Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 18:40
Мы будем путешествовать!

Зарнен, Энгельберг, Земпах — Швейцария Апрель 2024

Я давно собиралась свозить мужа на Титлис, да и сама давно здесь не была. Обычно, перед началом рабочего сезона, мы едем во второй годовой отпуск, на неделю, но в этом году был слишком длинный и дорогой круиз, плюс, четыре дня на Женевском озере, неделя в Израиле, и бюджет трещал по швам. Поэтому, вместо недельного отпуска, мы на три дня отправляемся в кантон Обвальден, выбрав базой город Энгельберг.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Курорт, расположенный на высоте более 1000 метров над у.м. — прекрасное место как для любителей отличных лыжных трасс, так и для желающих полюбоваться горной панорамой или совершить горную прогулку. Мы — второе, давно никаких лыж, но подъем на Титлис оставлен на второй день пребывания, а в первый, под моросящим периодически дождиком, мы прогулялись по этому городу отелей.

Название горы, а затем и городка, появилось благодаря монахам — бенедиктинцам, основавшим здесь монастырь. Многие из них уверяли, что в тихие предрассветные часы с каменных склонов доносится чудесное ангельское пение. Энгельберг — гора Ангелов. Возможно, в это легко поверить, глядя на утренний вид из окна отеля:

Энгельберг, у подножия Титлиса

Кстати, отель необыкновенно хорош и удобен, с удивительными удобствами, вот отчет о нем.

У отеля символ — талисман — жираф. А у меня и многих моих туристов (это отдельная история) жираф исполняет наши желания, и он называется «Это очень нужный жираф»:

Энгельберг, у подножия Титлиса

На въезде в город вас встречает чудесное озеро у подножия горы Титлис:

Через речушку, впадающую в озеро, перекинуты два моста — старый автомобильный арочный и новый автомобильнй.

Гостеприимный Энгельберг встречает ключом и мрачным небом с обещанием дождика. Обещание было выполнено, в первый день нашего пребывания моросило, второй и третий, к счастью, небо не плакало, а солнце выглянуло в день нашего отъезда. Но, когда мы едем в подобные места, мы стараемся, по возможности, не захватывать выходные дни — в будние дни и туристов меньше, и цены на отели ниже.

Энгельберг, у подножия Титлиса

150-летие вступления города Энгельберг в полукантон Обвальден.

Подарок от кантонального банка на 125-летие города.

Энгельберг, у подножия Титлиса

А вот здесь становится понятно — откуда взялось слово «кучер» в русском языке. Кутчерай — в этом доме собирались кучеры перед поездкой и после нее, такой кучерный вокзал.

Сегодлня вместо кучеров — вот что, прямо напротив. Это современный городской вокзал — очень удобно то, что в Энгельберг можно приехать на поезде.

Градообразующее предприятие — монастырь бенедиктинцев. Основное здание монастыря было построено в 1120 году, но трижды пострадало от пожаров, последний из которых случился в 1729 году. Под руководством аббата Эммануэля Кривели и по плану австрийского архитектора Иоганна Руфа построили новое каменное здание обители, освященное в 1745 году.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Уклад монастырской жизни не меняется в течении почти 800 лет: в 4.45. подъем, месса до 7.00. утра, завтрак и работа в школе, храме или саду, молитвы до 12.00., обед и отдых 45 минут, работа до вечерни в 18.00., ужин и опять короткий отдых, ночная служба в 20.00., и ранний отход ко сну.

В библиотеке хранятся старинные книги и фолианты 16–19 веков, в том числе и раритетные рукописные издания — около 1000 экземпляров. Первая школа писцов была создана при монастыре уже в 12 веке. В настоящее время в средней школе и гимназии при монастыре обучаются 260 учеников со всего мира. Восемь монахов преподают здесь различные предметы.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Братья — бенедиктинцы из Энгельберга стали основателями не только монастырей в Европе, но и двух обителей в Северной Америке.

Осмотреть монастырь можно с группой, посетителям показывают главную комнату с резными украшениями и панелями, инкрустированными из различных пород деревьев с образами святых, ангелов и различными аллегорическими фигурами. Всего в комнате более чем 300 фрагментов, и создано все одними руками монаха брата Колумбана Луиса, который трудился над ней до 70 лет. Но, сегодня уже нет групп, а завтра мы отправимся на гору.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Идя от монастырского комплекса к их же церкви — проходим маленькую часовню, построенную еще до возведения церкви.

И, на этом же пути — памятник погибшим в двух Мировых войнах, в которых Швейцария официально не участвовала. И здесь же, несколько могильных плит с именами умерших французских солдат, вероятно — бежавших в Швейцарию.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Монастырская церковь была построена в 18 веке по проекту архитектора Руффа. К счастью, она открыта для посещения. Над гипсовыми деталями внутреннего убранства работали представители школы Вессобрюннен. Украшения главного алтаря выполнены известным мастером Иосифом Антоном Фойтмахером. Изящные резные деревянные хоры с образом святой Цицилии созданы Каспаром Ошлиным и Генрихом Индербитциным. В церкви прекрасные мозаичные полы 19 века, и орган с 137 регистрами, созданный в 1877 году.

Бароны Зелленбюрена когда-то жили в Офенгюпфе на Уитлиберге. Эта семья, не часто фигурирующая в исторических документах, завещала свое имущество монастырям долины Реппиш и окрестностей. Основание монастыря Святого Блазиена тоже имеет отношение к Зелленбюренам. Конрад фон Зелленбюрен, последний из этих баронов, также планировал основать монастырь, поэтому он уехал из Уитлеберга, чтобы начать строительство монастыря в Буохсе.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Рыцарь Конрад фон Зелленбюрен хотел построить монастырь на берегу Фирвальштеттского озера в Буохсе. Спокойствие окрестностей, молчаливые горные великаны, широкий вид на озеро позволили бы монахам нового монастыря легко славить Бога. Но, «Человек предполагает, а Бог располагает», и каждое утро, проснувшись, он видел, как стены, поставленные накануне, снесены, а камни валяются на земле. Так повторялось ночь за ночью. Во сне Конрад фон Зелленбюрен увидел ангелов, разрушающих дневную работу. Однажды ночью ему явилась Мария Богородица и приказала рыцарю запрячь быка и следовать за ним.

Конрад сделал все, как приказала Дева Мария, позволив быку вести себя. Бык повел его вверх по долине вдоль Энгельберга. Долина становилась все более узкой, дорога все более крутой и сложной. Рыцарь засомневался, правильный ли это путь. Но бык, не испугавшись, продолжал идти к горе. Цель становилась все ближе. Титлис и вместе с ним все кольцо гор с заснеженными вершинами становились все ближе. Однако для Конрада это не выглядело раем по сравнению с Буохсом. Бык повел своего хозяина дальше в долину, вдруг остановился и больше не хотел идти дальше. Рыцарь Конрад фон Зелленбюрен снова услышал голос: «Он поведет тебя туда, куда ты не сможешь найти путь сам».

Энгельберг, у подножия Титлиса

Идя вперед, однажды, он услышал топот лошадей и человеческие голоса. Он увидел монахов и поспешил к ним, одетым в черные одежды. Их послал навстречу рыцарю настоятель монастыря Мури. Среди них был Адельхельм. Группа приблизилась к месту, где должен был вырасти новый монастырь. Адельхельм воткнул свой посох в землю, и, о чудо, там, где раньше была сухая земля, вдруг забил родник.

Строительство монастыря продвигалось быстро. Но надо было решить, как следует назвать Дом Божий и долину. Аббат Адельхельм и рыцарь Конрад обсуждали возможные названия монастыря неподалеку от источника Адельсхельквелле. Вдруг, они услышали ангельские голоса. Когда они обратили свой взгляд на вершины, они обнаружили на вершине горы хор ангелов с волшебными голосами. Они пели хвалу Богу, и было решено назвать гору Горой Ангелов — Энгельберг. Это название должно на все будущие века напоминать жителям монастыря и долины, что ангелы показываются своим земным «братьям». В монастырских летописях можно прочитать следующее: «В 1120 году от Рождества Христова, при папе Каликсе II, 1 апреля, в четверг, рыцарь Конрад фон Зелленбюрен заложил фундамент монастыря Святой Марии Энгельбергской».

Энгельберг, у подножия Титлиса

Благородный рыцарь Конрад нашел свою судьбу, построив монастырь в Энгельберге. Он предоставил ему все права в округе, выкупив их у монахов монастыря Ури. Права Энгельбергского монастыря были зафиксированы в грамоте основателя в 1122 году папой Каликстом Вторым и императором Генрихом V. Конрад сам вступил в монастырь, но перед этим вернулся в свой старый дом, чтобы уладить семейный спор. Согласно Энгельбергским летописям, он был убит родственниками. В это время над домом появилась большая группа ангелов, и родственники передали тело рыцаря в основанный им монастырь, где и находится его полследнее пристанище.

Позже, было сказано, что источник Адельхельма обладает целительной силой, и на протяжении веков его посещали больные. До 18 века источник находился в верхней ольховой роще, перед стенами монастыря, похже был сдвинут в монастырский сад лекарственных растений.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Монастырский сад предназначался для выращивания овощей и лекарственных трав для собственных нужд монастыря. Сейчас, конечно, не сезон, а вот в теплое время года можно самим собирать лекарственные травы в монастырском саду. Для этого надо зайти в монастырский цветочный магазин (там, кстати, классные букеты и растения в горшках — мы зашли посмотреть) и зарегистрироваться. Они дают ножницы и специальный мешок, и любой желающий идет собирать урожай лекарственных трав. Потом, возвращая ножницы, мешок взвешивают, и сборщик оплачивает урожай по весу.

У человека — генеалогическое древо, а у монастыря?

Энгельберг, у подножия Титлиса

При монастырском комплексе работает небольшая фабрика, где изготавливают сыр. При ней — небольшое кафе и магазин, где можно приобрести местные угощения: джемы, сыр, вино, мед и мясные изделия. Можно поучаствовать в приготовлении, но на сыроварнях мы бывали неоднократно, пошли сразу в магазин.

Мед был по совершенно недемократичной цене — крошечная баночка стоит 12 евро и выше. Но вино и сыр мы купили.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Монастырский комплекс огромный, а при монастырской школе еще и спортивный комплекс, и волейбольная площадка. Интересно, дети, которые там учатся, понимают, что они учатся, глядя на красоту Альп?

Рялом с церковью — какой-то мрачный детский сад. С учетом, что детей в стране и так мало, уж сделали бы повеселее. Правда, цветная скульптура и рисунки в окнах несколько расцвечивают картинку. На скульптурке написано: руки, сердце, голова.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Помимо этой дамы, были еще несколько городских украшений:

Небольшой краеведческий музей открыт только в летний сезон. В момент, когда я сообщила это своему мужу, он изрек: «Мне все больше нравится этот город!». А жаль, там этаж с интерьерами 18 века, интересно было бы взглянуть.

Самое старое здание, не относящееся к монастырю — Брандштеттерхаус, оно начинает свою историю с 1740 года. До этого на площади стояли два дома, точнее — один, разделенный на две части, но он сгорел. В городском архиве сохранился документ, согласно которому «Грегор Тонги заплатил налог в размере 12 шиллингов за Брандштат и некоторый сад за 31 гульден, купленный у своей сестры Катарины». Налог на покупку был уплачен монастырю. Сегодня здание все еще в частной собственности и вскоре будет отремонтировано в сотрудничестве с Управлениенм по сохранению памятников Обвальдена.

Умилила подставка для велосипедов, не как обычно, металлическая, а сделанная из бревна, экологичная.

Энгельберг, у подножия Титлиса

А вот это позабавило — под непрекращающимся дождиком, садовник поливал клумбу, причем, делал это очень усердно.

К этому моменту мы немного оголодали и отправились на перекус. Несмотря на то, что Швейария очень дорогая страна, Энгельберг относительно недорогой город, цены более — менее демократичные, если не сравнивать с нашими немецкими. Вот такой легкий обед стоил почти 50 евро: муж предпочел банальную сосиску с картошкой, а я — жареный сыр — роклетт. Очень понравился дизайн столиков.

А вот выпить пива мой супруг позже предпочел в открытом кафе — пивной, где уже все готово к лету (никто не предполагал, что через три недели вернется зима, и после +30 температура упадет до минусовой). Когда на следующий день мы шли с подъемника с горы Титлис, здесь не было ни одного свободного места вечером.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Эти итальянцы восхитили, несмотря на нарушение приличий одним из них. Мастино неаполитано.

Моя коллекция скамеечек пополнилась вот такими изогнутыми, с надписью:

И еще городок, где большинство строений отели, рестораны и магазины, в основном — со спортивной одеждой и инвентарем:

Пожалуй, о городе все, в следующем рассказе — о главной достопримечательности — о горе Титлис.

Тем более — Титлис видна почти из любой точки города.

Особенно хороша вершина в сочетании с молочно — зеленой рекой.

Даже странно сочетание снежной вершины и уже весенних ярких красок.

Я здесь не первый раз, и, возможно, не последний. А пока — до свидания.

Энгельберг, у подножия Титлиса

Уже выехав из города, еще несколько раз останавливались, горы манят, как камень Гингемы — невозможно оторваться!

А это память об Энгельберге — приобретенный здесь рюкзак (я давно не ношу сумки, только разнообразные рюкзаки).

Спасибо за внимание, продолжение следует.