Суконное с витрины покрывало
Откинули — и кружево предстало
Узорное, в воздушных пузырьках.
Подобье то ли пены, то ли снега.
И к воздуху семнадцатого века
Припали мы на согнутых руках.
Александр Кушнер
Специального маршрута, пройдя по которому, можно увидеть все красивые вологодские дома, у нас не было, да это и невозможно. Но поскольку жили мы и перемещались в пределах исторических улиц Яшина, Герцена, Мира и рекой Вологдой, общее впечатление сложилось.
Вопреки расхожему мнению, Вологда совсем не деревянный город, хотя именно здесь хорошо сохранилась деревянная застройка. Но о какой бы Вологде, каменной или деревянной, ни шла речь, так и просится на язык слово «кружево» — настолько затейлив и разнообразен декор её зданий.
Исторический центр Вологды. Фотография из Интернета
Каменное строительство в Вологде началось в середине 17 века. Постепенно возводились общественные здания, дворянские и купеческие дома-особняки в центре города и на набережных реки Вологды. Постепенно складывался «каменный» посад, возраст которого около 300 лет.
Пожалуй, стоит поближе рассмотреть центральную площадь Революции, которая сложилась исторически и окончательно сформировалась в 1918 году. Её окружают самые, на мой взгляд, интересные дома, не только красивые внешне, но и с интересной историей.
Это эффектное розовое здание (построено в 1801 году) — бывшая Вологодская городская дума, а в 1919 году здесь была открыта Детская музыкальная школа № 1. Во времена своего открытия школа стала первым музыкальным учебным заведением в северо-западной части России.
На площадь выходят фасады бывших домов с лавками купчихи Евгении Александровны Ульевой (19 в.) — сейчас Дом офицеров. В одной из лавок находился аптекарский склад Николая Немирова. Интересно, что в некотором смысле он разделял наше с вами общее увлечение — увлекался фотоделом, был неплохим фотографом, и поэтому в его лавке можно было купить фотоаппараты, оптику и электротехнические принадлежности. В 1909 году Немиров выпустил серию почтовых открыток из 32 штук с видами Вологды.
Здание бывшей гостиницы «Золотой якорь» часто называют одним из символов города. Оно было построено в 1868–1875 годах купцами Брызгаловыми. На этом здании находятся единственные в Вологде кариатиды, редкие в городе львиные маски и «вазоны» на крыше. В крыле, выходящем на Пушкинскую улицу, с 1874 года помещался окружной суд, первым прокурором которого был будущий министр внутренних дел В. К. Плеве.
Бывший отель «Эрмитаж» оспаривал у «Золотого якоря» право считаться лучшей гостиницей Вологды. Он был построен в 1904 году купцом второй гильдии Семёнковым. В годы Гражданской войны часть площадей гостиницы использовалась для размещения губернского продовольственного комитета. Позднее в нем обосновались обком и горком КПСС. А сейчас здесь находится областная администрация.
Гостиный двор на берегах реки Золотухи складывался постепенно, начиная с четырёх башен, из которых две выходят к площади Революции (одна из них видна на этой фотографии и ещё одна — на той, где Дом офицеров). Здесь на втором этаже двухэтажного корпуса Гостиного двора размещалась гостиница «Пассаж», которую народная молва связывает с пребыванием в Вологде Сергея Есенина и Зинаиды Райх — якобы здесь летом 1917 года в ресторане при гостинице они праздновали свою скромную свадьбу после венчания в церкви Кирика и Иулитты под Вологдой.
Ещё один красивый дом (сер. 19 в.), принадлежавший купцу Свешникову, — на улице Ленина. Свешников занимался торговлей мехами и мануфактурой. Он открыл на первом этаже здания торговый дом «Свешников и сын», а помещения верхних этажей сдавал внаём. В этом доме, в семье коллежского секретаря Николая Александровича Васильева в 1899 году родился и жил до 12 лет будущий советский кинорежиссёр Георгий Васильев, создавший легендарную ленту «Чапаев». После национализации в доме располагались разные учреждения. Несколько комнат первого этажа занимал «Артельсоюз» — административный центр первого объединения кружевоплетения. Затем здесь находился Совет депутатов трудящихся. Сейчас в здании ведомства городской администрации.
Чтобы не сложилось впечатления, что в каменном зодчестве царит только классицизм, обратите внимание на редкие для Вологды здания, которые иной раз прячутся во дворах или скромно выглядывают из-за более крупных и ярких соседей.
В этом здании с 1925 по 1973 год размещалась редакция газеты «Красный Север».
Странно, но несколько зданий, принадлежавших церквям, приспособлено под рестораны и бары. На Советском проспекте, между деревянными домами, вдруг «выскочило» маленькое сооружение с готическими деталями. Часовня Арсения Комельского, вологодского чудотворца, основавшего в 16 веке Арсениев Комельский Ризоположенский монастырь. Точных данных о дате основания часовни нет, а сооружение каменного здания было завершено в начале 20 века. Закрыта часовня в 1924 году; в конце 1920-х годов с неё сняли кресты; в 1930-х годах в ней обосновалась контора артели инвалидов «Новый путь». В настоящее время здесь пивоварня и, судя по вывеске, ресторан корейской кухни «Чёрный лотос».
Рассматривая карту, увидела, что в городе есть католическая церковь; специально сделали крюк, чтобы взглянуть на неё. Разочарование — церковь Воздвижения Святого Креста без креста! Построенная в 1913 году и закрытая советской властью в 1929 году церковь в настоящее время — ресторан «Шато де Гранд». Тем не менее, памятник архитектуры регионального значения!
Ну что за игрушечка — домик, в котором расположился ресторан «Centre»! И вообще место очаровательное рядом.
Легко было пробежать мимо этого дома по пути к Архиерейскому подворью, если бы мы не затормозили перед скамейкой «Вологодское кружево». Ну как пройти мимо?
Кружево каменное, деревянное, металлическое и для полноты картины — в 100 метрах Музей кружева в здании бывшего Госбанка — тоже в белоснежных кружевах! Недаром туристическую тропу Вологды так и называют — Кружевная линия.
А ещё на проспекте Победы совершенно очаровательный цветник! Передохнём и пойдём дальше.
Понимаю, какое нетерпение испытывают любители деревянного зодчества, ведь и я надеялась увидеть здесь целые кварталы домов с резными палисадами! Действительно, есть и кварталы, как этот во Владычной слободе в Заречье. Дома построены в 1990-е, но, как положено, из бревна и бруса, с соблюдением вологодских традиций.
В исторической части города есть старинные, 150-200-летние. Все не увидеть и не сфотографировать, для этого специально надо выделить время и пройти по адресам. Однако то, что удалось «поймать» на ходу, впечатляет. И уж, конечно, очень повезло нам с тем, что в пару бывших купеческих домов удалось зайти!
Дворянские и купеческие особняки 19 века часто повторяют архитектуру каменных особняков с портиками и колоннами. Первые три дома, два деревянных и один каменный, связаны с пребыванием в Вологде Константина Батюшкова. Вы же помните памятник ему на берегу реки?
Дом Соковикова (Советский проспект, 20) с ризолитом, украшенным четырёхколонным портиком и венецианским окном, был построен в 1830 году протоиереем Петром Васильевским. Именно в этом доме Григорий Гревенс, племянник и опекун Константина Батюшкова, снял квартиру на втором этаже для своего уже больного дяди (1833—1844 гг.), прежде чем окончательно поселить его в своём доме. В 1967 году дом приобрёл купец 2-й гильдии Иван Соковиков. В 1918 году дом был национализирован, в нём разместили австрийское посольство. А дальше — обычная история: книжный магазин, детский сад, сапожные мастерские (!), туберкулёзный диспансер. В начале 1980-х здесь был Музей истории молодёжного движения, теперь, после ремонта в 2013 году, — Вологодская областная детская библиотека.
Последние годы жизни Константин Батюшков провёл в квартире своего племянника Григория Гревеница в каменном здании, принадлежавшем Удельному ведомству (недалеко от Архиерейского подворья) — административное здание не очень богато украшено. В этом доме поэт скончался (1855 г.). С 1858 года в здании помещалось перворазрядное училище для девиц, преобразованное в 1862 года в женскую гимназию. Сейчас там педагогический колледж.
Ох уж эти машины! То идут плотным потоком, то вдруг сломаются не вовремя! Вот мешают рассмотреть дом Юшина (Советский проспект, 14)! А ведь он тоже связан с именем Батюшкова.
Его первым владельцем был шурин Константина Батюшкова Павел Алексеевич Шипилов. Семейство Шипиловых владело домом с начала 19 века до 1860-х. В 1863 году дом купил крестьянин Пётру Иванович Ледков (вот и результат отмены крепостного права в 1861 году!). Новый владелец нашёл средства, чтобы увеличить площадь дома вдвое! При Шипилове дом был одноэтажным, и Ледков нашёл очень оригинальный способ: не надстроил верхний этаж, а подвёл нижний! В 1893 году усадьба перешла в собственность купца Якова Юшина. В 1918 году национализирована и использована под жильё. С 1970-х до 2014 года здесь располагалась Вологодская областная детская библиотека. После реставрации в здании размещается госучреждение.
Улица Герцена (бывшая Екатерининская Дворянская) в Вологде то же, что в Москве Пречистенка. Пройдите, и вы увидите на ней и прилежащих улицах красивые старинные дома, как каменные, так и деревянные.
Этот деревянный особняк (Герцена, 35) появился в 1838 году. Главное украшение дома — массивный четырёхколонный портик на всю высоту здания. Это самые крупные в Вологде колонны, выполненные из дерева.
Дом по-своему знаменит. Первым его владельцем был помещик Чернавский, но название сохранило имя другого собственника — Павла Дмитриевича Пузан-Пузыревского (1799–1878). Участник Заграничного похода русской армии 1813 -1814 годах, за успешную военную службу он был награжден орденом Святой Анны 4 степени, а за еще более усердную службу на государственном поприще — орденом Святой Анны 3 степени.
В конце 19 столетия домом владел фотограф Ксенофонт Алексеевич Баранеев, затем здесь заседал Вологодский уездный съезд земских начальников. В 1910-е дом приобрело Вологодское общество взаимного вспоможения частному служебному труду (Клуб приказчиков). В 1918 году американское посольство, вместе с представителями бразильской, сиамской и японской миссий, прибыли из Петрограда и разместились в доме Пузан-Пузыревского. После отъезда дипломатов и утверждения советской власти в доме размещались разные учреждения. С 1997 по 2012 год в особняке находился Музей дипломатического корпуса. Сейчас дом производит впечатление необитаемого, но, как гласит городская легенда, в нём живёт призрак его прежнего хозяина — Павла Дмитриевича Пузан-Пузыревского.
Дом Левашова (Герцена, 37) построен в середине 1830-х годов статским советником Александром Николаевичем Левашовым — губернским предводителем дворянства с 1826 по 1832 год и оставался в собственности представителей дворянской семьи Левашовых до национализации в 1919 году. В советское время в здании располагались различные учебные заведения и общежитие педагогического института. В 1990–2010-х годах здесь находился Департамент культуры Вологодской области, а в настоящее время — Комитет по охране объектов культурного наследия и подведомственная ему организация — АУК ВО «Вологдареставрация».
К этому дому (Зосимовская, 73) вышли совершенно случайно: искали ближайший Сбербанк. И вот тебе! На карте помечен как детский сад «Цветик-семицветик». Долго не могла оторвать от него глаз, удивляясь тому, насколько причудливо в нём сочетается классическая деревянная архитектура с её симметрией, портиком и непременными колоннами, и вологодские традиции щедрого украшения фасада пропильной деревянной резьбой. Вот уж кружева так кружева!
Позднее с некоторыми усилиями нашла историю этого дома. Дом инженера Карла Фридриховича Цеха был построен в 1894 году. Карл Цех был начальником отделения узкой колеи Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, титулярным советником, городским архитектором и думским гласным. В 1912 году в этом здании был открыт Вологодский учительский институт для подготовки учителей для городских, уездных и высших начальных училищ, в 1918 году преобразованный в Вологодский педагогический институт.
В конце 19 — начале 20 века в Вологде сложился особый вид деревянного дома, так называемого вологодского типа, — двухэтажный особняк с угловой лоджией над крыльцом. Очень яркий образец — дом Ситникова (ул. Герцена, 36), которому после недавней реставрации был возвращён первоначальный облик. Дом построен в 1868 году. До революции владелицами здания были Фаина, Ольга и Прасковья Ситниковы — дочери коллежского асессора. В годы Советской власти дом разделили на жилые квартиры. После реставрации на первом этаже работает вологодская писательская организация, на втором — филиал Вологодского музея-заповедника «Литература. Искусство. Век ХХ».
Обязательный элемент вологодского дома — балкон-лоджия, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи, поэтому под балконом не одна, а две двери. В зависимости от размеров дома на каждом этаже находилась одна или несколько квартир. Кровлю балкона, как правило, поддерживают четыре столба, между которыми помещена балюстрада.
Резные украшения дома выполнялись преимущественно пропильной резьбой.
В домах «вологодского типа» не обязательно находятся музеи или госорганизации. Вот, например, на улице Герцена, 32 стоматологическая клиника. А внешне — двухэтажный дом с крыльцом на углу, над ним балкончик с резными столбиками и балюстрадой, отдельные двери, наличники с пропильной резьбой — типичный вологодский дом. Ещё есть у него довольно распространённая деталь — резные пилоны!
Вот как выглядит обыкновенный жилой дом. Уже даже не припомню, на какой улице, но точно не на центральной.
Наличники первого и второго этажа разные, но как хороши!
Этот дом не так, возможно, эффектен, как показанные раньше, даже и не поймёшь, он деревянный на самом деле или стилизованный, но в нём есть ещё одна особенность вологодских домов — наличники окон первого этажа завершаются полукружием, а на втором имеют прямоугольную форму.
И ещё: в нише полукружия помещалась розетка или стилизованная корона (как в доме Ситникова).
Наверно, жить в старых домах иногда не очень удобно, жители вносят в традиционный проект свои коррективы: на первом этаже лоджия застеклена окнами с пластиковыми рамами и дверь стальная и одна, кажется.
И под конец — на сладкое — два купеческих дома в Заречье, в которые нам удалось зайти, потому что они отреставрированы и открыты как цветочные магазины «Лара». Первый из двух — «Дом с лилиями» (ул. Чернышевского, 17). Двухэтажный дом желтого цвета, с фигурными водостоками и красивыми дымниками, был буквально поднят из руин.
Главное украшение дома, давшее ему название — входные двери с орнаментом в стиле модерн.
Супруги Якимовы — Герман и Лариса — финансировали реставрацию домов, чтобы не только восстановить, но и открыть в них магазины цветов (сейчас это сеть из 11 магазинов). Однако это не привычные цветочные магазины — в них нашли для место для музея, школы флористики и фотозоны. Кроме этого, здесь можно не только посмотреть на примеры красивой сервировки, но и купить любую посуду, приборы и сувениры.
Старинные резные шкафы настоящие. Здесь их реставрируют, используют в интерьерах и продают, если найдётся покупатель.
Особое место занимают комнаты для фотосессий, вплоть до спальни для новобрачных! Для их оформления был приглашён дизайнер, а салфетки, занавески, скатерти и другие вещицы делала жена бизнесмена Якимова Лара — это её именем названа сеть магазинов.
Самая интересная из всех фотозон — большая веранда с огромными окнами (вы только посмотрите на рамы!). Кроме того, именно на веранде сохранилось настоящее окно, каким оно было при постройке дома. А из окна можно полюбоваться ещё одним красивым домом — Литературной резиденцией «Дом дяди Гиляя». Можно бы, конечно, и на улице обойти его весь и красиво сфотографировать, но был такой ливень с ветром, что по улице особо не походишь.
Зато из окна можно близко разглядеть деревянное кружево пропильной резьбы.
Веранда — очень уютное место. Главное, что это не музей и всё разрешено: хотите покачаться — ради бога!
Второй магазин чуть дальше — ул. Чернышевского, д. 55, бывший дом купца Извощикова (был им куплен в 1870-х годах). Дом Извощикова — комплекс из двух домов: деревянного и кирпичного. Деревянная часть здания моложе каменной на 30 лет: кирпичная лавка была выстроена в 1884 году, а деревянный жилой дом пристроен к ней накануне революции, в 1915-м. После революции купцов Извощиковых «уплотнили», оставив бывшим хозяевам две комнаты. Потомки бывших купцов жили в родном доме до 1970-х годов.
До 2016 года особняк находился в аварийном состоянии, пока его не приобрел Герман Якимов, подаривший дому вторую жизнь. Этот дом стал вторым после «Дома с лилиями», который предприниматель отреставрировал. Принципы работы этого магазина такие же, как в «Доме с лилиями», но здесь нет фотозон и музея.
Рискуя затянуть рассказ, о музее в «Доме с лилиями» я расскажу в отдельном отзыве, но поверьте, посетить его стоит.
На сем закончим — закупившись сувенирами, надо выходить под проливной дождь… Бррр! Но после такой красоты и интереснейшей экскурсии ничто в этот день не смогло испортить нам настроение.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия