Цикл материалов «Суздаль, ноябрь 2023»:
Отзыв об отеле Гостевой дом Усадьба Сурикова, Суздаль
Суздаль. И поздней осенью хорош... День первый
Утро второго моего дня в Суздале началось с благополучного пейзажа за окном: травка в усадебном садике по-прежнему зеленела, небо хоть и хмурилось, но ни снега, ни дождя не наблюдалось. Слава Богу! Ничто не мешало продолжению знакомства с городом.
Но — ноябрь есть ноябрь! Показал-таки зубки, лишь только я отошла немного от ворот отельчика. Откуда ни возьмись, припожаловала темная тяжелая туча, из которой сыпануло снежной крупой, да так лихо, что пришлось зонт доставать. К счастью, безобразие минут через пять прекратилось. И очень кстати, т. к. мне уж очень хотелось в подробностях рассмотреть стоящую на самом берегу Каменки Космодамианскую церковь, снежная завеса была совершенно ни к чему. И без того пришлось пробираться к реке по каким-то буеракам, подозреваю, в межсезонье там вообще никто не ходит, кроме отдельно взятых неугомонных любителей красоты)))
Церковь вроде бы совсем скромная, и не сказать, чтобы в идеальном состоянии, но очаровывает моментально… Здесь хорошо ВСЁ: и место (на холме, кстати, в древности было языческое капище, потому зовется он Яруновой горой), и лесенка от храма к воде, и «рамочка» из тонких веточек, и, конечно, отражение…
Да, собственно, не так и скромна архитектура: во всяком случае колокольня с ее тремя рядами «слухов» и совсем крохотной луковкой на макушке определенно запоминается. А какое умиление тоненький, но «ростом» лишь чуть уступающий главному, барабанчик под главкой придела в честь Святых Жён-Мироносиц! В следующем году храм этот отметит круглую дату — 300 лет…
Главной же моей целью того дня был Покровский монастырь, добираться до которого решила по берегам Каменки. Какими-то «огородами» попав сначала на улицу Набережная, где, конечно же, снова, что ни дом, то конфетка. На столбах ворот одного из них еще и изразцы обнаружились. Ручка же ворот была украшена веночком с жемчугами!
Приятно видеть, когда хозяева жилище свое холят и лелеют!
Каменка, мне кажется, запросто получила бы как минимум призовое место в конкурсе на самое извилистое русло, ежели бы таковой кто-то задумал провести. Из-за этих изгибов, в берегах ее я то и дело путалась. И навигатор не помогал, казалось, что он меня обманывает)))
Хорошо, что по пути встретился припорошенный снежком деревянный мостик, ведущий к еще одной паре церквей, как водится, летней — Богоявления Господня (1781) , и зимней — Рождества Иоанна Предтечи (1739). Храмы эти были ориентиром на пути к Покровской улице.
То есть речку мне действительно нужно перейти, как и уверял Organic Maps!
Богоявленская церковь — нарядная, с необычной формой кровли, восьмискатной. Предтеченская — будто и не храм, а основательный такой дом: фасады почти без отделки, окна крохотные — тепло зимой беречь надо… Но к небу все же стремится — и главкой своей единственной (и здесь трогательная, карандашиком, шейка), и стройным шатром колокольни.
Вдоль этого берега Каменки тянется улица Шмидта, где снова можно каждый дом рассматривать и восхищаться. Особенно понравились разноцветные наличники дома № 15.
Топоним, правда, порядком озадачил: с какого перепуга Шмидт?! Может, конечно, жил здесь или бывал? Оказалось, нет. Просто революционные власти Суздаля с энтузиазмом восприняли соответствующий декрет Совнаркома и ко второй годовщине октябрьских событий 1917-го года в городе в духе времени были переименованы 30 улиц и площадей.
И, видимо, председатель Суздальского исполкома Ф.Власов был так сильно увлечен героем восстания 1905-го года, что в местной газете «Голос Правды» даже опубликовал стих собственного сочинения, посвященный лейтенанту Шмидту, оканчивавшийся строками: «Его мы будем прославлять / Его мы имя превозносим / И вечно будем воспевать», и, ясное дело, не мог не ратовать за присвоение одной из «приговоренных» улиц имени своего кумира. Так вот и стала Богоявленская улицей Шмидта. С «вечностью» незадача, конечно, вышла. Думаю, уже давненько практически никто не помнит, что за Шмидт такой.
Вообще-то по Шмидта собиралась я идти прямехонько до Покровской (которая несколько десятилетий звалась Бакунинской), но еще вчера поняла, что с хождением по прямой в этом городе могут быть проблемы))) Вот и на сей раз: стоило увидеть табличку «улица Ильинская», как вспомнила про знаменитый одноименный луг, являющийся природным заказником. Понятно, что в ноябре картинка вряд ли будет впечатляющей, но, может, хотя бы Ильинскую церковь увижу? Она такая красавица! Накануне уже пыталась ее рассмотреть с территории Кремля, но далековато оттуда, да и смеркалось…
Луг предстал передо мной рыжим, ни одной зеленой былиночки, и совершенно непроходимым: распутица… Однако церковь «на берегу» этого глубоко-осеннего луга, как ни странно смотрелась ничуть не менее выигрышно, чем летом.
А еще «вираж» к лугу порадовал знакомством с вовсе уж сказочным теремом. Совсем новеньким, между прочим, внутри еще отделочные работы ведутся. Для частного дома, пожалуй, великоват, может еще один отель будет?..
И вот интересное дело — Ильинский луг совсем-совсем пожухлый, а холм, на котором стоит еще одна церковь, встретившаяся по пути, Тихвинская, почти совсем увяданием не тронут. Храм Тихвинской иконы Божией Матери — единственное, что сохранилось от древнего Андреевского монастыря. И на сей рез бесчинства прошлого века ни при чем, монастырь прекратил свое существование еще «в литовское разорение».
А вот сама церковь лишилась алтарной части с престолом Андрея Первозванного и паперти с шатровой колокольней после 1917-го. Но, несмотря на утраты, полюбоваться здесь все же есть чем. Люди знающие рекомендуют обратить внимание на так называемые «тройни», или троечастные наличники — два окна с киотом посредине на боковых фасадах. Я только потом узнала, что для Суздаля такой архитектурный прием редкость, потому специально и не фотала, но все же немного этот элемент на снимке видно. Представляю, как было красиво, когда наружные иконы были на месте… А еще мне очень понравился один из входных порталов храма, сейчас, увы, камнем заложенный… И трехчетвертные колонны хороши, а уж свод арки и вовсе нечто!
И снова домики! Да еще одного из любимейших моих цветов — бирюзовые, причем один был обильно «украшен» райскими яблочками, а второму чрезвычайно к лицу была растущая рядом голубая ель. А какая оборочка под слуховым окном!
Свернув, наконец, на Покровскую, заприметила еще одну ель, тоже голубую, но… с тремя макушками! Да-да, это не три дерева рядом: на одном стволе такое вот чудо выросло! И прекрасно себя чувствует, судя по пышности хвои и урожаю шишек.
Радует, что в Суздале и новые дома строят в русском стиле, как этот, например:
И придумывают затейливую отделку. А кое-где на окнах уже цикламены цвели… Зима вот-вот…
И снова плюсы ноября: летом вряд ли бы удалось в подробностях рассмотреть вот эти наличники,
а они того стоят: корона наверху — ладно, но какие «шнуры» стекло обрамляют! И котик сладко спит…
А тут — ну чисто кружева… Да еще с какими-то интересными выступающими элементами в верхней части боковин! Наверное, есть специальное название для таких штучек…
Развлекаясь всем этим разнообразием форм и цветов, приближалась я к Покровскому монастырю.
И совсем рядом с ним встретила еще одну пару церквей, являвших собой образец невероятной гармонии… Ни убавить, ни прибавить! Еще и веточки будто специально…
Дальняя церковь — Петропавловская, а ближняя — уже и пояснять не нужно, что зимняя — Никольская. Всегда особенно радуюсь, встречая в путешествии храмы, посвященные Святому Николаю Угоднику…
Никольская церковь, как выяснилось, была первой среди «теплых» храмов Суздаля. Построена в 1712-м году, Петропавловская — в 1694-м. Причем, читала, что оба храма были возведены не без участия царственных узниц Покровского монастыря. Оказывается, по причине того, что в Свято-Покровский монастырь ссылали ставших неугодными цариц, княгинь и прочих высокородных особ, доступ простым прихожанам в обитель для моления был запрещен. А народу вокруг жило немало. Вот и выстроили «усердием монастырских служек» сначала Петропавловскую, а затем и Никольскую церкви для окрестных прихожан.
Интересно, что один из приделов Никольской церкви освящен в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя сына Петра I, царевича Алексея. Считается, что произошло это по чаянию Евдокии Лопухиной, также томившейся в стенах Покровской обители. Оба эти храма образуют единый ансамбль с монастырскими постройками. У них даже есть своя собственная ограда, и я поначалу решила, что это некая часть территории монастыря.
Ан нет! Вход в обитель — напротив, через Святые врата с надвратной Благовещенской церковью (1515 год, впечатляющие циферки…).
Над вратами мозаика, разумеется, Покрова — лик Богородицы на ней очень строгий…
Основан монастырь в 1364 году, но от первых, деревянных, построек ничего не сохранилось. Каменное строительство в обители началось в XVI веке при Великом Московском князе Василии III, который сослал сюда свою жену Соломонию Сабурову после двадцати лет супружества по причине бесплодия. (Что подвергается сомнению, т. к. вроде бы сразу после пострига родила Соломония, вернее, тогда уже София, сына, названного Георгием).
В 1518-м году заканчивается строительство величественного и строгого Покровского собора. Предусмотрительный Василий III, учитывая пожизненные сроки ссылки, повелел устроить под собором обширный склеп для погребения почивших монахинь из знатных семейств. Покоятся здесь, в том числе, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и многие представительницы таких известнейших русских фамилий как Скопины-Шуйские, Горбатые, Нагие, Бельские…
Свято-Покровский монастырь — действующий. И если накануне в Спасо-Евфимиев монастырь шла я как в музей, никаких иллюзий не питая, а в результате совершенно неожиданно глубоко прониклась тамошней благодатью, то здесь получилось все с точностью до наоборот…
Покровский показался не просто безлюдным, а вымершим! В Спасо-Евфимиевом отсутствие народа радовало, а тут было даже не по себе как-то… Почему — кто ж его знает! Восприятие — штука тонкая и индивидуальная… То ли знание о многочисленных отправленных сюда узницах влияло?.. Хотя в монастырях ведь такое не редкость, так что вряд ли.
Кстати, сразу за Святыми вратами, налево, дорожка к Приказной избе, в подземелье которой находился «каменный мешок» для особо опасных ссыльных.
В женском-то монастыре… Неужто так сильно их боялись мужья, отцы и прочие сильные мира сего?.. Хотя, времена были лихие, интриги плелись будь здоров… Лютую расправу устроил здесь в 1718-м году царь Петр, заподозрив бывшую супругу в соучастии в заговоре против него. Евдокию Федоровну после 20 лет жизни в суздальской обители отправили в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смерти с ней запрещено было кому-либо разговаривать. А игуменью Покровского монастыря Марфу и несколько других монахинь показательно казнили на Красной площади в Москве.
Что несомненно на впечатление повлияло, так это то, что мирянам доступен здесь лишь проход от Святых врат до Зачатьевской церкви. Когда накануне смотрела на Покровский монастырь от стен Спасо-Евфимиева, с высокого берега Каменки, предвкушала, как замечательно будет гулять среди белокаменных его строений, но… Гулянья-то никакого и не получилось! То есть монастырь, конечно, это отнюдь не место для прогулок: устав и все такое, однако разочарования избежать не удалось. Да еще и собор, оказывается, закрыт с осени и до теплых дней весны… Правда, росписей там нет, но все равно досадно.
Единственную монахиню увидела за свечным ящиком в церкви Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Туда, к счастью, можно было войти и там было тепло…
В ноябре определенно надо некие «пункты обогрева» на маршруте предусматривать, подмерзла я к тому времени изрядно. А надежды на монастырскую трапезную тоже не оправдались — и она была закрыта…
Зачатьевская церковь построена в 1551 году после смерти первого ребенка Ивана Грозного, дочери Анны, прожившей меньше года… Архитектура ее прямо-таки иноземная, куда больше напоминает этот храм церкви западные, чем православную. Даже и декор — орнамент из красного кирпича в виде ромбов по верхней части периметра и то ненашенский какой-то. И нарочитая асимметричность удивляет — шестигранная колокольня высится над юго-западным углом здания.
Очень мне понравился вид из фруктового сада на эту церковь. Представляю, какая красота, когда сад в цвету…
Вообще, летом здесь наверняка нарядно — розовых кустов множество, есть и плетистые, на зиму заботливо снятые с опор и укрытые еловым лапником. В ноябре, конечно, только туи и зеленеют, но видно, что все вокруг ухожено.
Между прочим, в кои веки монахиням повезло. В позднесоветские годы на территории монастыря был устроен шикарный по тем временам туристический комплекс с размещением в избах «а-ля рюс». (Подозреваю именно приглашением сюда «пугала» Женю Лукашина подруга Галина). После возвращения обители церкви избушки эти стали использоваться под монашеские кельи. Надо полагать, они со всеми удобствами.
А увидеть какими были кельи насельниц в начале 20-го века можно в небольшом здешнем музейчике. По мне так очень уютно! Кругом салфеточки, кружевные накидушки, занавески.
Кстати, монастырь не был общежительным, и рукоделие давало сестрам средства для собственного содержания. А еще в музее есть экспозиция, посвященная первой после возрождения монастыря игуменье матушке Софии (Комаровой), скончавшейся в 2016-м году. Душевно… Много замечательно добрых фотографий… (А фотать здесь запрещено, келью пиратски запечатлела).
Вообще посещение музея здорово мое впечатление от Покровского монастыря «поправило». Даже подумала, что, ежели еще раз случится побывать в Суздале, приду сюда снова, только желательно в теплое время года, когда собор открыт. И трапезная)))
Кстати, о хлебе насущно.! Всегда стараюсь найти заведение, где можно поесть быстро, вкусно и недорого. В Суздале для меня таким стал «Буфет» на Ленина, 73а. Ориентир — трактир «Харчевня».
Кафе-столовая в соседнем с ней доме. «Буфет» впечатляющим входом не обладает, первый раз даже проскочила мимо.
А внутри очень даже симпатично, множество славных пустячков на полочках и подоконниках.
Кормят вкусно. Булочки с творогом — из серии «ум отъесть». Даже в Москву с собой парочку привезла.
Покинув Покровский монастырь, решила обойти часть его стен снаружи: интересно было на башни посмотреть. Две из них шатровые, совсем без декора; остальные — с полусферическими куполами, особенно понравились те, что восьмигранные.
Оказывается, от стен Свято-Покровского монастыря открывается живописный вид на монастырь Александровский.
Кстати, слева на фото, рядом с высокой елью, «вчерашняя» Преподобенская колокольня Ризположенской обители. Все рядом в Суздале!
Пройдя по тропинке к реке, очутилась возле деревянного мостика, вид на который и с которого — замереть и любоваться…
Вообще, город этот настоящая беда для особ склонных к созерцанию)))
И думать нечего «раскладывать» маршрут по времени, т. к. наверняка из графика выбьешься, по «вине» таких вот мостиков…
Или метелок растущих на берегу Каменки злаков, замечательно вписавшихся в пейзаж с Покровским монастырем…
Оказавшись вновь у входа в Спасо-Евфимиев, я вдруг решила… еще раз пойти туда! Накануне ведь так и не побывала ни в одном музее на территории, а теперь вот потянуло…
Особенно впечатлила экспозиция «Золотая кладовая», размещенная в здании бывшей Никольской больничной церкви. В залах на двух этажах представлено более 500 предметов искусства, от 12-го века и до начала 20-го. Большей частью церковных,
Святой Никита, побивающий беса. Икона нагрудная. Конец 15 в., Москва. Серебро, скань, литье, золочение, жемчуг.
Богоматерь Владимирская. Оклад 17 в.
но есть и чисто ювелирные, как, например, серьги былых времен, причем некоторые хоть сейчас носи.
И страсть как мне глянулся «цветочный» молочничек на симпатичных «лапках»:
Молочник. 1780 г. Москва. Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.
Обычно я довольно равнодушна к вышитым богослужебным предметам, но здешние фелони, воздухи и покровцы изяществом растительных узоров «взяли в полон»:
Покровец. Конец 18 в. Суздаль. Бархат, золотые нити, блестки, жемчуг.
Всегда особенно восхищаюсь окладами икон, выполненных из жемчуга:
Богоматерь Казанская. Оклад 17-19 вв. Серебро, золото, драгоценные камни, стекла, жемчуг.
А хвостатую «пуговицу», ту, что внизу на следующем фото, можно в «Что-Где-Когда» посылать)):
В центре и справа - убрусы и ожерелья с икон. Слева - рясны (древнерусские украшения в виде подвесок к головному убору) с иконы. Внизу - повороза, закладка для книг. 16-17 в.
В жизни бы не догадалась, что это закладка для книг!
Не зря вернулась в Спасо-Евфмиев, ох, не зря… К тому же снова насладилась его тихой осенней благодатью…
Ну, а потом направилась в центр, где меня совершенно случайно вынесло к «дому Бальзаминова» . (Вообще-то в Суздале снято более 80 фильмов, но достопримечательностью повезло стать именно дому незадачливого жениха Мишеньки)).
Дом как дом, вот ель во дворе — богатырская!
Зато напротив — еще одна, теперь уже финальная в моем путешествии пара церквей: Лазаревская и Антипьевская. Не так давно оба эти храма были белыми, теперь — нарядно покрашены.
Навершие колокольни Антипиевской церкви — идеальный образец типично суздальского вогнутого шатра. Пожалуй, он самый изящный из всех, что довелось увидеть в эти два дня.
А Лазаревская церковь была первой в городе увенчана пятью главками. И по сей день пятиглавие именно этой церкви считается красивейшим в Суздале.
Ну, а мне пора уже было шагать за вещами в отель и отправляться на автовокзал…
На прощанье — еще один «кружевной домик»:
И еще одна церковь с изящной главкой и с еще одной колокольней, как я теперь знаю, с истинно суздальским шатром:
Обратный путь до Владимира прошел без приключений, околодорожную ремонтную жуть в темноте не было видно))
Для справки: от Торговой площади до автовокзала 12 минут бодрым шагом. Вернее, очень бодрым! Ожидавшая на остановке местный автобус женщина напугала меня тем, что его нет уже 40 минут, и что пешком «нууу, минут за 30–40 дойдете», после чего, я, опасаясь опоздать, припустила рысью и превратила обещанные 30–40 в 12)))
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия