могли быть сделаны узорчатые капители в Сан Витале. Невероятная нежность их каменного кружева заставляет своей красотой забыть на время даже о мозаиках." Смотрите сами.
Инкрустированная мрамором стенка алтарной апсиды под мозаиками.
Узорчатые мраморные плиты на стенах. Узор создавался путём продольного распила мраморной плиты и соединения двух половинок в виде раскрытой книги. Подобная же техника использовалась в Святой Софии.
Примерно в 5 километрах от Равенны находится ещё один византийский храм — базилика Сант Аполлинаре ин Классе, стоявшая когда-то в центре процветавшего морского порта Классе, основанного Октавианом Августом в качестве базы Адриатического флота. С тех пор исчезло всё — дома, доки, причалы, и одинокий храм стоит теперь в чистом поле. Мы специально приехали к нему из Равенны (на автобусе № 4), заранее зная, какая мозаичная роскошь нас тут ожидает.
Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. Середина 6-го века.
Храм посвящён святому Аполлинарию, небесному покровителю Равенны и её первому епископу, который в нём же и похоронен. Освящение состоялось в 549 г. архиепископом Максимианом, уже знакомым нам по церкви Сан Витале. Базилика в Классе архитектурно напоминает базилику Сант Аполлинаре Нуово в Равенне, но мозаики в них сохранились по-разному. Если в равеннском храме они остались только на стенах главного нефа, то в Классе они сохранились лишь в алтарной апсиде.
Высокая колокольня базилики (38 м) считается одной из самых элегантных в Равенне.
Внутри базилика поражает своими внушительными размерами (55х30 м) и прекрасной освещённостью: свет проникает через высокие окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов.
Каждый квадратный сантиметр поверхности внутри алтарной части покрыт прекрасно сохранившейся мозаикой. Самые старые её участки находятся наверху, откуда мы и начнём осмотр.
На самом верху «триумфальной арки», отделяющей апсиду от нефа, в центральном медальоне изображён Христос Пантократор с Евангелием в руках. К нему на фоне покрытого облаками неба движутся символы евангелистов, держащие в руках свои священные книги. Ниже две группы по 6 агнцев, символизирующие апостолов, выходят по направлению к Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.
В алтарной раковине находятся самые древние и интересные мозаики. Сверху помещена необычная для византийской традиции сцена Преображения Господня. В ней Христос олицетворяется крестом, украшенным драгоценными камнями и заключённым в тёмно-синий круг, усыпанный золотыми шестиконечными звёздами. Присутствовавшие при этом событии апостолы Пётр, братья Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, взирающих снизу на крест (Пётр — слева от него, а братья Зеведеевы — справа). Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и по сторонам — пророки Моисей и Илия.
Под сценой Преображения виден райский сад, полный цветов и деревьев (включая пинии, которые до сих пор растут вокруг храма:). В его центре помещена фигура святого Аполлинария с молитвенно воздетыми к небу руками. По сторонам от него, между кустами белых лилий, видны белоснежные агнцы, изображающие его новообращённую паству.
Любопытно присмотреться и к кресту - в каждом его конце что-то написано. По бокам - уже знакомые нам Альфа и Омега, у подножья креста латинская надпись SALUS MUNDI — «Спаситель мира». Самое интересное находится над крестом - там помещено слово Ихтис (ἸΧΘΥΣ), что по-гречески означает «рыба». Это древняя монограмма имени Христа, состоящая из начальных букв во фразе: «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Наконец, если присмотреться, в центре креста можно увидеть небольшой медальон с образом Иисуса.
Ихтис - рыба - символ Христа.
По краям нижней части апсидальной мозаики находятся две более поздние композиции, датируемые 7-м веком. Эти мозаики сохранились плохо, поэтому во время реставрации в начале 18-го века их заменили мозаичными имитациями, выполненными красками.
Слева: император Византии Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает архиепископу равеннской церкви свиток с латинской надписью PRIVILEGIA, дарующий автономию от церкви Рима; Справа: за одним алтарём три ветхозаветных персонажа - Авель, Мельхиседек и Авраам - приносят жертвы Богу, чья благословляющая десница видна из облаков.
Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты четырёх епископов Равенны - преемников святого Аполлинария. Они изображены в одинаковых одеждах с Евангелием в руках в небольших арках с занавесями.
В нижней части триумфальной арки с двух сторон изображены архангелы Михаил и Гавриил (6-й век), под которыми находятся образы евангелистов Луки и Матфея (12-й век).
Красивые мраморные колонны с прожилками (по 12 с каждой стороны) отделяют широкий центральный неф от боковых.
Колонны завершают изящные капители с красивым орнаментом из акантовых листьев. Поверх колонн в круглых медальонах в средние века были изображены равеннские епископы. А в треугольниках под епископами - интереснейший набор раннехристианских символов, некоторые из которых показаны ниже.
Хризма (о ней мы уже писали) и Агнец божий.
Киворий, перенесённый в базилику из другой церкви, под которым сохранились оригинальные полы.
В боковых нефах базилики находятся десять саркофагов 5-9 веков в очень хорошей сохранности. Как правило, это античные саркофаги, вторично использованные для захоронения равеннских епископов и, в связи с этим, обильно украшенные раннехристианской символикой. Вот наиболее интересные экземпляры:
«Саркофаг двенадцати апостолов». На лицевой панели Христос изображён сидящим на троне среди шести апостолов. Апостолу Павлу он вручает свиток, апостол Пётр держит в руках ключи, а на плече - крест. Остальные апостолы помещены на торцах.
Саркофаг епископа Феодора (ⴕ 688), декорированный виноградными лозами (символ причащения), павлинами (символизирующими возрождение к новой жизни), и различными монограммами Христа.
Саркофаг архиепископа Феличе (ⴕ 725) с монограммами, агнцами и вотивными коронами (драгоценный жертвенный вклад в церковь), подвешенными под арками.
Богато украшенные торцы саркофагов.
Одна из улиц Равенны названа в честь византийского банкира Юлиана Аргентария, профинансировавшего строительство базилик Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе.
Прочие памятники Равенны
В 1990-е годы при строительстве подземного паркинга обнаружили руины дворца середины 6-го века, в котором сохранились прекрасные напольные мозаики. Сейчас здесь музей под названием «Дом каменных ковров» (Domus dei Tappeti di Pietra), куда, при наличии времени, любопытно заглянуть. Помимо геометрических узоров, там обнаружили и две очень необычных мозаики с человеческими фигурами, которые установили на отдельных стендах.
Напольные мозаики дворца.
Добрый пастырь. 4-й век. Абсолютно не похож на другие изображения этого сюжета.
Танец духов, символизирующих времена года. 6-й век. Духи, став в кружок, танцуют под музыку - очень необычное представление.
Неподалеку от центральной площади Равенны находится церковь Сан Франческо, рядом с которой, в небольшой усыпальнице покоится знаменитый Данте Алигьери (1265–1321), автор «Божественной комедии». Изгнанный под угрозой смерти из Флоренции в 1302 году, Данте всю оставшуюся жизнь скитался по Италии, пока не нашёл приют в Равенне под покровительством правившего там семейства Да Полента. Там же он скончался от болотной лихорадки и был похоронен. На протяжении столетий раскаявшиеся флорентийцы пытались загладить свою вину перед поэтом и перенести прах Данте к себе, но Равенне удалось отбить все эти попытки. В результате во флорентийской Санта-Кроче стоит кенотаф Данте, а его прах по-прежнему покоится в гостеприимной Равенне.
Церковь Сан Франческо, где первоначально был похоронен Данте. Сейчас его прах находится в отдельной усыпальнице неподалёку.
Усыпальница Данте. 1780. Павел Муратов оценил её следующим образом: «Великой памяти Данте недостойно это незначительное здание, окружённое провинциальными скучными домами»:)
Внутри усыпальницы находится саркофаг с латинской эпитафией, написанной в 1327 году другом Данте Бернардо Каначчо: «Государевы права, небеса, воды Флегетонта я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя. Здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери». Над саркофагом помещён барельеф с портретом задумчивого Данте перед подставкой для книг, а с потолка свисает лампада, которую заправляют маслом из Флоренции.
Послесловие: Алексадр Блок. «Равенна»
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик. От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет. Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни,
Дома и люди — всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба. Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой. Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
1909 г.
Тем, кто прочёл все три части рассказа о Равенне, будет легко понять, о чём говорит в своём стихотворении Блок:)
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия