Самой дальней точкой нашего путешествия по южной Италии стал маленький курортный городок Отранто, расположенный в самом низу итальянского «каблука». Мы приехали туда на один день, привлечённые не пляжами (вода в конце октября была уже достаточно прохладной для комфортного купания), а драматической историей и несколькими достопримечательностями, которые показались нам интересными. Поскольку Отранто (ударение на первом слоге) не входит в список must see южной Италии, наши ожидания относительного него были довольно умеренными, и город их решительно превзошёл: мы даже пожалели, что не остались в нём переночевать.
Отранто находится на каблуке «итальянского сапога», это - самый восточный город Италии. Всего 70 км пролива отделяют его от Албании на другом берегу Адриатического моря.
Начнём с того, что город очень древний. Он был основан греческими колонистами из Таранто (Тарентума), а в римские времена Отранто (тогда называвшийся Гидрунтум) стал важнейшим портом благодаря свой близости к Греции. Через него велась торговля, а римские легионы переправлялись отсюда на восток для завоевания Малой Азии. Для транспортировки грузов и перемещения войск известная римская дорога Via Traiana была доведена до Отранто из Бриндизи, другого важного порта на Адриатике. Античного наследия, правда, в городе не сохранилось (если не считать таковым римские колонны в соборе), но он это с лихвой компенсирует наследием средневековым, а также удивительным очарованием своих узких белых улочек и уютной бухтой, на берегу которой расположен.
У городских ворот Отранто.
В раннем средневековье Отранто находился под контролем Византии и был её главным оплотом на юге Италии. Он был одним из последних византийских городов, вместе с Таранто и Бари, который перешёл под контроль нормандцев в конце 11-го века. (От византийских времён в городе сохранилась церковь 9-го века с фантастическими фресками того же времени). Во время крестовых походов Отранто был главным пунктом отправки на восток христианского войска и одновременно выступал важным центром средиземноморской торговли.
Город расположен на берегу небольшой бухты.
На набережной, украшенной фонарями, находятся симпатичные ресторанчики.
Тропическая растительность в парке на берегу бухты.
Главное историческое событие, которое на столетия вперёд определило судьбу и славу города, произошло в 1480 г. В этом году турки-османы, незадолго до этого взявшие штурмом Константинополь, решили начать экспанию в Европу, захватив вначале плацдарм на юге Италии. С этой целью прибывшая на кораблях турецкая армия высадилась на берег около Отранто и осадила город. Горожане мужественно сопротивлялись, но силы были неравны (к тому же у защитников не было артиллерии), и город пал через две недели осады. Мирные жители были либо вырезаны, либо проданы в рабство, а примерно 800-м оставшимся в живых защитникам города было предложено принять ислам или расстаться с жизнью. Все они отказались и в результате были обезглавлены. В мае 2013 года все мученики Отранто были объявлены святыми римским папой Франциском.
Памятник отрантским мученикам находится на площади перед главными воротами. Надпись на пьедестале гласит: «Героям и мученикам Отранто 1480. Благодарная Италия 1922.»
Турки покинули Отранто лишь в 1481 году, после того, как умер султан Мехмет II и в Османской империи началась гражданская война между его сыновьями. Впоследствии турки оставили Италию в покое и осуществляли свою экспансию в Европу через Балканы, хотя их разбойничьи набеги на Отранто повторились в 1535 и 1537 гг.
В 1480 г. в Отранто ещё не было таких стен, чтобы защитить город.
В середине 17-го века Отранто начал приходить в упадок, в основном из-за заболачивания окружающей местности и распространения малярии. Лишь к концу 19-го века, после проведения мелиорационных работ, болота уступили место пахотным землям, на которых возобновилось сельское хозяйство. Сейчас Отранто — небольшой городок с численностью населения около 6 тыс. человек, который живёт в основном за счет туризма. Даже в конце октября, уже после закрытия курортного сезона, туристы в городе попадались. Что же их (да и нас тоже) туда привлекло? Два знаменитых объекта: внушительный арагонский замок и норманнский собор с прекрасно сохранившимся мозаичным полом 12-го века.
Туризм - кормилец города.
Некоторые улочки по-средневековому узкие.
Замок
Различного рода фортификации существовали в Отранто еще с римских времён, но настоящий замок впервые построили норманны в конце 11-го века. Затем в 13-м веке его укрепил Фридрих II Швабский, построивший также загадочный Кастель-дел-Монте. Эти укрепления, однако, не смогли выдержать турецкой осады в 1480 г., поэтому после ухода турок крепость была основательно перестроена и укреплёна тогдашними арагонскими правителями Неаполя и Сицилии (поэтому иногда её называют арагонским замком).
Замок Отранто - вид сверху. Фото из интернета.
То, что мы видим сегодня — результат дальнейшей реконструкции и укрепления замка в 16-м веке при правлении испанцев. Сегодня он представляет собой неправильный многоугольник с тремя круглыми башнями по углам и массивным стреловидным бастионом, обращённым в сторону моря. По периметру замок окружён глубоким рвом, ныне сухим и доступным для прогулок. Похоже, что после последней испанской реконструкции замка, когда он был превращён в неприступную крепость, попыток им овладеть больше не предпринималось.
...вход в который возможен лишь по этому мосту.
Замок окружён широким и глубоким рвом, по которому можно гулять.
Съёмка с верхней точки замка.
Вид сверху на стреловидный бастион в сторону моря.
А так этот бастион выглядит снизу.
Очень интересно оказалось спутиться в ров, окружающий замок, и обойти по нему вокруг крепости. Массивные круглые башни, если смотреть на них снизу, производят очень сильное впечатление.
Во время нашего посещения Отранто в его замке проходила большая выставка Марка Шагала из частной коллекции. Мы её всю отсняли, и, дай бог, сможем когда-нибудь опубликовать.
Марк Шагал. Солнце и красная лошадь. 1979.
Дуомо
Дуомо (собор Санта-Мария-Аннунциата) является самой главной достопримечательностью Отранто. Он был изначально построен норманнами в 1080—1088 гг. и реконструирован после ухода турок в 1481 г. А знаменит он своим уникальным и прекрасно сохранившимся мозаичным полом 12-го века, отражающим представления того времени об окружающем мире. Но об этом чуть позже.
Собор Санта-Мария-Аннунциата.
Изнутри собор является типичной трёхнефной раннехристианской базиликой, с двумя рядами колонн, увенчанных разномастными капителями.
Правый неф собора заканчивается часовней мучеников, в которой хранятся останки около 800 мужчин города, отказавшихся отречься от христианской веры и перейти в ислам и казнённых за это в 1480 г. Мощи мучеников хранятся в семи больших шкафах со стеклянными витринами, а за мраморным алтарем сохранился «камень мученичества», на котором, согласно легенде, происходило обезглавливание.
Часовня мучеников была построена в 1481 г., реконструирована в 1711 г. На фото открыты створки 3-х из 7 шкафов с мощами.
До захвата турками в 1480 г. собор был весь расписан фресками. Однако турки устроили в нём мечеть и, в соответствии с канонами ислама, уничтожили в нем все лики и человеческие образы. Исключение сделали только для Богородицы, которую они тоже почитали.
Мадонна с младенцем, 13-й век. Единственная сохранившаяся фреска собора.
Мозаичный пол, главная «фишка» собора, выполнен в 1163—1165 гг. неким греческим монахом Пантелеймоном (Pantaleone) по заказу местного архиепископа. Это самая большая в Европе мозаика (800 кв.м), сохранившаяся почти полностью и представляющая собой настоящий срез средневекового мировосприятия, многие аспекты которого сегодня не вполне ясны. Удивительно, но в мозаике полностью отсутствуют сюжеты Евангелия, зато обильно представлена тематика Ветхого Завета, Страшного суда, средневековые легенды и персонажи. Всё это разбавлено огромным количеством различных животных, реальных и фантастических, главное занятие которых заключается в поедании друг друга. В общем, на взгляд современного человека — безумная мешанина всего и вся с большим элементом насилия. Возможно, такой и была жизнь в Средние века?
Вид на мозаичный пол собора сверху, оба фото из интернета. Слева - сюжеты мозаик: 1-Страшный суд (Рай и Ад); 2-Космогония (Начало мира); 3-Эдемский сад; 4-Цикл месяцев года; 5-Ной и Всемирный потоп; 6-Вавилонская башня; 7-Древо жизни; 8-Александр Великий. Справа - мозаика главного нефа c «Древом жизни» по центру (вид сверху).
Снимать мозаику было непросто, поскольку она была частично закрыта стоявшими в центральном нефе рядами скамеек, а также заграждением по периметру, заходить за которое запрещалось. Иногда приходилось этот запрет нарушать с риском вызвать гнев наблюдавшей за туристами смотрительницы. До выгоняний, слава богу, дело не дошло.
Мозаика центрального нефа. Снимать её приходилось из-за идущего по периметру ограждения.
По центру нефа проходит так называемое «Древо жизни», вокруг которого расположены все персонажи и связанные с ними события.
Мозаика выглядит грубовато и почему-то вызвала ассоциации с художествами Кисы Воробьянинова на агитационном пароходе из романа «Двенадцать стульев». Однако в широте фантазии её автору невозможно отказать: такого количества диковинных фантастических созданий больше не приходилось видеть нигде.
Два слона, из которых «вырастает» Древо жизни. Любопытно, что отсчет времени начинается не от корня, а от верхушки дерева, куда мы и направимся.
В самом конце центрального нефа, в пресбитерии, находится секция мозаики с условным названием Космогония, или Сотворение мира (№ 2 на плане выше). Здесь мы видим шестнадцать медальонов, внутри которых изображены человеческие фигуры (царица Савская, царь Соломон, Адам и Ева), а также различные животные, реальные или мифические (бык, бегемот, левиафан, лев, единорог, кентавр и т. д.). Особенно понравилась русалка с двумя хвостами, которые она держит в руках. Что это за аллегории и какой в них смысл — современному человеку уже не понять.
Космогония: в самом низу этой секции помещены Адам и Ева в компании со Змеем-искусителем.
Ниже Космогонии, на самой верхушке Древа жизни, расположены райские кущи, или Эдем, место грехопадения Адама и Евы (№ 3 на плане). Там же изображена история Каина и Авеля.
Эдемский сад - общий вид.
После грехопадения архангел изгоняет Адама и Еву из рая и они почему-то оказываются в обществе короля Артура. Человек с палкой, надо полагать, охраняет вход в рай:))
Под ветхозаветными сюжетами находится годовый цикл из 12 месяцев (№ 4 на плане), достаточно частый сюжет в средневековых фресках. Рядом с названием каждого месяца помещён соответствующий ему знак зодиака, а также изображены сельскохозяйственные работы, приходящиеся на этот период.
Цикл 12 месяцев. Поскольку во время нашего посещения собора эта секция мозаики была закрыта скамьями, фото позаимствовано в интернете.
Мозаики в нижней части Древа жизни часто интерпретируются с точки зрения понятий монотеизма и многобожия. Но это кажется достаточно произвольным допущением.
Зверь с четырьмя туловищами и одной (человеческой?) головой считается символом монотеистического христиантства.
Богиня Диана убивает стрелой оленя (язычество против христианства).
Справа от Древа жизни, в нижней его части, есть очень интересная мозаика, изображающая Александра Великого (Македонского). В Средние века о нём знали очень мало (римские источники с описанием его жизни стали доступны только в эпоху Возрождения), и поэтому придумывали всякие небылицы. Согласно одной из них, Александр однажды поднялся высоко в небо, привязав кресло к двум голодным грифонам. Перед их мордами он держал на палках по куску мяса, чтобы заставить их махать крыльями и взлетать наверх. Именно эта сцена изображена на мозаике.
Александр Македонский (Alexander Rex) в полёте на грифонах (№8 на плане).
Сюжет этот был очень популярен в Средневековье и неоднократно воспроизводился, в том числе на Руси (например, в резьбе на Дмитриевском соборе во Владимире).
Это мозаика - первая, которую видит посетитель, войдя в собор. Считается, что на ней изображён знаменитый воитель Роланд, трубящий в свой олифант (охотничий рог).
В левом нефе большая напольная мозаика изображает Страшный суд (№ 1 на плане). Она также разделена посередине деревом, слева от которого расположен рай, а справа — ад. По воле автора мозаики Христос участие в суде не принимает, хотя в нём задействованы ветхозаветные пророки и сам Сатана.
Слева - три ветхозаветных патриарха Авраам, Исаак, Иаков (сохранился частично), приветствуют избранных людей в рай; справа - ад (Infernus) со связанным грешником и наблюдающим за ним Сатаной.
Что изображено в мозаике правого нефа — сказать уже никто не может. Но там есть несколько выразительных фигур и зверюшек, которые показаны ниже.
Неизвестные мифологические персонажи.
Диковинный животный мир мозаики, занятый самопоеданием.
В соборе есть крипта, которая датируется 11-м веком. Её поддерживает целый лес колонн (около 70), что делает её похожей на кордобскую Мескиту. Все колонны крипты разные, собранные «с бору по сосенке» из различных античных и раннесредневековых зданий.
Церковь Св. Петра
Жемчужиной Отранто является и византийская церковь Св. Петра, построенная в конце 9-го века, когда весь юг Италии ещё контролировался из Константинополя. От первоначальной византийской росписи сохранились две фрески того же 9-го века: «Омовение ног» и «Тайная вечеря». Остальные фрески, также с очевидным византийским влиянием, датируются 14–16 веками. Во время турецкой оккупации 1480–81 гг. церковь использовалась как мечеть, о чём свидетельствуют затёртые лики на некоторых фресках и сохранившаяся арабская надпись. Про эту церковь до приезда в Отранто мы мало что знали, и честно говоря, были поражены увиденным.
Церковь Св.Петра, конец 9-го - начало 10-го века.
Сохранившаяся роспись храма.
В своде левой апсиды уцелели уникальные византийские фрески 9-го века.
Слева - роспись центральной алтарной апсиды; справа - Мадонна с младенцем в окружении Св.Николая и Св.Франциска.
Конха центральной апсиды. На арке видны куфические письмена - сохранившийся знак пребывания церкви мечетью, так же как и затёртые лики на фресках.
Слева - Сретенье, справа - Оплакивание (Пьета).
Что можно сказать в заключение? Городок Отранто очень понравился, даже не в сезон. А летом и ранней осенью, когда там можно купаться и загорать на прекрасном песчаном пляже прямо под городскими стенами, ему просто цены нет.
По туристеровской традиции, завершает рассказ про Отранто обитающий там котик:)