Столько лет прошло! Жалею, что маловато времени провёл в Тернопольской области. Надо было тогда ещё 1 четырёхдневную поездку организовать по маршруту Киев-Тернополь-Одесса — и ещё какой-нибудь город.
Если приехал в областной центр, то полезно посетить краеведческий музей. Он открылся в 1913 году. Как я понял, за период с августа 1914 и до 1945 г. он был реорганизован 5 раз. Дело в том, что город 3 года был под контролем Российской империи. Затем был польским, а на рубеже 1939—1940 гг. был реорганизован в советский. Интересно, что он работал во время оккупации. Сохранились ли какие-нибудь фотографии или дневники того периода? Летом 1945 г. его снова открыли для посещения. Новое здание музея, судя по виду, построено около 1970 г.
Такое наблюдение — в 1989 году в Тюмени население было в 2 раза больше, чем в Тернополе. Зато краеведческий музей почему-то был у них солидный, а не у нас. Тоже самое, если сравнить с городом Озургети на юго-западе Грузии. В фондах тернопольского музея 250 тыс. экспонатов, а постоянная экспозиция насчитывает 12 тыс. О нём можно было сделать отдельный отзыв, но фотографий маловато.
Австрийский плакат времен Первой мировой войны. Россия ассоциируется с медведями, Франция — петухи с собаками, а Сербия — со свиньями. Великобритания — бульдоги.
Эта часть экспозиции рассказывает о межвоенном периоде.
Тернополь в годы ВОВ. Он был освобожден 15 апреля 1944 г. По-моему, в наших учебниках истории маловато уделяют внимания
Обратил внимание на такую картину. Украина в образе женщины, а что за солдат рядом? Советский или ещ какой-то?
Не пройти мимо этих книг и не сделать кадр. Их автор Роман Крохмалюк родился в 1906 г. в Тернополе, а скончался в 1990 году в Детройте. В 1939 г. эмигрировал в Германию, а в 1951 г. в США. Писал книги про дивизию «Галичина» и «Заправу на Сходи». 1-ая дивизия УНА — это второе название «Галичины».
Во время прогулки по городу сфотографировал Москвич, который старше меня лет так на 25. Первый раз я его видел на рынке. Снимок был в предыдущем рассказе.
Если проехаться от Тернополя на север, через Кременец и Дубно, то попадёте в Луцк, где будет ЛуАЗ. Такие смешные автомобили прекратили выпускать в 1990-ые, но до сих пор они встречаются в самых неожиданных местах на территории бывшего СССР. Никогда на таком не катался, а хотелось бы.
1 из 2
От кафедрального собора греко-католической церкви я решил прогуляться к зданию областной администрации. На одном из перекрестков в кадр поймал 21-Волгу. Дом на заднем плане, возможно, построен в межвоенный период или при Габсбургах. На втором снимке — оранжевый 40-ой Москвич.
1 из 2
Дошёл до здания областной администрации. Выглядит как позднесоветское. Возможно, построено в конце 1980-ых к 50-летию вхождения Тернопольской области в состав УССР?
1 из 2
До 1991 года на этом месте стоял герб УССР.
Коли уж включил в фотоаппарате увеличенный режим… Вот местная стройняшка-блондинка.
Памятник поблизости. По-моему, логичнее здесь поставить, например, маршала Тимошенко или Вячеслава Молотова.
Одной из специфических достопримечательностей я бы назвал старые машинки, которые за Уралом попадаются совсем уж редко. Такие «буханки» в 1960–1980-ые выпускал завод в Люблине.
Называется «Ныса». Шла на экспорт в ряд стран. Я замечал их фото и видео из Албании 1980-ых. У этой страны тогда не было дипотношений с СССР, но со странами ОВД торговля сохранялась. В Тюмени точно есть 1 Ныса.
1
Не помню, когда последний раз катался на таком микроавтобусе.
1 из 2
1
У кого такая синяя спинка? У ЕрАЗа! Вероятно, приехал в Тернополь из Еревана ещё до моего рождения.
Гуляя около вокзала, заметил горбатый Запорожец на стоянке около солидного джипа. Решил пройтись до него.
1
Разнообразные машинки.
Среди них обнаружил это чудо советского автопрома. Сколько их осталось на ходу и в музеях?
1 из 2
1
Хорошее соседство.
1
Вблизи вокзала попадаются любопытные образцы ж/д-техники. Похоже на рельсовый автобус.
1 из 2
Поймал себя на мысли, что мало катался по Украине на пригородных поездах. Они ведь там до сих пор очень дешёвые. Это дизель-поезд рижского производства.
Хорошее соседство продукции Рижского завода! У меня в коллекции мало снимков, когда рядом электричка и дизель-поезд. Если обработать снимок, то сойдёт и за 2000 год, а если чёрно-белый — за 1990.
У него «морда» написано название. 620 м — автомотриса (рельсовый автобус), сделанный в городе Быдгощ. Выпускается с 2004 г. Экспортируется трём восточным соседям.
Никогда на таком не катался! И в городе Быдгощ не бывал. Датой его основания считается 1038 г. К этому времени Ярослав Мудрый уже разгромил печенегов и отправился воевать с ятвягами. А ещё 1038 г. — дата основания тангутского государства, разгромленного спустя 190 лет Чингисханом.
Быдгощ находится к северо-западу от Варшавы. Увы, я только до соседнего Торуня доехал, когда был в Польше.
Одно из самых фотогеничных мест в Тернополе — перекресток улицы Замковой с майданом Воли.
Последний в моей коллекции снимок местного барочного замка.
И вида на пруд. От него я пошёл к железнодорожному вокзалу.
Вид на противоположный берег пруда на реке Серет.
Весьма красивое здание.
Где ещё можно увидеть такие елкообразные купола? Они хоть и не золотые, а душу мою радуют.
Вокзал в первоначальном варианте построен в 1866 г. Тогда же до города прошла и железная дорога.
Железнодорожное строительство в Галиции началось в 1856 г. До приграничных с Российской империей городов, например, Подволочиска, линия прошла в 1871 году. Со стороны Российской империи железная дорога в город Ровно прошла в 1873 г.
В Жмеринку — в 1870 г. Что из себя представляло международное железнодорожное сообщение России и Австро-Венгрии в начале XX века? Мне это неизвестно.
Так закончился июньский день в Тернополе. Один из самых длинных в годы. Я сделал последний кадр, сел в поезд и уехал в Одессу.
Что можно сказать про Тернополь, если обратить к теме познавательного краеведения?
С территории Тернопольской области происходит человек с редкой фамилией Кляйнрок. Первым директором Рефтинской птицефабрики на Свердловщине был Юрий Иванович Кляйнок. Сын этого фронтовика?
Кто из тернопольцев отличился на фронтах Великой Отечественной войны? Запрос на Памяти-народа выдаёт около 300 документов. Зато «Тарнополь» — в 7 раз больше! Это документы, а не люди. Список нуждается в тщательном изучении.
Я так понимаю, хватает людей, которые в Тернополе родились до 1916 года и в период Гражданской войны оказались беженцами. Если сделать фильтр «1870 — 1916», то будет почти 1300 документов. И их тоже необходимо фильтровать. В списке могут быть погибшие гражданские лица. Из награждённых трое самых старых 1897 г.р. На граждан 1927 г.р., на данный момент, аж 14 документов.
Следовательно, интересно, какой % лиц мужского пола 1892—1927 гг.р. из уроженцев Тернополя и области в 1941—1945 гг. прошёл службу в Красной армии? У меня подозрение, что значительно меньше, чем в Рязанской области.