Пасхальное воскресенье выдалось теплым, у нас по поводу праздника все закрыто, и мы решили отправиться во Францию — погулять по заповеднику Ринау, и я получила возможность продолжить рассказ про Рейн, про его французскую сторону — заповедник и две ГЭС.
3
Рейн — это пограничная река почти на протяжении всего своего течения. С галло-римских и галло-алеманских времен она играла важное стратегическое значение — форсировать Рейн не так просто.
Рейн стал привеллигированным транспортным торговым маршрутом с конца 18 века. Его предназначение как крупного межздународного речного маршрута со свободным судоходством между Базелем и Северным морем, подтверждено Венским договором 1815 года, Майнцской конвенцией 1831 года, а затем Манхаймской конвенцией 1868 года. Наконец, в 1919 году, Версальский договорраспространил преимущества международного режима на все флаги, ходящие по Рейну.
4
До 19 века Рейн оставался нестабильной и капризной рекой. Частые наводнения регулярног нарушали судоходство. Работы по выпрямлению русла реки, предпринятые полковником Туллой в 19 веке с целью разграничения русла реки между двумя частями не улучшили ситуацию и в итоге нарушили естественный баланс реки, так и не сделав ее судоходной круглогодично.
6
В 1902 году эльзасский инженер Рене Коэхлин предложил построить канал, «для судоходства и производства электроэнергии в Эльзасе». Проект строительства Большого Канала начался с объекта Кембс в 1928 году, который через четыре года ввели в эксплуатацию.
3
Развитие Рейна продолжилось и после войны с вводом в эксплуатацию электростанций и шлюзов Оттмарсхайм в 1952 году, Фессенхайм в 1956 году, и Фогельгрун в 1959 году.
1
Франко-германская конвенция в Люксембурге в 1956 году, после которого Саар вернулся в Германию, отрегулировал и владение берегами Рейна для обеих стран.
1
В 1960-х годах были выстроены четыре так называйемых «фестонных» комплекса станций в Маркольсхайме в 1961 году, Ринау в 1963 году, Герстхайме в 1967 и Страсбурге в 1970 году (две из них мы сегодня посетим).
2
В 1969 году Франция и Германия приступают к осуществлению двух совместных проектов — в Гамбсхайме (запустили в 1974 году) и в Иффецхайме (на немецкой стороне, ввели в эксплуатацию в 1977 году). В 21 веке сеть Рейнских электростанций была завершена, станцией в Бризахе в 2008 году, Келе в 2009 году (обе — в Германии) и Кембсе в 2016 году.
Вот так сегодня выглядит карта электростанций и плотин на эльзасском участке Рейна:
1
Первые 6 гидроэлектростанций на эльзасском участке Рейна были оснащены так называемыми вертикальными турбинами «Каплан». Следующие 4 имеют горизонтальные турбины «Лампа».
3
Компания EDF отвечает за работу электростанций и шлюзов на реке, постоянно ремонтирует и модернизирует их. Собственно, за 4 часа прогулки мы проехали через дамбы двух станций, и обе станции в состоянии модернизации. Ежегодно только через шлюзы Страсбурга проходит около 18 000 судов.
1
EDF инвестирует около 300 миллионов евро в течении примерно 15 лет в модернизацию своих производственных групп на Рейне и увеличение их производств.
Немецкий язык является официальным языком судоходства на Рейне. Смотрителями шлюзов, техниками, работниками переправ, работают только двуязычные сотрудники EDF, французской компании.
5
24 часа в сутки, 365 дней в году, Центр гидравлического контроля и мониторинга Кембса контролирует гидроэнергетические сооружения на Рейне, управляя ими дистанционно. Он оптимизирует производство в соответствии с потребностями в энергии, облегчает навигацию, гарантируя уровень воды в портах, и способствует управлению сооружений в периоды наводнений. Во время наводнения, избыточный поток воды, который не может пройти через электростанцию, проходит через плотину, клапаны которой регулируются. В случае исключительного наводнения, воду можно направить в польдеры и реки Рейна и Ринау.
4
На пульте отслеживаются более 4000 показателей! Просто космический корабль!
4
Чтобы погулять по острову-заповеднику Ринау, нам надо пересечь Рейн, перебравшись на французскую сторону. Ближайшая к нам переправа — паромная. Автомобильный паром бесплатный, оплачивается городской общиной.
1 из 3
1
Паромы ходят регулярно, если машин много, то по мере заполнения, если мало, то с небольшим интервалом. Нас набролось два ряда машин из трех. Помимо автомобилистов, бывают пешеходы, и всегда — велосипедисты, куда же без них!
Паром идет буквально несколько минут, но я обычно выскакиваю, Рейном полюбоваться.
Вначале поясню — в этом месте две водные артерии, соединенные между собой — это, так называемый Старый Рейн и Эльзасский канал. Старый Рейн, это Рейн, чье русло в 19 веке выпрямили для защиты рот наводнений и облегчения судоходства. Со времени строительства трубопровода в 1960-е годы его поток значительно снизился. Когда Рейн разливается, воды перенаправляют в Старый Рейн, для сохранения объемов производства электроэнергии и судоходства.
2
И, Большой канал Эльзаса длиной 52 километра, шириной 150 метров. Его средняя глубина невелика — около 10 метров — речные суда проходят.
3
Гидроэлектроэнергия используется во Франции с конца 19 века. Этот способ добычи имеет очень большие экологические преимущества, так как не выделяет СО (рискну сказать, отрицательные значения СО сильно преувеличены, привет «зеленым»). Гидравлическая энергия сегодня является ведущей среди возобновляемых, опережая ветроэнергетику, биомассу, геотермальную энергию и солнечную энергию.
4
Гидроэлектростанция Ринау — одна из 13 станций на Рейне, на Эльзасском отрезке (с немецкой и французской стороны, из них 10 управляется EDF), была построена в 1963 году. Канал несет большую часть воды из Рейна на гидроэлектростанцию, и позволяет совершать круглогодичную навигацию. Чтобы компенсировать естественный уклон Рейна чуть более 130 метров, и обеспечить движение транспорта на реке, каждая ГЭС оборудована шлюзом с двумя проходами.
2
Гидроэлектроэнергия, производимая на Рейне, покрывает 2/3 потребления электроэнергии в Эльзасе и составляет 20% гидроэлектроэнергии, производимой компанией во Франции.
1 из 2
1
Благодаря своим проходам 7–20 метров шириной, плотина в обычное время способствует отводу воды в сторону канала для снабжения электростанции и шлюзов, а в периоды наводнений — сбросу избыточных потоков в Старый Рейн.
1
Шлюзы Ринау включают в себя две шлюзовые системы длиной 185 метров и шириной 12 метров. Они гарантируют круглосуточную навигацию, проход через шлюзы бесплатный. Ежедневно их пересекают от 80 до 110 судов, как грузовых, так и туристических. Около 60000 куб.м. воды вмещается в шлюз, это эквивалент 24 олимпийским бассейнам.
3
Эти плотины постоянно гарантируют минимальный сток, возвращаемый в Рейн, резервный сток, который позволяет сохранить естественную фауну и флору реки.
1 из 8
2
Люди специально приезжают, чтобы посмотреть проход судов, но, если честно, это довольно муторно, они в шлюзе больше 5 минут стоят и поднимаются — опускаются очень медленно.
Между старым Рейном и водозаборным каналом расположился остров Ринау, куда выходит дамба канала. Он представляет собой одну из последних жемчужин Рейнского леса, все еще подверженную затоплениям (один из последних участков, подверженных сезонным затоплениям со стороны реки). Длина острова чуть более 10 километров, а ширина — 400 метров -это вытянутая узкая полоска леса, снабжаемого водой из грунтовых вод и части воды Старого Рейна. По дамбе мы въезжаем на остров на машине, но есть вариант тропинки для пешеходов и велосипедистов (куда же без них?).
4
Название острова звучит так — Рейн-Ау, затопляемый земельный надел Рейна. В основном, затопления происходят в мае — июне, когда в Альпах тает снег, но иногда они случаются зимой, из-за сильных дождей. Сегодня река разливается лишь несколько дней в году.
4
Остров усеян речушками, ручьями, прудами и заводями, которые являются домом для огромного разнообразия растений и животных. Остров с 1991 года классифицируется как Национальный заповедник.
4
Остров подвержен наводнениям. Наводнения на Рейне могут произойти быстро и непредсказуемо даже в хорошую погоду. При прогнозе наводнения, шлагбаум на остров закрывают. Эпизоды наводнений здесь необычны: Старый Рейн выходит из берегов, грунтовые воды поднимаются и остров превращается в гигантское болото. Предупреждения об осторожности во время наводнений стоят повсюду вдоль кромки воды.
4
Не только вода может нести опасность. Лес, на вид — совершенно редкий и безобидный, тоже. Мертвые или умирающие деревья являются частью природного наследия острова. падение ветвей или деревьев не всегда предсказуемо, особенно оно возможно при ветре. Поэтому туристам рекомендуют гулять только по отмеченным тропинкам.
3
Этот лес называется аллювиальным лесом, связанным с динамикой реки. Он характеризуется внушительных размеров многочисленными кустарниками, и сложной «архитектурой» растительности. Это придает ему хаотичный вид джунглей.
1 из 3
2
Пруды острова, питающиеся за счет грунтовых вод, являются домом для многочисленных водных растений. Они создают благоприятную среду для размножения насекомых и земноводных, включая некоторые редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. в тростниковых зарослях обитают несколько видов птиц.
1 из 6
2
Старый Рейн на острове — большая территория спокойнрого мелководья, которое является зимним убежищем для уток, цапель и диких гусей. Летом здесь гнездятся большие хохлатые поганки (это утки), хохлатые утки и лебеди. В воде живут многочисленные щуки и жерехи, это два вида — властелина над мелкими многочисленными рыбешками.
Чтобы вновь соединить старый рукав с Рейном, в 2004 году были проведены работы.
1 из 6
2
Некоторые птицы обживаются в полых стволах деревьев, а когда случаются наводнения, вьют гнездо повыше.
1 из 6
1
Некоторые деревья, хотя и плохо приспособленные к присутствию воды. со временем повысили свою устойчивость к наводнениям. Это или генертическая адаптация, или генетическая память — ученые до сих пор задаются этим вопросом.
1
На сломанных стволах укрываются мокрицы, многоножки, слизни, улитки и другие бе…. Хорошо, что я всего этого не видела, когда залезала.
1 из 2
3
Вот эта лестница Якоба ведет на насыпь, к основному Рейну — Старому, от канала.
2
А это наш искусственный водопад — водосброс на канале.
4
Поскольку, Рейн — это важная транспортная артерия, и объем грузоперевозок по Рейну довольно высок, то вдоль реки можно наблюдать множество складских помещений. Вот этот «склад» — автомобильный.
1 из 3
1
Двигаясь дальше в сторону дома, мы проезжаем места боев двух Мировых войн. Здесь трудно не встретить их, несмотря на Линию Мажино. Это бывшая дорога — узкоколейка, использовалась в военных целях — для подвоха снарядов.
1 из 2
1
Например, сюда, к этому ДОТУ, который в десяти местров от моста. Но, про военные места Эльзаса у меня есть несколько отдельных материалов.
1
Совсем рядом со следующей ГРЭС, еще две небольшие погрузочные точки, ведут прямо от производств.
1 из 2
2
Одна из них точно связана с кукурузой, даже запах маиса на всю дорогу разносится.
1 из 2
1
Мы подъезжаем ко второй станции — Маркольсхайм, ближайшей к нашему дому.
1 из 2
1
Дамба мало чем отличается от предыдущей, просто близнец.
1 из 7
1
Перед нами ехал автомобиль с редким номером — Княжество Андорра. Не часто у нас можно встретить.
1
Перебравшись через плотину подъезжаем к ресторанчику. И вот такое я вижу впервые! Совсем не обязательно, что охранять дом должна собака или сторож с берданкой. Вот неплохой вариант — козел.
1 из 6
3
Хотя, не знаю, какой из него охранник, он на нас смотрел совершенно флегматично, не переставая жевать.
Неподалеку от пограничного моста — паркинг — кемпинг домиков на колесах, эти песики — оттуда, все три — одного хозяина.
3
Вот и вся прогулка по французскому заповеднику Ринау, впереди — пограничный мост.
3
Французские лебеди мало чем отличаются от немецких, паспортов у них нет, так что — не отличить.
1 из 6
4
Если учесть, что сегодня Пасха, то, видимо, Санта уже не может, уморился и упал.
2
А у нас пасхальные подарочки. Эти нарциссы — каждую Пасху ставят на крыльцо в каждом доме, как и в Рождество, подарок от общины. А вино и вкусняшку — сынок принес. С праздником!